Мысли вслух.
статья по теме
Мысли вслух!
«Я – учитель с большой буквы или с маленькой?»
Слово «учитель» , как и все слова, многозначно и многослойно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_vystuplenie_na_pedsovete.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я – учитель с большой буквы или с маленькой?»
Слово «учитель» , как и все слова, многозначно и многослойно.
-Потише, вон училка идёт!
-Ты что, слишком молоденькая!
-Теперь знаешь, каких молоденьких присылают?!
Этот разговор двух пятиклашек возле школы я услышала перед 1 сентября.
Оба нарядны и несут по цветку, как положено. Но - «училка»… Что ж. Они не испытывают страх перед учителем – они его переросли, а до уважения к учителю – не доросли. Может быть только к 17-ти, а то и в 40 лет мы выучиваемся произносить слово «Учитель» так, чтобы сердце переворачивалось и голос дрожал.
Я вкладываю в слово «Учитель» высокий смысл. Пусть возвышенное представление о нём не совсем согласуется с повседневным образом учительницы, «училки». Выражение «Учитель с маленькой буквы» - по меньшей мере странное. Учитель не может быть с маленькой буквы, в противном случае он не учитель вовсе.
Для меня учитель – человек с большой буквы. Мы, учителя, в ответе за каждого ученика. Я убеждена: надо находить в каждом ребёнке хорошее, в любом из них, даже самом «безнадёжном».
Настоящий учитель запоминается детям на всю жизнь, он обладает силой воздействия на учеников, умением внушить им не только интерес, но и любовь к различным предметам.
Я считаю это важнейшим качеством человека, который выбрал себе почётную профессию – учитель.
Нелёгок и сложен труд учителя. Есть уроки математики, русского языка, астрономии, нет уроков великодушия, благородства, честности, внимания и уважения к людям. Такие уроки не включены в школьное расписание. И всё-таки я назвала те дисциплины, которым учитель должен учить своих детей. Учитель должен «обдумать» каждого ученика.
Школа призвана учить вниманию, деликатности, пониманию красоты с самого раннего детства, прививать уважение к человеку. Учитель должен быть дипломатом. Это не исключает искренность между учителем и учеником. Учитель в какой-то мере и актёр – ему положено быть всегда ровным, внимательным, подтянутым. Он не имеет право переносить «на сцену» свои личные переживания. Учитель должен входить в класс с ясной душой, какие бы ни были неприятности и трудности в жизни.
В момент, когда учитель с детьми, он должен забыть обо всём. И это очень трудно.
Когда я поступала в Томский педагогический институт, по сути я взяла на себя обязательство стать идеалом человека, учителем с большой буквы, хотя бы для своих учеников. Для учеников я – одна, единственная учительница, вторая мама, к которой они привыкли, полюбили, доверились. И я не имею права пренебречь их доверием, обмануть их ожидания. Я, как бы не кощунственна была эта мысль, вынуждена играть роль прекрасного человека-учителя с большой буквы. Эта, однажды принятая на себя роль, исполняется годами и постепенно перестаёт быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного –Учителя с большой буквы.
Таким учителем сделает меня не пединститут, а многолетнее общение с детьми, для которых, если я честна – то обязана быть лучшим человеком на земле. Мне просто некуда деться и я стану такой!
Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем. Его провожают в том же звании, прибавляется единственное – пенсионер. Он – врач, но его пациенты редко благодарят за лечение, а иногда и вовсе не хотят учиться. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Так где же нам, учителям, взять силы для вдохновенья? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела, в уважении к нему всего общества. Будни захлёстывают нас – планы, журнал, отметки, родители, разговоры в учительской. Но прежде, чем идти на урок к детям, нужно всё это оставить у порога и войти в класс с возвышенно настроенной душой.
Сейчас много говорится о мастерстве учителя, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработаны жесты, выверены интонации. Но ещё важнее, я считаю – нравственный облик, манера общения и поведения учителя. Пианист, в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает- сосредотачивается. Потом он переодевается во фрак и… Хирург перед операцией – моет руки, собирается с силами. У педагога нет этих спасительных коротких минут, он должен быть готов к уроку со звонком. Ему, словно актёру за кулисами кричат: «Ваш выход!» Но ему нельзя даже подгримироваться, потому что его зрители – в первом ряду партера. Он находится под светом 30 детских глаз, и их лучики пронзают его насквозь. Дети очень чутко воспринимают настроение учителя, улавливают фальш, не приемлют равнодушие. За настоящим учителем – учителем с большой буквы дети ходят гурьбой, они ловят каждое слово, следят за каждым мановением руки.
Каждый человек по-своему учитель, но человек, который выбрал эту профессию должен быть трижды, четырежды учителем во всех смыслах этого слова – учителе с большой буквы. Я очень люблю свою профессию, хотя многие называют её «вредной». Эта профессия – благодарная. Ведь не найдётся, наверное, ни одного человека, который бы не помнил своей первой учительницы. М тем более, мало таких людей, которые не были влюблены, в прямом смысле слова, в свою первую учительницу.
Я бы очень хотела быть учителем с большой буквы. И , уже вступив на путь, который ведёт к этому, я не сверну в сторону. Но для этого надо многое сделать. Нужен элементарный жизненный опыт, опыт общения с детьми, опят работы в школе. Наверное мне ещё рано называть себя учителем с большой буквы, но…
Главное – внушить это себе, поверить в это, и стать им, УЧИТЕЛЕМ с большой буквы! Пусть всем детям достанутся именно такие педагоги – бескорыстные, верящие в добро, со старыми нравственными принципами, не знающие снисходительности к нарушению законов чести!
«Комфортность учащегося на уроках, как необходимое условие для повышения качества образования. Педагогика оздоровления»
(Выступление на педагогическом совете).
Комфортность, комфортное состояние ребёнка на уроке, вообще в школе – это , пожалуй, главное условие для повышения качества образования. Комфорт с разных точек зрения психологических, психических. Возможен и возникает только тогда, когда ребёнок просто здоров. Если ученик страдает различными хроническими заболеваниями, нервно-психическими расстройствами, он слаб физически, рассеян, у него нарушение осанки, остроты зрения и т.д., то педагог, владеющий новейшими методиками по созданию комфортности обучения, работающий по определённой системе, использующий различные способы по организации обучения, не сможет добиться высоких результатов.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить , беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только тогда можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Если раньше говорили, что «в здоровом теле-здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового и наоборот.
Проблема здоровья детей сегодня , как никогда. Актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного человека-ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне не менее важна и правильная организация деятельности. Почему только в 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми? Как так мы учим детей, наших детей, что они выходят из школы неполноценными членами общества? А сегодняшние больные дети – это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
Исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящие в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки-с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников-нарушение остроты зрения, составляющее до 30-40%.
В настоящее время возникла потребность и необходимость разрабатывать новые направления в педагогике: как педагогика оздоровления. А основе которой лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Слабое физическое здоровье, много хронических заболеваний, которые имеют обыкновение обостряться. Нервы у всех расшатаны с детства. Где, как не здесь нужен индивидуальный и дифференцированный подход в педагогике оздоровления.
Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие.
Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходимо совместная работа педагогов и родителей.
Целью обучения должно быть обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирования у него знаний , умений и навыков по здоровому образу жизни. Мы должны научить ребёнка пользоваться этими знаниями в повседневной жизни. Я считаю, что это должно стать приоритетным направление в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни: - профилактическим методикам-оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
-простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, ссадинах;
-привитие детям элементарных навыков ( мытьё рук, использование носовых платков при чихании, насморке и т.д.);
-через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития и использованием физкультминуток и подвижных перемен;
-проветривания и влажные уборки помещений;
-ароматерапии, витаминотерапии;
-функциональной музыки;
-чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
-через специально организованную двигательную активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижными играми, своевременное развитие основных двигательных навыков);
-массовых оздоровительных мероприятий(спортивно-оздоровительные праздника, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии);
-а так же в работе с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории);
-в работе с пед.коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения);
Только комплексное использование всего вышеперечисленного позволит решить задачи «педагогики оздоровления».
В заключении хочу сказать, что актуальным является вопрос и о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в начальной школе или уже работают и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет всё то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Помимо профессиональных качеств педагог должен заботиться и о своём здоровье, так как от нашего здоровья напрямую зависит и здоровье (психическое и физическое) детское.
Поэтому хочу пожелать вам, дорогие коллеги, занимаясь детьми, не забывайте о себе, о своём здоровье, будьте примером для своих воспитанников. Только тогда, когда здоровый образ жизни-это норма жизни педагога, только тога ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мысли вслух
Размышления на актуальные вопросы....
О пользе чтения вслух.
Выдержка из статьи В.Харченко. Читать вместе- это очень важно. Читать вслух детям необходимо- они учатся слушать, понимать , воспринимать....
мысли вслух
Мысли вслух...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.
Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...