Статья" Что такое оценочная самостоятельность у учащихся."
учебно-методический материал (2 класс)

Черныщук Ольга Павловна

Как учитель должен безотметочно оценивать детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Безотметочное обучение.42.6 КБ

Предварительный просмотр:

Безотметочное обучение направлено на формирование оценочной самостоятельности.

Оценочная самостоятельность - это учебная деятельность самоконтроля и анализа своей работы.

У школьников надо формировать умения самостоятельно осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, сравнивать их с эталоном, овладевать способами проверки, находить и исправлять ошибки. От уровня сформированности данных умений зависит адекватность принятия оценки от учителя.
Контрольно-оценочная деятельность на первом и втором годах обучения включает:

s  контрольно-оценочную деятельность учителя;

s  контрольно-оценочную деятельность учащихся в отношении самих себя (самоконтроль и самооценка);

s  контрольно-оценочную деятельность учащихся в отношении друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка).

Контрольно-оценочная деятельность педагога:

Учитель должен вести систематический учет усвоения детьми знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому предмету, используя различные, приемлемые для него формы фиксации. Это могут быть оценочные листы, различного вида таблицы, журналы (но не классный), где прописаны специальные умения по каждому предмету. Такие же требования относятся и к учителям-предметникам, которые преподают в начальных классах музыку и пение, физическую культуру, иностранный язык.
Для фиксации качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися можно использовать следующие символы:
“+” — знает, умеет, правильно выполняет;
“+_ “ — выполняет некоторые задания и допускает большое количество ошибок;
“-“ — не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях допускает ошибки.
По мере усвоения учащимся материала по изучаемой теме оценочные суждения корректируются. Идеальным вариантом является тот, когда все знаки превращаются в “+”.
Ведение систематического учета усвоения детьми знаний, умений и навыков, которые определяются программными требованиями, позволяет учителю организовывать коррекционную работу по преодолению трудностей, которые испытывают учащиеся, помогает при работе с родителями, когда необходимо показать успехи ребенка, после чего обратить внимание на возможные проблемы.
Контроль и оценка уровня развития учащихся должны быть направлены на выявление динамики их развития с учетом индивидуальных особенностей. Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом.
Контрольно-оценочная деятельность носит ярко выраженный тематический характер. Объем знаний, характер специальных и общеучебных умений и навыков, которые должны быть сформированы у детей в процессе прохождения каждой темы, определяются программными требованиями.
В своей деятельности учителю необходимо использовать различные оценочные шкалы: линейку самооценки, знаковую систему, словесную, оценку одного задания баллами (0 — выполнено с большим количеством ошибок, 1 — выполнено с небольшим количеством ошибок, 2 — выполнено без ошибок) и т. д.

Предлагаются (для примера) следующие принципы безотметочного оценивания, которые разработала Г. А.Цукерман:

1.  Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

2.  Самооценка должна постепенно дифференцироваться, т. е. ребенок должен уметь сравнивать свою работу с другими.

3.  Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, опираясь на правило «добавлять, а не вычитать».

4.  Содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

5.  Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.

6.  Оценивается динамика учебной успешности относительно их самих.

7.  Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.

8.  Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Формы учёта знаний:

Линеечки Г. А. Цукерман Различные символы Рейтинг - контроль Листы индивидуальных достижений Диагностические карты Портфолио

"Линеечки" как инструмент небаллированной оценки ( Цукерман). Линеечки - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.
При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальных линеечек и вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки:
К – красота, П - правильность, С - старание, А – аккуратность и т. д.
Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестики на другом уровне.
Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов:
- ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы. Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем с середины 1 класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки.
1 класс. Ретроспективная оценка.
1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т. е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.
2 шаг: ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, т. к. является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагается лишь тогда, когда ретроспективная самооценка осознана, адекватна, дифференцирована.
После прочтения диктанта предлагается детям оценить умение проверять те или иные орфограммы. Те, кто уверен, ставит крестик вверху, кто не уверен - внизу.
Если задание на прогностическую самооценку дается впервые, не стоит просить детей оценивать себя после диктанта до учительской проверки. Нужно раздать проверенные диктанты и попросить поставить второй крестик по результатам учительской проверки.
Наиболее выразительные расхождения прокомментировать индивидуально или открыть смысл прогностической оценки (без термина): "Надо учиться рассчитывать свои силы. Оценивая свои силы перед диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, напрягая все силы. Только так ваши знания будут расти.

2 этап самооценки: ( 2-3 класс). На уроке литературного чтения учащимся необходимо выучить и рассказать наизусть басню В. Д. Берестова “Гусь и его критики”. Дети готовят задание в группах. Они обсуждают результаты своих выступлений и оценивают себя по следующим показателям: ПР — правильность передачи текста, П + И — соблюдение пауз и интонации, К — выделение голосом ключевых слов, А — артистичность исполнения басни. Показатели выносятся на доску:
Затем проходит обсуждение самооценок учащихся. Дети высказывают свое отношение к самооценке одноклассников (т. е. используются элементы взаимооценки): указывают на недостатки при чтении, т. е. на завышенную самооценку, на преимущества того или иного выступления, т. е. на заниженную самооценку. Самое главное, что дети объективно оценивают определенное высказывание, а не сравнивают выступления разных групп.
При выполнении самостоятельных, проверочных, тестовых работ используются такие же шкалы. Но, как бы ученик ни выполнил очередную работу, ее результаты можно сравнивать только в ряду других по данной теме. Если у ребенка есть устойчивый успех, т. е. уменьшается количество ошибок, то можно говорить о том, что он овладевает программным материалом. Большего внимания требуют дети, у которых в нескольких работах встречаются 1 — 2 типичные ошибки и они все время повторяются.
Сравнение результатов нескольких работ позволяет учителю увидеть, а ребенку и его родителям показать, как происходит процесс обучения, есть ли положительная динамика, умеет ли ребенок себя адекватно оценивать.
Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооценки с оценкой учителя, а сравнение двух собственных самооценок — прогностической и ретроспективной. Основываясь на опыте педагогов, можно сделать вывод, что если учитель систематически работает над ретроспективной самооценкой, то уже в конце первого — начале второго года обучения можно начинать работу над прогностической самооценкой. Образец такой работы педагог должен показать. Например, перед выполнением задания “Списать слова, разделить их для переноса и на слоги” учитель предлагает детям прочитать данные слова, а затем попробовать оценить себя по следующим показателям:

s  если я считаю, что все слова разделю для переноса правильно, крестик ставлю в самом верху;

s  если я уверен, что ни одно слово не разделю правильно, крестик ставлю внизу;

s  если я сомневаюсь в том, что все слова смогу разделить правильно, крестик ставлю посередине.

Точно такая же работа ведется и над делением слов на слоги. Затем дети выполняют задание.
Если такая работа проводится впервые, то учитель собирает выполненные задания, проверяет их, исправляет ошибки, но не оценивает. Проверенные работы раздаются, и на второй линеечке появляется крестик самооценки, который дети ставят по результатам проверки учителя. Когда такая работа станет привычной, ученикам предлагается оценить себя еще раз до проверки задания учителем. У ребят возникает необходимость в самоконтроле, т. е. необходимость еще раз проверить правильность выполнения задания.

Рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинг – это интегральная оценка в баллах (из возможных 100) всех видов деятельности ребенка, являющаяся количественной характеристикой качества учебной работы.

Рейтинг представляет собой целостную систему оценки, более гибкую и широкую по сравнению с традиционной пятибалльной оценкой.

Применение рейтинга должно быть тщательно продумано, иначе легко внести хаос в учебный процесс.

Система рейтинговой системы должна:

-  обеспечить систематическую и объективную оценку успеха каждого ребенка;

-  обеспечение творческой, ритмичной и активной работы как учителя так и ученика

-  создание дополнительных стимулов в процессе обучения.

Модуль – автономная логически завершенная часть изучаемого материала. Весь материал разбивается на модули и определяется максимальный рейтинг каждого из них. В итоге 70 баллов из 100 – успевает, менее 70 – неуспевающий.

Контрольная точка – учебное занятие, на котором ребенок должен показать приобретенные знания, умения и навыки, соответствующие стандартам и нормативам. Стала проще после выхода Государственных общеобразовательных стандартов, в которых заложены квалификационные требования по каждому предмету.

Документация:

-  Договор

-  Карта контрольных точек

-  Учебный журнал

-  Зачетная ведомость

-  Рейтинг-лист

-  Положение по применению рейтинговой системы в данной школе (учебном заведении).

Переход на рейтинговую систему оценки должен проводиться после определенных организационных мероприятий и обучения преподавателей.

Что даёт рейтинг - контроль:

  знания стали более прочными,

  дети стремятся получить более высокий рейтинг,

  больше внимания как к слабым, так и к сильным ученикам,

  возможность управлять учебным процессом и анализировать его.

Трудности:

-  возросли затраты времени преподавателя на подготовку к урокам и дополнительные занятия;

-  учащимся трудно догнать после болезни, исправить баллы;

-  необходимость учащимся готовиться к каждому уроку и знать все темы, всегда быть наготове.

-  родители не всегда могут разобраться;

-  пересдача контрольной точки только один раз

Листы индивидуальных достижений ( « Дневник моего роста»)

В лист заносятся результаты диагностики учащегося по определённым критериям.

Листы индивидуальных достижений используются учителями в процессе оценивания учебных достижений младших школьников с целью отслеживания объективности оценки, формирования самооценки. Учащиеся наглядно видят своё продвижение в учёбе, легче адаптируются к новым условиям школьного обучения.

Ø  Освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков;

Ø  Фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам;

Ø  Заполнение листа ведётся учителем или самим учеником.

Примеры диагностических листов

Ученик:_____________ , Школа:_____ , Класс: 1 Учитель:

№ п/п

Формируемые навыки и умения

Даты

Старт

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Итог

1. Навыки чтения

1.

Техника чтения

Чтение слогов

Чтение слов

Ударение

Чтение предложений

Чтение текстов

Безошибочность чтения

Выразительность чтения

2

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному

Восстановление пропущенного слва

Составление «устной картины»

Сопоставление прочитанного текста и илюстрирован-

ного ряда к нему

3

Пересказ

С помощью учителя или иной

Без помощи учителя

И т. п.(список навыков может быть продолжен)

В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых навыков и умений.

Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешности ее выполнения.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по математике  

Фамилия, имя учащегося  

Контролируемые знания, умения и навыки  

Контрольная лента  

Умение продолжать заданную закономерность  

Умение сравнивать предметы по форме, цвету и размеру  

Умение выделять части и целое  

Знание последовательности чисел от 1 до 20  

Умение сравнивать натуральные числа  

Умение складывать однозначные числа без перехода через десяток  

Умение вычитать однозначные числа без перехода через десяток  

Умение складывать однозначные числа с переходом через десяток  

Умение вычитать однозначные числа с переходом через десяток  

Умение складывать и вычитать натуральные числа с нулем  

Умение складывать и вычитать натуральные числа в пределах 100 без перехода через разряд  

Умение решать текстовые задачи в одно действие  

Умение решать текстовые задачи в два действия  

Умение решать уравнения вида: а + х = в, а - х = в,  

х - а = в  

Умение распознавать простейшие геометрические фигуры  

Умение измерять длину отрезка с помощью линейки  

Умение строить отрезок заданной длины  

Умение практически измерять величины: длина, масса, объем  

отслеживание процесса, фиксирование промежуточных результатов изменения уровня самооценки:  

o  декабрь, май 2004 - 2005 уч. г. (1 класс);  

o  сентябрь, декабрь, май 2005 - 2006 уч. г. (2 класс);  

o  сентябрь, декабрь, май 2006 - 2007 уч. г. (3 класс);  

o  сентябрь, декабрь 2007 - 2008 уч. г. (4 класс);  

проведение контрольных срезов уровня самооценки  

Диагностические карты

Эффективность использования диагностических карт в процессе оценивания учебных достижений младших школьников нашла своё отражение в ряде школ нашей страны. В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах.

класс «_____» __________________ 200 __г.

Норма чтения: ___________ слов в минуту

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Темп чтения

Код учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

- ниже нормы

- норма

- выше нормы

Правильность чтения

Ударение

Повторы, замена

Без ошибок

Способ чтения

По слогам

Слог + слово

Целыми словами

Выразительность чтения

Монотонное

«Скороговорка»

Выразительное

Учитель:

_________ класс «_____» _____________________200____ г.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

выявления качества обучения учащихся по математике в 1 классе

№ п/п

Содержание модулей учебного предмета

Код учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1.

Состав однозначных чисел

2.

Сложение и вычитание в пределах 10

3.

Решение неравенств

4.

Сложение и вычитание «круглых» чисел

5.

Сложение и вычитание двузначных чисел и однозначных без перехода через разряд

7.

Взаимосвязь компонентов при сложении и вычитании

8.

Величины

9.

Геометрический материал

11.

Логические задания

12

Прочие ошибки

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Условные обозначения:

¨ - отлично

¨ - хорошо

¨ - нужна помощь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы

Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности в процессе реализации ФГОС

Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается контрольно-оценочная самостоятельность учащихся. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка должна стать ...

Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников (обобщение опыта)

Презентация:"Введение  технологии оценивания образовательных достижений  в школе I ступени  как средство развития  оценочной самостоятельности  младших школьников". (обобщение...

Доклад с презентацией по теме "Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся"

В докладе содержатся ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения, этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Описываются педагогические ...

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности

Этапы формирования оценочной и контрольно-оценочной самостоятельности...

Формирование рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся

Формирование рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся...