Статья "Что такое хорошо и что такое плохо?"
статья (2 класс) на тему
Статья создавалась для работы с родителями и в помощь для работы с детьми младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое хорошо и что такое плохо?
«Мама, сегодня учительница попросила меня, чтобы я следила за всеми, кто плохо вёл себя на перемене, и ей потом рассказывала! – Дочка, в наше время с тобой бы не дружили после такого… – Да? А почему?!»
«А мы с Егором и Петей вчера побили Димона. Он достал уже меня весь год обзывать. – А почему с Егором и Петей? Трое на одного как-то нечестно. – Почему это нечестно?!»
Всё чаще мы сталкиваемся с тем, что наши дети не понимают, что значит поступить подло, гадко или, наоборот, благородно. А иногда не очень-то понимают, что значит дружить и какие поступки приемлемы среди друзей, а какие нет. Многие родители удивляются, и раз за разом я слышу от них что-то вроде: «Но я же уже в 5–6 лет точно знал, что такое хорошо, а что плохо. И меня никто особо этому не учил. Как-то само». А вот и не само. Те, чьё детство (хотя бы до 5–6 лет) пришлось на эпоху СССР, часто недооценивают фактор воспитательного воздействия общества. Ценности были едиными для всех. В каждом детском саду примерно одинаково объясняли: думать о других – хорошо, а только о себе – плохо. Помочь пожилому человеку – правильный поступок, а пройти мимо того, кому нужна помощь, – низко и гадко. Все это подтверждалось примерами из книг про пионеров-героев и не только. Входило в сознание образами из мультиков и кино. Дальше началось время развала общих ценностей, и в конечном итоге мы сейчас имеем иную картину. В каждой семье ценности свои, а педагоги предпочитают ни во что не вмешиваться: себе дороже. Да и в их функциональные обязанности больше не входит воспитание. Только развитие и обучение.
Её величество интрига
В одном детском саду 6-летний мальчик ежедневно доводил до слёз половину группы: как только какие-нибудь дети начинали вместе играть, он подходил к одному из них и говорил: «Ты что, с ним дружишь? Фу! Он же глупый, ест козявки, не умеет читать». Причём это была не просто гадость, а то, что действительно было слабым местом этого ребёнка. Дети начали ссориться друг с другом, обижаться, пытаться завоевать одобрение этого мальчика. Воспитатели не знали, что делать. Решили рассказать родителям ребёнка. Ответ папы обескуражил: «Молодец сынок, далеко пойдёт!» И только после жалоб остальных родителей было принято решение говорить с детьми о том, что такое дружба, читать книги по теме и обсуждать, какие слова и поведение могут быть очень неприятны. После этого дети стали давать мальчику отпор, а его родители, возмутившись, забрали сына из сада. Это история из жизни дошкольников, но ровно то же, только в более жёсткой форме (вплоть до доведения до самоубийства), мы всё чаще видим у подростков. Дети без чётких ценностных ориентиров ведут себя в коллективе по законам стаи, где главное – показать силу, в том числе и за счёт подавления более «слабых».
Эх, мало наваляли…
Важно осознать: если дома нет специального общения на тему вечных ценностей, дети впитывают их только из нашего с вами поведения и разговоров. А это зачастую разговоры про деньги: хватает, не хватает, заработать, потратить… Или про вещи: походы за покупками, обсуждение покупок. Про работу – в лучшем случае увлечённо и с интересом, а в худшем – про усталость, вредное начальство или мерзких коллег. Возможно, я сгущаю краски, но давайте честно вспомним, когда мы в последний раз обсуждали с детьми поступки, которые можно назвать добрыми, объясняли, что такое зло и что делать стыдно (кроме учёбы на двойки и тройки)? Когда помогли старенькой бабушке выйти из автобуса или в дождь подвезли промокшую девушку? Если совсем недавно – тема ценностей в вашей семье присутствует. Если давно или никогда – задумайтесь, откуда тогда ваш ребёнок черпает своё представление о хорошем и плохом. Ведь даже просмотренный вместе, но не обсуждённый мультик или фильм не обязательно приводит к одинаковым выводам.
Наводим мосты
Так что же очень важно делать нам с нашими детьми, начиная с 4-х лет и пока они нас ещё воспринимают (в подростковом возрасте уже часто не очень)?
- Читать детям вслух или обсуждать с ними прочитанные книги.
- Смотреть кино вместе. Хорошая традиция: хотя бы раз в две недели смотреть фильмы, в которых, на ваш взгляд, затронуты темы ценностей. И потом, конечно, обсуждать.
- Принимать участие в благотворительных проектах (перечислять деньги на лечение, сажать деревья, вязать пинетки в Дом ребёнка, отдавать одежду малоимущим семьям и т. д.) и объяснять детям, почему и для чего вы это делаете.
- Просто задумываться: пример каких ценностей мы показываем детям своим образом жизни, разговорами? Можно тысячу раз сказать ребёнку, что с людьми нужно вежливо обращаться, но если мы при этом орём на домработницу или не здороваемся с соседями, то впитается именно это.
- Разбирать примеры из их жизни, общения с друзьями, учителями. Рассказывать о своём детстве и поступках, которыми вы гордились и за которые вам было стыдно.
- Отпускать в гости к другим детям, приглашать к себе и разговаривать о том, почему в разных семьях многое по-разному. Многие дети начинают задумываться о разных ценностях, попадая в другие семьи (примерно во 2–3-м классе в больших городах). И сами начинают спрашивать, почему у нас так, а у них иначе.
Главное – осознать: сами по себе ценности не возникают в головах и душах детей. Они прививаются нами или хаотично впитываются из окружающего мира с непредсказуемыми последствиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....
СЦЕНКА К ДНЮ УЧИТЕЛЯ" ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО"
"Что такое хорошо и что такое плохо?"Крошка -сын к отцу пришел и спросила кроха:"Что такое хорошо и что такое плохо?"Что ответить ?Как тут быть? надо правду говорить.Если мама целый день у окна сидит,...
Что такое "хорошо" и что такое "плохо"
Цель: Формировать у учащихся нравственные целостные ориентации, способность формулировать нравственные суждения....