Закономерности развития психики детей с нарушением интеллекта
статья на тему

 

К проблеме аномального развития ребенка всегда проявляли большой интерес педагоги, психологи, врачи. Развитие медицинских и философских знаний способствовало научному пониманию процесса психического развития аномальных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_detey.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

                           Особенности игровой деятельности детей

             с нарушением интеллекта на уроках географии

Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нарушением интеллекта.

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у ребёнка с нарушением интеллекта, следует, прежде всего, выделить главную – недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствие необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда ребёнок с нарушением интеллекта пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа . Будучи лишён необходимого притока свежих эмоциональных впечатлений дошкольник-олигофрен получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образами на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.

Маленькие дети с нарушением интеллекта, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Так,  ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.

Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам-животным дошкольник с нарушением интеллекта также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди не обученных, дошкольников с нарушением интеллекта встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением .

У значительной части детей с нарушением интеллекта наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр необученных дошкольников с нарушением интеллекта является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т.д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов-заместителей никогда не встречается у дошкольников с нарушением интеллекта при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.

Замечено, что в процессе игры дети с нарушением интеллекта действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Необученный ребёнок с нарушением интеллекта быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Без специального обучения игра у детей с нарушением интеллекта не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случайно отведено центральное место в программе воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующие значение отводится среди них сюжетно-ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у ребёнка с нарушением интеллекта сложенного механизма сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, перед учителем-дефектологом ставится задача постепенного введения ребёнка с нарушением интеллекта в мир игры, обучение его разнообразным игровым приёмам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того, чтобы у ребёнка с нарушением интеллекта возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.

Все новое - это хорошо  забытое  старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное  ненавязчивое ...

Психолого-педагогический проект "Социальное развитие учащихся с нарушением интеллекта"

На современном этапе проблема общения привлекает внимание исследователей разных направлений. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали ...

Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)

Учебно-методический материал для начальной   школы  "Этикет  общения. Слова  вежливости"  представлен  из  выражений, расположенных  по темам:  "Приветстви...

Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...

Мастер класс для педагогов "Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития школьников с нарушением интеллекта"

Мастер-класс для педагогов   "Воспитательный потенциал притч как основа нравственно - этического развития  школьников с нарушением интеллекта".  Обучение участников масте...

Педагогический опыт на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения здоровья и развития школьников с нарушением интеллекта»

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной проблемой современности. Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающ...

Выступление на семинаре по дефектологии «Школьное обучение и воспитание - основа коррекции, компенсации и развития детей с нарушением интеллекта»

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потен...