Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые ФГОС
статья по окружающему миру на тему
Статья содержит краткое описание технологии ТОГИС, алгоритма работы над задачей, приведен пример работы над деятельностной задачей "Пингвины".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_tekhnologii_togis_chernyshyova_chernopyorova.docx | 42.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Чернышёва Л.К., Чернопёрова М.Г.
Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые ФГОС
С 2011-2012 уч.г. в гимназии №50 учителями начальной школы проводится апробация Технологии Образования в Глобальной Информационной Сети (ТОГИС), автором которой является, доктор педагогических наук, профессор АПКиППРО В.В Гузеев. На 1 этапе (2011-2012г.г.) учителями теоретически изучалась тема, разрабатывались первые пробные задачи. В 2012 -2013 г.г. внедрялась технология в учебный процесс, разрабатывались занятия по теме. С 2013г. учителями активно применяется технология во внеурочной деятельности, создаются системы задач.
Данная технология соответствует новой концепции образования, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и развивает у ученика не только предметные умения, но и метапредметные, в первую очередь - универсальные учебные действия (УУД).
Формирование универсальных учебных действий в технологии ТОГИС происходит в процессе решения деятельностно-ценностной задачи, которая является главным элементом учебного процесса. При этом центральным в задачах является способ их решения, а не содержание. Присвоение учеником содержания происходит в их собственной деятельности по решению задач.
Данная технология широко освещена на сайте «ТОГИС-клуб». Он создан участниками экспериментальной исследовательской программы «Деятельностно-ценностные задачи технологии ТОГИС:организация образовательной деятельностии управления развитием учащихся», автором которой являетсяд.п.н. В.В. Гузеев. На сайте существует федеральный банк задач ТОГИС, которым активно пользуются учителя прогимназии. Нами были составлены задачи «Ледяные пустыни», «Глиняная игрушка», «Лыжи и коньки», «Болота в тундре», «Задача о грибах», которые также размещены на сайте «ТОГИС клуб», опубликованы в журнале «Педагогические технологии» № 4 2013 год.
Что же такое деятельностно-ценностная задача?
Деятельностно-ценностная задача имеет трехкомпонентную структуру:
1. собственно познавательная задача;
2. информационная задача, нацеленная на поиск и обработку информации;
3. коммуникативная задача, нацеленная на коллективнуюмыследеятельность.
Шаблон задачи ТОГИС (собственно познавательной задачи) включает в себя следующие части: справочные данные (имя задачи, автора, предмет, класс, тему, профиль, уровень); собственно-текст задачи, включающий список заданий, подводящих к решению и к выводам; возможные информационные источники, ими могут быть книги, компакт-диски, Web-сайты, небольшое количество которых указываются явно; культурный образец; методический комментарий.
Обучающимся предъявляется текст задачи с алгоритмом её решения:
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей (с культурным образцом)
Культурный образец – это ценностный ориентир, объект материальной и духовной культуры, принятый в качестве нормы в науке или в обществе.Культурные образцы, хотя и представляют собой часть задачи, но предъявляются не одновременно с ней, а по окончании решения. Способы предъявления разнообразны. Это может быть презентация фрагментов с устным комментированием, распечатанные тексты, демонстрация опытов, экспериментов, фильмов, аудиозаписей с устным комментированием.
Данный алгоритм для всех задач ТОГИС - технологии одинаковый.
Технология ТОГИС базируется на задачах трех уровней, зависящих от планирования результатов обучения. Обязательный объем содержания заложен в задачу минимального уровня. Дальнейшее развитие обучающихся осуществляется через решение задач общего и продвинутого уровней, где целесообразно использовать проблемы, не имеющие однозначного решения.Занятие в технологии ТОГИС – это по существу урок одной задачи, так как каждый ученик работает только над одной задачей, при этом разные группы учеников могут работать над разными задачами.
Этот урок не имеет определённой продолжительности: он заканчивается, когда достигаются его цели, занимает в среднем два академических часа.
Полная структура деятельностно-ценностной задачи довольно сложная и включает следующие элементы:
1.Начало урока. На этом этапе формируются группы, для решения задачи, эффективнее их формировать заранее. Учитель мотивирует учащихся на поисковую, исследовательскую деятельность с учетом возрастных особенностей детей, создавая проблемную ситуацию, противоречие между известным способом действия и новой ситуацией, актуализируя личный опыт учащихся. В ходе работы учащиеся обычно определяют для себя разные функции: одни занимаются поиском информации в книгах, справочниках, определителях, электронных дисках, сети Интернет, другие – анализируют собранный материал, третьи – защищают решение и т.д. Ценностным ориентиром для каждой задачи является культурный образец, с которыми сопоставляются результаты поисковой и аналитической деятельности обучающихся.Учитель в течение всего периода работы над деятельностно-ценностной задачей должен отслеживать процедуру её решения.
2. Предъявление задачи. На этапе презентации задачи можно использовать фотографии, картины, фильм, музыкальное произведение, чертеж, схему, модель, загадки и т.д. Дети задают уточняющие вопросы по содержанию задачи. Учитель инициирует и поддерживает детские вопросы до полного понимания содержания задачи. Важно не спешить на данном этапе.
3. Поиск, отбор и систематизация информации.
На начальном этапе использования ТОГИСучителю рекомендуется инициировать поисковую деятельность, поддерживать самостоятельность. При регулярном использовании ТОГИС: молчать, наблюдать за готовностью групп, не подсказывать, уходить от прямых ответов на вопросы, держать позицию консультанта.Нежелательно помогать в поиске, выбирать ключевые слова, планировать деятельность группы, навязывать свою точку зрения, пытаться устранить ошибки.
4. Анализ информации, подготовка доклада. Действия учителя на этапе: сообщать о времени подготовки доклада, наблюдать за готовностью групп, не комментировать выступления групп.
5. Тур слушаний. На данном этапе учитель мотивирует учащихся на слушание: «Слушать, не высказывая оценочных суждений, эмоционально не выражать свое отношение к выступлениям». Должен инициировать вопросы к группе выступивших, осуществлять экспертизу вопросов и контроль за временем.Здесь можно задать вопросы на уточнение и прояснение позиции группы, подать реплику, но не нотацию, выразить сомнение, но не осуждение, отметить важный акцент парой слов, управлять процессом обсуждения, поддерживать дискуссиюи управлять её ходом, придерживаться регламента.
6. Предъявленье культурного образца. На следующем этапе предъявляется культурный образец. Это может быть печатный вариант, демонстрация его в наглядной форме, если это предусмотрено задачей, можно читать текст. Если культурный образец большой, можно представлять его в разных допустимых формах: в виде схемы, чертежа, таблицы, интеллект-карты.
После ознакомления с культурным образцом учащиеся могут задать вопросы на уточнение и понимание. Учитель инициирует учащихся на вопросы и ответы.
После сопоставления своего доклада и культурного образца предполагается переформулирование предварительных выводовсобственного исследования с учётом обстоятельств, представленных в культурных образцах. Здесь необходимо учителю следить за временем, не комментировать, наблюдать за работой. Он может задавать уточняющие вопросы, поддерживать дискуссию, если она возникнет, обеспечивать эмоциональную поддержку, создавать комфортную обстановку для высказываний.
7. Тур слушаний.На этом этапе заслушиваются переработанные доклады от групп.
8. Заключительное слово. Данный этап требует организации рефлексии и самооценки учащихся, возможно с использованием рефлексивной карты.
В конце занятия можно задать вопрос – «интригу» следующего урока.
Полная структура деятельностно-ценностной задачи оказывается довольно сложной, близкой к полноформатному проектному заданию.
Во многом ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.Дополнительный результат – умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания – побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.
Фрагмент занятия по решению ТОГИС-задачи «Про пингвинов».
Алгоритм решения ДЦЗ | Действия учителя | Действия обучающихся | ||||||||||||||
Начало занятия | Сформировать группы для решения задачи заранее. - Здравствуйте. Займите свои места, в соответствии с цветом на бэйджах и цветом папок. (У каждой группы свой цвет). | Дети рассаживаются по группам (бейжди-эмблемы помогают распределению) | ||||||||||||||
Предъявление задачи | Мотивировать учащихся на поисковую, исследовательскую деятельность. Презентация задачи «Про пингвинов»: слайд-шоу, музыкальное сопровождение, учитель читает текст задачи «на фоне фильма». Текст задачи: «О пингвинах». Пингвины – удивительные животные. В прошлом разрушались целые колонии пингвинов: люди собирали яйца, употреблявшиеся в пищу, и убивали взрослых особей, чтобы растопить подкожный жир и добыть из него масло. Сегодня пингвинов подстерегают и другие опасности. Среди них — потеря среды обитания. Также опасность представляют одичавшие собаки, которые уничтожают колонии пингвинов. Помимо этого большую роль играет и изменение климата: популяции галапагосских пингвинов уменьшились из-за сокращения численности рыбы, причиной чего послужило изменение климата. Ослиные и магеллановы пингвины испытывают на себе негативное воздействие загрязнения воды нефтепродуктами. Для того, чтобы сохранить удивительных животных – пингвинов, работники зоопарка города Дарвин в Австралии решили закупить различные виды пингвинов: императорского, очкового, хохлатого и галапагосского. Но прежде, чем совершить столь ответственный шаг, необходимо изучить всю доступную информацию об этих видах. - Помогите определить, смогут ли пингвины жить в Австралии, и каких пингвинов необходимо купить работникам зоопарка? Возможные информационные источники.
Научно-познавательная литература.
Предъявление текста задачи. - Перед вами текст задачи. Давайте вспомним план ваших действий для её решения: а) Выделите ключевые слова для информационного поиска. б) Найдите необходимую информацию. в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию. г) Сделайте выводы. д) Подтвердите свои выводы фактами, используйте для этого предложенную таблицу и диаграмму, карту. | Алгоритм решения задачи написан на интерактивной доске. Проговаривают этапы решения задачи или прочитывают | ||||||||||||||
Уточняющие вопросы по содержанию задачи | - Прочитайте ещё раз текст задачи. Задайте уточняющие вопросы, если что-то непонятно в тексте задачи. (Формулировать вопросы вместо учащихся нельзя.) Возможные ответы учителя: - Некоторые виды птиц предпочитают жить большими группами. Они обычно поселяются на больших скалистых берегах или мало населенных островах. Такие большие группы птиц называются птичьими колониями или птичьими базарами. - ОСОБЬ - самостоятельно существующий организм, индивидуум. Это и животное, и растение, и человек. - Популяция — это население вида пингвинов на определенной территории. | Дети задают вопросы до полного понимания содержания задачи. Возможные уточняющие вопросы: Мне не понятно, что значит «колонии пингвинов»? «Взрослые особи» - это кто? Мне не понятно фраза: «популяции галапагосских пингвинов». | ||||||||||||||
- Напоминаю вам регламент времени начального этапа:
| (на доске – регламент) | |||||||||||||||
- Для решения поставленной задачи у нас есть книги, распечатанные тексты, компьютеры, которые имеют выход в Интернет. - Я предлагаю Вам самостоятельно распределить роли для работы. | Планируют деятельность в группе, распределяют для себя роли (разные функции) - работа с текстом, - поиск информации в книгах, справочниках, - поиск информации на электронных дисках, - поиск в Интернет-сети. | |||||||||||||||
Поиск, отбор и систематизация информации | Учитель наблюдает за работой и готовностью групп, держит позицию консультанта. | Выбирают ключевые слова. Ищут информацию по данной проблеме, пользуются интернет-ресурсами. Анализируют собранный материал, делают презентацию. | ||||||||||||||
Тур слушаний | - Итак, ребята, время самостоятельной работы истекло, переходим к следующему этапу. Назовите его (тур слушаний). - Какой вид защиты вы выбрали? Напоминаю вам, что время выступления ограничено (от 3-5 мин), каждая следующая группа не повторяет сказанное, а лишь добавляет то, что не сказали ещё. После выступления группы, можно задать уточняющие вопросы. На данном этапе учитель не высказывает своё мнение, не делает никаких комментариев и не даёт никой оценки. | Возможные варианты защиты: таблица; устное высказывание, с опорой на карту и фото; презентация, включающая фото, карту, диаграмму, таблицу. Дети задают вопросы отвечающим. | ||||||||||||||
Предъявление культурного образца, его анализи сравнение выводов. | - Что ж, мы выслушали все группы. Мнения оказались разными. Я раздаю вам культурный образец, сравните его со своими выводами, скорректируйте свой ответ. Сделаем общий вывод. Детям предлагается культурный образец в форме таблицы:
| Дети знакомятся с культурным образцом. Ученики дают пояснения, какие источники помогли им прийти к правильному выводу. Делают анализ ошибок. | ||||||||||||||
Повторный тур слушаний | - Итак, ребята, время работы истекло, предлагаю выступить, проанализировав культурный образец. | Представи-тель от каждой группы выступает повторно.Анализирует и обобщает, делает повторный вывод. | ||||||||||||||
Формулиро-вание общего вывода | Вывод: На севере Австралии могут жить два вида пингвинов из предложенных, а именно: Галапагосский пингвин, Очковый пингвин. Остальным видам не подойдут климатические условия города Дарвин. | |||||||||||||||
Заключительное слово, рефлексия | - Итак, вы работали сегодня над решением очередной задачи, оцените работу класса, своей группы, свою работу. - Предлагаю заполнить таблицу «Самооценка участия в уроке». - Спасибо. | Учащиеся устно высказывают общие впечатления от работы класса, группы, а затем письменно оценивают свою работу в группе. |
«Самооценка участия в уроке»:
1.Критерий | Показатели | 2. Критерий | Показатели | 3. Критерий | Показатели |
Оценка содержания урока | скучно | Оценка деятельности на уроке | разочаровался | Оценка внутреннего состояния во время урока | мрачное |
неинтересно | не понял | тревожное | |||
неново | не почувствовал | безразличное | |||
занимательно | запутался | равнодушное | |||
интересно | задумался | взволнованное | |||
познавательно | удивился | удовлетворенное | |||
полезно | загорелся | позитивное | |||
продуктивно | убедился | оптимистическое | |||
перспективно | осознал | приподнятое | |||
эффективно | принял решение | энергичное | |||
надёжно | отличное |
Использованая литература:
- В.В. Гузеева «Образовательная технология ТОГИС-ПК»
- В.В. Гузеев Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М., НИИ школьных технологий, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...
Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС
статья...
"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...
ИКТ-компетентность как средство формирования универсальных учебных действий УУД в рамках ФГОС НОО.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми, как средство формирования универсальных учебных действий УУД в рамках ФГОС НОО.
Формы внеурочной работы с одаренными детьми...
«Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»
Как формировать УУД в условиях ФГОС. Из опыта работы....
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Развитие речи младших школьников – это самая острая, самая актуальная проблема современного процесса обучения.Ведь на сегодня основной целью обучения является не просто дать ученику опреде...