Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»
материал на тему
В этом докладе раскрывается роль наблюдений в формировании личности младшего школьника на уроках-экскурсиях по окружающему миру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ярцевская средняя общеобразовательная школа №1,
Смоленская область
Доклад
«Роль наблюдений на уроках-экскурсиях
в формировании личности младшего школьника»
Учитель Анискина Валентина Анатольевна
Квалификационная категория: высшая
2012 г.
Наблюдение – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний об окружающей природе, так как он прост сам по себе. Доступен и объект для наблюдений. В самом деле, полученные в ходе наблюдений знания для ученика конкретны, убедительны. Он добывает их сам. Только тогда, когда дети своими органами чувств воспринимают и запечатлевают образцы предметов и явлений природы, накапливается достоверный фактический материал, который в процессе последующего его обобщения может дать прочные, осознанные знания. При этом образовательная эффективность наблюдений тем выше, чем больше число органов чувств участвует в восприятии.
Ведение наблюдений за предметами природы вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, поставленных перед школой, и в конечном итоге оказывают большое влияние на формирование способностей школьника, на его развитие и становление как личности.
Наблюдения на экскурсиях способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Без конкретных представлений о предметах и явлениях учащиеся не смогут овладеть теми знаниями, которые они должны получить в школе, осознать простейшие связи между отдельными явлениями природы. В ходе наблюдений учащиеся получают и некоторые практические умения и навыки.
Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании. Наблюдения способствуют накоплению у учащихся знаний об изменяемости окружающего мира. В самом деле, дети видят, что одни и те же предметы и явления природы бывают разными в течение суток, одного сезона, в разные сезоны года и т. п., т. е. они изменяются.
Наблюдения дают материал для выяснения взаимосвязей в природе, для вскрытия некоторых материальных причин происходящего в ней. Так на основе наблюдений ребята устанавливают зависимость характера осадков, состояния водоёмов и почвы от температуры воздуха, зависимость поведения птиц и других животных от наличия в природе корма. Эти знания положат начало формированию взгляда на единство окружающего мира.
Наблюдая предметы природы, учащиеся познают её. В связи с этим у них складывается убеждение в том, что окружающий нас мир познаваем. Таким образом, в ходе наблюдений у младших школьников начинают формироваться следующие взгляды на мир: 1) окружающий мир реально существует и познаётся человеком; 2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;
3) окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется:
Наблюдения на экскурсиях способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. В самом деле, общение ребёнка с природой – это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей даёт развитие воображения, их фантазии в процессе наблюдений. Например, наблюдая за облаками, я как бы случайно подметила, что это облако похоже на большую гору, покрытую снегом, а то – на медведя. После этого сами учащиеся находят в облаках сходство, с какими – то предметами. Велика связь эстетического воспитания с формированием в детях бережного отношения к природе, с нравственным развитием учащихся, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, сострадание, чуткость, гуманизм, ответственность за свои поступки, культура поведения в природе, культура труда.
Через эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты родной природы, у ребят воспитывается не только бережное отношение к ней, но и любовь к своему краю, гордость за него.
Наблюдения способствуют умственному развитию младших школьников, так как увиденное в природе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. В связи с наблюдениями у учащихся возникают многочисленные «почему», с которыми они обращаются ко мне или на которые стремятся найти ответ сами. При этом дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ним речи. Не случайно большое значение наблюдениям в природе как средству развития логического мышления придавал К. Д. Ушинский: «…считаю эти предметы (предметы природы) самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности. По моему убеждению, логика природы есть самая полезная логика для детей». В связи с этим замечу, что наблюдения формируют у учащихся желание вести исследовательскую работу.
Экскурсии в природу способствуют и физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, так как, предполагая непосредственное общение с природой, развивают подвижность, увеличивают время пребывания на воздухе.
В процессе их формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т. е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления. Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором.
Развиваются и другие очень ценные качества личности, такие, как творческий подход к любой деятельности, самостоятельность, дисциплинированность, познавательная активность, трудолюбие, бережливость, и другие качества.
Следует отметить, что осуществляемое в процессе наблюдений воспитание представляет собой единый процесс. Нельзя воспитывать в человеке какие-то одни качества и не воспитывать другие.
Список используемых материалов:
- Егорова Г. В., Хотулёва О. В. Материалы к проведению экскурсий на пришкольный участок // Начальная школа.- 2001.-№ 3. -с. 33-38.
- Захарова. Л. В. Учимся любить природу //Начальная школа.-1997.- №4. - с. 64-67.
- Зверева М. В., Индик Н. К. Содружество учёного и учителя: Книга для
учителя.- М.: Просвещение, 1991.
- Постникова Е. А. Приёмы логического мышления при проведении наблюдений на уроках природоведения// Начальная школа.-1991 -№1. - с.33-34.
- Прохорова Е. Б., Никишина Е. П. Развитие у учащихся умения наблюдать на экскурсиях а природу: Из опыта работы // Начальная школа.-1990.- №8.- с. 41-45.
- Сазонова Е. В. Воспитание человека, разумно строящего свои отношения с природой // Начальная школа.- 2003.- №3.-с. 44-48.
- Титова В. В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении
окружающего мира // Начальная школа.- 2005. - № 1 .-с. 65-68.
- Чуприкова Н. И. Система Л. В. Занкова. Взгляд психолога //Начальная
школа.- 2007.- № 7.-е. 7-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....
«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
«РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
О роли духовно-нравственного воспитания в формировании личности младшего школьника....
"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...
Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"
Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...