«РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».
статья по теме

Сорокина Елена Викторовна

О роли духовно-нравственного воспитания в формировании личности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_vserossiyskoy_konferentsii.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на всероссийской научно-практической конференции

«Образовательное пространство национальной сельской школы: опыт и перспективы развития»

Как посмотришь на нашу молодежь,
то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!
Как не думает ни о чем кроме удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина -
неправильное воспитание, дающее молодым людям
неправильный взгляд на себя и на жизнь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Тема моего выступления «РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В  ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Мне бы хотелось начать раскрывать свой вопрос с понятия «воспитание».

В педагогической литературе значение этого слова не закреплено, оно меняется в зависимости от социального контекста. Как правило, его значение сужено. Это понятие, чаще всего, ассоциируется с понятием «образование» или в современных словарях - «социализация». ( Н. В. Маслов. Основы русской педагогики.).

В латинском (educatio) и немецком (Erziehung) словах, обозначающих это понятие, мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen); в русском слове корень общий с глаголом питать, что гораздо правильнее.

Я считаю, что воспитание начинается в утробе матери, когда ребёнок питается через плаценту. Затем воспитание происходит при вскармливании грудью. И большая ответственность в этот период лежит на родителях. Когда ребёнок подрастает, он  перестаёт «питаться» непосредственно за счёт матери. Тут происходит важный момент, он начинает «питаться» примером  своих родителей, т.е. воспитываться на примере родителей. Как говорит Схиархимандрит Иоанн Маслов (Симфония) « Какие будут дети, всё зависит от воспитания.  Чему в юности научимся, то и останется. Чему научен будет ребёнок, таким он и будет до смерти. Чему смолоду научится человек, того в жизни и держится… Родители за плохое воспитание будут наказаны неблагодарностью и дадут ответ перед Богом… Родителям быть образцом в поведении для детей».

Сам смысл воспитания заключается в воспитании духовности и нравственности. Это задача времени. Данный вопрос является одном из направлений внеурочной деятельности ФГОС.

 Духовно-нравственное воспитание – понятие не новое, но в данное время, года условия воспитания в школе изменились, понятие духовности я связываю с понятием веры  в Бога.

понятие духовное воспитание предполагает веру в бытие Божиего Духа.  Проявляется духовность в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. 

Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Когда у человека есть духовность, то он высоконравственный. А вот высоконравственный человек не всегда духовно воспитан. Духовность – это почва для воспитания нравственности.. Если человек духовно воспитан, он не может быть безнравственным, потому что заповеди Божии уже основа для высокой нравственности.

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).           

Кто же несёт ответственность за духовно-нравственное воспитание наших детей? Школа? Общество? Родители? Я думаю, что однозначно на этот вопрос никто не даст ответа. Скорее всего все вкупе. Но я считаю, что главная ответственность лежит на родителях.

Ещё в первой половине XX  века русский философ А.И.Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».

Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей.

(ПотаповскаяО.М.Научный сотрудник лаборатории семейного воспитания
Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования)

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

А школа здесь является связующим или даже направляющим звеном в процессе воспитания и роль её велика.

Итак,  проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Я хочу поделиться опытом работы по данному направлению.

          Так одним из главных направлений в моей воспитательной системе 2008 года является духовно – нравственное воспитание младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Этап организации взаимодействия субъектов (учитель-ученик-родитель) воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.

На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:

I. Работа с детьми, включающая:

   - систему классных часов и мероприятий по духовно – нравственному воспитанию;

   - реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (2-4 класс); 

II. Работа с родителями, включающая:

   - беседы, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания;

   - проведение тематических родительских собраний.

Так как я считаю, что главная ответственность за воспитание детей лежит на родителях, я как можно чаще и больше в своей работе стараюсь их привлекать к воспитательному процессу. Благо родители с охотой откликаются на мои просьбы.

Немного остановлюсь на классных часах и мероприятиях.  Темы для классных часов стараюсь подбирать на нравственную проблему: «Уважай старших», «Удивительное рядом», «Культура речи» , «Что такое классный коллектив?» и др. Провожу мероприятия с участием родителей. Например, «С чего начинается Родина?», «Праздник урожая», «День матери», «Возлюби ближнего как самого себя», «Традиции православных праздников», «Праздник Архистратига Михаила и всех бесплотных сил небесных» и др. Причём родители являются не просто зрителями, но активными участниками. Они заранее получают задания, например, подготовить рассказ о знаменитом родственнике или выпустить стенгазету, а иногда вносят и свои идеи в подготовку мероприятий, готовят сценки, танцы с детьми, делают костюмы. Детям очень приятно работать с родителями, чувствовать их поддержку.

Особое внимание уделяю православным праздникам. О каждом празднике  стараюсь рассказать или прошу подготовит сообщение детей. Они с удовольствием выполняют эти задания, узнают дома у родителей о празднике и в классе уже на своём доступном языке рассказывают ребятам. Опять идёт работа с родителями, т.к . они вынуждены искать информацию. Есть праздники, которые мы традиционно отмечаем в классе. Это Рождество, Светлая Пасха  и праздник «Жён-мироносиц». Ребята готовят сценарий, поздравления и подарки для родителей. Те в свою очередь тоже не остаются в стороне, каждый праздник у нас заканчивается чаепитием. Родители вместе с детьми сами готовят  к чаю угощения, рассказывают рецепты, даже делают презентации своих блюд в стихах, что бывает очень интересно и приятно. Так обыкновенное чаепитие мы опять стараемся провести с творчеством и выдумкой, например, приготовить необычное блюдо. Или на празднике урожая все сладкие блюда к чаю должны быть на осеннюю тему. Одним словом, стараюсь родителей вовлекать в школьную жизнь, делать воспитание детей совместным, а не отдельно школа и отдельно  родитель.

     Начиная со 1-го класса, мы работаем в данном направлении по курсу «Истоки». Он включён у нас во внеурочную деятельность. Веду этот предмет уже 4-й год. 

В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 1 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.

Я считаю, что этот предмет семейный. Так как многие задания возможно выполнить только с помощью родителей. И считаю, что это очень хорошо. Так, например, даётся задание в тетради заполнить родовое дерево. Тут ребятам сложно справиться без родителей. В тетради надо заполнить  только три поколения, а родители увлекаются и доходят до 7 колена. Или даю понятие «реликвии». Прошу на следующий урок из  дома  принести реликвии или нарисовать, и подготовить рассказ о ней. Опять без помощи родителей не обойтись, привлекаются к заданию даже бабушки и дедушки. Разве это не воспитание, когда они дома из уст взрослых узнают удивительные истории, связанные с вещами, которые возможно наблюдают ежедневно, а у родителей в суматохе дел времени не находится рассказать об этом, а тут школьное задание. Надо выполнить. Так происходит приобщение  к семейным ценностям, традициям. Тоже самое рассказать о семейных традиционных праздниках. Очень понравилось мне сообщение одной девочки, что самым любимым праздником в их семье является день свадьбы и венчания их родителей. В этот день они накрывают на стол, одевают праздничные костюмы, причём мама надевает свадебное платье, три дочки тоже в белоснежных платьицах. Она даже фотографию принесла. Это ли не радость, когда главным праздником в семье считается день создания семьи. Девочка рассказывает об этом, а другие с вниманием слушают, глазки горят. Придут домой, расскажут, может и другие последуют примеру, крепче станут наши семьи. Каждое задание по этому предмету имеет нравственный характер. Вот проходим тему «Деревня». Казалось бы о какой нравственности тут говорить. Но задания и материал курса подобраны очень хорошо. Мы узнаём, что в деревне все знают друг друга, горе и радость на виду. В деревне принято помогать друг другу в беде - это давнее правило деревенской взаимовыручки. Подводим к тому, что и в более крупных населенных пунктах человек должен поступать так же, быть милосердным, даже незнакомому человеку. Вспоминаем притчу о добром Самарянине, который помог незнакомому человеку, даже другой веры. А на дом задание: узнать у родителей про жизнь в деревне, написать сочинение «Малая родина моих родителей». И опять взаимодействие с родителями. Должна отметить, что родителям нравится данный предмет, они сами об этом говорят, ни разу от родителей своих учеников не слышала ропота по поводу введения этого предмета. Говорить и раскрывать нравственность данного курса можно долго. Каждая тема является нравственной и воспитательной.

   Для преподавания этого предмета учитель должен проникнуться любовью к тому, что он говорит, быть с этим согласен. Конечно, предмет опирается на христианскую культуру, на православие, но никак не ущемляет других верований. Все преподается в форме ознакомления, а не навязывания взглядов. А ведь культурные ценности у всех народов, какую веру бы они не исповедовали, одинаковые, основанные на любви к ближнему, Отечеству.

       Уроки проходят интересно, по крайней мере,  я так чувствую. Дети тоже проявляют интерес к изучаемому материалу. На уроках стараюсь использовать не только материал учебника, но и рассказывать случаи из жизни, из того, что прочитала когда-то. Читаю детям рассказы по теме. Очень выручают рассказы Бориса Ганаго. Тематика его рассказов очень разнообразна. Не скрою, очень помогают проповеди Батюшки, стараюсь при удобном случае донести их до детей. Вот такой простой жизненный материал, «замешанный» на теоретический материал учебника хорошо усваивается детьми. Я уверена, что эти уроки «Истоков» не пропадут даром и дадут впоследствии хорошие всходы и урожай!

        Работа с родителями, естественно, продолжается и на родительских собраниях, где мы тоже затрагиваем вопросы нравственного воспитания.

Результативность  работы по духовно -  нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.

Опыт реализации системы деятельности по духовно – нравственному воспитанию младших школьников и  их родителей может быть использован в работе классного руководителя, так как на сегодняшний день духовно – нравственное направление в воспитании является одним из приоритетных.

Факторами успешности работы по формированию духовно – нравственных качеств являются:

- создание продуманной системы воспитательной работы по направлению;

- доброжелательность участников воспитательного процесса;

- активные и неравнодушные к своим детям родители.

Также важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного воспитания является соблюдение следующих принципов:

- принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;

- принцип гуманизма;

- принцип опоры на положительное в личности ребенка;

- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

- принцип единства требований школы, семьи и общественности.

Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...

Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.

Роль классного руководителя  в развитии личности младшего школьника посредством   постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Цель воспитательной системы:·       Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения....

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...