Формирование личностных УУД в начальной школе
статья (1,2,3,4 класс) по теме

В помощь учителю, работающему по  ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

УУД

Нормативный

 показатель УУД

Класс

Уровни сформированности

Диагностика

высокий

средний

низкий

учитель

психолог

Самопознание и самоопределение

Самооценка                                    

       

1

- чувство необходимости учения,

- формирование своей точки зрения,

-  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное  содержательное представление о школе;

-  предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

 -  предпочтение социального способа оценки своих знаний

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- положительное отношение к школе;

- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

- школа привлекает внеучебной деятельностью

Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. 

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

2

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

-  предпочтение социального способа оценки своих знаний.

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- положительное отношение к школе;

Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах.

Частично зависит от ситуации успеха.

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

.

Посещение школы с цель общения со сверстниками.

Нет стремления иметь собственную точку зрения.

Полностью зависит от ситуации успеха.

Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат,  давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

«Лесенка»

3

- чувство необходимости учения,

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)


Рекомендации

проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна. 

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом

«Лесенка»

4

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание  способов поддержания своей самооценки.

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

 .

- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,


интерес к учению  



 Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна Самооценка зависит  не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,

поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом

«Лесенка»


Смыслообразование

Мотивация

1

- интерес к новому;

- сформированность учебных мотивов

– стремление к  получению высоких оценок,

Рекомендации:

- способствовать развитию  высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

- частично сформирован интерес к новому;

- частично сформированы учебные  мотивы,

– стремление получать хорошие оценки,

Рекомендации:

 - формирование мотивации достижения и успеха.

-к школе безразличен;

- сформированность учебных мотивов недостаточна,

Рекомендации:

 - консультация специалистов,

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его  интересов.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

2

- формируются  познавательные мотивы и интересы- ,

- сформированы учебные мотивы.- желание учиться желание выполнять дсогласно школьному распорядку,

Рекомендации:

Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

- в стадии формирования учебные мотивы;

Рекомендации:

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение,

- учебный материал усваивает фрагментарно,

- к занятиям интерес не проявляет

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы.

3

- сформированны познавательные мотивы и интересы,

- сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),

Рекомендации:

- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.

- частично сформированны познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы  социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность(кружки, секции)

Рекомендации:

- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.

- сформирована мотивация избегания наказания,

- фиксация на неуспешности  

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- найти зону успешности ребенка,

- ориентировать на внеурочную деятельность.

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)

4

Ученик:

- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, 

- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- мотивирован  на высокий результат учебных достижений

Рекомендации:

Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня

Ученик:

- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, 

– стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;

Рекомендации:

- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность.

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

-частично сформированы  социальные мотивы (чувство долга, ответственность),

- склонность выполнять облегченные задания,

- ориентирован на внеурочную деятельность,

- слабо ориентирован на процесс обучения

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.

Нравственно-этическая ориентация

1

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости)

- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,

- имеет начальное представление о нравственных нормах

Рекомендации:

- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками..

- ориентирован на моральную норму (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости)

- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

- имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое

Рекомендации:

-  формирование основ толерантности,

- развитие эмпатии,

- расширить представления о моральных нормах.

- неправильное представление о моральных нормах,

- низкий уровень развития эмпатии

 Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

2

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,

-  может выделять морально-этическое содержание событий и действий,

 - формируется система нравственных ценностей

Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания,  

- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий,

-формируется система нравственных ценностей

Рекомендации:

-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.

-  недостаточно знает суть нравственных норм,

- низкий уровень эмпатии,

- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

3

- может  и имеет опыт осуществления личностного морального выбора,

 - может оценивать   события и действия с точки зрения моральных норм

- ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы

Рекомендации:

Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)

- делает попытки осуществления личностного морального выбора,

 - пробует оценивать   события и действия с точки зрения моральных норм

Рекомендации:

- воспитание личной ответственности   за сказанное слово, дело, данное обещание,

- воспитание  потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов

- недостаточно знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное

Рекомендации:

- стимулировать чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.).

 

Методика «Незаконченные предложения»

4

- сформированы представления о моральных нормах,

- имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,

- может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

  Рекомендации:

Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение. Трудовые десанты и т.д.)

 

- активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении,

- частично сформирован уровень развития моральных суждений,

- имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора,

- иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

Рекомендации:

 - создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме.

- знает суть нравственных норм,

- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,

- отношение к нравственным нормам неопределенное

Рекомендации:

-стимулировать  чувствительность к переживаниям других,

- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на примере учащихся 4-х классов)

К концу начальной школы, изучая разные предметы, ученик 4-го класса на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и и...

Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы

Рассмотрим вариативные методики определения  уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предп...

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

«Технология «Портфолио» как средство личностного развития ученика начальной школы»

Технология «Портфолио» - эффективная современная педагогическая технология, ведущий показатель системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сформирова...

Диагностика метапредметных и личностных результатов в начальной школе

Диагностика метапредметных и личностных результатов в начальной школе...

Карта формирования личностных УУД в начальной школе

Карта формирования личностных УУД в начальной школе...