ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на примере учащихся 4-х классов)
статья на тему
К концу начальной школы, изучая разные предметы, ученик 4-го класса на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Реализуя требования нового стандарта, учитель начальной школы должен выходить далеко за рамки предметной деятельности, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования основ соответствующих компетенций, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни по окончании школы – в профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnostnykh_uud_v_nachalnoy_shkole.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Атрашкевич Жанна Александровна
учитель начальных классов
МОУ «ЛИЦЕЙ №14»
г.о.Жуковский, Московская область РФ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(на примере учащихся 4-х классов)
Современная система школьного образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе выступает в подобных условиях тем важным фундаментом, от успешности формирования которого зависит результативность всего последующего образования ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения ставит перед учителем и выпускником начальной школы новые цели и ценностные ориентиры (СЛАЙД 2). Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия (СЛАЙД 3), составляющие основу умения учиться. Во-вторых, это формирование у обучаемых мотивации к обучению.
К концу начальной школы, изучая разные предметы, ученик 4-го класса на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. (СЛАЙД 4) Реализуя требования нового стандарта, учитель начальной школы должен выходить далеко за рамки предметной деятельности, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования основ соответствующих компетенций, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни по окончании школы – в профессиональной деятельности.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные сегодняшними выпускниками начальной школы, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся в подобных условиях всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов и целей образования для выпускников начальной школы (учеников 4-х классов) не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Процесс обучения, развития и воспитания становится не в теории, а на практике – личностно-ориентированным. Развитие умения учиться достигается путём активной личностно-интеллектуальной деятельности, сознательного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» [1].
Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Что же представляет из себя данная категория умений? (СЛАЙД 5)
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [2].
Почему данная категория приобретает особую важность для начальной школы? Это связано с психовозрастными и интеллектуальными особенностями ребенка в данном периоде. В возрасте 7–10 лет ученики проявляют активное желание учиться, так как их реальная жизнь совпадает с ведущим видом деятельности. Ученики начальной школы постепенно расстаются со «сказочным» мифологическим мышлением, т.е. осознают, что в жизни (в отличие от сказки) нет однозначно плохих и хороших людей. В этом возрасте дети только учатся отделять поступки от самого человека. Любой человек может совершить тот или иной поступок, который могут по-разному оценить другие люди. В каждой конкретной ситуации надо уметь самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки. Выбор этот не всегда простой, и в этом возрасте на многие вопросы ученик ещё не готов дать самостоятельный ответ, но он узнает в школе об этих вопросах (гражданских, мировоззренческих и т.д.) и начинает понимать важность их решения для своей дальнейшей жизнедеятельности. Причем, решения именно на личностном уровне.
(СЛАЙД 6) Личностные УУД делят на 3 блока:
1) самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2) смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
3) нравственно-этическая ориентация - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Рассмотрим их более подробно.
(СЛАЙД 7) САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ученик не сможет правильно принять оценку взрослого. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению. Это в теории. На практике мы часто сталкиваемся с обратным. И формирование готовности к обучению чаще всего охватывает весь курс начальной школы. И если он не до конца сформирован у ученика 4-го класса, его ждут значительные проблемы при освоении следующих ступеней образования, что опять-таки негативно скажется на его мотивации к обучению, результатах и качестве образования. Безусловно, развитие самооценки не является исключительно задачей начальной школы и к концу обучения в 4-м классе на выходе мы вряд ли увидим ученика с высоким уровнем сформированности умений и навыков в данной области. Однако важна положительная динамика в данном компоненте. Развитие самооценки должно проходить непрерывно на всех этапах обучения ребенка, начиная с дошкольного, затем школьного и после – в высшей школе, это развитие должно сопровождаться и проходить без отрыва от социальной активности личности и охватывать все сферы ее жизнедеятельности.
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Данный компонент имеет важнейшую роль. Это представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.
В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. Становление этнической идентичности происходит в начальной школе через анализ литературного наследия народа, история языка, народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики.
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ. (СЛАЙД 8) Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь сегодня для начальной школы очевидна проблема, которая состоит в резком снижении школьной мотивации, дети на всем протяжении обучения в начальных классах не проявляют активности, инициативы. В итоге – к концу 4-го класса перед нами предстает абсолютно пассивный, не стремящийся к личностному развитию и предметному образованию ученик, воспринимающий школу, как повинность, а не творческую площадку для многогранного развития своей личности, своей самореализации и раскрытия талантов. Эти возможности для ребенка неочевидны и не видны. Задача школы, педагога в данном случае состоит в формировании умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Этому широко способствуют творческие задания, проектная деятельность; внеклассная работа, осуществляемая вместе с родителями; этические беседы о школе и обучении, их возможностях с игровым элементом; очевидность успехов в учебе, личностном развитии в формате портфолио, ставящем новые задачи и вершины развития перед ребенком, объединяющим и раскрывающим его таланты, мотивирующим к новым открытиям и достижениям; разнообразные внеклассные мероприятия с элементами психологического тренинга и поддержки; широкое применение инновационных технологий, в особенности ИКТ в решении образовательных задач.
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (СЛАЙД 9). Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие у школьника способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
К 4-му классу школьник должен научиться оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.
Например, на уроках литературного чтения личностные универсальные действия формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; через интерпретацию текста; высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев; формулирование концептуальной информации текста. «В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа». Многие тексты по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Практически на основе каждого литературного произведения возможно развитие действия самопознания обучаемого: «Вспомни, не было ли в твоей жизни похожих ситуаций, как ты поступил бы в таком случае? Какой поступок ты считаешь наиболее правильным в этой ситуации? Твой или героя? Посмотрев на свой поступок в такой ситуации, спустя время, считаешь ли ты его по-прежнему правильным? Почему».
Приведем также пример, связанный с преподаванием предмета «Окружающий мир», который дает широкие возможности для формирования личностных УУД в начальной школе. Одна из целей предмета «Окружающий мир» в 4-м классе состоит в том, чтобы научить школьника объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, направляя его на самостоятельный поиск решений и рефлексию. Например, путем побудительных и проблемных вопросов следующего плана: «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл и т.д.».
Итак, каких результатов в итоге должен достичь школьник в 4-м классе в развитии личностных УУД?
(СЛАЙД 10-12) 3–4 класс. Необходимый уровень
(для 1–2 классов – это повышенный уровень)
Самооценивание (СЛАЙД 10) | Смыслообразование (СЛАЙД 11) | Самоопределение (СЛАЙД 12) |
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии); – российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России); – важности учёбы и познания нового; – важности бережного отношения к здоровью человека и к природе); – потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного». Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие | Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (цели, мотивы), – что я могу (результаты) | Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках. Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей). ПОСТУПКИ Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для: – всех людей, – своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам; – уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства. Признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание) |
(СЛАЙД 13) Для овладения учащимися к концу начальной школы совокупностью личностных универсальных учебных действий необходимо изменить условия, в которых реализуется образовательный процесс на данной образовательной ступени. Определим, в чем в данной связи заключается суть изменений способов учебно-познавательной деятельности ученика и учителя:
1. Осуществление целеполагающей деятельности учащихся и организация этой деятельности учителем. Ученик формирует свою личную цель (цели), ставит учебную задачу и даже последовательность учебных задач. Постепенно ученик, к концу обучения в начальной школе, развивает способность ставить самому себе все более сложные задачи. Позже он развивает способность ставить себе учебную задачу в соответствии с а) собственными способностями; б) достижением долговременных жизненных целей.
2. Проектирование учеником собственной учебной и познавательной деятельности. К концу обучения в начальной школе ученик должен научиться к разделению деятельности на относительно законченные этапы, разбивке этапов на личностно-значимые и личностно-посильные шаги. Научиться прогнозированию и выделению трудных и относительно легких мест, составлению внутреннего плана действий (индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа).
3. Неуклонное наращивание в образовательном процессе объемов и уровня продуктивной деятельности и снижение объемов репродуктивной деятельности. Это, наверное, один из самых сложнейших этапов для отечественной системы образования, исторически ориентированную на знаниевый подход. Из этого сразу же вытекает необходимость индивидуализации образовательного процесса. В течение обучения в начальной школе необходимо постепенно расширение возможности выбора деятельности учащимися по ее субъективно определяемому уровню сложности и предполагаемым способам ее выполнения (к концу начальной школы в идеале должен состояться переход от «предметного» к «способному» освоению материала; расширение пространства социальной деятельности).
4. Способность ученика самому вычленить проблему, сформулировать и продиагностировать ее, вкладывая в этот процесс личностные смыслы. Очень важно к 4-му классу научить школьников определять предельность границ своего опыта (области знания), понять области незнания. Решение этой задачи достигается в ходе самостоятельного решения школьниками проблем в ходе образовательного процесса с первых дней обучения в начальной школе, когда постепенно развиваются способности к конструированию, а также реконструкции алгоритмов, развивается гипотетическое мышление, логическое мышление. Происходит накопление способов решения проблем, происходит их индивидуализация. Ученик приобретает умение организовать удобным ему способом целенаправленный поиск, отбор и обработку информации, необходимой ему для решения проблемы.
5. Ученик должен научиться строить социальные взаимосвязи (с товарищами по классу, учителем, родителями, другими специалистами школы и внешкольного пространства) в качестве средства решения личной учебной (познавательной) проблемы через использование возможностей своей личности и своего интеллекта, объединяя их потенциал с личностной и интеллектуальной системой, которую и представляет собой созданная и работающая в режиме поиска группа обучаемых. В этой деятельности происходит усвоение тонкостей и особенностей распределения внутригрупповых ролей, ученик получает опыт принятия ответственности, уясняет необходимость внесения собственного вклада как обязательного условия включения в работающее групповое сообщество, осознает собственную самоценность для коллектива, свои таланты и недостатки, резервы самосовершенствования. Он приобретает бесценный опыт оказания помощи другим и принятия помощи от других для личностного развития.
6. Специально организуемая и постоянно проводимая рефлексия собственной деятельности, личностных трансформаций и изменение отношений ученика (к себе, к задаче, к другим и т.п.) в конечном итоге формирует плодотворную базу для складывания компетентностей обучаемого. Это позволяет ученику понять, как он мыслит, зафиксировать сильные стороны его деятельности и выявить ее "западающие" компоненты. В этом случае параллельно с освоением деятельности ученик может сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится личностно-активным субъектом образовательной деятельности.
(СЛАЙД 14) Для развития личностных УУД в начальной школе целесообразно использование различных образовательных технологий, форм и методов организации образовательного процесса. В 4-м классе, когда у учащихся уже сформирована определенная готовность к восприятию новых методов обучения и развито умение учиться, это, как свидетельствует наш педагогический опыт, могут быть:
– технология проблемного диалога, которая стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения школьника;
– проектная деятельность, которая формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
– информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
– технология ситуативного обучения, которая формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
– технология продуктивного чтения, которая формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
– технология уровневой дифференциации, которая формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Итак, можно заключить, что формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса в начальной школе: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. (СЛАЙД 15) Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам, проводимые нами в 4-м классе, результаты педагогического наблюдения за процессом обучения показывают, что только непрерывное формирование личностных УУД на протяжении всего периода обучения в начальной школе позволяет повысить мотивацию у выпускников данной образовательной ступени, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной, эмоциональной зрелой личности, способной, готовой к дальнейшему обучению в средних классах и дальнейшему саморазвитию и самообучению на протяжении всей жизни.
Нужно отметить, что сегодня перед учителем начальной школы встает актуальная проблема разработки инструментария для мониторинга личностных результатов развития обучаемых. Наш опыт свидетельствует, что с этой целью можно использовать специальные интегрированные контрольные работы по проверке некоторых личностных результатов (универсальных учебных действий). Их задания должны опираться на знания, полученные 1-2 года назад, таким образом контролируются не сами знания, а умения их использовать за пределами предметов, на которых они получены.
(СЛАЙД 16) Приведём пример задания для 4-го класса, проверяющего личностные универсальные учебные действия. Например, проверяем умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные однозначно поступки можно оценить как хорошие или плохие. Учащимся может быть дано следующее задание в общем виде: дан список поступков, которые нарушают или утверждают какой-то очевидный нравственный принцип. Напротив дан список аргументов, объясняющих, почему эти поступки оцениваются как плохие или хорошие. Поступки, как правило, конкретные, а аргументы формулируют нравственные принципы в общем виде. Ученикам необходимо представить свою оценку. При этом аргументация может быть как письменно, так и устной – в беседе с педагогом, что позволяет более глубоко выявить динамику личностного развития учащегося и определить возможные пробелы и пути их самокоррекции при поддержке педагога.
Таким образом, формирование личностных УУД, обеспечивающих решение задач ценностно-личностного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. (СЛАЙД 17) Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, развить ценностные установки в позитивном ключе, развить самостоятельность личности в области обучения, организации своей деятельности в ее различных видах, наладить межличностные отношения нужно проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организацию совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов, возможностей каждого ученика, обсуждение тех или иных поступков и решений. Эта работа может быть успешной только в случае создания атмосферы сотрудничества – в детском коллективе, с педагогом, с родителями и семьей обучаемых. Очень важно создание атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. (СЛАЙД 19) На мой взгляд, основная цель начального обучения состоит в том, чтобы помочь ребенку к окончанию начальной школы пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное, настроиться на саморазвитие. И еще раз нужно подчеркнуть, что решающая роль в этом процессе принадлежит учителю, на котором лежит очень большая ответственность – раскрыть, а не замкнуть в себе личность ребенка. Именно поэтому педагог начальной школы не должен забывать и о собственном непрерывном личностном саморазвитии, самооценке и совершенствовании своей квалификации.
(СЛАЙД 20) Использованная и рекомендуемая литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2013.
3. Овсесян Г.М. Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО [Электронный ресурс]// Конкурс «Виртуоз УУД». URL: http://www.protema.ru/didactics/learning-objectives/item/106-uud-ped-engineering-3 (дата обращения: 28.02.2014)
4. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград: изд-во «Учитель», 2014.
5. Копотева Г. Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: изд-во «Учитель», 2014.
6. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии. Волгоград: изд-во «Учитель», 2014.
7. Трофимова А.Н., Клецун С. В., Галимова И.В. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Волгоград: изд-во «Учитель», 2014.
(СЛАЙД 21) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая программа экологического образования, воспитания и обучения на примере учащихся МБОУ "Гимназия №17" «Книгу природы пишем сами».
Основные задачи программы:· Формировать у учащихся младших классов чувство эмоциональной близости с природой.·...
Использование образовательных программ в формировании культуры здоровья у учащихся 1 – 4 классов (на примере УМК «Все цвета, кроме чёрного»)
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика, больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен вы...
Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"
Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, с...
«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...
"Шпаргалка" по русскому языку для учащихся 1 - 4 классов (с примерами).
Уважаемые коллеги, ученики и их родители! Данный материал содержит все основные темы по русскому языку, изучаемые в начальной школе. Каждый пункт подкреплён примерами. Основные моменты выделенны цвето...
Выявление читательских навыков учащихся в 4 классе на примере произведения Г.-Х. Андерсена "Русалочка"
Тестовая работа и ключи к тесту по произведению Г.- Х. Андерсена "Русалочка" для выявлениях читательских навыков у учащихся 4 класса...
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...