Реализация УУД в программе " Начальная школа XXI века"
презентация к уроку (1 класс) по теме

Предлагаеммый материал включает в себя презентацию и доклад по основной теме. Работа была представленна на районном семинаре  2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon realizaciya_uud_v_programme_nachalnaya_shkola_xxi.ppt2.25 МБ
Microsoft Office document icon uud.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов Лодяная М.В.

Слайд 2

В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный; 3)познавательный; 4)коммуникативный;

Слайд 4

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное само- определение нравственно-этическая ориентация Смыслообразование нравственно-этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Слайд 5

II. Сообщение темы урока. - Ребята к нам сегодня на урок пришли необычные гости, давайте узнаем кто же они? (чтение стихотворения) Три угла, три стороны, Я – треугольник, посмотри. Познакомьтесь, я – квадрат. Подружиться с вами рад. Я веселый, добрый круг, Вам теперь надежный друг. Наши глазки – это точки, Наши носики – крючочки, Ручки – линии прямые, Ротик – линии кривые. Наши гости пришли издалека из сказочного королевства - Фигурии. И помоему нуждаются в нашей помощи, давайте узнаем, чем можем им помочь?

Слайд 6

1. Задание 1 (с. 24). Помоги найти потерявшиеся фигуры. 2. Задание 2 (с. 24). Назовите и посчитайте наших друзей. 4. Задание 3 (с. 25). Сосчитайка-поиграйка. 5. Работа в печатной тетради. Самостоялка-проверялка. VI. Итог урока. – Ребята кому сегодня помогли на уроке? Кто такие Фигурики? - О чем просили вас Фигурики? Каких друзей помогли найти?

Слайд 8

Наблюдение Дифференцирование Портфолио Вопросы для самоанализа Оценивание процесса выполнения Выбор ответа



Предварительный просмотр:

Понятие УУД

С введением стандартов нового поколения возникла проблема диагностики УУД. Напомню, что означает этот термин: (слайд 2)

В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент, без которого невозможно в дальнейшем сформировать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания.

        Достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни.

Виды УУД

Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. (слайд 3)

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство», в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый из предметов УМК «Начальная школа 21 века», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: (слайд 4)

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

УУД в программе «Начальная школа 21 века»

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Приведу пример, как  формируются некоторые  личностные результаты  средствами разных учебных предметов в УМК «Начальная школа 21 века»

 

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Начальная школа 21 века» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

 

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Начальная школа 21 века» введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Окружающий мир»  — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».

 В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом).

В курсе «Литературное чтение» —  это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической  литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

В курсе «Русский язык»  представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями,   русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол,  церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина,  И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки  А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве  русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

В курсе «Математика» — в  сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.).

В курсе «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных  заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры».

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера.

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Пример реализации УУД

Приведу пример из собственной практики, как на уроке математики можно реализовывать УУД (слайд 5)

Здесь сразу вступают в силу такие УУД, как Личностные – познавательный интерес к учебной задаче.

Ученик выступает в роли не столько обучающегося или принимающего готовые знания, а получает возможность самостоятельного выбора в добывании этих знаний, т. е. получает возможность быть исследователем на уроке.(познавательные УУД) (слайд 6)

Каждое следующее задание реализует творческий потенциал и возможность самостоятельного выбора результата учебной задачи, а также, совместного преодоления трудностей и выбора правильного решения, что способствует пониманию и сохранению учебной задачи на протяжении всего урока.( Коммуникативные и регулятивные УУД)

Итог урока подводят сами дети, благодаря вопросам, которые способствуют формированию как личностных так и познавательных УУД.

Диаграмма УУД

 На конец 1 четверти я составила таблицу и диаграмму реализации УУД. Представляю их вашему вниманию. В таблице (показ таблицы), в цветовом решении показаны реализация отдельных УУД по каждому предмету. (проговариваю конкретные УУД).

Диаграмма отображает общий анализ каждого формируемого УУД.

 Как видите, результаты формирования УУД отвечают возрастным особенностям детей, т. к. младший школьный возраст характеризуется реализацией творческого потенциала, чему в первую очередь способствуют личностные и регулятивные УУД.

Методы реализации УУД

 В своей работе использую следующие методы:

- наблюдение;

- дифференцирование;

- портфолио;

- вопросы для самоанализа;

- оценивание процесса выполнения;

- выбор ответа.

Демонстрация портфолио и разноуровневых заданий.

(слайд 8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Творческая работа "Развите орфографической зоркости на уроках обучения грамоте и русского языка при реализации программы "Начальная школа XXI века""

В данной работе представлена система работы по развитию орфографической зоркости при реализайии программы "Начальная школа XXI века" в соответствии с концептуальными взглядами авторского коллектива. М...

Условия реализации программы «Начальная школа 21 века»

Проект "Начальна яшкола 21 века" - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы....

Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...

Рабочая программа 1 класс Математика (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...

Рабочая программа 1 класс Литературное чтение (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы ...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...