Методики изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью
план-конспект на тему

Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление  различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»

Методики изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью

Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов

р.п. Варгаши

2010 г.

Методика «Наши отношения»

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988

 

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся личными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление  различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1.    Наш класс очень дружный и сплочённый.

2.    Наш класс дружный.

3.    В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.    В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5.    Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6.    Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

 

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

1.    В нашем классе принято помогать без напоминания.

2.    В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.    В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4.    В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5.    В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.    В нашем классе отказываются помогать друг другу.

 

Обработка и интерпретация  результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе 

(проф.М.И. Рожков)

 

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

 

4 3 2 1 0          1         Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал ещё лучше.

4 3 2 1 0        2        Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4 3 2 1 0        3        Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4 3 2 1 0        4        Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0        5        Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

4 3 2 1 0        6        У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

4 3 2 1 0        7        Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0        8        Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

4 3 2 1 0        9        Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0        10        Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

4 3 2 1 0        11        Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

4 3 2 1 0        12        Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4 3 2 1 0        13        Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

4 3 2 1 0        14        Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

4 3 2 1 0        15        Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед коллективом школы.

4 3 2 1 0        16        Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.

4 3 2 1 0        17        Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.

4 3 2 1 0        18        Удовлетворён отношением моих товарищей  к другим классам.

4 3 2 1 0        19        Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4 3 2 1 0        20        Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

4 3 2 1 0        21        Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

4 3 2 1 0        22        Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

4 3 2 1 0        23        Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4 3 2 1 0        24        Осознаю всю ответственность за  результаты работы всего школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение смысловых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».

 

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1.    включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);

2.    организованность классного коллектива (5-8);

3.    ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);

4.    включённость класса в дела общешкольного коллектива (13-16);

5.    отношения класса с другими ученическими общностями (17-20);

6.    ответственность учащихся класса  за дела общешкольного коллектива (21-24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трёх блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0.5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трёх блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 —  уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 — высокий.

Анкета для старшеклассников

(проф. Л.В. Байбородова)

Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития.

Ход проведения. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1.    Кого из взрослых следует пригласить в поход?

2.    Кто для Вас служит нравственным примером:

а) товарищи;

б) родители;

в) учителя;

г) герои книг;

д) выдающиеся спортсмены;

е) участники молодёжных ансамблей;

ж) никто;

з) допишите _____________________________________

3.    В каких областях жизни учащиеся вашей школы обладают реальными правами:

а) в совершенствовании учебного процесса;

б) в организации досуга;

в) в контроле за качеством знаний;

г) в поощрении;

д) в организации воспитательной работы;

е) нигде;

ж) допишите ________________________________________

4.    Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают):

а) в учебной работе;

б) на занятиях в кружках;

в) в компании друзей;

г) в общественной работе;

д) в производственном обучении;

е) в проведении досуга;

ж) в семье;

з) нигде

и) допишите ____________________________________

5.    С кем Вы можете быть откровенными:

а) ни с кем;

б) с ребятами из нашей компании;

в) с директором школы;

г) с товарищами по школе, классу;

д) с родителями;

е) с руководителем кружка, секции, клуба;

ж) с бабушкой или дедушкой;

з) с классным руководителем;

и) со старым знакомым;

к) с любимым человеком;

л) с учителем школы;

м) допишите __________________________________

6.    Как бы Вы поступили, если учитель, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас:

а) промолчу;

б) отвечу дерзостью;

в) обращусь к родителям за поддержкой;

г) обращусь к товарищам за поддержкой;

д) спокойно попытаюсь доказать правоту;

е) пожалуюсь администрации;

ж) при случае отомщу

з) обращусь к классному руководителю;

и) обращусь к учителю, которому доверяю;

к) попрошу поставить мой вопрос на классном собрании;

л) допишите _________________________________________

7.    В каких делах учителя школы «на равных» участвуют с учащимися?

8.    Допишите фразы: «Мне хочется идти в школу, когда____________________»;

9.    Какие системы отношений в школе надо совершенствовать:

а) учитель —  ученик;

б) учителя — учителя;

в) учителя — администрация;

г) учителя — родители;

д) родители — учащиеся;

е) ученик — ученики;

ж) администрация — ученики;

10.                     К кому Вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?

11.                     Какие дела в школе, по Вашему мнению, могут решаться:

а) одними учителями;

б) совместно с учителями и учащимися;

в) самостоятельно учащимися.

12.                     В коллективе работников нашей школы преобладают отношения:

а) враждебные;

б) недружеские;

в) деловые;

г) групповые;

д) ты — мне, я — тебе;

е) сложные;

ж) всякие;

з) дружеские;

и) допишите______________________________

 

 

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым)

 

Цели: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

О — совершенно не согласен.

 

1.Я иду утром в школу с радостью.

2.               В школе у меня обычно хорошее настроение.

3.               В нашем классе хороший классный руководитель.

4.               К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5.               У меня есть любимый учитель.

6.               В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7.               Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.               У меня есть любимые школьные предметы.

9.               Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.          На летних каникулах я скучаю по школе.

 

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 

Анкета для изучения взаимоотношений между учителями и учащимися

Инструкция для учащихся

Отвечая на вопросы анкеты, выберите из предложенных характеристик те, которые с твоим мнением и запишите их рядом с выбранным ответом по каждому вопросу.

Список типичных характеристик взаимоотношений:

уважительно-тактичное;

справедливо-требовательное, по делу;

доброжелательно-понимающее;

дружески-шутливое;

категорически подчиняющее;

нейтрально-безразличное;

всепрощенчески-попустительское;

высокомерно-надменное;

необъективно-заниженное;

предвзято-завышенное;

агрессивно-недоброжелательное.

 

Вопросы

1.1 Какие бы ты хотел установить взаимоотношения на уроках?

а( с учителями,

б) с одноклассниками.

1.2 Какие не хотелось бы иметь:

а( с учителями,

б) с одноклассниками.

2. Хотел бы ты общаться с учителями и после уроков? Выбери из списка и укажи какие взаимоотношения тебе больше всего по душе?

3. Хотел бы ты общаться со своими одноклассниками во внеурочное время и какой характер взаимоотношений тебя больше всего устраивает?

Обработка результатов опроса.

Составьте сводную таблицу, где ответы учащихся всего класса выражены в процентах.

Примерная таблица

№        Вопросы        Список типичных характеристик взаимоотношений

п/п        1        2        3        4        5        6        7        8        9        10        11

         %        %        %        %        %        %        %        %        %        %        %

В качестве дополнений к таблице могут быть примечания и выводы.

 

Критерии (само)оценки эффективности работы классного руководителя.

 

1.    Включенность в разработку новшеств.

2.    Владение современными технологиями воспитания.

3.    Проведение открытых классных часов и классных собраний. (1-2 раза в год).

4.    Доминирование демократического стиля в отношениях с детьми. Развитие ученического самоуправления в классном коллектива.

5.    Любовь, доверие и терпение к детям.

6.    Систематическое измерение уровня воспитанности.

7.    Позитивная динамика воспитанности учащихся.

8.    Внутренняя удовлетворенность от процесса воспитания и его результатов.

9.    Высокий авторитет у коллег, учащихся и их родителей.

 

Критерии оценки эффективности воспитывающего мероприятия

 

1.    Включенность каждого в деятельность (метод наблюдения, беседа).

2.    Активность каждого.

3.    Подготовленность и четкая организация мероприятия.

4.    Познавательная ценность мероприятия.

5.    Эмоциональная сопричастность.

6.    Высокий эстетический уровень мероприятия.

7.    Положительная самооценка мероприятия его участниками.

8.    Влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение, беседа, рефлексия).

Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

     Цифры означают следующие ответы:

                  4 – совершенно согласен;

                  3 – согласен;

                  2 – трудно сказать;

                  1 – не согласен;

                  0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

             4              3              2               1                 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

             4              3              2               1                 0

Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку.

             4              3              2               1                 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с учителем нашего

ребенка.

             4              3              2               1                 0

Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка.

             4              3              2               1                 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

             4              3              2               1                 0

Учитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка.

             4              3              2               1                 0

Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания.

             4              3              2               1                 0

Педагог заботится о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

             4              3              2               1                 0

Учитель создает условия для проявления и развития способности нашего ребенка.

             4              3              2               1                 0

Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой педагога (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога.

Анкета для родителей

1. Устраивает ли вас стиль взаимоотношений вашего ребенка с учителем?

2. Пользуется ли учитель уважением среди учащихся?

3. Учитель вашего ребенка доброжелателен, справедлив, тактичен?

4. Учитель обладает хорошими манерами поведения?

5. Вы всегда можете рассчитывать на помощь учителя?

6. У вас были конфликты с учителем?

7. На уроках ваши дети получают полноценные знания?

8. Учитель обыкновенно оценивает вашего ребенка?

9. Придя домой ваш ребенок рассказывает  о том, как прошел день в школе?

Литература

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.-М. :Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

    Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. №7, 10 – 2003.

      Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика.-2001.-№5.-С.40-45.

      Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.-М.:Новая школа,1998.

     Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М. :Педагогический поиск,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения"

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива....

Методика изучения удовлетворенности учащихся жизнью в школе

Методика изучения удовлетворенности учащихся жизнью в школе...

Исследование мотивации к обучению в школе и показателей психологического климата классного коллектива. Определение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева).

Методики ориентированы на определение психологического климата по уровням: высокий, близкий к высокому, средний, низкий. Необходим учёт этих факторов.Правильное мотивирование, создание комфортной обст...

Анкета изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреев

Анкета изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью(А.А.Андреев)Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степен...

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. (разработана А.А. Андреевым)

Методика ориентирована на определение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по трём уровням: высокий, средний, низкий....

Исследование мотивации к обучению в школе и показателей психологического климата классного коллектива. Определение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева).

Методики ориентированы на определение психологического климата по уровням: высокий, близкий к высокому, средний, низкий. Необходим учёт этих факторов.Правильное мотивирование, создание комфортной обст...