Семинар "Аукцион идей" по развитию речи школьников.
методическая разработка по теме
На семинаре я знакомила учителей с разными формами по развитию речи школьников, это нетрадиционные формы работы со сказкой, стратегия 4-П, "Пиромидная история" и т.д. Материал будет интересен как педагогам так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_aukcion_idey..docx | 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
Руководитель шмо учителей начальных классов
Андриановская Л.И.
МОУ «Первомайская сош»
Добрый день, уважаемые гости!
Я надеюсь, что день действительно будет добрым для всех. В рекламе предлагают, чтобы день был добрым, выпить сок «Добрый». А мы решили вам предложить экологически чистые и весьма необходимые продукты: морковь, свёклу. Ведь в них так много витаминов. Хочется подкрепить не только свой организм, но и душу: приятно пообщаться друг с другом в тёплой душевной обстановке.
Итак, перед вами сырая и варёная морковь. Кушайте – не стесняйтесь. Можно начать с вареной, её легче съесть, она быстрее усвоится. А можно пожевать сырую, для этого необходимо потрудиться, тщательно её пережёвывать, и наш организм будет дольше её переваривать. И при этом в ней больше сохраняется витаминов, чем в варёной. Поэтому она для нас полезнее.
Вот также можно сказать и про нашу работу, про то, что и как мы используем при обучении, чтобы теперь наши дети лучше усвоили изучаемый материал. Можно, конечно, взять методичку и провести урок по тем рекомендациям, которые нам дают. А можно и нужно приложить усилия: поискать новые методы и приемы, тщательно изучить их, проверить их действия в работе, и, если они эффективны, использовать их при обучении.
Итак, сегодня у нас « Аукцион идей». Мы предложим вам свои идеи и надеемся, что и вы поделитесь своими секретами в работе.
Идею использования интерактивной доски на уроках в начальных классах вы уже видели у Булкиной Нины Владимировны. А сейчас мы вам представим методы и приёмы, которыми мы пользуемся на уроках для развития связной речи, творческого мышления, внимания, воспитания добрых чувств, чувства справедливости.
На торги выставляются нетрадиционный подход к изучению сказочного материала, за основу которого взято наследие Джани Родари. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Использовать его можно не только на уроках чтения, либо внеклассного чтения, но и во внеклассной работе по предмету.
Схема работы над сказкой:
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка и экология.
- Сказка развивает руки.
Многие из этих пунктов мы выполняем и при традиционной работе над сказкой, но не все. Рассмотрим это на примере русской народной сказки «Иван – царевич и серый волк».
Нравственный урок: Как проживёшь, так и прослывёшь.
Воспитание добрых чувств:
- Почему в этой сказке очень нравится Иван? Ведь он не всегда слушался советов волка?
- Похвалите по-разному Ивана и серого волка. Придумайте и подарите им ласковые слова.
Речевая зарядка:
Этимология слов «пригорюнился», «опечалился».
- Составим срочную телеграмму братьям. О чём она будет?
- Почему говорят «Елена прекрасная»? А как можно по аналогии назвать наших девушек?
- Сочини несколько предложений со словами «Иван», «братья», «волк».
- Подходит ли к сказке пословица: «Смелость города берёт»?
Развитие мышления и воображения:
В каких ещё сказках встречается добрый волк?
А если бы Ивану встретился злой волк, кто бы царевичу мог помочь?
Сказка и математика:
Сколько добрых дел волк сделал Ивану?
А сколько плохих дел волк совершил в других сказках?
Сказка и экология:
Что такое «живая вода»?
Какую воду пить полезнее нам?
Сказка развивает руки:
Сделай объёмную аппликацию Жар-птицы.
В этом разделе можно использовать и пальцевую живопись, рисование на мокрой бумаге,
волшебный рисунок - рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры проявляются;
монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, который затем прижимается к бумаге;
«живая капля» - большую каплю краски на бумаге наклоняют в разные стороны, чтобы получился рисунок;
Коллаж - использование ткани, открыток, природного материала.
Творческие методы работы со сказкой, формами малого фольклора:
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Коллаж из сказок.
- Сказка от смешного стишка.
- Сказка от считалки.
- Сказка от загадки.
- Сказка от грамматической арифметики.
- Сказка от фразеологизмов.
- Сказка от задачки.
- Из сказки - задачку.
- Спасательные ситуации в сказках.
- Сказки от мусора.
- Сказки от МФА (метод морфологического анализа).
- Сказки от странных историй.
- Сказки от просто стишков.
- Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
- Сказки от фантастических явлений.
- Случайные сказки.
- Сказки о бытовых предметах.
- Сказки от «живых» капель и клякс.
- Сказки о чудищах.
- Сказки по смешанным образам.
- Сказка продолжается.
- Изменение ситуации в знакомых сказках.
- Перевирание сказки.
- Сказка, но по-новому.
- Бином фантазии.
- Эксперименты в сказках.
- Цветные Сказки.
- Семейная сказка.
- Сериал в сказке.
- Решение противоречий в сказке.
- Сказки о фантастических странах.
- Сказки от шуточных вопросов.
- Сказки о любимых игрушках.
- Сказки о путешествиях.
- Сказки от превращений.
- Краткие истории.
- Сказки от одного слова.
- Сказки о временах года, запахах, звуках.
- Сказка по аналогии с известными.
- Сказки по комическим рисункам.
- Сказки по завуализированным картинкам.
- Моделирование сказок.
- Сказки с новым концом.
- Сказка с середины.
- Частица «не» и новая сказка.
- Из сказки убежали все глаголы ( существительные).
- Сказки к волшебным рисункам.
- По следам к сказке.
- От точек - к сказкам.
- Сказка от пословицы.
- Гадание на кофейной гуще и сказка.
- Гороскоп и сказка.
- Имя и сказка.
- Сказки про самого себя.
Возьмём, например, коллаж из сказок. Детям предлагаем придумать сюжет новой сказки, в которой Баба Яга встретила колобка в лесу и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку…
Или дома у нас у всех есть толстые книжки со сказками. Ночью поднялся вихрь, открыл окно и порвал все страницы из нашей книжки. Утром, собрав листочки, стали читать. И что же получается. Только собрал Иван – царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмертного, как попал совершенно в другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Кто же ему теперь поможет победить Кощея. И тут дети фантазируют, ставят героев сказок в новые условия.
Сказка от смешного стишка:
Шар воздушный, шаловливый,
Непослушный и строптивый
Вместе с ветром убежал.
А куда нам не сказал.
Начало сказки:
Полетел наш шар спросонок,
Где Нуф - Нуф жил поросёнок.
Заглянул он к Колобку,
Разрумяному бочку.
Не забыл он побывать
И у деда с бабой,
Ну а там потолковать
с Курочкою Рябой…
Бином фантазии:
Детям предлагаем просмотреть картинки или игрушки. Выбрать для сказки два предмета или объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. И про них сочинить сказку. Например: Слон и ручка.
Сериал в сказке:
Берем любую сказку и составляем по ней несколько серий.
Сказка «Колобок»:
1 серия – традиционная сказка;
2 серия - как спасти Колобка;
3 серия – у Колобка появляется рюкзачок с сюрпризами;
4 серия – Колобок меняет шапочки;
5 серия – у Колобка появляется нос Буратино;
6 серия – моя сказка о Колобке.
Гороскоп и сказка:
Знать знаки Зодиака и применять их в сказках не только интересно, но и полезно со многих точек зрения. Во-первых, ломается привычное толкование сказки. Во-вторых, гороскоп помогает развивать фантазию. В- третьих, гороскоп способствует тому, что мы стараемся более внимательно всматриваться в самих себе, корректировать свои действия и поступки.
Применим гороскоп к известной сказке «Колобок».
Характерные особенности Льва | Изменения в поведении Колобка |
Не любит, чтобы вставали у него на пути. | Он не ноет и не просит ни зайчика и ни волка, а поднимает такой рёв, что все звери поспешно уступают ему дорогу. |
Иногда на него нападает лень. | Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лёг под кустиком и заснул. Проснулся, увидел, какая красивая поляна! Вся в цветах, вокруг летают чудесные бабочки. Решил Колобок остаться здесь жить. |
Он умён, любит властвовать. | На этой поляне Колобок стал царём всех маленьких зверят и насекомых. Ему подчинялись муравьи, комары, бабочки и даже ежи. |
Любит тратить деньги, но не зарабатывать. | Однажды на поляне появился медвежонок. Он в лапах держал один доллар. |
Далее дети придумывают новые приключения Колобка в соответствии с характерными для него новыми качествами и наклонностями знака Зодиака.
Ещё мы хотели бы вас познакомить с «пирамидной историей».
Обычно письменные работы не вызывают большой радости у учащихся. Чтобы ребят заинтересовать самим процессом письма, и в то же время облегчить им путь изложения своих мыслей на бумаге, предлагаем использовать стратегию, которая называется «пирамидная история». Эта стратегия превращает процесс письма в интересное занятие. Состоит она из трёх этапов.
Первый этап заключается в коллективном заполнении пирамиды, второй – в индивидуальном выражении учащимися своих мыслей, третий - в коллективном обсуждении написанного.
Пирамидная история.
1._________
2_____________________
3.____________________________
4.___________________________________
5._________________________________________
6._______________________________________________
7._____________________________________________________
8.____________________________________________________________
- Сегодня мы будем настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, нам нужно сообща заполнить предложенную на доске схему.
1. Имя героя вашей истории (человек, животное, неодушевлённый предмет).
2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и т.д.).
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (бедность, богатство, любовь, заблудились в лесу).
5. Пять слов, описывающих первое событие ( что явилось причиной
проблемы в истории).
6. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героями и его окружением по ходу сюжета).
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы).
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
После того, как таблица заполнена, ученики сочиняют свою историю по ключевым словам пирамиды. В процессе создания текста ученики могут менять слова местами и даже заменять имена существительные на глаголы и прилагательные и наоборот. Это позволяет ученикам чувствовать себя более свободно в процессе написания своей истории. Время на сочинение 15-20 минут.
Выслушивая написанные сочинения, анализируем каждую ситуацию.
Используя данный метод, мы одновременно закрепляем грамматический материал и развиваем критическое мышление. Дети учатся фантазировать, связно передавать свои мысли. Данная методика помогает преодолеть ряд трудностей, которые возникают во время урока. Во-первых, каждый ученик оказывается задействованным в работе: для одного эта пирамида – опора, для другого – возможность выразить все свои мысли. Неважно, что кто-то напишет всего несколько предложений, а кто-то сказочный рассказ. Важно, что все будут мыслить в меру своих возможностей.
А теперь давайте и мы с вами напишем свою пирамидную историю. Для этого возьмите листы на столе и каждый в своей группе составьте свой план, свою историю (работа в группах). Прошу одного представителя группы прочесть свою историю.
Пирамиду можно использовать и для составления рассказа по темам окружающего мира, чтения, истории, немецкого языка. А также для работы со слабыми детьми по предмету, учитель сам составляет опорные слова по теме, а ученик старается воспроизвести изученный материал.
Хорошо мы потрудились. Можно и подкрепиться. Вот и салат из моркови. Что вы теперь предпочтете: морковь или салат? Конечно, в результате смешивания разных компонентов, морковь в салате стала ещё вкуснее.
Вот так и приёмы и методы, которые мы используем, трудно выбрать один в отдельности. На каждом уроке выбор методов зависит от темы, подготовки учащихся, средств обучения и т.д. А чаще мы применяем методы и приёмы в сочетании с другими, чтобы процесс обучения был более эффективным.
И в заключении мы вас хотим познакомить со стратегией 4-П, которую можно использовать на уроках литературного чтения. Что значит 4-П?
1 –П - Прочитай (выдели главное)
2 -П- Перефразируй ( основные мысли автора вырази своими словами)
3 – П -Прокомментируй (с разных точек зрения, запиши комментарии)
4 – П - Поразмышляй над тем, что ты написал.
Стратегия 4-П нацелена на усовершенствование процесса познания, она учит внимательнее читать и глубже вдумываться в прочитанное. В её рамках используются разновидности письменного комментария от краткого изложения до творческого анализа.
Познакомимся с некоторыми видами комментариев в рамках стратегии 4-П:
Комментарий – реконструкция:
- Изложение: кратко излагается суть прочитанного.
- Телеграмма: излагается только самое главное, все лишние слова опускаются, что и обусловливает сходство с телеграммой.
- Эвристический комментарий привлекает внимание к самой важной части повествования, которая не может ни задеть читателя.
- Комментарий – вопрос отображает основной момент текста в форме вопроса.
Комментарий, основанный на конструктивном мышлении
Собственное мнение:
Формулируется ответ на вопрос
- Что лично ты думаешь и чувствуешь по поводу прочитанного?
Юмористический комментарий:
От двусмысленного высказывания, вызывающего легкую улыбку, до открытой насмешки, расставляющей все точки над «И».
Критический комментарий:
Где читатель сначала формулирует точку зрения автора, затем определяет , в в чём он согласен, не согласен, частично согласен с автором, и кратко объясняет, почему.
Возражение:
Высказывается мнение, противоположное авторскому, даже если сам читатель эти возражения не разделяет.
Намерение:
Читатель в нескольких словах растолковывает авторское намерение, то есть объясняет , ради чего был написан этот текст.
Мотивация:
Читатель пытается определить, что заставило автора написать такой текст – могли быть какие-то личные причины.
Открытие:
Формулируется вопрос или вопросы, на которые полезно ответить, прежде чем судить о достоинствах данного текста.
Творческий комментарий:
Предлагает альтернативные и, возможно, лучшие решения или точки зрения, при этом устанавливает связи с имеющими знаниями и опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Статья "Роль выразительного чтения в развитии речи школьников начальных классов"
В статье говорится о роли выразительного чтения в воспитании подрастающего поколения....
Развитие речи школьника
Трудно найти взрослого человека, который не задумывался бы над тем, как научить детей разговаривать со старшими вежливо и уважительно, как воспитать у ребенка внятную, соответствующую месту и времени,...
Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"
Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи школьника".
Рабочая программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ . Для 3 класса....
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников
Цель работы: - воспитание любви к слову;- формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания;- совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности гово...
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средстворазвития речи школьников...