Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения предметов по выбору и системы дополнительного образования»
презентация по теме

Высокие темпы развития и совершенствования науки, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения предметов по выбору и  системы дополнительного образования»

Высокие темпы развития и совершенствования науки, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, обусловливают актуальность проблемы развития познавательной деятельности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач современной школы является развитие у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний.

        Познавательная самостоятельность определяется как характеристика личности. Наиболее важными факторами развития познавательной самостоятельности является:

  1. интерес
  2. творческое овладение знаниями
  3. саморазвитие
  4. самоактуализация
  5. интеллектуальная инициатива
  6. внутренняя целеустремленность ребенка

Развитие познавательной самостоятельности в начальной школе реализуется через изучение учащимися предметов по выбору.

Это, например Москвоведение для учащихся 2-4 классов

Цель данного курса:

  1. нравственное воспитание учащихся;
  2. знакомство детей с событиями из истории России, связанными с именем Москвы;
  3. воспитание любви  к родному городу и гордости за него;

На занятиях Логомиры учащиеся 3-4 классов, создавая минипроекты и защищая их, овладевают основами программирования на языке Лого на примере программы «ПервоЛого 3.0»,

На  занятиях по Легоконструированию  учащиеся 1-2 классов имеют большой простор для личного творчества. Ребенок сам определяет тот путь, который кажется ему наилучшим. Поэтому на этих занятиях возникает свободная творческая атмосфера, игровая дисциплина, дух соревнования и свобода от шаблона, способствующие раскрепощению творческих резервов человеческой психики и, ребята проявляют свои способности, доказывая этим, как они усвоили учебный материал: собирают, конструируют, находят интересные и оригинальные решения задач.

Целью занятий курса «Чтение с увлечением» является:

  1. Формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение;
  2. Развитие речи младшего школьника;
  3. Приобщение к чтению и слушанию разнообразных книг;

На занятиях по русскому языку «Веселая грамматика» учителя:

  1. Развивают  интерес к языку как учебному предмету;
  2. Расширяют и углубляют программный материал;
  3. Пробуждают у учащихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

В системе дополнительного образования в начальной школе дети занимаются по программе «Вдохновение»

Цель данных занятий:

  1. Создание условий для развития личного творческого потенциала и развития познавательных интересов у учащихся.
  2. Развитие творческих способностей с учетом возможностей каждого ребенка при помощи различных театрализованных представлений.

Эти занятия проводятся для учащихся 2-4 классов и ведут их  учителя русского языка и литературы гимназии

Данная программа способна помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства. На занятиях используется просмотр слайдов, видеофильмов, прослушивание музыки, сюжетно - ролевые игры, чтение по ролям и т.д.

Программа дополнительного образования по окружающему миру  состоит из двух модулей «Экология для младших школьников» и «Планета загадок».

На этих занятиях у учащихся формируется экологическая культура, экологические знания, происходит вовлечение их в природоохранную деятельность. Обеспечивается выработка приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности. Повышается экологическая грамотность учащихся. Воспитывается чувство уважения, любви и гордости за природу своего города и страны.

И еще одна программа, по которой занимаются учащиеся начальных классов называется «Занимательная логика».

 Цель занятий состоит в следующем:

  1. Развивать у ребенка мыслительные операции, логическое мышление.
  2. Научить точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь.
  3. Воспитывать самостоятельного и мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

И в заключении хочется отметить, что содержание всей системы дополнительного образования, курсов по выбору реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом и обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и повышение качества учебного процесса. (Приложение 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

«Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний».

В данной статье описаны способы активизации мыслительной деятельности школьников....

Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках в начальной школе

Методическое пособие для учителей начальных классов, приемы и технологии для использования на уроках....