Программа по дополнительному образованию "Хочу всё знать"
рабочая программа по теме
Культурологическое направление. Программа по дополнительному образованию. Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся.
Программа призвана создать условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Программа обеспечивает гимназиста возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Программа развивает интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков и развитие исследовательских способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vsyo_znat.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Южное Окружное управление
АНО Гимназия «Эллада»
Направление деятельности: культурологическое
Программа по дополнительному
образованию
«Хочу всё знать»
Авторы программы
Петрова Александра Георгиевна
Савченко Ирина Анатольевна
Программа принята на педагогическом совете
АНО Гимназия «Эллада»
Возраст детей
1 - 4 класс
Срок реализации
4 года
Москва
2011
Пояснительная записка.
Данная программа носит развивающий познавательный характер, относится к культурологическому направлению.
Вид деятельности: творческие, исследовательские, предметные и интегрированные проекты.
Актуальность программы
Современное российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально – экономическими преобразованиями в России и общемировыми тенденциями перехода от индустриального общества к информационному обществу.
Новая реальность требует развития педагогических технологий, возникновения новых способов образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Очень эффективны методы и технологии на основе исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.
Программа призвана способствовать развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей гимназистам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Основные цели:
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение возможностей гимназиста самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков и развитие исследовательских способностей;
- формирование у детей представления о целостной картине мира.
Задачи:
- развивать ценностные ориентиры каждого ребёнка, его регулятивные механизмы, познавательные и коммуникативные способности;
- показать динамику развития жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественно - научной, художественно – эстетической, исторической;
- расширить кругозор учащихся, развить их воображение и эмоциональную сферу;
- укрепить интерес к познанию мира во всём его многообразии;
- последовательно приобщить учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развить навыки работы с ней, а также с электронными носителями информации, контролируемым Интернетом;
- обучить умению самостоятельно проводить эксперименты, обрабатывать полученные результаты, анализировать и делать выводы;
- сформировать умение оформлять свою работу, готовить презентацию.
Программа базируется на принципах направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого: научности, систематичности, деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий: лекции, семинары, тренинги, занятия взаимообучения, интеллектуальные игры, викторины, конференции.
Данная программа рассчитана на 4 года для учащихся 1 - 4 классов. Группа должна быть не более 15 человек, что обеспечивает возможность, как коллективной работы, так и групповой, индивидуальной. Занятие идёт 2 часа один раз в неделю.
Итог программы:
- Развитие у гимназистов способности к самостоятельному учению, саморазвитию и самосовершенствованию.
- Участие гимназистов в различных городских и окружных олимпиадах, турнирах, конкурсах, научно – практических конференциях.
- Организация и проведение самими гимназистами викторин и лекций для учащихся гимназии с целью заинтересовать других данным видом деятельности.
- Применение гимназистами полученных компетенций в реальной жизни.
Тематический план занятий объединения
«Хочу всё знать»
1-ый год обучения
«История вещей»
№ | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Посуда. | 8 | 2 | 2 |
2 | Продукты питания. | 8 | 2 | 2 |
3 | Мебель. | 8 | 2 | 2 |
4 | Транспорт. | 8 | 2 | 2 |
5 | Техника. | 8 | 2 | 2 |
6 | Составление индивидуальных планов. | 4 | 1 | 1 |
7 | Поисковый этап: Знакомство с литературой по данной теме. | 4 | 1 | 1 |
8 | Аналитический этап: Обобщение и систематизация собранного материала. | 4 | 1 | 1 |
9 | Оформление работ. Подготовка презентаций. | 6 | 1 | 2 |
10 | Презентация проектов. | 2 | - | 1 |
Итого: | 60 | 14 | 16 |
2-ой год обучения
«История моей семьи»
№ | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Что означают наши имена? | 8 | 2 | 2 |
2 | Что такое отчество и фамилия? | 8 | 2 | 2 |
3 | Именины. | 8 | 2 | 2 |
4 | Семья. Поколение. | 6 | 1 | 2 |
5 | Понятие родословной. | 8 | 2 | 2 |
6 | Геральдика. | 4 | 1 | 1 |
7 | Герб. | 6 | 2 | 1 |
9 | Составление индивидуальных планов. | 4 | 1 | 1 |
10 | Поисковый этап: Знакомство с литературой по данной теме. | 4 | 1 | 1 |
11 | Аналитический этап: Обобщение и систематизация собранного материала. | 4 | 1 | 1 |
12 | Оформление работ. Подготовка презентаций. | 6 | 1 | 2 |
13 | Презентация проектов. | 2 | - | 1 |
Итого: | 68 | 16 | 18 |
3-ий год обучения
«История письменности»
№ | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Зарождение письменности | 4 | 1 | 1 |
2 | Иероглифическая система письма. | 4 | 1 | 1 |
4 | Финикийский алфавит. Древнегреческий алфавит. | 6 | 1 | 2 |
5 | Старославянская азбука. | 8 | 3 | 1 |
6 | Современный алфавит. | 6 | 2 | 1 |
7 | Информация. Носители информации. | 6 | 1 | 2 |
8 | Хранение информации. | 4 | 1 | 1 |
9 | Поиск информации. | 6 | 1 | 2 |
10 | Систематизация информации. | 6 | 1 | 2 |
11 | Составление индивидуальных планов. | 4 | 1 | 1 |
12 | Поисковый этап: Знакомство с литературой по данной теме. | 4 | 1 | 1 |
13 | Аналитический этап: Обобщение и систематизация собранного материала. | 4 | 1 | 1 |
14 | Оформление работ. Подготовка презентаций. | 4 | 1 | 1 |
15 | Презентация проектов. | 2 | - | 1 |
Итого: | 68 | 16 | 18 |
4-ый год обучения
«История появления школы»
№ | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Школьные правила | 4 | 1 | 1 |
2 | Такая разная современная школа | 6 | 1 | 2 |
3 | «Школьная пора…» | 6 | 1 | 2 |
4 | Профессии в школе. | 6 | 1 | 2 |
5 | Школа в древнем мире. | 6 | 1 | 2 |
6 | Школа в средние века. | 6 | 1 | 2 |
7 | История образования в России. | 6 | 1 | 2 |
8 | Знаменитые педагоги | 6 | 1 | 2 |
9 | Традиции Гимназии «Эллада» | 4 | 1 | 1 |
10 | Составление индивидуальных планов. | 4 | 1 | 1 |
11 | Поисковый этап: Знакомство с литературой по данной теме. | 4 | 1 | 1 |
12 | Аналитический этап: Обобщение и систематизация собранного материала. | 4 | 1 | 1 |
13 | Оформление работ. Подготовка презентаций. | 4 | 1 | 1 |
14 | Презентация проектов. | 2 | - | 1 |
Итого: | 68 | 13 | 21 |
Содержание программы.
1-ый год обучения.
«История вещей»
Тема | Кол-во часов | Тематическое содержание | Формирование УУД. Первый год обучения. |
Посуда | 8 | История появления, родословная, применение различной посуды. Чашка, вилка, ложка и т.д. Посуда в разных странах мира. | - Отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие и плохие. - Объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие. - Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты). - Объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с твоей Родиной; – со всеми людьми; – с природой. - Испытывать чувство гордости за «своих» близких и друзей. - Определять цель работы с помощью учителя. - Проговаривать порядок действий. - Высказывать свои предположения (версии). - Работать по предложенному плану - давать оценку работе класса на уроке. - Сравнивать с образцом, находить ошибки, вносить исправления. - Отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Ориентироваться в справочной литературе небольшого формата. - Находить ответы на вопросы. - Делать выводы, опираясь на помощь учителя. - Сравнивать и группировать предметы. - Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу на уроке и в жизни. - Делиться на группы, используя разные основания. - Соблюдать правила, выработанные коллективно. - Выделять главное и второстепенное. - Оформлять работу. - Представлять свою работу публично. |
Продукты питания | 8 | Хлеб – всему голова. Как люди стали использовать в пищу соль. История создания сахара. История появления на нашем столе фруктов и овощей. | |
Мебель | 8 | Вещи и их хозяева. Родословная шкафа, стула, стола. Связь вещей с потребностями эпохи. | |
Транспорт | 8 | История создания велосипеда, автомобиля, самолёта, поезда. Старинные виды транспорта. | |
Техника | 8 | Новые вещи и предметы, появившиеся в связи с прогрессом техники. История создания телефона, компьютера, лифта. | |
Составление индивидуальных планов. | 4 | Формирование групп по интересам. Знакомство с различными типами проектов. Составление индивидуальных планов. | |
Поисковый этап: Знакомство с литературой по данной теме. | 4 | Библиотечное занятие: обучение отбору литературы по теме. Умение пользоваться контролируемым Интернетом. | |
Аналитический этап: Обобщение и систематизация собранного материала. | 4 | Способы обработки информации. | |
Оформление работ. Подготовка презентаций. | 6 | Обучение оформлению работы (альбом, стенд, буклет и т.д.) | |
Презентация проектов. | 2 | Публичная защита проектов, подведение итогов. |
2-ой год обучения.
«История моей семьи»
Тема | Кол-во часов | Тематическое содержание | Формирование УУД. Второй год обучения. |
Что означают наши имена? | 8 | История появления имён. Имена и их значения. Мужские и женские имена. | - Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей); – важности исполнения роли «хорошего ученика»; – важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ; – важности различения «красивого» и «некрасивого». - Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих». - Объяснять самому себе: – какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества), – что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), – что у меня получается хорошо, а что нет (результаты). - Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе: объяснять, что связывает меня: – с моими близкими, друзьями, одноклассниками; – с земляками, народом; – с твоей Родиной; – со всеми людьми; – с природой. Испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей. -Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения; – сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. - Признавать свои плохие поступки. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться при помощи учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. - Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. - Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. - Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. - Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям. - Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков. - Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках. - Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. - Наблюдать и делать самостоятельные выводы. - Составлять сложный план небольшого текста-повествования. - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу на уроке и в жизни. - Делиться на группы, используя разные основания. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - Соблюдать правила, выработанные коллективно. - Выделять главное и второстепенное. - Оформлять работу. - Представлять свою работу публично. |
Что такое отчество и фамилия? | 8 | Фамилия – общее имя семьи. Возникновение фамилий. Русские фамилии. Образование отчеств. Отчества у разных народов. Русские отчества. | |
Именины. | 8 | Правила крещения на Руси. Святцы. День ангела. Православные имена. | |
Семья. Поколение. | 6 | Родители и дети. Предки. Потомки. Связь поколений. Моя семья. | |
Понятие родословной. | 8 | Родственные связи. Поиск предков. Моя родословная. Генеалогическое древо. | |
Геральдика. | 4 | Зарождение геральдики. Значение символов. Геральдика России. | |
Герб. | 6 | Герб – символ эпохи. Герб семьи. | |
Составление индивидуальных планов. | 4 | Формирование групп по интересам. Знакомство с различными типами проектов. Составление индивидуальных планов. | |
Поисковый этап: Знакомство с литературой по данной теме. | 4 | Библиотечное занятие: обучение отбору литературы по теме. Умение пользоваться контролируемым Интернетом. | |
Аналитический этап: Обобщение и систематизация собранного материала. | 4 | Способы обработки информации. | |
Оформление работ. Подготовка презентаций. | 4 | Обучение оформлению работы (презентация, стендовый доклад и т.д.) | |
Презентация проектов. | 2 | Публичная защита проектов, подведение итогов. |
3-ий год обучения.
«История письменности»
Тема | Кол-во часов | Тематическое содержание | Формирование УУД. Третий год обучения. |
Зарождение письменности | 4 | Что такое письменность? История письменности. Предметная письменность. | - Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии); – российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России); – важности учёбы и познания нового; – важности бережного отношения к здоровью человека и к природе); – потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного». - Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). - Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. - Объяснять самому себе: – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (цели, мотивы), –что я могу (результаты). - Осознавать себя гражданином России, в том числе: объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках. - Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. - Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей). - Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для: – всех людей, – своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам; – уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства. - Признавать свои плохие поступки и отвечать за них. - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. - Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. - Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. - Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Сравнивать и группировать факты и явления. - Относить объекты к известным понятиям. - Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. - Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. - Решать задачи по аналогии. - --- Строить аналогичные закономерности. - Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме. - Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ. - Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – отделять новое от известного; – выделять главное; – составлять план. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. - Оформлять работу. - Представлять свою работу публично. |
Иероглифическая система письма. | 4 | Происхождение слова «иероглиф». Система письма в Египте. Система письма в Китае. Иероглифы и их значение на русском языке. | |
Финикийский алфавит. Древнегреческий алфавит. | 6 | Кто такие финикийцы? Понятие об алфавите. Система письма. История греческого алфавита. Названия букв. Использование в науках. | |
Старославянская азбука. | 8 | Жития святых. Кирилл и Мефодий. История создания азбуки. Названия букв. Распространение в мире. | |
Современный алфавит. | 6 | Реформы азбуки и правописания. Принципы построения. Буквы русского алфавита. | |
Информация. Носители информации. | 6 | Что такое информация? Виды информации. Носители информации. Предметы, рисунки на камне, глиняные таблички, папирус, пергамен, береста, бумага. | |
Хранение информации. | 4 | Способы хранения информации (перфокарты, грампластинки, дискеты, диски, USB – накопители и т.д.) | |
Поиск информации. | 6 | Информационный поиск. Виды поиска. Методы поиска. Запрос и объект запроса. | |
Систематизация информации. | 6 | Таблица. Схема. Графики и диаграммы. Алгоритм. Виды алгоритмов. | |
Составление индивидуальных планов. | 4 | Формирование групп по интересам. Знакомство с различными типами проектов. Составление индивидуальных планов. | |
Поисковый этап: Знакомство с литературой по данной теме. | 4 | Библиотечное занятие: обучение отбору литературы по теме. Умение работать с архивами. Умение пользоваться контролируемым Интернетом. | |
Аналитический этап: Обобщение и систематизация собранного материала. | 4 | Способы обработки информации. | |
Оформление работ. Подготовка презентаций. | 4 | Самостоятельное оформление работ. Репетиция защиты проектов. Выявление «слабых» мест. Формирование групп оппонентов, рецензентов. | |
Презентация проектов. | 2 | Публичная защита проектов, подведение итогов. |
4-ый год обучения.
«История появления школы»
Тема | Кол-во часов | Тематическое содержание | Формирование УУД. Четвёртый год обучения. |
Школьные правила | 4 | Права и обязанности жителей школьной страны. Правила школьной жизни. | - Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п. - Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями. - Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества. - Объяснять самому себе: – свои некоторые черты характера; – свои отдельные ближайшие цели саморазвития; – свои наиболее заметные достижения. - Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе: - отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; - стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; - осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний. - Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. - Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: – культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность – базовых российских гражданских ценностей, – общечеловеческих, гуманистических ценностей, в т.ч. ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений - Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них. - Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. - Составлять план выполнения проекта совместно с учителем - Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). - В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. - В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам. - Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. - Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. - Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. - Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …». - Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. - Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта. - Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ. - Составлять сложный план текста. - Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. - При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. - Учиться критично относиться к своему мнению. - Понимать точку зрения другого (в том числе автора). Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания. - Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. - Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). - Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. - Оформлять работу. - Представлять свою работу публично. |
Такая разная современная школа | 6 | Современная школа: плюсы и минусы. Типы школ. Процесс обучения. Современная школа в различных странах. | |
«Школьная пора…» | 6 | Книги, фильмы, песни, стихи о школе. Мой школьный опыт. | |
Профессии в школе. | 6 | Перечень профессий. Профессиональные обязанности. Кто в школе главный? Все профессии нужны. | |
Школа в древнем мире. | 6 | Школа в Древней Греции. Школа в Древнем Риме. Школа в Древнем Египте. | |
Школа в средние века. | 6 | Воспитание и обучение в церковных школах в средние века. | |
История образования в России. | 6 | Образование в средневековой Руси. Образование в Российской империи. Образование в СССР. | |
Знаменитые педагоги | 6 | Педагоги античности. Зарубежные педагоги. Русские педагоги. | |
Традиции Гимназии «Эллада» | 4 | Что такое традиция? Традиции гимназии. Конкурс на новую традицию. Как я вижу любимую гимназию в будущем? | |
Составление индивидуальных планов. | 4 | Формирование групп по интересам. Знакомство с различными типами проектов. Составление индивидуальных планов. | |
Поисковый этап: Знакомство с литературой по данной теме. | 4 | Библиотечное занятие: обучение отбору литературы по теме. Умение работать с архивами. Умение пользоваться контролируемым Интернетом. | |
Аналитический этап: Обобщение и систематизация собранного материала. | 4 | Способы обработки информации. | |
Оформление работ. Подготовка презентаций. | 4 | Самостоятельное оформление работ. Репетиция защиты проектов. Выявление «слабых» мест. Формирование групп оппонентов, рецензентов. | |
Презентация проектов. | 2 | Публичная защита проектов, подведение итогов. |
Методическое обеспечение.
В ходе реализации программы используются различные формы, методы и приёмы проведения занятий. Предполагается проведение экскурсий в Исторический музей, музей – заповедник Коломенское, Политехнический музей и т.д., чтобы показать историю развития человеческой мысли.
Также при проведении занятий используются игровые, развивающие, поисковые технологии. Практические занятия по развитию творческих способностей состоят из четырёх этапов:
- разминка;
- развитие памяти, внимания и т.д.;
- занятия по теме;
- игра, викторина, конкурс.
Во время разминки ставится цель – развитие быстроты реакции, быстроты мышления, включение школьников в активную познавательную деятельность. Вопросы разминки достаточно лёгкие, поэтому работа идёт фронтально в быстром темпе.
На этапе развития психофизических процессов даются задания, способствующие не только их развитию, но и позволяющие разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности школьников.
Занятия по теме могут быть продуктивного, конструктивного и творческого характера. Задачи как бы ставят школьников в положение исследователя, распутывающего зашифрованный текст, позволяют эффективно развивать широту и гибкость мышления. Учащиеся овладевают различными методами поиска решений.
Во время игр, викторин, конкурсов учащиеся включаются в соревнование, подготовленное преподавателем или самими школьниками. Главной отличительной особенностью заданий является их занимательная форма.
Ребята получают опыт работы в библиотеке, навык работы с различными носителями информации бумажными и электронными.
Важное место занимают темы «Предзащита проектов», «Защита проектов». Занятия проходят в виде диспутов, конференций, где каждый школьник имеет возможность выступить, и как оппонент, и как докладчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего отдыха "Хочу все знать!"
Программа интеллектуально-познавательного направления. Отряд "Любознайки". Целевая группа - дети 8-9 лет....
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу знать" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Хочу знать" 2 класс...
программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
в программе содержится тематическое планирование проектной деятельности "Хочу все знать"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Программа внеурочной деятельности научного общества учащихся "хочу все знать " для 2 класса...
Программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
Программа по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А., содержит пояснительную записку; цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно-...
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать" для 1-3 классов....