Программа по дополнительному образованию "Хочу всё знать"
рабочая программа по теме

Петрова Александра Георгиевна

Культурологическое направление. Программа по дополнительному образованию. Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся.

Программа призвана создать условия  для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

 Программа обеспечивает гимназиста возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Программа развивает  интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков и развитие исследовательских способностей.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_vsyo_znat.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Южное Окружное управление

АНО Гимназия  «Эллада»

                                               

                                                                                     

                                                                                                                                                       

Направление деятельности: культурологическое

Программа по дополнительному

образованию

«Хочу всё знать»

                     

                                                                          Авторы программы

                                                         

                                                         Петрова Александра Георгиевна

                                                         Савченко Ирина Анатольевна

                                         

                                        Программа принята на педагогическом совете

                                                                      АНО Гимназия  «Эллада»

Возраст детей

1 - 4 класс

Срок реализации

   4 года

Москва

2011

Пояснительная записка.

         Данная программа носит развивающий познавательный характер, относится к культурологическому направлению.

Вид деятельности: творческие, исследовательские, предметные и интегрированные проекты.

Актуальность программы

     

  Современное российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально – экономическими преобразованиями в России и общемировыми тенденциями перехода от индустриального общества к информационному обществу.

        Новая реальность требует развития педагогических   технологий, возникновения новых способов образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и  способов ведения образовательной деятельности. Очень эффективны методы и технологии на основе исследовательской и проектной деятельности учащихся.

      Воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

              Программа призвана способствовать развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа  образовательного процесса и обеспечивающей гимназистам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Основные цели:

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение возможностей гимназиста самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков и развитие исследовательских способностей;

- формирование у детей представления о целостной картине мира.

 Задачи:

- развивать ценностные ориентиры каждого ребёнка, его регулятивные механизмы, познавательные и коммуникативные способности;

- показать динамику развития жизни человечества с разных    сторон: лингвистической, естественно - научной, художественно – эстетической, исторической;

- расширить кругозор учащихся, развить их воображение и эмоциональную сферу;

- укрепить интерес к познанию мира во всём его многообразии;

- последовательно приобщить учащихся к детской научно – художественной, справочной, энциклопедической литературе и развить навыки работы с ней, а также с электронными носителями информации, контролируемым Интернетом;

- обучить умению самостоятельно проводить эксперименты, обрабатывать полученные результаты, анализировать и делать выводы;

- сформировать умение оформлять свою работу, готовить презентацию.

  Программа базируется на принципах направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого: научности, систематичности, деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, вариативности, творчества.

Формы и режим занятий.

        Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий: лекции, семинары, тренинги, занятия взаимообучения, интеллектуальные игры, викторины, конференции.

         Данная программа рассчитана на 4 года для учащихся  1 - 4 классов. Группа должна быть не более 15 человек, что обеспечивает возможность, как коллективной работы, так и групповой, индивидуальной. Занятие идёт 2 часа один раз в неделю.

Итог программы:

  1. Развитие у гимназистов способности к самостоятельному учению, саморазвитию и самосовершенствованию.

  1. Участие  гимназистов  в различных городских и окружных олимпиадах, турнирах, конкурсах, научно – практических конференциях.
  2. Организация и проведение самими гимназистами викторин и лекций для учащихся гимназии с целью заинтересовать других данным видом деятельности.
  3. Применение гимназистами полученных  компетенций в реальной жизни.

Тематический план занятий объединения

«Хочу всё знать»

1-ый год обучения

«История вещей»

                  Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Посуда.

8

2

2

2

Продукты питания.

8

2

2

3

Мебель.

8

2

2

4

Транспорт.

8

2

2

5

Техника.

8

2

2

6

Составление индивидуальных планов.

4

1

1

7

Поисковый этап:

Знакомство с литературой по данной теме.

4

1

1

8

Аналитический этап:

Обобщение и систематизация собранного материала.

4

1

1

9

Оформление работ. Подготовка презентаций.

6

1

2

10

Презентация проектов.

2

-

1

                                      Итого:

60

14

16

2-ой год обучения

«История моей семьи»

                  Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Что означают наши имена?

8

2

2

2

Что такое отчество и фамилия?

8

2

2

3

Именины.

8

2

2

4

Семья. Поколение.

6

1

2

5

Понятие родословной.

8

2

2

6

Геральдика.

4

1

1

7

Герб.

6

2

1

9

Составление индивидуальных планов.

4

1

1

10

Поисковый этап:

Знакомство с литературой по данной теме.

4

1

1

11

Аналитический этап:

Обобщение и систематизация собранного материала.

4

1

1

12

Оформление работ. Подготовка презентаций.

6

1

2

13

Презентация проектов.

2

-

1

                                      Итого:

68

16

18

3-ий год обучения

«История письменности»

                  Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Зарождение письменности

4

1

1

2

Иероглифическая система письма.

4

1

1

4

Финикийский алфавит.

Древнегреческий алфавит.

6

1

2

5

Старославянская азбука.

8

3

1

6

Современный алфавит.

6

2

1

7

Информация.

Носители информации.

6

1

2

8

Хранение информации.

4

1

1

9

Поиск информации.

6

1

2

10

Систематизация информации.

6

1

2

11

Составление индивидуальных планов.

4

1

1

12

Поисковый этап:

Знакомство с литературой по данной теме.

4

1

1

13

Аналитический этап:

Обобщение и систематизация собранного материала.

4

1

1

14

Оформление работ. Подготовка презентаций.

4

1

1

15

Презентация проектов.

2

-

1

                                      Итого:

68

16

18

4-ый год обучения

«История появления школы»

                  Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Школьные правила

4

1

1

2

Такая разная современная школа

6

1

2

3

«Школьная пора…»

6

1

2

4

Профессии в школе.

6

1

2

5

Школа в древнем мире.

6

1

2

6

Школа в средние века.

6

1

2

7

История образования в России.

6

1

2

8

Знаменитые педагоги

6

1

2

9

Традиции Гимназии «Эллада»

4

1

1

10

Составление индивидуальных планов.

4

1

1

11

Поисковый этап:

Знакомство с литературой по данной теме.

4

1

1

12

Аналитический этап:

Обобщение и систематизация собранного материала.

4

1

1

13

Оформление работ. Подготовка презентаций.

4

1

1

14

Презентация проектов.

2

-

1

Итого:

68

13

21

Содержание программы.

1-ый год обучения.

«История вещей»

Тема

Кол-во

часов

Тематическое содержание

Формирование УУД. Первый год обучения.

Посуда

8

История появления, родословная, применение различной посуды.

Чашка, вилка, ложка и т.д.

Посуда в разных странах мира.

- Отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие и плохие.

- Объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.

- Объяснять самому себе:

– какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества),

что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы),

что у меня получается хорошо, а что нет (результаты).

-  Объяснять, что связывает меня:

– с моими близкими, друзьями,  одноклассниками;

– с земляками, народом;

– с твоей Родиной;

– со всеми людьми;

– с природой.

- Испытывать чувство гордости за «своих» близких и друзей.

-  Определять цель работы с помощью учителя.

- Проговаривать порядок действий.

- Высказывать свои предположения (версии).

- Работать по предложенному плану

- давать оценку работе класса на уроке.

-  Сравнивать  с образцом, находить ошибки, вносить исправления.

- Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Ориентироваться в справочной литературе небольшого формата.

- Находить ответы на вопросы.

- Делать выводы, опираясь на помощь учителя.

- Сравнивать и группировать предметы.

- Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

-  Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- Делиться на группы, используя разные основания.

- Соблюдать правила, выработанные коллективно.

- Выделять главное и второстепенное.

- Оформлять работу.

- Представлять свою работу публично.

Продукты питания

8

Хлеб – всему голова.

 Как люди стали использовать в пищу соль.

 История создания сахара.

История появления на нашем столе фруктов и овощей.

Мебель

8

Вещи и их хозяева. Родословная шкафа, стула, стола. Связь вещей с потребностями эпохи.

Транспорт

8

История создания велосипеда, автомобиля, самолёта, поезда. Старинные виды транспорта.

Техника

8

Новые вещи и предметы, появившиеся в связи с прогрессом техники. История создания телефона, компьютера, лифта.

Составление индивидуальных планов.

4

Формирование групп по интересам.

Знакомство с различными типами проектов. Составление  индивидуальных планов.

Поисковый этап:

Знакомство с литературой по данной теме.

4

Библиотечное занятие: обучение отбору литературы по теме. Умение пользоваться контролируемым Интернетом.

Аналитический этап:

Обобщение и систематизация собранного материала.

4

Способы обработки информации.

Оформление работ. Подготовка презентаций.

6

Обучение оформлению работы (альбом, стенд, буклет и т.д.)

Презентация проектов.

2

Публичная защита проектов, подведение итогов.

2-ой год обучения.

«История моей семьи»

Тема

Кол-во

часов

Тематическое содержание

Формирование УУД. Второй год обучения.

Что означают наши имена?

8

История появления имён. Имена и их значения. Мужские и женские имена.

- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей);

– важности исполнения роли «хорошего ученика»;

– важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ;

– важности различения «красивого» и «некрасивого».

- Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих».

- Объяснять самому себе:

– какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества),

– что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы),

– что у меня получается хорошо, а что нет (результаты).

- Осознавать себя ценной частью большого  разнообразного мира (природы и общества).

В том числе:

объяснять, что связывает меня:

– с моими близкими, друзьями,  одноклассниками;

– с земляками, народом;

– с твоей Родиной;

– со всеми людьми;

– с природой.

Испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.

-Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:

– известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения;

– сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

– сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

- Признавать свои плохие поступки.

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться  при помощи учителя обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

- Понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

- Понимать, в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  решения учебной задачи.

- Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях.

- Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.

- Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.

- Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.

- Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

- Наблюдать и делать самостоятельные  выводы.

-  Составлять сложный  план небольшого текста-повествования.

-  Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- Делиться на группы, используя разные основания.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Соблюдать правила, выработанные коллективно.

- Выделять главное и второстепенное.

- Оформлять работу.

- Представлять свою работу публично.

Что такое отчество и фамилия?

8

Фамилия – общее имя семьи. Возникновение фамилий. Русские фамилии.

Образование отчеств. Отчества у разных народов. Русские отчества.

Именины.

8

Правила крещения на Руси. Святцы. День ангела. Православные имена.

Семья. Поколение.

6

Родители и дети. Предки. Потомки. Связь поколений. Моя семья.

Понятие родословной.

8

Родственные связи. Поиск предков. Моя родословная.

Генеалогическое древо.

Геральдика.

4

Зарождение геральдики. Значение символов.

Геральдика России.

Герб.

6

Герб – символ эпохи. Герб семьи.

Составление индивидуальных планов.

4

Формирование групп по интересам.

Знакомство с различными типами проектов. Составление  индивидуальных планов.

Поисковый этап:

Знакомство с литературой по данной теме.

4

Библиотечное занятие: обучение отбору литературы по теме. Умение пользоваться контролируемым Интернетом.

Аналитический этап:

Обобщение и систематизация собранного материала.

4

Способы обработки информации.

Оформление работ. Подготовка презентаций.

4

Обучение оформлению работы (презентация, стендовый доклад и т.д.)

Презентация проектов.

2

Публичная защита проектов, подведение итогов.

3-ий год обучения.

«История письменности»

Тема

Кол-во

часов

Тематическое содержание

Формирование УУД. Третий год обучения.

Зарождение письменности

4

Что такое письменность?

История письменности.

Предметная письменность.

- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии);

– российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России);

– важности учёбы и познания нового;

– важности бережного отношения к здоровью человека и к природе);

– потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».

- Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).

- Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

 - Объяснять самому себе:

– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

– что я хочу (цели, мотивы),

–что я могу (результаты).

-  Осознавать себя гражданином России, в том числе:

объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,

испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках.

- Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе

уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран,

не допускать их оскорбления, высмеивания.

- Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей).

- Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для:

– всех людей,

– своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам;

– уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства.

- Признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

- Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

- Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Сравнивать и  группировать факты и явления.

- Относить объекты к известным понятиям.

- Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

- Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения   знаний.

- Решать задачи по аналогии. - --- Строить аналогичные закономерности.

- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.

- Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с помощью ИКТ.

- Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– отделять новое от известного;

– выделять главное;

– составлять план.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

- Оформлять работу.

- Представлять свою работу публично.

Иероглифическая система письма.

4

Происхождение слова «иероглиф». Система письма в Египте. Система письма в Китае. Иероглифы и их значение на русском языке.

Финикийский алфавит.

Древнегреческий алфавит.

6

Кто такие финикийцы? Понятие об алфавите. Система письма.

История греческого алфавита. Названия букв. Использование в науках.

Старославянская азбука.

8

Жития святых. Кирилл и Мефодий. История создания азбуки. Названия букв. Распространение в мире.

Современный алфавит.

6

Реформы азбуки и правописания. Принципы построения. Буквы русского алфавита.

Информация.

Носители информации.

6

Что такое информация? Виды информации. Носители информации. Предметы, рисунки на камне, глиняные таблички, папирус, пергамен, береста, бумага.

Хранение информации.

4

Способы хранения информации (перфокарты, грампластинки, дискеты, диски, USB – накопители и т.д.)

Поиск информации.

6

Информационный поиск. Виды поиска. Методы поиска. Запрос и объект запроса.

Систематизация информации.

6

Таблица. Схема. Графики и диаграммы. Алгоритм. Виды алгоритмов.

Составление индивидуальных планов.

4

Формирование групп по интересам.

Знакомство с различными типами проектов. Составление  индивидуальных планов.

Поисковый этап:

Знакомство с литературой по данной теме.

4

Библиотечное занятие: обучение отбору литературы по теме. Умение работать с архивами. Умение пользоваться контролируемым Интернетом.

Аналитический этап:

Обобщение и систематизация собранного материала.

4

Способы обработки информации.

Оформление работ. Подготовка презентаций.

4

Самостоятельное оформление работ.

Репетиция защиты проектов. Выявление «слабых» мест. Формирование групп оппонентов, рецензентов.

Презентация проектов.

2

Публичная защита проектов, подведение итогов.

4-ый год обучения.

«История появления школы»

Тема

Кол-во

часов

Тематическое содержание

Формирование УУД. Четвёртый год обучения.

Школьные правила

4

Права и обязанности жителей школьной страны. Правила школьной жизни.

- Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

- Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

- Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

- Объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера;

– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;

– свои наиболее заметные достижения.

- Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;  

- стремиться  к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

- Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

- Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

– культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность

– базовых российских гражданских ценностей,

– общечеловеческих, гуманистических ценностей, в т.ч. ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений

- Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них.

- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

- Составлять план выполнения проекта совместно с учителем

- Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

- В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

- В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам.

- Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.

- Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

- Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

- Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

- Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.

- Составлять сложный план текста.

- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

- Учиться критично относиться к своему мнению.

- Понимать точку зрения другого (в том числе автора).

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; самостоятельно использовать приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания.

- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

- Оформлять работу.

- Представлять свою работу публично.

Такая разная современная школа

6

Современная школа: плюсы и минусы. Типы школ. Процесс обучения.

Современная школа в различных странах.

«Школьная пора…»

6

Книги, фильмы, песни, стихи о школе. Мой школьный опыт.

Профессии в школе.

6

Перечень профессий. Профессиональные обязанности. Кто в школе главный? Все профессии нужны.

Школа в древнем мире.

6

Школа в Древней Греции. Школа в Древнем Риме. Школа в Древнем Египте.

Школа в средние века.

6

Воспитание и обучение в церковных школах в средние века.

История образования в России.

6

Образование в средневековой Руси. Образование в Российской империи. Образование в СССР.

Знаменитые педагоги

6

Педагоги античности. Зарубежные педагоги. Русские педагоги.

Традиции Гимназии «Эллада»

4

Что такое традиция? Традиции  гимназии. Конкурс на новую традицию. Как я вижу любимую гимназию в будущем?

Составление индивидуальных планов.

4

Формирование групп по интересам.

Знакомство с различными типами проектов. Составление  индивидуальных планов.

Поисковый этап:

Знакомство с литературой по данной теме.

4

Библиотечное занятие: обучение отбору литературы по теме. Умение работать с архивами. Умение пользоваться контролируемым Интернетом.

Аналитический этап:

Обобщение и систематизация собранного материала.

4

Способы обработки информации.

Оформление работ. Подготовка презентаций.

4

Самостоятельное оформление работ.

Репетиция защиты проектов. Выявление «слабых» мест. Формирование групп оппонентов, рецензентов.

Презентация проектов.

2

Публичная защита проектов, подведение итогов.

Методическое обеспечение.

  В ходе реализации программы используются различные формы, методы и приёмы проведения занятий. Предполагается проведение экскурсий в Исторический музей, музей – заповедник  Коломенское, Политехнический музей и т.д., чтобы показать историю развития человеческой мысли.

         Также при проведении занятий используются игровые, развивающие, поисковые технологии. Практические занятия по развитию творческих способностей состоят из четырёх этапов:

  1. разминка;
  2. развитие памяти, внимания и т.д.;
  3.  занятия по теме;
  4. игра, викторина, конкурс.

         Во время разминки ставится цель – развитие быстроты реакции, быстроты мышления, включение школьников в активную познавательную деятельность. Вопросы разминки достаточно лёгкие, поэтому работа идёт фронтально в быстром темпе.

          На этапе развития психофизических процессов даются задания, способствующие не только их развитию, но и позволяющие разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности школьников.

          Занятия по теме могут быть продуктивного, конструктивного и творческого характера. Задачи как бы ставят школьников в положение исследователя, распутывающего зашифрованный текст, позволяют эффективно развивать широту и гибкость мышления. Учащиеся овладевают различными методами поиска решений.

          Во время игр, викторин, конкурсов учащиеся включаются в соревнование, подготовленное преподавателем или самими школьниками. Главной отличительной особенностью заданий является их занимательная форма.

         Ребята получают опыт работы в библиотеке, навык работы с различными носителями информации бумажными и электронными.

         Важное место занимают темы «Предзащита проектов», «Защита проектов». Занятия проходят в виде диспутов, конференций, где каждый школьник имеет возможность  выступить, и как оппонент, и как докладчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего отдыха "Хочу все знать!"

Программа интеллектуально-познавательного направления. Отряд "Любознайки". Целевая группа - дети 8-9 лет....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Хочу знать" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Хочу знать" 2 класс...

программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

в программе содержится тематическое планирование проектной деятельности "Хочу все знать"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

       Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....

Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

Программа внеурочной деятельности научного общества учащихся  "хочу все знать " для 2 класса...

Программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"

Программа по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А., содержит пояснительную записку;  цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно-...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать» (программа работы с высокомотивированными детьми)

Программа внеурочного занятия «Хочу всё знать» направлена на интеллектуально-познавательное развитие школьников. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию в пр...