« ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ».
материал по теме
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО
(начальных классов)
ТЕМА « ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ».
2011 год
Личностно ориентированное обучение — способ организации обучения, в процессе которого обеспе чивается всемерный учет возможностей и способно стей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения — создание условий для обес печения собственной учебной деятельности обучаю щихся, учета и развития индивидуальных особеннос тей школьников.
Организация личностно - ориентированного урока
Личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно или неправильно»). Задача учителя— выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно или неправильно»), но и по процессу его достижения;
- поощрение, стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока
- Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
- Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.
- В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.
- Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
- Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала,
важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"
Доклад на ШМО учителей начальных классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...
Личностно-ориентированное обучение младших школьников
квалификационная работа...
Личностно-ориентированное обучение
презентация...
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения
Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениеСредняя общеобра...
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения
Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениеСредняя общеобра...
Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.
Российская современная школа, находясь в начале 21 столетия, переживает новый этап своего развития. Нарастающий объём...
«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»
Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...