Создание и решение образовательной ситуации на уроке
статья по теме

материал статьи посвящен вопросу создания и решения проблемных, поисковых образовательных ситуаций на уроке в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_situaciya_na_kompetentnostno.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ. С.А.КРАСОВСКОГО

 П. МОНИНО ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СОЗДАНИЕ И РЕШЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

НА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ УРОКЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                  Подготовила

учитель начальных классов

                                Белоус И.А.

Монино

2012

«Образование – это то, что остается,

                                                       когда забудешь все, чему учили в школе»

                                                                                                     А.Эйнштейн

 Спросите выпускников школы, что им запомнилось больше, какие знания они применяют в жизни, а о чем забыли сразу же после выхода из стен школы? Убеждена, что многое из изученного не используется или давно забыто. Поэтому необходимо уже в начальной школе закладывать основы готовности к решению проблем, использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий.    

Решение ситуаций, базирующихся на привлечении детей к активному разрешению учебных проблем, позволяет овладеть умением быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения, активно пользоваться своими знаниями. Выпускник становится компетентным во многих вопросах.

Компетентность можно понимать как способность результативно действовать: способность достигать результата,. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Ядром урока выступает образовательная ситуация, которую создает учитель. Цель ее состоит в построении такой среды, которая позволила бы ученикам творчески реализовать. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Может быть создано несколько образовательных ситуаций на одном занятии.    

Наиболее «мощной» является та образовательная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Я считаю, результаты такого взаимодействия будут наиболее продуктивными. Новое качество образования связано со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. Иная позиция педагога в учебном процессе характеризуется новыми функциями: учитель - как собеседник, учитель – исследователь, учитель - человек, создающий условия для учения, учитель – эксперт. Компетентностный подход предполагает и иную позицию ученика - он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нем. Приоритет отдается диалогу как форме учебной деятельности, организации сотрудничества учителя и учеников, обратной связи без боязни самовыражения, взаимной заинтересованности в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

    Для конструирования компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций педагогу необходимо иметь представление о жизненном опыте учеников, уровне развития социально значимых качеств и умений обучающихся, чтобы на основе их опыта конструировать образовательную ситуацию. При этом педагог отбирает материал, формулируя цель, способы взаимодействия участников, исходя из особенностей предметной деятельности, на материале которой будет создана ситуация, а также особенностей самих участников.

Основой компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций могут служить:

– проблемные ситуации;

– упражнения и дидактические игры;

– познавательные задачи, задачи с жизненно-практическим содержанием;

– включение учебных задач в контекст жизненных проблем;

– систематизация жизненных наблюдений;

– наблюдения и эксперименты и т.п.

Технология создания образовательной ситуации представлена в виде  следующей схемы:

1. Этап – выделение проблемы урока и формулирование творческого задания для учеников. Важно, чтобы творческое задание было направлено на решение учениками центральной проблемы урока (образовательной ситуации), а не каким-то развлекательным элементом учебного занятия. Основная цель данного этапа состоит в создании образовательной напряженности – т.е.  мотивационного компонента урока, обеспечения его  занимательности и заинтересованности для учеников.

2. Этап  - организация выполнения учениками творческого задания. Если школьники еще не владеют должными навыки самостоятельной работы, то учителю необходимо координировать их деятельность: предлагать алгоритм задания, оказывать помощь в обосновании и формулировании собственных версий, точек зрения, методов выполнения предложенного задания.

  3. Этап - демонстрация обобщенного продукта учащихся класса. Ученики демонстрируют свою продукцию, которую они получили при выполнении творческого задания (способы решения проблемы, придуманные сказки, легенды,  рецензии, инструкции, макеты, конструкции игрушек и т.п.). Учителю также целесообразно предложить свой вариант выполнения творческого задания. В итоге каждый ученик сравнивает свой результат выполнения задания с результатами его сверстников и учителя. На данном этапе учитель предлагает ученикам отметить наиболее интересные работы учеников, выделить критерии оценки полученной ими продукции и т.п.

4. Этап – организация рефлексивной деятельности учеников и учителя. Данный этап является весьма важным, поскольку без осознания результатов деятельности, школьники не смогут получить  приращения в знаниях и умениях по учебному предмету.

Организационные формы образовательных ситуаций определяются прежде всего тематикой  занятий и являются весьма вариативными: игровыми, поисковыми, дискуссионными, взаимного обучения, «мозгового штурма», «вживания» и др.  Роль учителя во время творческого тренинга школьников – организационно-сопровождающая.

Погружаясь в решение компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций, обучающиеся не просто включаются в выполнение задания, они принимают деятельность в целом, с соответствующим ей мотивом, критически оценивают собственные действия; проводят ревизию прежних смыслов и активно ищут новые; формулируют собственное мнение и вывод; принимают решение на свой страх и риск.

Конструирование компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций более подробно рассмотрено в методике «конструктор задач», разработанной Л.С. Илюшиным.

Л.С. Илюшин выделяет шесть категорий учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждая категория раскрывается им через систему действий обучающегося.

Так, ознакомление предполагает воспроизведение изученного материала. Общая черта данной категории – припоминание соответствующих сведений, выбор объекта деятельности и выявление фактов, понятий, принципов, закономерностей, связанных с объектом ситуации.

Понимание характеризуется постановкой проблем, связанных с объектом ситуации, передачей идеи новым или каким-либо другим способом.

Категория применение отражает формулировку контекста ситуации, использование знаний из различных областей для решения проблем.

Анализ – проведение различий между фактами и предположениями, формулировка задач на основе анализа ситуации.

 Синтез – обоснование и представление выбранного способа.

Ознакомление: Прочитайте самостоятельно про историю возникновения праздника «День победы», вспомните и напишите, когда документально была окончена война России с Германией, сколько жертв понесла Россия, отметьте наиболее значимые события.

Понимание: Прокомментируйте положение о необходимости помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за Великую Победу.

Применение: Соберите информацию о том, каким образом чтят память ветеранов в России и в других странах, кто из Вашей семьи, знакомых участвовал в ВОВ. Представьте эту информацию графически.

Анализ: Подготовьте проект, посвященный празднику 9 мая. Как необходимо поздравить ветеранов? Какими критериями Вы руководствовались при этом? Обоснуйте свой выбор.

Синтез: Разработайте план по реализации Вашего проекта. Какую помощь могут оказать школьники в этом проекте?

Оценка: Оцените возможности для реализации данного проекта.

Свою деятельность по организации учебно-воспитательного процесса я строю по алгоритму: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников, сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока, применение знаний, позволяющий ученику самому выбирать форму материала, использование проблемных заданий, стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий, оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников считаю разрешение проблемных ситуаций. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задания. Среди способов организации изучения материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать:

 - организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя,

- укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы с последующим расширением грани содержания на основе дополнение полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.

Успех любого урока определяется в первую очередь содержанием того творческого задания, которое вовлекает учащихся в поисковую деятельность по созданию образовательного продукта. Творческие задания позволяют каждому школьнику не просто осваивать учебный материал, а конструировать собственные знания. Вначале из личного опыта детей, из их собственных наблюдений вычленяются интересные для них вопросы типа: «Откуда произошло», «Как появился?»,  «Почему именно так,  а не иначе?» Вопросы формулирует учитель, но лучше, когда они задают ученики.

Дети высказывают несколько версий-ответов. Учитель или сами ученики развивают и проверяют каждую версию. Мнения детей группируются обычно вокруг двух – трех версий. С большим количеством версий им труднее работать. Задача учителя на данном этапе – заметить, постараться понять противоречивые суждения детей на общую тему, а также помочь им точнее выразить словами свои мысли и образы. В большинстве случаев обсуждаемый вопрос не имеет «правильного», верного ответа. Как правило, единства нет и в самой науке. Поэтому не всегда следует торопиться сообщать детям, «как же на самом деле». Каждый ученик сам определяет для себя ответ.

После высказывания и отстаивания детьми своих версий возможны разные продолжения:

  1. обсуждение  заканчивается,   каждый  ученик остается  со своей версией;
  2. учитель сообщает детям свои знания или известные ему культурно-исторические научные данные по обсуждаемому вопросу; дети сопоставляют свои версии с научными аналогами;
  3. прозвучавшие версии получают свое продолжение и доказательство путем опытов, логических построений и т.п.

Образовательная ситуация допускает открытое, неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

     Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно отражает компетентностный подход, спрашиваю себя: на что направлена организованная мною деятельность ученика? Значимо ли для учащегося то, что он делает?

Основные этапы образовательной ситуации:

  1. образовательная напряженность (формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения);
  2. уточнение образовательного объекта (обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета);
  3. конкретизация задания (формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником);
  4. решение ситуации (личное решение образовательной ситуации каждым учеником с   помощью   эвристических   и иных   методов.    Индивидуальная,   парная и групповая деятельности учеников);
  5. демонстрация образовательной продукции (организация обсуждения, дискуссии, споры. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников);
  6. систематизация образовательной продукции (систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта);
  7. работа с культурно-историческими аналогами (введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам);  
  8. рефлексия  (обозначение и оценка достигнутых результатов.).

Таким образом, конструируя компетентностно-ориентированные образовательные ситуации, педагог тем самым создает важнейший ресурс развития ключевых компетенций.

Внешне заданный педагогом учебный материал в образовательной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта.

Список литературы

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб. 2008.

2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999.

3. Урсова Л.А. Возможности интеграции проблемного и адаптивного обучения для формирования ключевых компетенций школьника // Интернет-

журнал «Эйдос». 2011. 11 января. URL: http://www.eidos.ru/journal/2011/0111-07.htm

4. Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc

5.  Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 5 января. http://www.eidos.ru/journal/2001/0105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.

Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....

Создание проблемной ситуации на уроках изучения окружающего мира.

В статье обобщен опыт работы во 2 классе по созданию проблемной ситуации на уроке изучения окружающего мира....

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...