Использование информационно - компьютерных технологий в работе учителя – логопеда
статья по теме

Попова Ольга Сергеевна

Как и где применять ИКТ учителем -логопедом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белгородский региональный  институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Использование интернет – технологий в исследовательской деятельности            учителя – логопеда

(реферат)

                     Выполнила:

                                                                            Попова Ольга Сергеевна учитель-логопед

                                                                                Красненской средней общеобразовательной

                                                     школы им. М.И. Светличной 

Белгород

Содержание

  1. Введение
  2. Глава I.Интернет – технологии  в логопедической практике
  3. Глава II. Применение интернет – технологий  в исследовательской деятельности учителя-логопеда                                                                                                                                                                                                              
  4. Заключение
  5. Библиографический список

Введение

Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителей - логопедов. Применение элементов  интернета связано с повышением профессиональной компетентности логопедов. Новые информационные технологии  стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Применение учителем – логопедом в коррекционно – образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей  с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи.  Трудно представить себе  логопеда, не знакомого тем или иным образом с компьютером. Компьютер, является самым современным инструментом для обработки информации, служит техническим средством обучения и играет незаменимого помощника в воспитании  и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития младших школьников. Следовательно, компьютерные программы вполне можно использовать в деятельности учителя - логопеда для повышения эффективности коррекционного процесса. В коррекционной работе возникает необходимость постоянно искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся к процессу овладения знаниями, развивать познавательный интерес.                                                                                       Цель: создание новой информационной среды для логопедов, повышение профессиональной компетентности учителей – логопедов.                                Для того, что бы добиться цели , необходимо решить следующие задачи:

1.Привлечение логопедов к сотрудничеству, обмен опытом;                             2.Реализация работы публикации на сайтах, которые доступны логопедам;                  3. Пропаганда логопедических   занятий среди педагогов, родителей нуждающихся в логопедической помощи.    

 Глава I. Интернет – технологии  в логопедической практике

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).
 В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др .[] Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).
Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий является требованием сегодняшнего дня.    Использование интернет-технологий необходимо на всех уровнях образования - начальном, среднем, высшем, а также в системе переподготовки кадров. Так как в  коррекционной работе возникает необходимость постоянно искать новые методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учащихся к процессу овладения знаниями, развитию познавательных интересов. На формирование познавательного интереса ученика – логопата существенное влияние оказывает резерв визуального мышления ребёнка, принципа наглядности. Процесс обучения, построенный на основе зрительно-познавательного подхода к формированию знаний, умений и навыков позволяет использовать потенциальные возможности визуального мышления. Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, является использование компьютера. Информационные технологии в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности. Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мульти-медиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения интернет - технологий в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации информационных технологий для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, учителей, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса. На наш взгляд, информационный ресурс должен соответствовать следующим требованиям:

  1. являться предметом обучения;
  2. являться средством обучения;
  3. инструментом автоматизации учебной деятельности;
  4. средством общения и получения информации;
  5. средством воспитания;
  6. средством интеграции различных областей научных знаний.

Глава II. Применение интернет – технологий  в исследовательской деятельности учителя-логопеда    

    Работаю учителем - логопедом в МОУ Красненской средней общеобразовательной школе им. М.И. Светличной. В своей исследовательской работе использую в основном информационный ресурс как средство для общения, получения информации и как средство воспитания через обучение родителей. Для этого разрабатываю веб - страницу в школьном сайте под названием “Советы логопеда”. Основные рубрики информационного ресурса веб - страницы:

  1. содержательный компонент;
  2. методический компонент;
  3. творческий компонент;

Содержательный компонент информационного ресурса будет содержать курсы лекций на родительских собраниях; методические рекомендации; разработки занятий, практических работ; наборы тестов; которым пользуюсь и могут воспользоваться и другие учителя - логопеды в учебном процессе. (Приложение1) При подборе материалов для информационного ресурса необходимо исходить из целей и задач ориентирования на пользователя, то есть предлагаемая информация должна учитывать интересы учителя, ученика, родителя учреждения среднего образования. В методический компонент информационного ресурса веб-страницы будут входить методические материалы по предмету логопедия, анкеты для родителей, имеющих детей с логопедическими нарушениями.(Приложение 2) В творческий компонент информационного ресурса веб-страницы планирую включить творческие разработки  по различной тематике. (Приложение №3) При этом учитываю то, что информационный ресурс обладает рядом дидактических свойств таких как: оперативное использование информации любого объема, любого вида; хранение информации, возможность ее редактирования, обработки, трансформации, копирования; интерактивность информации и оперативная обратная связь; доступ к различным источникам информации (электронным, бумажным, сетевым). В своей исследовательской деятельности так же прибегаю к использованию интернета, где знакомлюсь с опытом работы других учитей-логопедов общеобразовательных школ. А так же получаю информацию о публикациях современных проблемах коррекционного образования. С помощью интернета можно также найти электронную версию журнала «Логопед», задать вопросы специалистам, найти различные презентации в том числе и по развитию словарного запаса. (Приложение 4) Информационно компьютерные технологии это поддержка моего логопедического занятия, которая помогает решать и проблему положительной мотивации детей к занятиям. Таким образом, интернет является дополнительным и удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени.

Заключение

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно- образовательного процесса. Современные  технические устройства, использующие в работе учителей- логопедов, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активации и эффективному функционированию компенсаторских механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей. Информационно компьютерные технологии позволяют учителю – логопеду применять их  в самых различных сферах учебной деятельности младших школьников. Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Поэтому используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Применение информационно – компьютерных технологий в коррекционном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика – логопата, учителю –логопеду информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. Таким образом, использование информационно компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость , диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Библиографический список

Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.

Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. -  №7

Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5,6

Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....