Мониторинг изучения развития речевой деятельности учащихся
рабочая программа по теме

Работа школьной научно-практической лаборатории учителей. работающих по РО Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа НПЛ392.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Дианова Р.А. Мониторинг изучения развития речевой деятельности учащихся

1. Введение…………………………………………………………………………………с.2

2. Языковое образование и развитие речи……………………………………………. …с.2

3. Педагогическая диагностика……………………………………………………………с.3

4. Контроль уровня общего развития…………………………………………………. …с.3

5. Цыплякова Т.С.    Упражнения для развития речи младших школьников. …………с.4

6. Дианова Р.А.       Система сочинений в начальной школе……………………………с.5

7. Заключение………………………………………………………………………………с.6

8. Приложение 1. Таблицы данных об уровне сформированности речи учащихся……с.7

9. Приложение 2. Дневник учителя экспериментатора

                             Назначение заданий. Уровни выполнения……………………………с.14

                             Проверяемые речевые умения. Время выполнения работ…………..с. 17

10.  Приложение 3. Упражнения для развития речи младших школьников…………... с.26

   11.  Приложение 4. Система сочинений в начальной школе……………………………с. 30

                                   Примерный календарный план сочинений………………………….с. 31

   

1. Введение

1. Система контроля за качеством знаний – весьма существенный составляющий компонент процесса обучения. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

1.2  Система контроля за качеством знаний не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную  социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

2. Языковое образование и речевое развитие

2.1 В естественном педагогическом процессе имеются такие интегрированные виды деятельности школьников, в которых отдельные компоненты психической деятельности фокусируются, как в зеркале. Такими видами  деятельности являются речемыслительные процессы – чтение и письмо.  Языковое образование и речевое развитие  школьника – одна из центральных проблем в современной методике  обучения русскому языку.

 2.2  Речевые и речемыслительные умения – навыки  составляющие основу учения и учебной саморегуляции и адаптации. Одновременно они входят в состав важнейших продуктов образования и обучения в школе. Формирование этих навыков носит сквозной характер, т. е. охватывает все ступени образования – от дошкольного до послевузовского. В чтении и письменном речевыражении отражен индивидуальный портрет каждого ученика со всеми составляющими психического процесса переработки информации.

 2.3  Владение устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней – основное отличительное свойство человека. Любая его деятельность, в том числе и учебная, осуществляется при помощи речи. Через речь проявляются и формируются предметные знания, умения, навыки, интеллектуальные способности детей, их эмоционально – волевые и нравственные качества – то, что составляет понятие « общее развитие». С одной стороны речь является средством общего развития детей и собственно речевой деятельности, а с другой  стороны – показателем результативной работы над их общим развитием и речевой деятельностью.

 2.4  Многие исследования и опыт применения педагогической диагностики показали, что именно чтение и письмо как два наиболее совершенных вида речемыслительной деятельности обладают естественными признаками, поддающимися объективному измерению.

3. Педагогическая диагностика

 3.1 Педагогическая диагностика представляет самостоятельную систему обследования  общих учебных умений школьников, предлагает решение проблем психолого–педагогического сопровождения учебного процесса.

  3.2  Основные методы педагогической диагностики :

-  наблюдение: владение устной речью

- анализ продукта деятельности школьника: сочинение, составление предложений, восстановление  деформированного текста, списывание, составление поздравительной открытки, составление аннотации, составление плана научно – популярной статьи, составление конспекта научно – популярной статьи.

4. Контроль уровня общего развития

4.1 Организованный контроль – надежное средство планирования работы по развитию каждого участника учения. Цель используемых и предлагаемых проверочных работ – на основе анализа результатов речевой деятельности школьников получить данные об уровне сформированности их речи в устной и письменной форме, об уровне их общего развития.

4.2   Для подтверждения результатов наблюдения используются  проверочные работы разные по временным рамкам (долговременные и кратковременные).

 4.3 Предлагаемые задания  с точки зрения общего развития школьников ставят цель определить уровень:

- развития мышления

- нравственных представлений, чувств ребенка

- волевых качеств личности.

  4.3.1  Развитие мышления характеризуют:

- восприятие и понимание словесной информации

- установление логико-смысловых связей

- обобщение содержания посредством формулирования заголовка текста, пунктов плана, составление конспекта, аннотации, собственного текста, выделение главной информации

- комбинаторные возможности

- установление взаимосвязей, фактов, явлений

- широта кругозора

- оригинальность суждений

  4.3.2 О чувствах, нравственных представлениях детей можно судить по косвенным свидетельствам при анализе содержания авторских письменных высказываний учеников, особенностей осмысления ими чужого текста, особенностей реагирования при обсуждении работ других ребят.

   

4.3.3  Волевые качества личности характеризуют такие показатели:

- как ребенок включается в работу

- может ли довести работу до конца

- уровень самостоятельности в деятельности

- возможности самоконтроля

4.4 Результаты фиксируются в специальные таблицы по уровням.  (Приложение 1 с.7) Информационное поле включает банк данных о ребёнке за все годы пребывания в начальной школе. Учитель основной школы, используя данный банк, может скорректировать учебную работу в зависимости от результатов на данном этапе и прогнозов на будущее.

4.5 Проверяемые речевые умения и время проведения работ указаны для каждого года обучения с учётом возрастных особенностей учащихся в дневниках для учителей экспериментаторов.  Изучение достижений каждого школьника на конкретном учебном материале позволит ответить и на дидактические вопросы – основные для системы обучения: какой уровень трудности можно предложить именно этому ребёнку при работе именно с этим материалом на данном этапе обучения, правильно ли реализуется принцип ведущей роли теоретических знаний, осознают ли дети не только знания, но и процесс оперирования ими, удаётся ли реализовать в единстве задачи воспитания, развития и обучения. Уяснив общий подход к составлению и анализу проверочных работ, можно данные задания модифицировать и пополнять другими работами.                                       (Приложение 2 с.17)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

5. Упражнения для развития речи младших школьников

5.1 Используя для диагностики речевой деятельности задания, предложенные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (методика Н.В. Нечаевой), мы пришли к выводу, что для осознания процесса обучения и формирования положительной мотивации в учении очень важно развивать самооценку. Провести диагностику, поставить « диагноз» - это лишь половина дела. Важно, зная пробелы в речевом развитии каждого ученика, организовать осознанную коррекционную работу по исправлению существующих пробелов. Л. В. Занков был против термина «формировать личность», который предполагает какие – то насильственные действия вопреки природе человека. Он ставил другую цель: система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития, а не насильно развёртывать их. Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон внимания, памяти, воображения, а как общее развитие личности, то есть развитие ума, воли и чувств.

Одним из условий хорошей динамики относительной успешности обучения является постоянное знание достигнутого учеником уровня. Это позволяет учителю спланировать дополнительную коррекционную работу и помочь каждому ребёнку продвинуться в своём развитии.

Провести диагностику – это лишь начальный этап. Важно правильно организовать  коррекционную  работу  по  предотвращению  пробелов  в  речевом развитии. И только после этого, на заключительном этапе проводится повторная диагностика, которая позволяет учителю проследить динамику развития речемыслительных навыков каждого ребёнка.

Учителя в тетрадях отслеживания не только фиксируют и анализируют данные, полученные в ходе диагностики, но и планируют коррекционную работу для каждого ученика. Работа по исправлению отклонений в речевом развитии ведётся и во время уроков со всем классом, и индивидуально. Кроме того детей объединяют в группы по типу речевых нарушений, с ними ведётся дополнительная работа на факультативных занятиях. При этом большую помощь учителям оказывает школьный логопед.

 Известно, что освоение ребёнком письменной речи (чтения и письма) тесно связано с развитием устной речи. Для того, чтобы ученик успешно мог читать и грамотно писать, он должен владеть знанием фонетико-фонематического строя речи, уметь правильно образовывать слова из звуков, знать и понимать значение образуемых слов, связывать их в сообщения и устанавливать общий смысл получаемого сообщения. Таким образом, планируя коррекционную работу, учителя используют различные упражнения и задания, направленные на развитие фонематического слуха, грамматических навыков и на обогащение словарного запаса.                                                                     (Приложение 3 с. 26)                                                                                                                                                  

6. Система сочинений в начальной школе

6.1   Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы. Сочинение – это творческая работа, оно требует самостоятельной мысли ребенка, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в составляемый текст. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил. Сочинение при правильной постановке дела является эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

  Учащиеся овладевают знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простейших знаний к более сложным, устанавливая связи между ними. Именно осознание связей и зависимости между фактами, событиями, явлениями развивает мышление человека. В педагогическом процессе успех может быть обеспечен лишь тогда, когда любое упражнение, каждое новое умение представляют собой необходимое звено в общей системе знаний. Понимая цель и смысл каждого сочинения,  учитель создаёт систему в работе над сочинениями, охватывающую значительные отрезки времени. Система сочинений – это расположение их в определённой последовательности, продуманность тематики, целесообразное чередование видов. Система поможет учителю осознать необходимость каждого ее звена, элемента для развития речи и мышления учащихся, их наблюдательности.  Она поможет избавиться от одностороннего развития связной речи детей. Система сочинений позволит осуществить преемственность и перспективность во всей работе

                                                                                                                           (Приложение 4 с. 30) 

7. Заключение

Речевая деятельность в жизни осуществляется в более широком социальном контексте, поскольку она ориентирована на социальные нормы – правила хорошего тона, принятые нормы общения между представителями разных поколений, полов, общественных групп.

Лабораторией  предложен  мониторинг оценки обученности речевой деятельности учащихся. Он может являться одной из форм отчёта о продвижении школьников в учении и развитии в условиях безотметочного обучения в контексте формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Приложение 1.

Таблицы данных об уровне сформированности речи учащихся

На основе анализа результатов отслеживания речевой деятельности школьников за период

 с 2001 по 2006  учебный год, мы получили  следующие данные о четвёртом (высоком) уровне сформированности речи учащихся в устной и письменной форме.

Учитель: Тимерханова Галина Касимовна

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

1 КЛАСС

всего уч.-27     2003г

2 КЛАСС

всего уч. -24

2004г

3 КЛАСС

всего уч. –23

2005г

4 КЛАСС

всего уч.– 25

2006г

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характеристика речи

0ч.

6ч. – 26,1%

9ч.-40,9%

18ч.- 75%

Связность речи

0ч.

7ч. –30,4%

12ч.- 54,5%

17ч.- 70,8%

Техника чтения

9ч. – 33%

19ч.– 82,6%

16ч.- 72,7%

20ч.- 83,3%

Понимание прочитанного

15ч. – 55%

18ч.– 78,3%

16ч.- 72,7%

23ч.- 95,8%

Восстановление деформирмированного текста

7ч. – 27%

10ч.- 43,5%

13ч.- 59%

18ч.- 75%

Уровень самостоятельности

10ч. – 37%

15ч.- 62,5%

22ч.- 100%

23ч.- 95,8%

Уровень списывания

10ч. – 37%

15ч.- 62,5%

16ч.- 72,7%

19ч.- 79%

Уровень каллиграфии

15ч. – 55%

15ч.- 62,5%

12ч.- 54,5%

18ч.- 75%

План научно-популярной статьи

-

6ч.- 26%

9ч.-40,9%

16ч.- 66,7%

Конспект научно-популярной статьи

-

-

8ч.- 36,6%

12ч.- 50,2%

Аннотация художественного произведения

-

-

3ч.- 13,6%

13ч.- 54,2%

Сочинение на заданную тему

-

2ч.- 8,7%

3ч.- 13,6%

8ч.- 33,3%

Уровень самоконтроля

7ч. – 27%

10ч.- 43,5%

12ч.- 54,5%

16ч.- 66,7%

Учитель: Бронникова Ольга Геннадьевна

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

1 КЛАСС

всего  уч.-25      2003г

2 КЛАСС

всего уч. – 25       2004г

3 КЛАСС

всего уч. – 23      2005г

4 КЛАСС

всего уч. –25

2006г

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характеристика речи

5ч. –20%

12ч. –48%

15ч. – 65%

17ч.- 68%

Связность речи

9ч. – 33%

12ч. – 48%

14ч. – 60%

17ч.- 68%

Техника чтения

16ч. –64%

20ч. – 87%

18ч. – 78%

20ч.- 80%

Понимание прочитанного

13ч. –52%

18ч. –72%

23ч. – 100%

20ч.- 80%

Восстанов. деформир. Текста

17ч. –73%

7ч. – 28%

14ч. – 60%

16ч.-64%

Уровень самостоятельности

11ч. –48%

18ч. – 72%

23ч. – 100%

16ч.-64%

Уровень списывания

11ч. 48%

13ч. –56%

15ч. – 65%

18ч.-72%

Уровень каллиграфии

9ч. – 33%

10ч – 40%

12ч. – 52%

11ч.- 44%

План научно-популярной статьи

-

-

13ч. – 56%

18ч.-72%

Конспект научно-популярной  статьи

-

-

15ч. – 65%

18ч.-72%

Аннотация художественного пр.

-

-

12ч. – 52%

11ч.- 44%

Сочинение на заданную тему

-

4ч.  – 16%

4ч. – 16%

12ч.- 48%

Уровень самоконтроля

13ч. –56%

17ч. – 85%

18ч. – 78%

18ч.-72%

Учитель: Стативо Татьяна Сергеевна

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

1 КЛАСС

всего уч. 26

2004г

2 КЛАСС

всего уч. –25

2005г

3 КЛАСС

всего уч. 25

2006г

4 КЛАСС

всего уч. -

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характеристика речи

2ч. – 8%

5ч. – 20%

41%

Связность речи

5ч. – 19%

8ч. – 32%

45%

Техника чтения

7ч. – 27%

10ч. – 40%

48%

Понимание прочитанного

4ч. – 15%

5ч. – 20%

56%

Восстановление деформ. текста

0ч.

8ч. – 32%

40%

Уровень самостоятельности

7ч. –27%

8ч. – 32%

64%

Уровень списывания

1ч. – 3%

2ч. – 8%

32%

Уровень каллиграфии

4ч. – 15%

4ч. – 16%

32%

План научно-популярной стат.

-

-

16%

Конспект науч.-популярной ст.

-

-

12%

Аннотация художественного пр.

-

-

12%

Сочинение на заданную тему

-

2ч. – 8%

4%

Уровень самоконтроля

5ч. – 19%

8ч. – 32%

32%

Учитель: Варицкая Ирина Васильевна

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

1 КЛАСС

всего уч. 22

2005г

2 КЛАСС

всего уч.-20

2006г

3 КЛАСС

всего уч. -

4 КЛАСС

всего уч. -

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характеристика речи

10ч. –45%

11ч.- 55%

Связность речи

9ч. – 40%

10ч.- 50%

Техника чтения

12ч. – 54%

17ч.- 85%

Понимание прочитанного

10ч. –45%

14ч.- 70%

Восстановление дефор. текста

8ч. – 42%

14ч.- 70%

Уровень самостоятельности

12ч. – 60%

14ч.- 70%

Уровень списывания

6ч. – 30%

12ч.- 60%

Уровень каллиграфии

5ч. – 22%

12ч.- 60%

Сочинение на заданную тему

-

8ч.-40%

Уровень самоконтроля

12ч. – 60%

14ч.- 70%

Учитель: Васильева Галина Михайловна

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

1 КЛАСС

всего уч. -25

2005г

2 КЛАСС

всего уч.- 22

2006г

3 КЛАСС

всего уч. -

4 КЛАСС

всего уч. -

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характеристика речи

3ч.- 12%

50%

Связность речи

3ч.- 12%

45%

Техника чтения

13ч.- 52%

50%

Понимание прочитанного

12ч.- 48%

78%

Восстановление дефор. текста

17ч. –68%

63%

Уровень самостоятельности

21ч. – 84%

68%

Уровень списывания

3ч. – 12%

27%

Уровень каллиграфии

4ч.- 16%

40%

Сочинение на заданную тему

-

13%

Уровень самоконтроля

3ч. – 12%

27%

Учитель: Муллахметова Галина Петровна

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

1 КЛАСС

всего уч. 19

2006г

2 КЛАСС

всего уч. -

3 КЛАСС

всего уч. –

4 КЛАСС

всего уч. -

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характерист речи

3ч.- 15,8%

Связность речи

3ч.- 15,8%

Техника чтения

10ч.- 52,6%

Понимание прочитанного

12ч.- 63%

Восстановл. дефор. текста

0ч.

Уровень самостоятельности

4ч.- 21%

Уровень списывания

3ч.- 15,8%

Уровень каллиграфии

2ч.- 10,5%

Сост слов с опорой на задан. буквы

8ч.- 42%

Составление предложений с данными словами

3ч.-18,8%

Учитель: Дианова Роза Александровна

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

1 КЛАСС

всего уч.18

2006г

2 КЛАСС

всего уч. -

3 КЛАСС

всего уч. –

4 КЛАСС

всего уч. -

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характеристика речи

72%

Связность речи

55%

Техника чтения

66%

Понимание прочитанного

61%

Восстановление деформ. текста

61%

Уровень самостоятельности

100%

Уровень списывания

61%

Уровень каллиграфии

72%

Сост. слов с опорой на зад буквы

83%

Составл. Предл. с данными словами

44%

Уровень самоконтроля

22%

Учитель: Сакал Ольга Борисовна

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

5 КЛАСС

всего уч. 25   2002г.

6 КЛАСС

всего уч. 23

2003г.

7 КЛАСС

всего уч.23

2004г.

8 КЛАСС

всего уч. 22

2005г.

9 КЛАСС

всего уч. 22   2006г.

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя харак. речи

10ч.- 40%

10ч.-43,5%

10ч.-43,5%

11ч.- 50%

12ч.- 54%

Связность речи

14ч.- 66%

16ч.-69,5%

14ч.-60,8%

13ч.- 59%

16ч.-72,7%

Техника чтения

12ч.- 48%

10ч.-43,5%

16ч.-69,6%

13ч.- 59%

-

Понимание прочитан.

16ч.- 64%

14ч.-60,8%

14ч.-60,8%

12ч.- 54,5%

-

Восстановлен. текста

12ч.- 48%

12ч.-72,2%

4ч.-17,4%

6ч.-27,3%

13ч.- 59%

Ур.самостоятельности

68%

73%

100%

!00%

100%

Уровень списывания

18%

18%

5ч.-21,7%

9ч.- 41%

68,2%

Уровень каллиграфии

18%

18,8%

29%

29%

31,8%

План стат.(разн.стили)

9ч.- 36%

14ч.- 60,8%

10ч.-43,5%

11ч.- 50%

-

Конспект науч-поп. ст.

13ч.- 52%

-

12ч.-72,2%

-

59%

Аннотация худ. произ.

-

13ч.-56,5%

-

9ч.-40,9%

9ч.-41%

Соч. на заданную тему

6ч.-24%

4ч.- 17,4%

4ч.- 17,4%

4ч.- 18,2%

22%

Ур. самоконтроля

9ч.- 36%

15ч.-65,2%

4ч.- 17,4%

9ч.- 41%

50%

Соч. на свобод. тему

7ч.- 28%

5ч.21,7%

-

7ч.- 31,8%

9ч.- 41%

Сочинение - описание

6ч.- 24%

5ч.- 21,7%

-

3ч.- 13,6%

-

Соч. - рассуждение

-

5ч.- 21,7%

4ч.-17,4%

14%

Анализ текста публиц.  стиля

-

-

4ч.- 17,4%

6ч.-27,3%

31,8%

Комплексный  анализ текста

-

-

-

5ч.-22,8%

6ч.- 27%

Лингвист. миниатюры

-

-

3ч.- 13%

4ч-18,2%

7ч.- 31,8%

Учитель: Заречнева Любовь Леонидовна  

ВИДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

5 КЛАСС

всего  уч. 20

2005г

6 КЛАСС

всего уч. 20

2006г

7 КЛАСС

всего уч. -

8 КЛАСС

всего уч. -

9 КЛАСС

всего уч. -

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

4УРОВЕНЬ

Внешняя характ речи

15ч. – 75%

17ч.- 77%

Связность речи

16ч. – 80%

17ч.- 77%

Техника чтения

14ч. – 70%

17ч.- 77%

Понимание прочитан

18ч. – 90%

18ч.- 81,8%

Восстанов. текста

12ч. – 60%

13ч.- 59%

Уровень самостоят.

17ч. – 85%

18ч.- 81%

Уровень списывания

12ч. – 60%

11ч.- 50%

Уровень графики

10ч. – 50%

10ч.-45%

План науч-поп статьи

15ч. – 75%

-

Конспект науч-поп ст

15ч. – 75%

11ч.- 50%

Аннотац. худ. произ.

15ч. – 75%

15ч.- 68%

Соч. на задан. тему

15ч. – 75%

13ч.- 59%

Уровень самоконтр.

12ч. –60%

15ч.- 68%

Соч. на свобод. тему

15ч. – 80%

15ч.- 68%

Соч. - описание

16ч. – 80%

14ч.- 63,5%

Соч. - рассуждение

12ч. – 60%

15ч.- 68,2%

       Сравнение таких таблиц от одного этапа обучения к другому позволяет проследить причины успехов и неуспехов ребенка, устанавливать относительную успешность обучения каждого. Отслеживания ведутся всеми учителями. Данные фиксируются в специальных тетрадях. Каждый учитель имеет свой дневник, где фиксирует данные по каждому ученику  с первого по девятый классы. Относительная успешность обучения ребёнка замеряется в чистом виде, если через некоторое время (например, через месяц или через год) повторить задание в том же самом виде на том же самом языковом материале

Сравнительные диаграммы результатов уровня речевого развития

Приложение 2.                          

 Дневник учителя экспериментатора

1. Восстановление деформированного текста, списывание, каллиграфия, уровень самостоятельности.

Назначение задания:

  1. выявить умение устанавливать логико-смысловые связи между предложениями
  2. качество непреднамеренного списывания, каллиграфические навыки, установить уровень самостоятельности

Оценка составления текста:

4 уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно

3 уровень – большинство связей установлено правильно

2 уровень – большинство связей установлено неправильно

1 уровень – хаотичный набор предложений

Уровень самостоятельности:

4 уровень – задание выполняется с доски (листа)

3 уровень – косвенная подсказка: каждое предложение написано на отдельном листе (метод проб и ошибок)

2 уровень – прямая подсказка по части задания: указано первое предложение

1 уровень – текст составлен со взрослым

Уровень списывания:

4 уровень – переписывает правильно, без ошибок

3 уровень – допущены отдельные (1-2) ошибки или отдельные (1-3) исправления

2 уровень – а) 3 – 4 ошибки или 4 исправления

                    б) 1 – 2 ошибки и отдельные (1-3) исправления

1 уровень – работа показывает значительные трудности при списывании по большинству показателей.

Уровень каллиграфии:

4 уровень –  соответствие требованиям каллиграфически правильного письма

3 уровень – частичное соответствие, негрубые нарушения

2 уровень –  более грубые нарушения

1 уровень – грубые нарушения

2. Составление предложения из данных слов с добавлением любых других слов, уровень самоконтроля.

Назначение задания:

  1. выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово»

Уровень составления предложений

(оценивается: количество, распространённость придуманных предложений, их грамматическая  правильность)

Уровень развития самоконтроля:

4 уровень – пишет без ошибок или исправляет их самостоятельно

3 уровень – реагирует на сигнал учителя на полях тетради

2 уровень – реагирует на сигнал учителя, обозначенный рядом с ошибочным словом

1 уровень – реагирует на сигнал учителя, поставленный под ошибочно написанным словом

3. Составление поздравительной открытки

Назначение задания: выявить возможности в письменном выражении своих мыслей в соответствии с темой и жанром высказывания

Уровень составления текста

4 уровень – форма и содержание текста соответствуют заданной теме и жанру (при краткости изложения в открытке есть обращение, причина для поздравления, пожелания, соответствующие поводу и адресату, слова прощания, подпись)

3 уровень – упущен один из компонентов текста

2 уровень – упущены 2-3 компонента

1 уровень – текст не соответствует заданному жанру

4. Сочинение поздравительной телеграммы

Уровень составления текста

4 уровень – форма и содержание соответствуют заданной теме и жанру, а также представлены формальные признаки почтового отправления (адрес, фамилия, инициалы отправителя и получателя)

3 уровень – упущен один из компонентов текста

2 уровень – упущены 2-3 компонента

1 уровень – текст не соответствует жанру

5. Сочинение на заданную  тему

Назначение задания:

  1. выявить сформированность умений, необходимых для создания письменного связного текста на заданную тему
  2. кругозор ученика, его интересы, отношения
  3. владение правописанием (Сравнивается с результатами диктанта. Постепенно различие между грамотностью сочинения и диктанта, с разной мерой, но будут сокращаться)

Оценка сочинения

4 уровень – в норме 5 показателей:

  1. тема раскрыта достаточно полно
  2. логично
  3. высказываются обобщающие суждения
  4. излагаемые факты оцениваются, комментируются
  5. стиль изложения соответствует заданной теме

3 уровень – а) реализованы любые 4 показателя

                     б) по большинству позиций есть отдельные несущественные недостатки

2 уровень – реализованы 2-3 показателя

1 уровень – а) тема раскрыта в виде перечня фактов

                     б) тема не раскрыта

Схема анализа сочинений

Ф.И.

Кол. слов в сочи-

нении

Количество

ошибок

на правила: изученные/

неизученные

Полнота раскрытия темы

Логика

изложения

Наличие обобщённых суждений

Авторская оценка

комментарии

Соответ-ствие стиля

Уровень

Иванов

2/5

+

+

-

+

+

3

6. Составление объявления о пропаже собаки

Уровень составления текста

4 уровень – форма и содержание текста соответствуют заданной теме и жанру (при кратком изложении сути объявления дано описание собаки, адрес, телефон, имя хозяина)

3 уровень – упущен 1 компонент текста

2 уровень – упущены 2-3 компонента

1 уровень – другие варианты

7. Составление плана научно-популярной статьи

Назначение задания:

  1. выявить умение самостоятельно анализировать незнакомый текст (выделять смысловые части текста, четко формулировать главную мысль, заключенную в каждой части)

Оценка выполнения плана

4 уровень – в норме 3 показателя (представлены все смысловые части текста, отражающие его тему, в правильной последовательности, пункты плана четко сформулированы)

3 уровень – в норме 2 любых показателя

2 уровень – в норме 1 показатель

1 уровень – работа не выполнена

8. Составление аннотации художественного произведения или научной статьи

Назначение задания:

  1. выявить умение самостоятельно работать со знакомым текстом (кратко, связно изложить самые важные моменты в тексте с выражением его оценки)

Оценка аннотации

4 уровень – в норме 3 показателя (представлены самые ключевые вопросы содержания, изложено достаточно кратко, присутствует эмоционально-оценочный аспект)

3 уровень – в норме 2 показателя

2 уровень – в норме 1 показатель

1 уровень – работа не выполнена

9. Составление рецепта приготовления любого блюда (реальность блюда не обязательна)

Уровень составления текста

4 уровень – форма и содержание текста соответствуют заданной теме и жанру (при краткости изложения есть указание на исходный материал, необходимый инструмент и посуду, на последовательность действий, на способы выполнения работы)

3 уровень – упущены один или два необходимых компонента текста

2 уровень – есть нарушения трёх компонентов

1 уровень – текст не соответствует заданному жанру

10. Составление конспекта научно-популярной статьи.

Назначение задания:

  1. выявить умение самостоятельно работать над незнакомым текстом.

Оценка аннотации

 4 уровень -  представлены все смысловые части текста, отражающие его тему, в правильной последовательности, изложение достаточно кратко и связно

 3 уровень – упущен 1 показатель

 2 уровень – упущены 2-3 показателя

1 уровень – другие варианты

11. Составление статьи для толкового (энциклопедического, этимологического) словаря

Оценка текста

4 уровень – форма и содержание текста соответствуют заданной теме и жанру (кратко, фактически верно изложены существенные признаки объекта описания)

3 уровень – упущен 1 из необходимых компонентов текста

2 уровень – упущены 2 компонента текста

1 уровень – текст не соответствует заданному жанру

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

                                                                     

Класс 1

Проверяемые речевые умения  и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью.

1. Внешняя характеристика речи.

2. Связность речи.

I Владение устной речью.

1. Внешняя характеристика речи.

2. Связность речи.

II Владение письменной речью.

II Владение письменной речью.

1. Техника чтения вслух.

    Понимание прочитанного.

1. Техника чтения вслух.

    Понимание прочитанного.

   

2. Составление слов с опорой  на заданные буквы.

2. Составление слов с опорой  на заданные буквы.

3. Восстановление деформированного текста.

Списывание.

Графика.

Самостоятельность.

4. Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов.

Самоконтроль.

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Класс 2

Проверяемые речевые умения  и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью.

1. Внешняя характеристика речи.

2. Связность речи.

I Владение устной речью.

1. Внешняя характеристика речи.

2. Связность речи.

II Владение письменной речью.

II Владение письменной речью.

1. Техника чтения вслух.

    Понимание прочитанного.

1. Техника чтения вслух.

    Понимание прочитанного.  

2. Составление слов с опорой  на заданные буквы.

2. Составление слов с опорой  на заданные буквы.

3. Восстановление деформированного текста

Списывание.

Графика.

Самостоятельность.

3. Восстановление деформированного текста.

Списывание.

Графика.

Самостоятельность.

4. Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов.

Самоконтроль.

4.Упражнение с творческим заданием.

Самоконтроль.

5. Сочинение на заданную тему.

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Класс – 3

Проверяемые речевые умения и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью.

1. Внешняя характеристика речи.

2. Связность речи.

I Владение устной речью.

1. Внешняя характеристика речи.

2. Связность речи.

II Владение письменной речью.

II Владение письменной речью.

1. Чтение вслух.

    Понимание прочитанного.

    Выразительность чтения.

1. Чтение вслух.

    Понимание прочитанного.

    Выразительность чтения.

2. Восстановление деформированного   текста.

Списывание.

Графика.

 Самостоятельность.

2. Восстановление деформированного текста.

Списывание.

Графика.

Самостоятельность.

3.  Упражнение с творческим заданием

Самоконтроль.

3.Упражнение с творческим заданием

Самоконтроль.

4. Составление объявления о пропаже собаки.

4. Составление рецепта любого блюда.

5. Сочинение

«Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме»

5. Сочинение.

«Сказка весеннего леса»

6. Составление плана научно-популярной статьи.

6. Составление плана научно-популярной статьи

7. Составление аннотации художественного произведения.

8. Составление конспекта научно-популярной статьи.

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Класс 4

Проверяемые речевые умения и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью

1. Внешняя характеристика речи.

2. Связность речи.

I Владение устной речью

1. Внешняя характеристика речи.

2. Связность речи.

II Владение письменной речью

II Владение письменной речью

1. Чтение вслух, понимание   прочитанного, выразительность чтения, чтение про себя.

1. Чтение вслух, понимание прочитанного, выразительность чтения, чтение про себя

2 Восстановление деформированного текста.

Списывание.

Каллиграфия.

Самостоятельность.

2. Восстановление деформированного текста.

Списывание.

Каллиграфия.

Самостоятельность.

4. Составление инструкции как выполнить какую-либо поделку.

4. Составление статьи для толкового (энциклопедического, этимологического) словаря.

5. Сочинение на заданную тему

«Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме»

5. Сочинение на тему «Мир вокруг меня»

6. Составление плана научно-популярной статьи.

6. Составление плана научно-популярной статьи.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

8. Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.

8. Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Класс – 5

Проверяемые речевые умения и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью.

  1. Внешняя характеристика речи.
  2. Связность речи.

I Владение устной речью.

 1.Внешняя характеристика речи.

 2.Связность речи.

II Владение письменной речью.

II Владение письменной речью.

1. Техника чтения.

Выразительность чтения.

Понимание прочитанного.

Чтение про себя.

1. Техника чтения.

Выразительность чтения.

Понимание прочитанного.

Чтение про себя.

2. Восстановление деформированного текста с использованием художественных средств  описания.

Списывание. Каллиграфия. Самостоятельность.

2.Восстановлениедеформированного текста  с использованием художественных средств  описания.

Списывание. Каллиграфия. Самостоятельность.

3.Сочинение на заданную тему.

«Мир вокруг меня»

3. Сочинение на свободную тему.

4. Составление аннотации художественного произведения.

4. Составление аннотации художественного произведения.

5. Сочинение – описание.

  Самоконтроль.

5. Сочинение – рассуждение.

 Самоконтроль.

6. Составление плана научно-популярной статьи.

6. . Составление плана научно-популярной статьи.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Класс – 6

Проверяемые речевые умения и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью.

1.Внешняя характеристика речи.

     2.Связность речи.

I Владение устной речью.

1.Внешняя характеристика речи.

     2.Связность речи.

II Владение письменной речью.

II Владение письменной речью.

1. Чтение вслух.

Выразительность чтения.

Чтение про себя.

1. Чтение вслух.

Выразительность чтения.

Чтение про себя.

2. Восстановление деформированного текста с использованием художественных средств  описания.

Списывание. Каллиграфия. Самостоятельность.

2. Восстановление деформированного текста с использованием художественных средств  описания.

Списывание. Каллиграфия. Самостоятельность.

3.Конструирование текста.

   Самоконтроль.

3.Конструирование текста.

   Самоконтроль.

4. Сочинение на заданную тему.

«Мир вокруг меня»

Самоконтроль.

4. Сочинение – рассуждение.

 Самоконтроль.

5. Сочинение – описание.

5. Сочинение на свободную тему.

6. Составление аннотации художественного произведения.

6. Составление аннотации художественного произведения.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

8. Составление инструкции изготовления поделки (или рецепт приготовления блюда)

8. Составление инструкции изготовления поделки (или рецепт приготовления блюда)

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Класс – 7

Проверяемые речевые умения и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью.

1.Внешняя характеристика речи.

     2.Связность речи.

I Владение устной речью.

1.Внешняя характеристика речи.

     2.Связность речи.

II Владение письменной речью.

II Владение письменной речью.

1. Чтение вслух.

Выразительность чтения.

Чтение про себя.

1. Чтение вслух.

Выразительность чтения.

Чтение про себя.

2. Восстановление деформированного текста с использованием художественных средств  описания.

Списывание. Каллиграфия. Самостоятельность.

2. Восстановление деформированного текста с использованием художественных средств  описания.

Списывание. Каллиграфия. Самостоятельность.

3.Конструирование текста.

   Самоконтроль.

3.Конструирование текста.

   Самоконтроль.

4. Сочинение на заданную тему.

«Мир вокруг меня»

Самоконтроль.

4. Сочинение – рассуждение.

 Самоконтроль.

5. Сочинение – описание.

5. Сочинение на свободную тему.

6. Составление аннотации художественного произведения.

6. Составление аннотации художественного произведения.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

8. Сочинение-рассуждение

8. Сочинение-рассуждение

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Класс – 8

Проверяемые речевые умения и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью.

1.Внешняя характеристика речи.

2.Связность речи.

I Владение устной речью.

1.Внешняя характеристика речи.

2.Связность речи.

II Владение письменной речью.

II Владение письменной речью.

1. Чтение вслух.

Выразительность чтения.

Комментирование с элементами анализа текста.

1. Чтение вслух.

Выразительность чтения.

Комментирование с элементами     анализа текста.

2. Анализ образцового текста публицистического стиля.

2. Анализ образцового текста публицистического стиля.

3.Конструирование текста.

   Самоконтроль.

3.Конструирование текста.

   Самоконтроль.

4.Составление аннотации художественного произведения.

4. Составление аннотации художественного произведения.

5. Сочинение

 «Мир вокруг меня»

5. Сочинение.

«Сказка весеннего леса»

6. Комплексный анализ текста.

6. Комплексный анализ текста.

7.Составление конспекта научно-популярной статьи.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

8.Восстановление деформированного   текста с использованием художественных средств  описания.

Списывание.

Каллиграфия.

Самостоятельность.

8.Восстановление деформированного   текста с использованием художественных средств  описания.

Списывание.

 Каллиграфия.

Самостоятельность.

 

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Класс – 9

Проверяемые речевые умения и время проведения работ

I полугодие

II полугодие

I Владение устной речью.

1.Внешняя характеристика речи.

2.Связность речи.

I Владение устной речью.

1.Внешняя характеристика речи.

2.Связность речи.

II Владение письменной речью.

II Владение письменной речью.

1. Чтение вслух.

Выразительность чтения.

Комментирование с элементами анализа текста.

1. Чтение вслух.

Выразительность чтения.

Комментирование с элементами     анализа текста.

2. Анализ образцового текста публицистического стиля.

2. Анализ образцового текста публицистического стиля.

3.Конструирование текста.

   Самоконтроль.

3.Конструирование текста.

   Самоконтроль.

4.Письменный пересказ текста с сокращением авторских средств выразительности.

4. Письменный пересказ текста с  разными типами речи.

5. Сочинение

«Мир вокруг меня»

5. Сочинение.

«Сказка весеннего леса»

6. Комплексный анализ текста.

6. Комплексный анализ текста.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

7. Составление конспекта научно-популярной статьи.

8. Составление аннотации художественного произведения.

8. Составление аннотации художественного произведения.

Приложение 3.

Упражнения для развития речи младших школьников

1. Упражнения для развития фонематического слуха.

«Назови слова»

(Для развития слуховой дифференцировки)

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.

3. «Назови  как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.

«Хлоп-хлоп»

1. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ]и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] - хлопни 2 раза»

«Играем со словом»

1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».

2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «диван» и т.д.».

3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».

4. «Какой звук в слове «рыбка» и т.д. стоит вторым, первым, третьим?».

«Путаница»

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую «раз-два»

И приказываю вам

Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»

«Придумай новое слово»

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

«Кружок»

Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать?

«Длиннее - короче»

Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают».

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея-  змейка, червяк - червячок.

2. Упражнения для развития грамматических навыков

«Вторая половинка».

(Чтение только второй половины слова)

При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна). Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. Используйте упражнение чаще, если ребенок искажает окончания при чтении.

Примеры: Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, береза.

                  Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки.

                  Лесная поляна покрыта пушистым снегом.

«Кто? Что?»

(Составление предложений по разным моделям)

 «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:

Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»

«Закончи предложение»

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .

«Добавь слова»

(Распространение предложений)

Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»

«Составь фразу»

(Образование предложений из слов)

1. Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                                      полная корзина

2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»:  Дымок, идет, трубы, из.    Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Пропавшие слова»

 «Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие».

Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.

«Найди ошибку»

Задание:  «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».

Зимой в саду расцвели яблони.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

После грибов будут дожди.

«Объясни»

 «Послушай предложения: Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна».

«Что имеется в виду?»

(Тренировка на понимание переносного смысла)

«Как ты понимаешь эти выражения: железный топор - железный человек,

ядовитый укус - ядовитый взгляд, острый нож - острое слово, низкий стол - низкий поступок, черствый хлеб - черствый человек»

«Правильно или нет?»

Задание: «Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ»

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

«Подбери рифму»

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам: каша, вой, сок, снег, подушка, бочка

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

«Составь предложение»

 «Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например: «В лесу идет дождь. Гремит гром» Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова - мостика «и»: «В лесу идет дождь и гремит гром».

Другой вариант упражнения – закончить фразу:  Дети вышли гулять и …

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами «а», «но», «хотя», «зато», «если,… то».

                                    3. Упражнения для развития словарного запаса.

«Игра в слова»

  1. Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).
  2. Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.

«Признаки»

  1. «Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)
  2. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).
  3. «Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».

«Угадайка»

  1. Отгадывание загадок.
  2. Придумывание своих загадок

«Слова – приятели»

(Работа с синонимами)

  1. «Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?»
  2. «Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»
  3. «Какое слово лишнее? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

 «Закончи слово»

«Отгадай, какое слово я хочу сказать: по…..?» (поле, порт, пост, поезд и т.д.)

«Объяснялки»

«Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

«Скажи наоборот» (Работа с антонимами)

«Один и много» (Изменение слов по числам)

«Уменьшение», «Скажи ласково» (Словообразование)

Приложение 4.       Система сочинений в начальной школе

Система сочинений – это расположение их в определённой последовательности, продуманность тематики, целесообразное чередование видов. Система поможет учителю осознать необходимость каждого ее звена, элемента для развития речи и мышления учащихся, их наблюдательности.  Она поможет избавиться от одностороннего развития связной речи детей.

Признаки системы сочинений

1.Цель системы сочинений - развитие у детей самостоятельного, творческого, логически стройного мышления.

2. Разнообразие видов и тематики сочинений  позволит разносторонне развивать мышление и речь учащихся, так как каждый вид сочинения активизирует свои особые мыслительные операции, необходимые для работы над данным видом сочинения. Так, например, сочинение-описание какого-либо предмета или явления развивает в первую очередь внимание к существенным признакам и деталям, вырабатывает точность и наблюдательность. Если темы разнообразны, то расширяются познавательные интересы школьников, воспитательные возможности сочинения.

3. Соотношение типов сочинений.  Дети мыслят конкретно, в их психике преобладают эмоции. Это позволяет опираться в учебной работе предпочтительно на живые, непосредственные восприятия, наблюдения, жизненный опыт детей. Особенно важны целенаправленные, организованные наблюдения. Они служат надёжной основой развития мышления, интересуют, увлекают школьников.

Среди других источников наиболее доступной является картина. Сочинения учащихся должны стать отражением окружающей жизни, их личного опыта и знаний. Не менее важно, чтобы дети научились соединять свой непосредственный опыт с опосредованными знаниями, почерпнутыми из книг.

4. Преемственность и перспективность. Преемственность упражнений состоит в том, что каждая новая работа представляет собой шаг вперед от уже усвоенного, она опирается на предыдущую. От более простого к сложному,  от уже известного к неизвестному. Важно, чтобы в каждом сочинении дети овладевали небольшим новым умением, учились использовать новые приемы оформления своих мыслей. Перспективность системы – это умение заглянуть вперед, это знание тех трудностей, которые встретятся учащимся в их дальнейшем обучении, и умение предусмотреть подготовку к преодолению этих трудностей. Так, учителя, работающего с первоклассниками, программа не обязывает составлять планов. Однако опытный учитель начнет подготовку заранее: будет учить детей рисовать картинки к прочитанному рассказу и располагать их в последовательном порядке, делить читаемый текст на части, выделять главное и выражать его кратко

Примерный календарный план сочинений

Вид работы

Сроки

Первый класс

1.

Запись отдельных слов-«сочинений»:

а) по картинке;

б) по наблюдениям, после прогулок и т. д.

в) отгадки к загадкам;

г) имена мальчиков и девочек, клички животных.

3 – 4 раза в неделю

 октябрь

2

Запись небольших предложений-«сочинений» (2-3 слова), составленных коллективно и индивидуально с помощью учителя:

а) по картинке;

б) по наблюдениям и впечатлениям;

в) по прочитанному.

2 – 4 раза в неделю

октябрь, ноябрь

3.

Запись предложений и небольших связных текстов из 2 – 3 предложений на заданную учителем тему или выбранную учащимися тему:

а) по серии картинок;

б) по наблюдениям и впечатлениям;

в) по 2 – 3 опорным словам;

г) по прочитанному.

1 – 2 раза в неделю

ноябрь,

 декабрь, январь

4.

Изложение рассказа по вопросам, записанным на доске (20-30 слов) Текст составляется под руководством учителя.

февраль

(первая половина)

5.

Сочинение о зимних играх ребят по живым наблюдениям учащихся. Текст составляется по 2 – 3 вопросам с помощью учителя.

февраль

(вторая половина)

6.

Письмо-поздравление маме или бабушке. Коллективная работа над текстом.

март

(первая половина)

7.

Изложение по плану, данному учителем (30-40 слов) Текст составляется под руководством учителя.

март

(вторая

половина)

8.

Сочинение по наблюдениям за явлениями природы – наступлением весны. По 2-3 вопросам учителя или по данному учителем плану. Текст составляется общий под руководством учителя.

апрель

(первая половина)

9.

Изложение по плану (30-40 слов). Помощь учителя в основном индивидуальная.

апрель

(вторая половина)

10.

Сочинение-рассказ о труде самих учащихся по вопросам учителя. Текст составляется коллективно под руководством учителя.

май (первая половина)

11.

Сочинение-рассказ о прогулке. Помощь учителя в основном индивидуальная.

май (вторая половина)

12.

 Составление плана летних наблюдений. (3 пункта)

конец мая

Второй класс

1.

 Сочинение «В парке осенью».  Экскурсия в парк, наблюдение, сбор листьев. План составляет учитель. Текст составляют учащиеся коллективно по пунктам плана. Запись текста на доске, его коллективная доработка.  Повествование: рассказ о своём труде- сборе листьев. Описание парка.

сентябрь

(первая половина)

2.

Подробное изложение рассказа (повествование с простым сюжетом, с элементами описания). Текст  прочитывается учителем. Беседа по вопросам, требующим ответов из 1 –3 предложений. Обучение коллективному составлению плана. Текст составляется самостоятельно с индивидуальной помощью учителя.

октябрь

(первая половина)

3.

Сочинение по серии картин. Самостоятельное рассматривание картин. Коллективное под руководством учителя озаглавливание картинок (т.е. составление плана, запись заглавий на доске). Устное составление и обсуждение фрагментов текста. Могут быть даны опорные слова.

Повествование, могут быть элементы описания.

октябрь

(вторая половина)

4.

Подробное изложение рассказа (повествование с элементами описания). Коллективное составление плана, состоящего из назывных предложений. Беседа по вопросам, требующим ответов из 2 – 3 предложений. Составление фрагментов текста. Индивидуальная помощь учителя.

середина ноября

5.

Сочинение по личным впечатлениям. Возможная тема «Наши игры» План дает учитель, но допускается и собственное творчество детей. Текст сочинения пишут самостоятельно с индивидуальной помощью учителя, иллюстрируют.     Повествование. Язык эмоционально-образный.

декабрь

(первая половина)

6.

Изложение научно-популярной статьи природоведческого содержания. Описание преобладает, язык преимущественно деловой. План составляется учащимися коллективно под руководством учителя, после чтения и анализа образца.

декабрь

(вторая половина)

7.

Сочинение по экскурсии в природу, например «Зимний день» или «Зима в парке». Перед экскурсией учитель дает план наблюдений из 2 – 3 пунктов. План составляется под руководством учителя. Беседа носит характер подведения итогов экскурсии. Отдельные учащиеся составляют фрагменты сочинения (по пунктам плана). Текст в целом пишут самостоятельно с индивидуальной помощью учителя.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный.

середина января

8.

Изложение рассказа (повествование с элементами описания) План составляется  учащимися общий для класса. Текст детьми составляется самостоятельно. Помощь учителя индивидуальная.

конец января

9.

Сочинение по серии картин (3 – 4 картины). Самостоятельное рассматривание картин, расположение их в нужной последовательности. Составление плана. Обсуждение нескольких планов, составленных детьми самостоятельно. Далее во всех работах помощь носит индивидуальный характер.

Повествование с элементами описания.

середина февраля

10.

Изложение научно-популярной статьи с преобладанием повествования и элементами описания, с выводами (элемент рассуждения) План дается учителем. Вопросы носят более общий характер. Коллективная работа над текстом. Запись на доске и обработка выводов.

март

(первая половина)

11.

Сочинение-описание школьного двора, а также своей работы во дворе. Беседа по плану, составленному с помощью учителя. Коллективное составление текста, запись его на доске и обработка: введение деталей, устранение повторяющихся слов. Иллюстрирование сочинений.

март

(вторая половина)

12.

Сочинение по одной картине (сюжетный рассказ на основе воображения учащихся). Предложения учащихся о сюжете рассказа. Развитие сюжета. Коллективное составление плана под руководством учителя. Составление общего для класса текста, его обработка с целью уточнения логических связей и последовательности.

Повествование. Язык эмоционально-образный.

апрель (первая половина)

13.

Сжатое изложение (с небольшими сокращениями) повествовательного текста. Подробный анализ текста, выделение главного. Устное составление текста, его обсуждение.

апрель (вторая половина)

14.

Сочинение о прогулке, о походе или игре. Выбор темы, ее обсуждение с учащимися. Составление планов под руководством учителя. Небольшие сообщения учащихся (о чем будут писать). Самостоятельная работа над сочинением. Иллюстрирование текста.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный.

май

(первая половина)

15.

Коллективное составление плана летних наблюдений.

май (вторая половина)

Третий класс

1.

Свободное сочинение на материале летних впечатлений. Обсуждение тем. Устные рассказы 2 – 3 учащихся о впечатлениях и событиях летних каникул. Самостоятельное составление текста.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный

сентябрь (первая половина)

2.

Подробное изложение научно-популярной статьи. Беседа, в которой обращается  внимание на детали, признаки, причинно-следственные связи. Коллективное под руководством учителя составление плана. Деление текста на абзацы. Устный пересказ фрагментов текста по плану. Весь текст составляется и записывается самостоятельно. Самопроверка (добавление деталей, уточнение логических связей)

сентябрь (вторая половина)

3.

Сочинение на материале наблюдений «Осень в городе». Самостоятельное составление плана и текста.

Преобладает описание. Язык эмоционально-образный

октябрь (первая половина)

4.

Описание несложного предмета: стол, классная доска, яблоко и т.п. Наблюдения по плану, предложенному учителем. Беседа: выявление признаков описываемого предмета. Устное составление всего текста, его обсуждение. Самостоятельная запись, деление на абзацы.

Описание, возможны элементы рассуждения. Язык преимущественно деловой.

октябрь (вторая половина)

5.

Сочинение на материале экскурсии. Обсуждение индивидуальных тем. Самостоятельное составление планов и запись текста.

Повествование с элементами рассуждения. Язык эмоционально-образный

ноябрь

(первая половина)

6.

Подробное изложение описания картины природы. Анализ текста, работа над изобразительными средствами языка. Устное обсуждение фрагментов текста. Самостоятельное составление и запись текста.

ноябрь

(вторая половина)

7.

Составление письма ученикам другой школы. Содержание письма – жизнь школы или класса. Коллективная обработка текста, записанного на доске.

начало декабря

8.

Сжатое изложение рассказа с ясным сюжетом. Краткая беседа по содержанию, выявление главного. Составление плана учащимися с помощью учителя. Устное составление и пересказ фрагментов текста. Самостоятельная запись. Самопроверка (цель: последовательность, стройность, устранение лишнего).

середина декабря

9.

Задание для наблюдений в период зимних каникул. Коллективное составление схематичного плана наблюдений.

конец декабря

10.

Сочинение «Зимний день» по впечатлениям от каникул. Живая, эмоциональная беседа с целью восстановления в памяти картин и событий, которые должны быть отражены в тексте. План составляется самостоятельно с помощью учителя. Самостоятельная запись текста. Иллюстрирование сочинений.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный

середина января

11.

Изложение с творческим заданием (рассказ). Анализ текста. Выяснение задачи, предложения учащихся о творческих дополнениях. Коллективное составление плана. Устная подготовка текста с творческими дополнениями. Запись текста самостоятельная. Самопроверка

конец января

12.

Сочинение-описание сложного предмета: «Наша улица», «Дом, в котором я живу». Самостоятельное составление плана, запись текста. Самопроверка (цель: выбор наиболее точных слов)

февраль

(первая половина)

13.

Изложение рассказа с творческим заданием. Индивидуальные планы, самостоятельное составление текста.

февраль

(вторая половина)

14.

Сочинение «Моя мама»  Коллективное составление схематичного плана Самостоятельное составление плана, запись текста.

март

(первая половина)

15.

Сочинение на основе природоведческих наблюдений «Весна приближается» (может быть использована картина) Самостоятельное составление плана, запись текста.

Иллюстрирование сочинений.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный

март

(вторая половина)

16.

Отзыв о прочитанной книге. Книга должна быть прочитана к моменту письма. Книга обсуждается на уроке чтения. План и весь текст составляются коллективно.

В сочинении преобладает рассуждение.

апрель (первая половина)

17.

Сжатое изложение научно-популярного текста. Беседа: анализ текста, выделение главного. Самостоятельное составление плана, запись текста.

Описание, повествование.

апрель (вторая половина)

18.

Сочинение-описание трудового процесса: «Как посадить дерево», Как сварить суп». Устанавливается последовательность действий. Коллективное составление плана. Устное обсуждение фрагментов текста. Самостоятельная запись текста. Язык преимущественно деловой

начало мая

19.

Изложение рассказа с пейзажными зарисовками. Анализ языка, средств художественной изобразительности. Самостоятельное составление плана, запись текста. Самопроверка, иллюстрирование.

середина мая

20.

Коллективное составление плана летних наблюдений. Цель: придать летним наблюдениям целенаправленный характер, накопить материал для сентябрьских сочинений.

конец мая

Четвертый класс

1.

Свободное сочинение на материале летних впечатлений. Обсуждение тем. Устные рассказы 2 – 3 учащихся о впечатлениях и событиях летних каникул. План и текст четвероклассниками составляются самостоятельно.

Повествование с элементами описания. Язык эмоционально-образный

сентябрь (первая половина)

2.

Сжатое изложение повествовательного текста. Стиль эмоционально-образный. Беседа: обсуждение и выделение главного.

сентябрь (вторая половина)

3.

Сочинение-описание сложных трудовых процессов «Как сделать…(указывается предмет) Беседа: выделение главного в трудовом процессе, выяснение логических связей. Обсуждение одного из планов, составленных учащимися.

Повествование, описание, элементы рассуждения. Язык эмоционально-образный с элементами деловой речи.

октябрь (первая половина)

4.

Составление письма ученикам другой школы. Содержание письма – произвольное.  Вся работа самостоятельная

октябрь

(вторая половина)

5.

Сочинение «Погода в октябре» Подведение итогов наблюдений за погодой в течение октября.

Описание с элементами рассуждения. Язык преимущественно деловой.

начало ноября

6.

Домашнее сочинение об осенних каникулах.

середина ноября

7.

Сочинение по картине. Рассматривание картины, краткая беседа. Каждый учащийся пишет самостоятельно.

декабрь

(первая половина)

8.

Изложение текста  исторического содержания

декабрь

(вторая половина)

9.

Свободное сочинение на зимнюю тему. Выбор темы за  2 – 3 дня до письма. Использование картин, иллюстрирование.

середина января

10.

Сжатое изложение научно-популярного текста

конец января

11.

Составление отзывов о прочитанных книгах. Книги намечаются самими учащимися заранее. Вся подготовка носит индивидуальный характер. Каждый пишет о прочитанной книге. Преобладает рассуждение.

февраль

(первая половина)

12.

Сочинение на военную тему. Задание сообщается за несколько дней до письма.

февраль

(вторая половина)

13.

Сочинение «Кем я буду»

Преобладает рассуждение. Язык эмоционально-образный

март

(первая половина)

14.

Сочинение «Наш город» Материал накапливается в течение длительного времени.

Повествование, описание, рассуждение.

март

(вторая половина)

15.

Сочинение «Как сделать скворечник» Описание процесса изготовления. Коллективное обсуждение плана, а также фрагментов текста.

Язык деловой.

апрель (первая половина)

16.

Сочинение о жизни своего класса. Может быть, в форме статьи в газету. Обсуждение темы, фрагменты текста.

апрель (вторая половина)

17.

Свободное сочинение о весне. Обсуждение тем. Использование картин, иллюстрирование. Повествование с элементами описания.

 начало мая

18.

Изложение рассказа с использованием средств художественной изобразительности

середина мая

19.

Составление плана летних наблюдений. Цель: накопить материал для сочинений.

конец мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Совершенствование перцептивно-речевой деятельности учащихся начальных классов с задержкой психического развития

В данной работе показан опыт организации работы специалистов  службы сопровождения в начальных классах  VII вида. Представлена структура программы коррекционной помощи младшим школьникам с З...

"Активизация речевой деятельности учащихся через систему упражнений по развитию творческого воображения"

Материал представляет собой сборник упражнений, представленных в виде презентации, которые действительно развивают речь и творческое воображение учащихся....

« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...

Мониторинг уровня развития познавательной деятельности учащихся с РАС

Оценка академической компетенции и уровня познавательной деятельности обучающегося с РАС.Оценка базоввых речевых и учебных навыков (ABLLS-R)Систематизация мониторинга качества коррекционно-развивающей...