Развитие познавательных процессов.
статья по теме
Развитие познавательных процессов на уроках. Методическая тема по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie__poznavatelnyh_processov.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных процессов.
Познавательные процессы- это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.
Мышление – познавательная деятельность человека по выявлению внешне скрытых особенностей объекта, характеризующаяся обобщенностью и опосредованностью; применение, преобразование и обновление запаса полученных в учении знаний.
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки.
Анализ- выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: все кислые. Сначала у каждого объекта проверяется наличие или отсутствие этого признака , а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».
Синтез- соединение различных элементов в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг- друга прцессы( анализ осуществляется через синтез, а синтез- через анализ.
Сравнение- логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта.
Например: 1) на доске два яблока –маленькое желтое и большое красное. У детей набор фигур : синий треугольник, красный квадрат, круг зеленый маленький , круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Задание : найди среди своих фигур похожую на яблоки.
-какую фигуру можно назвать похожей на яблоки?
Классификация- разделение множества на группы по какому- либо признаку, который называют «основание классификации».Классификацию можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки)
- по размеру
- по цвету
- по форме
Например: на доске несколько кругов одинакового размера но разного цвета. Задание: раздели круги на две группы.
По какому признаку это можно сделать?
Обобщение- это оформление в словесной ( вербальной) форме результатов процесса сравнения. При формулировке обобщения педагог помогает детям правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.
Например: найди лишнюю фигуру из заданных. Почему она лишняя?
Чем похожи остальные?
Память- включает в себя процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. В младшем возрасте целенаправленному развитию больше поддаются два вида памяти: образная и словесная. Развитие словесной памяти проводится путем заучивания различных считалок,стихов. Развитию образной памяти способствуют следующие игры: «Что пропало?» рассмотрев с ребенком 2-4 небольших предмета на столе, педагог накрывает их платком и под платком прячет один в руке .
«Что изменилось?»на столе выстраивается небольшая сюжетная группа, ребенок должен запомнить ее, затем педагог изменяет 1-2 детали. Задача ребенка- заметить, что изменилось:
- Мишка сидел на стуле, теперь на полу.
Внимание- это направленность и сосредоточенность сознания. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), внимание способствует повышению их эффективности.
Воображение- процесс преобразования имеющихся представлений. Создание новых образов на основе имеющихся. Полезны упражнения вида «На что это похоже?».
Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий- важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования.
Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности.
Подлинная активность проявляется не только ( и не столько) в адаптации ученика к обучающим воздействиям, сколько в их самостоятельном преобразовании на основе субъектного опыта, который у каждого уникален и неповторим.
Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъектной активности.
Механизм становления познавательной активности можно выразить весьма лаконично формулой С.Л. Рубинштейна : «внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое.»
Самостоятельная работа как средство развития познавательной активности.
Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Развитие самостоятельности у детей- процесс сложный, порой противоречивый, но при систематическом ее выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.
Большими возможностями для организации самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения. Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы, как пересказ, составление плана, устное сочинение, словесное рисование. Но если посмотреть на все эти формы работы с точки зрения участия в них учащихся, то увидим, что одна и та же форма работы может проходить на разных уровнях самостоятельности.
Наиболее яркий пример этого- пересказ.
1.Подробный пересказ. Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя. В этом случае работает в основном память.
2.Выборочный пересказ. Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.
3. Краткий пересказ- новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.
Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности. По уровню самостоятельности работы условно можно разделить на группы.
К первой группе относятся работы воспроизводящего характера, выполняя их школьники опираются на память и просто воспроизводят прочитанное.
Например:
-Какие сказки Пушкина ты читал или слышал?
-Кому из поэтов принадлежат строчки…?
-Вспомни пословицы о труде.
Вторая группа- работы воспроизводящие но с элементами творчества.
-Почему раздел назван «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»?
-Что ты заметил схожего и различного в написании этих слов? Коса-коза, грипп-гриб.
Третья группа- такие вопросы и задания, которые требуют переосмысления учебного материала, размышления над событиями.
Это частично поисковые работы.
-Почему сказки. Сложенные русским народом давным- давно, живут и сегодня?
-Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?
Наивысшая степень самостоятельности проявляется в работах четвертой группы. Это творческие работы поискового характера.
-Попробуй рассказать о том, как появляются тучи. Объясни причины дождя.
-Придумай текст с описанием.
Планируя самостоятельную работу. Учитель должен исходить из того, что различное сочетание самостоятельных работ только тогда приведет к эффективности обучения, когда не будет представлять собой механического набора вопросов и заданий. Независимых от дидактических целей.
Не менее важно и другое: если обучение не предусматривает трудностей в учебной работе, то не будут развиваться и познавательные силы школьников. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью, становятся убеждениями.
Познавательная деятельность ребят не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. Одной из распространенных форм внеклассной работы по развитию у учащихся познавательной деятельности являются викторины и конкурсы. С большим удовольствием участвуют в литературных викторинах: «Знаете ли вы сказки?». Не менее интересны и полезны конкурсы любителей русского языка, знатоков математики.
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята , ловок,
Сколько съедено морковок?
Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук,
Как делить- забыли вдруг!
В 1 классе школьники знакомятся с окружающим миром. Обогатить знания, полученные на уроке, поможет клуб «Почемучек».занятия в клубе можно проводить в форме встреч и заседаний. Большой интерес вызывают задания для групп: 1 группа- подготовить вопросы по заданной теме.
2группа-составить коллективный рассказ или сказку об одном из животных.
3 группа- сделать рисунки животных.
Также в работе клуба используется работа с постоянно сменяемыми стендами.
Например :в центре стенда большая ромашка, освещенная лучами солнца. Внизу на стеблях травы записаны вопросы:
-Почему осенью листья на деревьях желтеют?
-Растет ли дерево зимой?
-Какие цветы нельзя рвать?
-С какими деревьями дружат подберезовики, маслята, лисички, боровики?
Чтобы ответить на эти вопросы ребятам нужно посоветоваться с родителями, учителем, посмотреть книги. Так постепенно школьники приучаются к мысли, что узнать что-то новое они могут не только на уроке, но и самостоятельно.
Особо следует остановиться на играх- путешествиях. Учащиеся младших классов с удовольствием отправляются путешествовать в мир профессий, в город веселых мастеров, любимых занятий, по своей улице, городу. Такие творческие игры эффективно решают познавательные и воспитательные задачи. Игра помогает включить школьников в творческий поиск.
Повышение качества учебы школьников- одна из важнейших задач. Ее осуществление должно проходить не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов.В решении этого вопроса важное значение мы отводим развитию интереса у младших школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес и познавательная активность. Познавательный интерес и познавательная активность не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности. Познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне. В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул, как средство активизации, позволяющие сделать процесс обучения привлекательным.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Белошистая А.В. Обучение математике в начальной школе. Москва Айрис дидактика.2006.
2.Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе.// Начальная школа.1986.№12.
3.Карина Л.П. самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности.//Начальная школа.2004.№7.
4.Тепишкина Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся.// Начальная
школа.2003.№2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...
Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".
Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...
упражнения на развитие познавательных процессов
упражнения на развитие познавательных процессов...
Работа на тему: Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития через ознакомление с сезонными изменениями в природе
Развитие познавательных процессов у младших школьников с задержкой п...
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....
Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательных процессов ребенка на разных этапах его развития.
Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к...