Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР
статья на тему
Представление опыта работы на смотре педагогического мастерства в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года 2012»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_opyt_raboty.doc | 49.5 КБ |
ispolzovanie_mnemotehniki_pri_rabote_s_detmi_imeyushchimi_onr-konec_dlya_sayta.ppt | 523.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР
Добрый день. Я, Агулова Марина Викторовна, работаю в мс(к)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для воспитанников с ограниченными возможностями, имеющими тяжёлые нарушения речи» . Слайд №1
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. И, как правило, учатся они в массовых школах. Таким детям требуется помощь. Я хочу поделиться с опытом своей работы
«Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР». Слайд №2
Для того чтобы, процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальные слух и зрение;
-обладать достаточной психической активностью; потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение. Слайд №3
Дети, с которыми я начала работать находились на I уровне речевого развития, т.е. «безречевые дети». Слайд №4
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий ("биби" - самолет, самосвал, пароход; "бобо" - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот ("адас" - карандаш, рисовать, писать; "туй" - сидеть, стул). Слайд №5
К числу важнейших задач работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.
Поэтому развитие речи в школе V вида происходит на всех уроках. но особенно на уроках ознакомление с окружающим миром, который представлен в программе данной школы как предмет «Развитие речи (окружающий мир)». Слайд №6
На этих уроках решаются задачи по:
формированию и активизация словарного запаса;
практическому овладению основными закономерностями грам матического строя речи;
обучению связной речи (устной и письменной); Слайд №7, №8
Дети с указанной патологией нуждаются во вспомогательных средствах. Изучая опыт педагогов, изменяя и совершенствуя их находки по-своему, я использую в работе с детьми, приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Слайд №9
Использование мнемотехники при формировании связной речи очевидно, так как задействованы два фактора, облегчающие этот процесс.
Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Слайд №10
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Слайд №11
С помощью символов, которыми могут быть герои сказок, явления природы, действия можно создать различные мнемотаблицы, в чёрно-белом или цветном варианте. Слайд №12
Работа по мнемотаблице:
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
- осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
- рассказывание с опорой на символы (образы)
- делается графическая зарисовка мнемотаблицы
- воспроизведение таблицы ребенком при показе Слайд №13
Приём работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Развитие творческих способностей – фантазии, воображения. Слайд №14
Работу с детьми начала с чтения и рассказывания сказок, т.к. сказка играет особую роль в жизни ребёнка: знакомит с окружающим миром, учит сопереживать героям, разделять их чувства. В мнемотаблице к сказке «Колосок» изображены главные герои, показаны их привычки, события, происходящие в сказке, а восклицательный знак – символизирует урок, который содержит каждая сказка. Слайд №15
Благодаря мнемотаблицам , мои ученики, смогли выучить большое количество стихотворений. “Ёлочка”
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Н. Нищева Слайд №16
Особенно эффективна данная работа на уроках развития речи(окружающего мира) т.к. позволяет составлять рассказы – описания, рассказы с установлением причинно-следственных связей. Слайд №17
Для работы у меня существует система символов, используя которые можно создавать подвижные мнемотаблицы.
Изучая тему «Сезонные изменения ранней осенью в неживой природе», выставляю на магнитную доску карточки для мнемотаблицы.
Дети составляют и рассказывают свои рассказы. Например:
Наступила осень. Солнце поднимается ниже, чем летом. Похолодало. Ночь становится длиннее, день короче. Идёт дождь. На земле после дождя остаются лужи. Дует холодный ветер. Слайд №18
Работа продолжается на следующем уроке по теме «Сезонные изменения в живой природе осенью» Например:
С приходом осени лиственные деревья желтеют, краснеют. Листья опадают. Начинается листопад. Хвойные деревья остаются зелеными, небольшая часть хвоинок желтеет и осыпается. Исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. У животных начинается линька, меняется окрас и густота шерсти. Некоторые звери делают на зиму запасы. Слайд №19
Сейчас мои ученики могут самостоятельно составлять мнемотаблицы к небольшим стихотворения и собственным рассказам. Слайд №20
Представленный прием работы позволяют повысить эффективность работы по развитию связной речи младших школьников, страдающих ее недоразвитием, как это происходит в моем классе. Слайд №21, но может быть использован и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии. Слайд №22.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР Учитель начальных классов первой квалификационной категории: Агулова Марина Викторовна
Необходимые условия для правильного и своевременного речевого развития детей: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальные слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
Мониторинговые исследования
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий (" биби " - самолет, самосвал, пароход; " бобо " - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот (" адас " - карандаш, рисовать, писать; " туй " - сидеть, стул).
Рабочая программа «Развитие речи» составитель Никонова О.И.
Цель уроков развития речи: формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи; практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи; обучение связной речи (устной и письменной); восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой
На уроках развития речи
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Создание плана высказывания , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы , в которых заложена определённая информация. Мнемодорожки – несет небольшое количество информации
Что можно изображать в таблице: главных героев сказки; явления природы; понятных детям действий и предметов (по ознакомлению с окружающим) с выраженными характерными признаками этих предметов, как в цветном, так и в черно-белом изображении.
Работа по мнемотаблице: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы рассказывание с опорой на символы (образы) делается графическая зарисовка мнемотаблицы воспроизведение таблицы ребенком при показе
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на : Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.
Мнемотаблица для сказки «Колосок»
Мнемотаблица для стихотворения «Ёлочка»
Мнемотаблицы для уроков развития речи (окружающего мира)
Сезонные изменения ранней осенью в неживой природе. Наступила осень. Похолодало. Солнце поднимается ниже, чем летом. Ночь становится длиннее, день короче. Идут дожди. На земле появляются лужи. Дуют ветры. Рассказ учащегося.
Сезонные изменения осенью в живой природе. С приходом осени лиственные деревья желтеют, краснеют. Листья опадают. Начинается листопад. Хвойные деревья остаются зелеными, небольшая часть хвоинок желтеет и осыпается. Исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. У животных начинается линька, меняется окрас и густота шерсти. Некоторые животные делают запасы на зиму. Рассказ учащегося.
Самостоятельное составление мнемотаблиц
Мониторинговые исследования
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного м...
Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного м...
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мне...
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мне...
«Приемы мнемотехники при развитии связной речи у детей с ОНР»
Приемы мнемотехники при развитии связной речи у детей с ОНР...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ...
Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у учащихся
Статья знакомит с некоторыми особенностями развития связной речи у умственно отсталых учащихся и показывает актуальность использования приёма мнемотехники на уроках логопедии....