Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР
статья на тему

 

Представление опыта работы на смотре педагогического мастерства в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года 2012»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР

Добрый день. Я, Агулова Марина Викторовна, работаю в мс(к)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для воспитанников с ограниченными возможностями, имеющими тяжёлые нарушения речи» . Слайд №1

 

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие.  С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. И, как правило, учатся они в массовых школах. Таким детям требуется помощь. Я хочу поделиться с  опытом своей работы

«Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР». Слайд №2

     Для того чтобы, процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:

- быть психически и соматически здоровым;

- иметь нормальные умственные способности;

- иметь нормальные слух и зрение;

-обладать достаточной психической активностью; потребностью в речевом  общении;

- иметь полноценное речевое окружение. Слайд №3

   Дети, с которыми я начала работать находились на I  уровне речевого              развития, т.е. «безречевые дети». Слайд №4

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои "высказывания" ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий ("биби" - самолет, самосвал, пароход; "бобо" - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот ("адас" - карандаш, рисовать, писать; "туй" - сидеть, стул). Слайд №5

К числу важнейших задач работы с детьми, имеющими недоразвитие  речи,  относится формирование у них связной монологической речи.

Поэтому развитие речи в школе V вида происходит на всех уроках. но особенно  на уроках ознакомление с окружающим миром, который представлен в программе данной школы как предмет «Развитие речи (окружающий мир)». Слайд №6

На этих уроках решаются задачи по:

формированию и активизация словарного запаса;

практическому овладению основными закономерностями грам матического        строя речи;

обучению связной речи (устной и письменной); Слайд №7, №8

     Дети с указанной патологией  нуждаются во вспомогательных средствах. Изучая      опыт педагогов, изменяя и совершенствуя их  находки по-своему, я использую в работе с детьми,  приёмы мнемотехники.

       Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Слайд №9

  Использование мнемотехники  при формировании связной речи очевидно, так        как задействованы два фактора, облегчающие этот процесс.

  Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Слайд №10

       Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена  определённая информация. Слайд №11

        С помощью символов, которыми могут быть герои сказок, явления природы, действия можно создать различные мнемотаблицы, в чёрно-белом или цветном варианте. Слайд №12

       

        Работа по мнемотаблице:

  1. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
  2. осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  3. рассказывание  с опорой на символы (образы)
  4. делается графическая зарисовка мнемотаблицы
  5. воспроизведение таблицы ребенком при показе      Слайд №13

 Приём работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и  решает задачи, направленные на:

  - Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного    мышления.

  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

  -  Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 - Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.  Слайд №14

Работу с детьми начала с чтения и рассказывания сказок, т.к. сказка играет особую роль в жизни ребёнка: знакомит с окружающим миром, учит сопереживать героям, разделять их чувства.  В мнемотаблице к сказке «Колосок» изображены главные герои, показаны их привычки, события, происходящие в сказке, а восклицательный знак – символизирует урок, который содержит каждая сказка. Слайд №15

Благодаря мнемотаблицам , мои ученики, смогли выучить большое количество стихотворений.     “Ёлочка”

                               Перед нами ёлочка:

                             Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

                 Н. Нищева        Слайд №16

 Особенно эффективна данная работа на уроках развития речи(окружающего мира) т.к. позволяет составлять рассказы – описания, рассказы с установлением причинно-следственных связей. Слайд №17

 Для работы  у меня существует  система символов, используя которые можно создавать подвижные мнемотаблицы.

 Изучая тему «Сезонные изменения ранней осенью в неживой природе», выставляю на магнитную доску карточки для мнемотаблицы.

Дети составляют и рассказывают свои рассказы. Например:

Наступила осень. Солнце поднимается ниже, чем летом. Похолодало. Ночь становится  длиннее, день короче. Идёт  дождь. На земле после дождя остаются лужи. Дует холодный ветер. Слайд №18

 

Работа продолжается на следующем уроке по теме «Сезонные изменения в живой природе осенью» Например:

С приходом осени лиственные деревья желтеют, краснеют. Листья опадают. Начинается листопад. Хвойные деревья остаются зелеными, небольшая часть хвоинок желтеет и осыпается. Исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. У животных начинается линька, меняется окрас и густота шерсти. Некоторые звери делают на зиму запасы. Слайд №19

Сейчас мои ученики могут самостоятельно составлять мнемотаблицы к небольшим стихотворения и собственным рассказам. Слайд  №20

Представленный прием работы позволяют повысить эффективность работы по развитию связной  речи младших школьников, страдающих ее недоразвитием, как это происходит в моем классе.  Слайд №21, но может  быть использован  и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии. Слайд №22.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агулова Марина Викторовна Учитель начальных классов первой категории Закончила НГПИ в 2002 г., учитель начальных классов В 2010 г. прошла повышение квалификации

Слайд 2

Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР Учитель начальных классов первой квалификационной категории: Агулова Марина Викторовна

Слайд 3

Необходимые условия для правильного и своевременного речевого развития детей: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальные слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.

Слайд 4

Мониторинговые исследования

Слайд 5

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий (" биби " - самолет, самосвал, пароход; " бобо " - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот (" адас " - карандаш, рисовать, писать; " туй " - сидеть, стул).

Слайд 6

Рабочая программа «Развитие речи» составитель Никонова О.И.

Слайд 7

Цель уроков развития речи: формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи; практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи; обучение связной речи (устной и письменной); восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой

Слайд 8

На уроках развития речи

Слайд 9

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Слайд 10

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Создание плана высказывания , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Слайд 11

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы , в которых заложена определённая информация. Мнемодорожки – несет небольшое количество информации

Слайд 12

Что можно изображать в таблице: главных героев сказки; явления природы; понятных детям действий и предметов (по ознакомлению с окружающим) с выраженными характерными признаками этих предметов, как в цветном, так и в черно-белом изображении.

Слайд 13

Работа по мнемотаблице: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы рассказывание с опорой на символы (образы) делается графическая зарисовка мнемотаблицы воспроизведение таблицы ребенком при показе

Слайд 14

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на : Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.

Слайд 15

Мнемотаблица для сказки «Колосок»

Слайд 16

Мнемотаблица для стихотворения «Ёлочка»

Слайд 17

Мнемотаблицы для уроков развития речи (окружающего мира)

Слайд 18

Сезонные изменения ранней осенью в неживой природе. Наступила осень. Похолодало. Солнце поднимается ниже, чем летом. Ночь становится длиннее, день короче. Идут дожди. На земле появляются лужи. Дуют ветры. Рассказ учащегося.

Слайд 19

Сезонные изменения осенью в живой природе. С приходом осени лиственные деревья желтеют, краснеют. Листья опадают. Начинается листопад. Хвойные деревья остаются зелеными, небольшая часть хвоинок желтеет и осыпается. Исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. У животных начинается линька, меняется окрас и густота шерсти. Некоторые животные делают запасы на зиму. Рассказ учащегося.

Слайд 20

Самостоятельное составление мнемотаблиц

Слайд 21

Мониторинговые исследования

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ.

Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного м...

Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ.

Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного м...

Использование метода мнемотехники в развитие связной речи

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мне...

Использование метода мнемотехники в развитие связной речи

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мне...

«Приемы мнемотехники при развитии связной речи у детей с ОНР»

Приемы мнемотехники при развитии связной речи у детей с ОНР...

Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи у учащихся

Статья знакомит с некоторыми особенностями развития связной речи у умственно отсталых  учащихся и показывает актуальность использования приёма мнемотехники на уроках логопедии....