Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ.
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений, навыков. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.Поэтому в основе занятий необходимо использовать комплексно – тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Применение игр Вячеслава Вадимовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, т.к. дети с ОВЗ часто имеют нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость. Во время занятий включаем в работу все анализаторные системы. Логопедическая работа с помощью игр Вячеслава Вадимовича помогает готовить детей к усвоению программы по русскому языку. У детей постепенно должно формироваться отношение к логопедическим урокам как к средству развития своей личности. Формируется особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_igrami_voskobovicha_2.doc.docx26.53 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_s_igrami_voskobovicha.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса с использованием игр В.В.Воскобовича и здоровье сберегающих технологий.

Тема: логопедическая – Дифференциация звуков [Н], [Н`] в словах, буква «Н». Лексическая – герои сказки «Три поросенка».

Цель:  отработка навыка дифференциации  звуков [Н], [Н`]  в словах и предложениях на различном речевом материале.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

  1. Актуализировать и закрепить знания о звуках [Н], [Н`], учить дифференцировать эти звуки;
  2. развивать зрительное восприятие и оптические представления;
  3. развивать  навыки языкового анализа и синтеза;
  4. развивать  общую и мелкую моторику, мимическую мускулатуру;
  5. закрепить навыки нижнедиафрагмального дыхания;
  6. развивать грамматический строй речи;
  7. формировать  самоконтроль  за речью через оральный, тактильно – вибрационный, акустический контроль;
  8. Развивать слухоречевую  память;
  9. Закрепить знания об эмоциях;
  10. Обогащать словарный запас;
  11. Формировать навык самостоятельного построения умозаключений;
  12. Развивать слуховое и зрительное внимание;

Образовательные:

  1. отработка навыка  образования новых слов при помощи суффиксов

  –ик-, - ищ-;

  1. закрепление представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к обучению;
  2. Развивать умение работать в команде;
  3. Формировать самоконтроль, самооценку учащихся;
  4. Прививать навыки коллективной и индивидуальной работы;
  5. Воспитывать умение слушать и слышать обращенную речь. Развивать эмоциональное восприятие нового материала; ручки, теради.

Оборудование: « Конструктор букв», «Шнур- Малыш», «Игровизор»,грецкие орехи в кожуре, «Складушки» с диском,  система  БОС «Учимся и оздоравливаемся. Азбука»,

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Звучит песенка из мультфильма три поросенка.

- Чья песенка?

- Как звали поросят?

- Что они строили?

- Расскажите, что было в сказке про трех поросят.

 - Изобразите сердитого волка, как страшно было поросятам, смелых поросят, радостных поросят.

  1. Введение в тему

Сегодня Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф поросились к нам на занятие, потому что узнали, что мы будем сегодня  вспоминать их любимые звуки [Н] и [Н`].

  1. Характеристика звуков  [Н] и [Н`]по артикуляторным и акустическим признакам.

- Давайте вспомним,  все, что мы знаем с вами про звуки [Н] и [Н`] Как работают губы, зубы, язык, чем они отличаются друг от друга.

Каким цветом мы обозначим звук [Н]  на звуковой дорожке, а звук [Н`]? Какой буквой на письме бы обозначим эти два звука? Пропишем ее в воздухе.

Давайте  «изобразим» шнурками.

А теперь давайте поможем поросятам сконструировать букву Н из конструктора.

 

  1. Развитие фонематических процессов.

 - Каждый поросенок приготовил вам по три слова, где спрятаны наши звуки, отыщите их и покажите, где они спрятаны на звуковой дорожке: в  начале, в середине или в конце слова. Слова:  носорог, конфета, слон, нитки, конь, коньки, ноты, конура, окно . Используем «Игровизор» с заготовленными своими листами.

 А теперь попробуйте сами придумать по одному слову, которое будет начинаться на звук [Н]. Напишите его. Используем «Игровизор». Проверяем. Исправляем ошибки.

-Поросята предлагают вам поиграть в « Лабиринты  Букв»

  1.  Закрепление навыков нижнедиафрагмального дыхания; формирование самоконтроля  за речью через оральный, тактильно – вибрационный, акустический контроль.

- Наф-Наф очень любит музыку. Он предлагает пропеть гласную линеечку, а затем спеть песню с любимыми звуками.

  1. отработка навыка дифференциации звуков [Н] и [Н`].

-  Ниф-Нифа так спешил к нам на занятие, что по дороге упал и рассыпал свою коллекцию картинок с любимыми звуками [Н] и [Н`]. Он очень сильно расстроился. Давайте поможем Ниф-Нифу навести порядок: картинки со звуком [Н] сложим в сундук, а картинки со звуком [Н`] в чемодан. Картинки: нож, коньки, ванна, слон, нос, снежинка, огонь, ноги, ножницы.

  1. Массаж кистей рук. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

 - Нуф-Нуф тоже приготовил для вас игру. Она называется «рассыпушка»..  Вам нужно из рассыпанных букв составит настоящее слово и записать его. Но прежде давайте разогреем наши кисти, чтобы было легко писать без ошибок.

Прежде чем писать слова, мы потренируемся на «Игровизоре» писать букву Н.

8. отработка навыка  образования новых слов при помощи суффиксов  –ик-, - ищ-.

- Наф-Нафу, Нуф-Нуфу, и Ниф –Нифу, пора уже возвращать домой в сказку и на прощание они хотели бы сыграть с вами в еще одну игру « Великаны  и гномики» Они загадывают слово, например НОС, а вы его превращаете в  маленький НОСИК и в большой НОСИЩЕ. Слова:  нож, насос, нога, слон.

  1. Итог урока.

- Скажем нашим новым друзьям: «До свидания!» и подарим им что-нибудь в дорогу, что начинается с их любимых звуков. Например я им дарю нитки, а вы?

Трех поросят

Их звали Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф

Они строили дома.

Дети кратко пересказывают сюжет сказки.

Дети показывают героев сказки.

Дети дают характеристику звукам [Н] и [Н`].

Синим. Зеленым.

Буквой «Н».

Дети синим и зеленым шнурком конструируют букву.

 Дети выполняют задание, используя большой и малый конструктор букв.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют готовые задания на «Игровизоре».

Дети поют песенку из книги В.В. Вскобовича «Складушки» и выполняют дыхательные упражнения по  системы БОС «Учимся и оздоравливаемся»)

Дети выполняют задание с помощью « Игровизора». При проверке все слова прочитываются вслух.

Дети берут разложенные на партах грецкие орехи в кожуре и выполняют следующие массажные движения:

  • вращают орешек между ладошками в одну сторону и в другую
  • катают вверх-вниз орешек правой (левой) ладошкой по поверхности парты
  • сжимают и разжимают правый (левый) кулак, пытаясь как будто бы расколоть орех.

Затем дети записывают получившиеся у них слова в тетрадь. При проверке все слова прочитываются вслух.

Дети устно выполняю задание.

Дети называют свои варианты подарков.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ .

2 класс.                                                                        

Темы:

Логопедическая:  развитие фонематического анализа и синтеза  , слоговой структуры слов, дифференциация звуков «К» -«Г», букв К –Г.

Лексическая: «Зима».

Грамматическая: правописание согласных на конце слова, родственные слова.

Цели:

  1. развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по фонематическому анализу и синтезу слов по чувственно-аналитическому методу,
  2. формировать умение различать на слух , визуально и тактильно звонкие и глухие согласные, используя пособия В.В. Воскобовича, развивать слуховую и зрительную  память, слуховое восприятие и тактильные ощущения.
  3. прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова,
  4. расширять словарный запас существительных по теме: «Зима»,
  5. закреплять умение подбирать родственные слова,
  6. формировать графомоторные навыки.

Оборудование: профили звуков,  тетради , «Игровизоры», «Шнур – Грамотей» «Снеговик», «Шнур – Затейник», «Шнур – Малыш», картинки, «Складушки».

План и ход занятия:

  1. Организационный момент.

11. Беседа о зиме.

  • Назови зимние месяцы.
  • Ребенок, который родился в декабре, какой? – Декабрьский.
  • А в январе? В феврале?

 111. Фонематический разбор слова «февраль»  с помощью «Шнуров» и цветных шнурков. ( Конструируем букву шнурком соответствующего цвета и называем звук, ь знак конструируем из «Малыша». Даем характеристику всем звукам слова и называем букву.)

        

1V. Закрепление правописания звонких согласных на конце

  • Отгадай загадки:
  1. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и в руке. (Снег.)

Собираем слово «снег» на «Шнуре –Грамотее».

  1. Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. ( Снеговик.)  

Собираем слово «снеговик» на «Шнуре – Грамотее».

  1. Поставьте ударение в  словах .

2)Какой согласный звук слышится и какую букву надо писать на конце слов-отгадок?

СНЕ…

СНЕГОВИ…

Вспоминаем правило, которое поможет написать правильно. Уточняем произношение звуков «Г», «К» с помощью речевых профилей.

V. Подбор родственных слов.

                                 Снегопад.

Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю снег,

С неба все скользят пушинки

Серебристые снежинки

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На проселки, на лужок,

Тихо падает снежок.

Землю белой, чистой, нежной,

Застелил постелью снежной.

Вот веселье для ребят –

Все сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в снежки!

Снежный ком на снежный ком,

Всё украсили снежком,

Словно в белый пуховик

Мы одели снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка – Снегурка!

На снегу-то посмотри,

С красной грудкой снегири!

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил снег.

«Добавляем» на «Шнуре – Грамотее» вместо звездочки букву Ж и составляем слова «снежок», «снежки»; букву А и составляем зимнее слово «санки»; букву Р и составляем слово «горки».

Записываем на «Игровизоре» слова «снег», «снегопад», «снеговик», «снежки». Делим их на слоги. Уточняем последнюю букву.

VI. Физминутка. Логоритмика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком

 И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла,

Два глаза,шляпа,нос,метла.

Но солнце припечет слегка,

Увы, и нет снеговика.

VI1. Упражнение на развитие дыхания. Используем  «Складушки».Пропеваем  « Г» и «К»

VIII. Работа  в тетрадях над словосочетаниями.

                                Девочка

ПАДАЕТ                        температура

                                Снег.

Записываем : падает снег.

                                На землю

ПАДАЕТ                        на пол

                                Ниже 0

Записываем: падает на землю.

                                Медленно

ПАДАЕТ                        быстро

Записываем: падает медленно.

  • Определи главное слово.
  • Поставь вопрос от главного слова к второстепенному.
  • Составляем предложение и записываем:
  • « На  землю медленно падает снег.»

1X. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР

Представление опыта работы на смотре педагогического мастерства в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года 2012»...

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

Использование игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми, имеющими ОВЗ.

Дети с ОВЗ, поступившие в школу, имеют специфические особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужного для усвоения программного м...

Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".

Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....

Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни.  Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.Одним из ...

Особенности логопедической работы с детьми , имеющими ДЦП

В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более...

Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения рус­скому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в рече­вом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические ...