Анализ и диагностика работы ШМО
материал по теме
Основные направления деятельности ШМО всем вам хорошо известны. Конечно же, большая часть и самая трудная такой работы – это изучение, обобщение и распространения опыта коллег. Другое очень важное направление – анализ состояния обучения школьника, организация сети открытых занятий с определенной тематикой и целями.
Но я в своем выступлении остановлюсь на двух тоже очень важных моментах работы МО учителей начальных школы. Один из них – это проблема преемственности -одна из важнейших проблем на современном этапе развития образования и выявление творческого потенциала учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_i_diagnostika_raboty_shmo.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ и диагностика работы ШМО
Основные направления деятельности ШМО всем вам хорошо известны. Конечно же, большая часть и самая трудная такой работы – это изучение, обобщение и распространения опыта коллег. Другое очень важное направление – анализ состояния обучения школьника, организация сети открытых занятий с определенной тематикой и целями.
Но я в своем выступлении остановлюсь на двух тоже очень важных моментах работы МО учителей начальных школы. Один из них – это проблема преемственности - одна из важнейших проблем на современ ном этапе развития образования и выявление творческого потенциала учителя.
Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому, заключается в ее мно гоаспектности. Она включает содержательный, организационно-методический, психологический, юридичес кий, а также социально-экономический аспекты. В масштабах работы МО мы не в силах воздействовать на каждого из них. Но кое-что и в наших силах.
Ведущим при нципом преемственности на этапах дошкольного и начально го образования является приоритет личностного развития (ранее — знаний, умений, навыков). Это означает сохранение и дальнейшее развитие тех способностей ребенка, которые составляют «золотой фонд лич ности». А именно: наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воз действиям, отзывчивость, сопереживание и др.
Пути решения проблемы пре емственности не всегда соответствуют научным представлени ям о самоценности каждого периода развития ребенка, а про цесс воспитания и обучения не ориентируется на возрастные особенности и возможности детей.
Дошкольный и младший школьный возраст — это разные миры, разные возрастные периоды, решающие различные за дачи. Подменять задачи одного возраста задачами другого — пагубно и бессмысленно. Однако в современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно.
Как организовать обучение ребенка до школы таким обра зом, чтобы несвоевременным преподнесением знаний не раз рушить эту манящую ребенка тайну звуков, чисел, закономерностей, желание разгадать которую в нужное время превратит ся в познавательную потребность и станет основой формиро вания полноценной учебной деятельности? Как сохранить интерес к познанию, обучаясь в начальной школе?
Реализация преемственных связей требует решения следующих задач:
1.Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.
2. Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.
3. Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения - недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.
Как решаются данные задачи в МОУ гимназии №259 г. Фокино, я с вами сейчас поделюсь.
На протяжении всех 17 лет нашего учебного образования мы работаем в тесном сотрудничестве с ДОУ г. Фокино. И это, на мой взгляд, очень важно.У нас существует некий алгоритм работы по преемственности детского сада и школы. В него включены и проведение общих родительских собраний в группах детей дошкольного возраста, проведение совместных консультаций, бесед; проведение семинаров ( в детских садах они проходят весной), С целью дальнейшего отслеживания адаптации детей в 1 классе мы приглашаем к себе гостей в конце 1 четверти – в частности, завтра у нас будет проходить традиционный городской семинар по преемственности «Детский сад-школа». С огромным желанием и интересом приходят воспитатели посмотреть на своих выпускников. После открытых уроков – обязательно круглый стол – обсуждение, рекомендации, пожелания, решение актуальных вопросов и проблем.) Вниманию работников ДОУ мы готовим и представляем мониторинг, где фактически отражаются результаты адаптации детей.
На протяжении учебного года (с октября по март) у нас функционирует развивающий центр «Филиппок» по подготовке первоклассников. В данный момент посещают занятия 60 дошколят. К вопросу о подготовке будущих первоклассников мы подошли с точки зрения взаимодействия целей и содержания обучения. Нас занимает вопрос не «чему учить и зачем учить», а «как учить». У нас нет стремления за ранее «проходить» программу первого класса школы, как мож но раньше научить детей читать и писать. Еще древние гово рили, что «многознание не определяет развитие ума». Наши занятия направлены на формирование звуковой структуры, пространственного мышления, воображения; элементы самоконтроля и самооценки и др.
Но самое главное, изучая ребенка до поступления в 1 класс мы преследуем ответ на вопрос «Каковы индивидуальные особенности будущего первоклассника, как с ним нужно будет работать учителю?», а не решение проблемы: «Принять (не принять) ребенка в данную школу?».
С этой целью, на каждого ребенка в период посещения нашего развивающего центра заводится диагностическая карточка, которя в итоге дает учителю достаточно полную информацию о ребенке и возможность грамотно реализовать индивидуальный подход к будущему первокласснику, своевременно разглядеть одаренного ребенка.
Таким детям мы уделяем особое внимание. Для одаренных детей у нас работает научное общество «Всезнайка» . Ежегодно ученики начальных классов изучают, ищут, исследуют, готовят доклады и участвуют в школьной Декаде Науки. А лучшие работы ребята представляют в Дальневосточном региональном специализированном центре по работе с одаренными детьми (город Владивосток) в краевом конкурсе "Юный исследователь - Дальний восток". Неоднократно наши гимназисты становились финалистами конкурса и его призерами.
Обучение в гимназии построено по программе « Школа 2100». Занятия с дошкольниками мы проводим используя учебно-методические комп лекты и пособия, которые позволяют обеспечить преемствен ность между дошкольным и начальным общим образованием.
Используя данные «Федерального перечня методичес ких изданий для учителей общеобразовательных учреждений», а также материалы различных УМК, могу предложить список учебно-методических комп лектов и пособий, которые позволяют обеспечить преемствен ность между дошкольным и начальным общим образованием на основе содержания.
УМК по начальной школе | УМК по преемс твенности |
Традиционная началь ная школа 1 .Комплект «Школа России» (под ред. А. А. Плешакова) | Н. А. Федосова «Преемственность» Н. А. Федосова «Подготовка детей к школе» |
| Пособия |
2.Комплект «Гармо ния» (под ред. Н. Б. Ис томиной) | Н.Б.Истомина, Н.А. Муртазина «Готовимся к школе. Тетрадь по математике» (часть 1, 2) О. Н. Бадулина «Готовимся к школе: подготовка к чтению и письму» |
3. Комплект «Началь ная школа. XXI век» (под ред. Н. Ф. Виног радовой) | «Предшколь-ная пора» (под ред. Н.Ф. Виногра довой) |
4.Комплект «Планета знаний» | В. А. Илюхина «Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе» (часть 1, 2) В. А. Илюхина «Волшебные линии. Книга для педагогов и родителей» |
Образовательная сис тема «Школа 2100» (под ред. Е. В. Бунеевой | Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз-ступенька, два-сту-пенька» (часть 1, 2) Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина |
Содержательные линии Обучение грамоте 1 .М. М. Безруких | «Ступеньки к шко ле» |
Не все из существующих в насто ящее время образовательных систем имеют УМК, способные обеспечить преемственность с дошкольным образованием.
Еще один вопрос, касаемый преемственности : обучать детей до школы чтению или нет?. Так, родители считают, что до школы нужно «заложить в ребенка» как можно больше знаний и умений, что поможет более легкой адаптации к школе и успешности в будущей школьной жизни.
- А как вы считаете? ( Мнение присутствующих)
В качестве положительных черт педагоги указывают: облег чение периода адаптации к школе; быстрое включение детей в работу, самостоятельность детей; успешность освоения боль шинства предметов, возможность выполнения дополнитель ных развивающих заданий, осуществления контроля за други ми детьми и помощи им и др.
К отрицательным чертам читающих первоклассников пе дагоги отнесут отсутствие интереса к чтению, неправильное формирование читательских умений (чтение механическое, неосознанное, наличие ошибок при чтении ),неразвитость фонематического слуха, фонемного анализа, неоправданно завышенная самооценка читающих детей, повышенная отвлекаемость, снижение мотивации и темпов развития за период обучения грамоте и др.
Последствия раннего несвоевременного формирова ния школьных навыков, возможно, проявятся и в начальной и в средней школе в «школьных» неврозах, «школьной» не зрелости, «выученной беспомощности», тревожности, и также могут отразиться и в дальнейшей жизни ребенка.
В этом направлении мы решили действовать сообща с родителями, тем самым решая массу психологических проблем и извлекая громаднейший воспитательный эффект. И я поделюсь с Вами еще одной, замечательной традицией нашего МО – это проект «Семейные чтения». Название говорит само за себя.Цель проекта: приобщить к совместному чтению в кругу семьи. Каждый раз м ы выбираем тему нашего проекта. Дети вместе с родителями читают рекомендованную литературу. Реализуя этот проект, на протяжении нескольких недель мы проводим: конкурсы рисунков, конкурсы сочинений, анкетирование; инсценировки произведений. И, как итог - презентация пректа на общешкольном родительском собрании.
Реализация преемственных связей требует решения и такой задачи, как
обеспечение «охранительной функции» процесса обу чения - недопустимость умственных перегрузок; использова ние здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоцио нально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.
Эта проблема осознается всеми и в то же время никак не может быть реше на. Еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер, и др. доказали, что утомление и переутомление это явления физиологического и химического по рядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд пе реутомления - «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмо циональное состояние. Наши дети и так жители «нервного века» и многие явления, приводящие к утомлению, снять не всегда уда ется.
Решая эту задачу, мы безусловно включаем в занятия физ.минутки, продолжительность уроков 35 мин. У первоклассников 3 урока физической культуры, один из которых – хореография и на протяжении всего года – ежедневно 3 урок – динамический час – прогулка, игры на свежем воздухе.
Таким образом, возвращаясь к конкретным пре емственным и перспективные задачам дошкольного учреждения и начальной школы, мы видим задачу дошкольного образования в рамках проблемы пре емственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. Задача начальной шко лы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть подготовлены к шко ле, а школа должна быть готова учить, развивать и любить са мых разных детей, помогать их личностному росту — ведь это основополагающий принцип истинно гуманной педагогики и мы стараемся его придерживаться.
И несколько слов о педагогической диагностике. На мой взгляд – это предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии. Ведь педагог всегда в какой-то мере исследователь и по профессиональной обязанности, и по совести, и по познавательной потребности, и интересам. Каков творческий потенциал моих коллег? В МО начальной школы нашей гимназии 9 человек.Результаты диагностики нас порадовали.Уровень творческого потенциала моих коллег достаточно высок. И я уверена, что это не предел. А не хотите ли вы узнать об уровне своих основных качеств творческого потенциала? Вам я предлагаю самодиагностику.Рассмотрите вопросы теста, а я прокоментирую Ваши предполагаемые ответы.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, следующим образом:
за ответ а) - 3 очка;
за ответ б) -1 очко;
за ответ в) - 2 очка.
- вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границу вашей любознательности;
- вопросы 2, 3, 4, 5 определяют веру в себя;
- вопросы 9 и 15 определяют постоянство;
- вопрос 10 определяет амбициозность;
- вопросы 12 и 13 определяют слуховую память;
- вопрос 11 определяет зрительную память;
- вопрос 14 определяет ваше стремление быть независимым;
- вопросы 16, 17 определяют способность абстрагироваться;
- вопрос 18 определяет степень сосредоточенности.
Эти критерии и составляют основные качества творческого потенциала. общая сумма набранных очков покажет примерный уровень вашего творческого потенциала.
23 очка и менее - ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может рть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в зои силы мешает вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности, ачните какое-то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким обра-:м. вы и решите проблему.
Верьте в свои силы. Желаю всем творческих успехов, достижений и побед. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология и анализ стартовой диагностики.
материал содержит технологию и анализ стартовой диагностики. Презентацию смотрите в разделе " Презентации"...
Анализ педагогической диагностики
Предлагается образец анализа педагогической диагностики...
Анализ входной диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий
В середине сентября в нашем классе проводилась входная диагностина на определение уровня сформированности метапредметных, регулятивных и личностных результатов. Такие у нас результаты....
Анализ входной диагностики УУД в 1 "а" классе МБОУ "Баянгольская СОШ"
Результаты входной диагностики в 1"а" классе....
Анализ результатов диагностики адаптации 1, 2, 3. 5 классов. 2017-2018 учебный год.
Анализ результатов диагностики адаптации 1, 2, 3. 5 классов.2017-2018 учебный год....
Анализ результатов диагностики уровня воспитанности 1 «а» класса
Цель: Выявление уровня воспитанности в 1 «а» классеЗадачи: Определить состояние уровня воспитанности детей в 1 «а» классе методом анкетированияОцен...
Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 2Б класс
Анализ проведения диагностики умственных способностей детей 6-12 лет 2Б класс...