Анализ работы методического объединения за первое полугодие
статья на тему
Представлен анализ работы ШМО учителей нвачальных классов за первое полугодие 2011-2012 учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_mo.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи
за первое полугодие 2011- 2012 учебного года.
Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.
Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Преподавательский состав ШМО учителей начальных классов непрерывно повышает уровень самообразования и свой профессиональный уровень.
В состав ШМО учителей начальных классов входят 9 преподавателей. Из них: имеют высшую категорию -4 учителя, первую категорию - 3 учителя, соответствие - 2 учителя.
В первом полугодии 2011-2012 учебного года четыре учителя прошли курсы повышения квалификации по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения» ( Дрямина О. А., Атанова Н. В., Ампилова И. В., Карпова Р. К.).
ШМО учителей начальных классов работало по теме « Активизация и развитие познавательных интересов обучающихся и инновационные технологии в преподавании учебных дисциплин, через обновление методической работы учителя», с целью создания условий для развития профессионального мастерства педагога, индивидуального успеха ребенка, используя современные технологии, информационные базы, возможности обмена опытом.
Перед педагогическим коллективом ШМО стояли следующие задачи :
- активизировать работу по внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения;
- создавать образовательную среду для развития творческих способностей обучающихся, условия для формирования активной гражданской позиции учащихся, эстетического и патриотического воспитания;
- продолжить работу по выявлению, изучению, обобщению передового педагогического опыта;
- повышать профессиональный уровень учителей через овладение инновационными технологиями;
- дальнейшее освоение программы "Школа 2100";
- создать на школьном сайте страницу методического объединения начальных классов;
- введение ФГОС в начальной школе.
Поставленные задачи реализовывались в ходе:
- использования технологий развивающего, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, проектного метода обучения, ИКТ в образовательном процессе;
- использования межпредметных связей при изучении учебного материала;
- разработки различных заданий для педагогов и обучающихся, которые способствовали их обращению к информационной среде как инструменту, к общению в парах и группах.
Разработанная система мероприятий для педагогов по проблеме « Активизация и развитие познавательных интересов обучающихся и инновационные технологии в преподавании учебных дисциплин, через обновление методической работы учителя» включала в себя:
- заседания МО;
- индивидуальную работу по теме самообразования;
- знакомство с опытом работы творческих учителей по данной проблеме;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, взаимопосещение уроков;
- организацию мониторинговых исследований качества образования;
- участие в конкурсах, семинарах;
- создание рабочей группы « По введению ФГОС НОО в МАОУ СОШ №3»;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- участие в городских научно-практических конференциях, семинарах, педагогических советах
- участие в социально значимых проектах ;
- работу с родителями обучающихся;
- индивидуальные консультации;
- аттестацию.
Учителя начальных классов работают по трём УМК: «Школа России», "Школа 2100", "Перспективная начальная школа". Ими было составлено календарно-тематическое планирование и рабочие программы в соответствии с рекомендациями и нормативным базисным планом общеобразовательной школы, введенным в действие Министерством образования РФ. Календарно - тематическое планирование по предметам было рассмотрено и утверждено на заседании М/О.
Все учителя начальной школы опытные учителя, учителя со стажем работы. Обмен опытом работы проходит таким образом:
- -в начале учебного года руководителем ШМО учителей начальной школы Глазковой Т. В. было проведено собеседование с учителями начальных классов, были выбраны темы по самообразованию, совместно определены сроки и форма реализации.
Ф.И.О. учителей | Должность специальность | Тема самообразования | Форма реализации |
Глазкова Татьяна Валерьевна | Председатель М/О Учитель начальных классов | Методика работы над орфографическим правилом в начальной школе | доклад на МО (май) внеклассное мероприятие |
Черкашина Ольга Ивановна | Учитель начальных классов | Нравственно - патриотическое воспитание в классах казачьей направленности | доклад на МО (март) внеклассное мероприятие |
Атанова Наталья Владимировна | Учитель начальных классов | Интеллектуальное развитие учащихся на уроках обучения грамоте | доклад на МО (май) урок с презентацией |
Карпова Рузанна Керобовна | Учитель начальных классов | Разнообразие словарной работы на уроках | доклад на МО (январь) внеклассное мероприятие |
Мамедова Наталья Анатольевна | Учитель начальных классов | Осуществление личносто - ориентированного подхода к обучение через привитие креативных способностей учащихся | доклад на МО (январь) презентация |
Дрямина Оксана Александровна | Учитель начальных классов | Особенности совершенствования учебно- воспитательного процесса путём формирования истории и культуры Кубани | доклад на МО (март) |
Тамилина Зоя Николаевна | Учитель начальных классов | Развитие личностно-ориентированной модели образования | доклад на МО (ноябрь) |
Ампилова Ирина Викторовна | Учитель начальных классов | Развитие речи и памяти младшего школьника как фактор совершенствования личности | доклад на МО (февраль) презентация |
Жорова Нина Анатольевна | Учитель начальных классов | Система работы учителя начальных классов по развитию адаптивных качеств личности | доклад на МО (ноябрь) |
- в течение ученого года учителя работают по темам самообразования;
- в течение года учителя делятся накопленным опытом и знаниями на методических объединениях.
В целях реализации задачи по введению ФГОС НОО в МАОУ СОШ № 3 была создана рабочая группа под руководством руководителя ШМО глазковой Т. В., в состав которой вошли :
Атанова Н. В., Ампилова И. В., Дрямина О. А.
Перед членами рабочей группы стоят задачи повышения квалификации по проблемам:
- перехода на новые учебные стандарты;
- проектирования образовательного содержания, направленного на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;
- отбора методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
- планирования внедрения в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся:
технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы;
- освоения технологии создания компетентностно –ориентированных заданий;
- освоения и внедрения в процесс обучения мониторинга процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника;
- совершенствования форм работы с одаренными учащимися;
- осуществления психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.
Взаимопосещение уроков в первом полугодии носило регулярный характер, анализ данных уроков приводил к выбору наиболее эффективных методов и приемов при обучении и воспитании школьников.
Также в школе имеется методическая библиотека для учителей, которая ежегодно пополняется периодической печатью различных журналов и газет («Педсовет», «Классный руководитель», научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе», «Начальная школа» и другие.) Используя, материал из журналов и газет, интернета учителя обогащают свой кругозор, используют новую методическую информацию, а в своих докладах, повышая уровень самообразования.
Анализ краевых диагностических работ в 4 классах (Черкашина О. И., Глазкова Т. В.) показал следующее:
по математике:
- средний уровень предметной обученности - 100 % (по району - 97,7%)
- средний уровень качества знаний – 79% ( по району - 65,8%)
по русскому языку:
- средний уровень предметной обученности - 98% (по району - 91,7%)
- средний уровень качества знаний – 73,2% ( по району - 63,07%)
Своевременно оказывалась психологическая помощь психологом школы как учителям, так и учащимся 4-ых классов. Учителя работали в тесной взаимосвязи с родителями четвероклассников. По плану проводились индивидуальные консультации с учениками и их родителями по вопросам подготовки к краевым диагностическим работам.
В индивидуальной работе с учащимися учителя также проводили дополнительные занятия по ликвидации пробелов в знаниях детей по предметам, планировали и систематически включали в работу сопутствующее повторение тех тем, где допущено наибольшее количество ошибок при выполнении различных видов работ, индивидуализировали и дифференцировали процесс обучения, ежеурочно планировали работу по формированию у учащихся умений применять знания в различных ситуациях.
Результаты диагностики учащихся 1 класса (при адаптации) развития их познавательных и интеллектуальных способностей показали: удовлетворительный уровень готовности детей к обучению в начальной школе.
В первом полугодии 2011 - 2012 учебного года были проведены школьные и районные олимпиады олимпиады по предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир). Участие в предметных школьных олимпиадах приняли 2-е – 4-е классы. В районном туре олимпиады по русскому языку Демьяненко Валерия 4 "Б" класс (кл. руководитель Глазкова Т. В.) - призёр. На 2012-2013 учебный год следует спланировать работу по подготовке учащихся для участия в олимпиадах (индивидуально по способностям учащихся, целенаправленно по предметам).
В этом учебном году учащиеся 2-4 классов принимали активное участие в различных конкурсах, играх: «Русский медвежонок»-63 участника, «КИТ»-62 участника, «Бульдог» - 11 участников, «Кенгуру-выпускникам»- 45 участников.
Дистанционные конкурсы: "Спасатель" по ОБЖ - 10 человек (Глазкова Т. В.), Всероссийская олимпиада (Олимпус) - осенняя сессия по русскому языку - 7 человек (Глазкова Т. В.), человек (Черкашина О. И.); по математике - 8 человек (Глазкова Т. В.), человек (Черкашина О. И.); Всероссийская олимпиада (Олимпус) - зимняя сессия по русскому языку - 8 человек (Глазкова Т. В.), человек (Черкашина О. И.); по математике - 14 человек (Глазкова Т. В.), человек (Черкашина О. И.); по английскому языку - 3 человека (Глазкова Т. В.); Всероссийская олимпиада по окружающему миру - 2 человека (Глазкова Т. В.), 4 человека (Жорова Н. А.); Всероссийский конкурс рисунков "О, спорт, ты мир!" - Приходько Владимир диплом 2 степени (Глазкова Т. В.), Язерян Арсен диплом 3 степени (Глазкова Т. В.), Ревенко Виктория диплом 2 степени (Жорова Н. А.); Всероссийский конкурс кроссвордов "По страницам любимых сказок" - Абессонова Надежда диплом 2 степени (Глазкова Т. В.); Всероссийский конкурс кроссвордов "Мой Пушкин" - Панченко Карина диплом 3 степени (Жорова Н. А.)
Спортивные достижения: Рукопашный бой (край) - Мозговой Данил 1 место (Жорова Н. А.), Рукопашный бой (край) - Марченко Игорь 3 место (Жорова Н. А.)
Без теории – нет практики. Знать, как действовать – половина дела; другая половина – знать, когда свершать действие. Проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать комплексно, а не эпизодически.
Особое внимание учителя уделили вопросу проведения оздоровитель-ных мероприятий в учебном процессе, к которым относятся :
физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические переме-ны.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, но их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, результат от такой активности большой пользы не дает.
Исходя из этого, членами ШМО была создана копилка физкультурных минуток с содержательной направленностью, воздействующих не только на разные группы мышц, но и на органы слуха, зрения, дыхания, развивающие мышление, воображение, память, чувство ритма, выразительность и эмоциональность движений.
Обеспечение просветительской работы с родителями обучающихся реализовывалось также и на родительских собраниях, в ходе которых рассматривались вопросы по формированию здорового образа жизни в семье под девизом « Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Коллектив начальной школы пытается создать систему воспитания, отвечающую требованиям времени.
Были определены те качества личности, которые необходимо развивать в каждом ученике для того, чтобы он смог состояться в дальнейшей жизни. Это интерес к самому себе; уважение чужого мнения; любознательность и вовлечённость в деятельность; мотивация действий.
Все классные руководители в начальной школе планируют работу в классе в соответствии с особенностями детского коллектива, поставленными задачами и направлениями работы школы.
Учебно-воспитательный процесс в начальных классах проводился по следующим направлениям:
- Гражданско-патриотическое.
- Правовое и нравственное.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Этнокультурное и эстетическое.
- Экологическое.
Учителями в первом полугодии были проведены следующие внеклассные мероприятия: "Мы школьниками стали" (Дрямина О. А., Ампилова И. В.); "Праздник урожая" (Жорова Н. А.); "Золотая волшебница осень" (Дрямина О. А.).
Посетили городскую библиотеку: "Викторина по ОБЖ" (Глазкова Т. В., Черкашина О. И.); "Кубанские кумушки"" (Глазкова Т. В., Черкашина О. И.)
Побывали и в городском музее: "Обрядовые куклы" (Глазкова Т. В., Черкашина О. И., Карпова Р. К., Тамилина З. Н., Жорова Н. А.); "Планетарий" (Глазкова Т. В.).
Безусловно, что в стенах школы невозможно удовлетворить все потребности учащихся в развитии их способностей и интересов. Поэтому нами активно использовались возможности микрорайона и города.
Учащиеся начальной школы посещали:
- РДК
- Спортивные секции - на базе МАОУ СОШ № 3
- Спорткомплекс "Звёздный"
- Внешкольный центр
- Музыкальную школу
- Городскую библиотеку
- Городской музей
Представленный анализ деятельности, результаты внутришкольного контроля, проводимые в первое полугодие собеседования с учителями, родителями, самоанализ учителей позволяют определить ряд вопросов, требующих решения:
- требуется продолжить совершенствование деятельности по подготовке учащихся к участию в предметных конкурсах, олимпиадах;
- уровень владения информационными компьютерными технологиями и их использование в учебном процессе не соответствует современным требованиям;
- низкий уровень обобщения и представления передового опыта педагогов.
Исходя из вышеизложенных фактов цель работы на второе полугодие в 2011-2012 учебном году:
1. Продолжить работу по обеспечению качества обучения, совершенствовать формы и методы работы с одарёнными учащимися.
2. Осваивать современные технологии и методики обучения и воспитания.
3. Активно внедрять информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.
4. Повышать научно-методический уровень профессиональных знаний, умений и навыков учителей начальной школы.
5. Продолжить изучение материала по внедрению ФГОС начального общего образования.
6. Способствовать укреплению здоровья младших школьников через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий.
7. Организовать деятельность по оказанию психолого – педагогической поддержки ученикам 1 классов.
Руководитель ШМО
учителей начальных классов
МАОУ СОШ № 3 Т. В. Глазкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2010-2011гг
В материале дан подробный анализ работы учителей школы, определены цели и задачи работы на будущий год....
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов.
В данной публикации - анализ работы МО учителей начальных классов за 2010 - 2011 уч.г....
Анализ работы методического объединения учителей коррекционных классов начальной школы
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...
Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2011-2012 учебный год
При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проб...
Анализ работы методического объединения учителей 1-2 классов за 2011-2012 учебный год
Анализ работы методического объединения учителей 1-2 классов за 2011-2012 учебный год.МО учителей 1-2 классов в этом году работало над методической темой: «Повышение качества образов...
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год
В данном материале представлен анализ работы методического объединения учителей начальных классов. Данный анализ работы может быть полезен руководителям МО. Я использую такую структуру на протяжении н...