"Приёмы и методы поисковой активности младших школьников"
план-конспект по теме
Данная работа полностью раскрывает приёмы и методы поисковой активности младших школьников. Здесь приводятся конкретные задания, игры, способствующие побуждению учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_i_metody_poiskovoy_aktivnosti.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Из опыта работы учителя
начальных классов
МОУ СОШ № 1 р.п. Хор
Гордеевой Юлии Владимировны
р.п. Хор - 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..стр.3
- Приемы и методы поисковой активности младших школьников…….стр.5
1.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников………………………………………………………………..стр.5
2. Наблюдение как способ выявления проблем……………………….стр.8
3. Эксперимент - важнейший метод исследования…………………..стр.23
4. Экскурсия как метод поисковой активности младших
школьников…………………………………………………………….стр.25
5. Коллективные игры как средство развития исследовательского
поведения……………………………………………………………….стр.26
6. Методика «Продолжи исследование»………………………………..стр.26
7. Коллекционирование как исследовательская практика ребенка.стр.26
- Самостоятельная исследовательская практика младших
школьников………………………………………………………………...стр.28
III.Заключение……………………………………………………………………..стр.33
Литература……………………………………………………………………...стр.34
Введение
Обучение путем исследований в современной образовательной практике один из самых эффективных способов познания окружающего мира ребенком.
Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую практику. В этом деле самый трудный первый шаг. В связи с этим возникает вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества.
Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает большой образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации.
Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекся в собственный творческий исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.
Стремление ребенка к познанию естественно, оно обусловлено биологически. Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать и его необходимо научить этому, не сталкиваясь с практикой противоборства.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере. Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. Исследовательская деятельность более свободна, не регламентирована какими-либо внешними установками. Ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез.
Под исследовательскими умениями и навыками следует понимать умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать предположения, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение и навыки наблюдения, умение и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения, умение и навыки структурирования материала, умение и навыки работы с текстом, умение доказывать и защищать свои идеи.
Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
В исследовательской деятельности школьника выделяется такое качество личности как исследовательский интерес – оно свойственно ребенку в особо сильной степени.
В младшем школьном возрасте он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений. Ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти интересующий его ответ. Проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
I.Приёмы и методы поисковой активности младших школьников.
1.Методики развития общих исследовательских умений
и навыков школьников.
В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, то есть определить, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Реальный процесс творчества – это попытка сделать шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Но даже взрослый исследователь, начиная поиск, далеко не всегда осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявлять гибкость и не требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Это положение принципиальное в деле формирования и развития навыков исследовательского поведения.
Творчество будет существенно обеднено, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Поэтому с ребенка не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования.
Задания для развития умения видеть проблемы
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Рассмотрим некоторые из таких заданий:
Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Предлагаю несложное упражнение.
Читаю детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Предлагаю детям продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или летчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу.
Аналогичных рассказов можно придумать множество, и, используя их сюжеты, учу детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
«Возле подъезда нашего дома рабочие вырыли большую траншею. Они уже второй день чинят лежащие там трубы…»;
«Хомячок по кличке Ероша жил дома у Сережи уже два года. Он был очень ласковым и миролюбивым. Но однажды, когда Ероша мирно спал, прибежавший из школы Серёжа неожиданно схватил его рукой. Длинные и острые зубы зверька машинально впились в указательный палец мальчика…»
Задание остается тем же – посмотреть на эти ситуации глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей.
В ходе выполнения этих заданий очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики, не скупиться на похвалы и отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить у детей способности мысленного перемещения.
Естественно, что от такого простого, условного передвижения на месте другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности талантливого творца, называющейся сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.
Также обсуждаю с детьми на этих занятиях мысль, высказанную одним мудрым человеком: «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Что же имел в виду мыслитель, говоря это?
Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» являются упражнения на составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:
«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания поощряю самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы. Отмечаю каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый , непривычный для себя образ.
Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку».
Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все было именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.
«…Нам так и не удалось выехать на дачу».
«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».
«…Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».
«…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».
«…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».
«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».
Задание «Сколько значений у предмета»
Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Правда, ещё раз подчеркну, что в этом задании также не следует спешить с уничтожающей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты ответов, которые действительно применимы на практике.
Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, помещая его в разные ситуации и создавая таким образом самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребенок таким образом учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.
Задание «Назовите как можно больше признаков предметов»
Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет в своей тетради как можно признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.
2. Наблюдение как способ выявления проблем.
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?», «Почему школьники так шумят на переменах?» и др. Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это не совсем простая задача.
Много внимания умению смотреть и видеть уделяется учителями, занимающимися вопросами обучения детей изобразительному искусству. Создание изображений учит ребёнка наблюдать за живыми и неживыми объектами. Поэтому детское рисование с натуры вполне применимо в рамках наших занятий по развитию общих исследовательских способностей ребенка.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например, осенние листья, деревья, яблоки и др. Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать их основные цвета. Можно поговорить и о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.
Задание «Тема одна – сюжетов много»
Я уже отмечала важность детской изобразительной деятельности в деле формирования у ребёнка опыта исследовательского поведения. Детское рисование таит в себе огромные, поистине неисчерпаемые возможности интеллектуально-творческого развития ребенка. Учителями разработано интересное задание, развивающее способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень»,
раскрывая её, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу, и многое другое.
Развитие умений выдвигать гипотезы
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, и даже такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.
Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Одно из главных очевидных требований к гипотезе – её согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые «очень серьезные» исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно называть гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных не столько на открытие нового знания для человечества, сколько на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Поэтому для наших занятий годятся любые самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребенка.
Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счете прогресс в любой творческой деятельности. Рассмотрим кратко: как рождаются гипотезы; какими они бывают; как их строить; какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.
Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.
Задание «Давайте вместе подумаем»:
Как птицы узнают дорогу на юг?
Почему весной появляются почки на деревьях?
Почему течёт вода?
Почему дует ветер?
Почему металлические самолеты летают?
Почему бывают день и ночь? и др.
Какими могут быть гипотезы в данном случае: «Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?», «Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета», «Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»
Бывают и совершенно иные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».
Гипотезы. Предположения, а также различные провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты.
Для того, чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких условиях это применимо?
Приведу несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отмечу, что делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
Может быть…
Предположим…
Допустим…
Возможно…
Что если…
Упражнение на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
письменный стол;
нефтяное месторождение;
игрушечный кораблик;
апельсин;
мобильный телефон;
проект постройки дома;
чайник;
реактивный самолёт;
букет ромашек;
охотничья собака.
Упражнение, предполагающее обратное действие.
Очень эффективно в плане тренировки выдвигать гипотезы. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Приведу несколько вопросов для подобных упражнений:
Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
Почему весной тает снег?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему бывают наводнения?
Почему зимой идет снег, а летом только дождь?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему в космос летают ракеты?
Почему самолёт оставляет след в небе?
Почему многие дети любят компьютерные игры?
Почему бывают землетрясения?
Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.
Задания типа «Найдите возможную причину события»
также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.
Звонят колокола;
Трава во дворе пожелтела;
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
Полицейский автомобиль весь день стоял у дороги;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснений этих событий.
Развитие умений задавать вопросы
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, и если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Для того, чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.
Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Какими могут быть вопросы.
Вопросы можно поделить на две большие группы.
Уточняющие: верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведем примеры: Правда ли, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравиться играть одному?»
Восполняющие вопросы. Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.
Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.
Например: Где можно построить спроектированный тобой дом? – перед нами простой, направленный на выполнение недостающего знания вопрос.
Кто, когда и где может построить этот дом? – пример сложного вопроса.
Предпосылкой вопроса являются исходные знания. Они в явной или не в явной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределенность этих базовых знаний требуется устранить.
На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса.
Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»
Мы кладем на стол, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.
Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических. Приведем смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия с младшими школьниками. Список этот взят из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»:
Строганок – то, чем строгают.
Копатка – то, чем копают.
Колоток – то, чем колотят.
Цепля – то, чем цепляют.
Мазелин – то, чем мажут.
Кусарики – то, что кусают.
Задание «Вопросы и ответы»
Читаем детям и ставим задачу – отвечать хором:
Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьет себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У луны холодный свет?
Задание «Найди загаданное слово»
Это задание можно предложить в качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы. Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»
Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук(букву). Допустим, что это – «М». Кто-нибудь из участников задает вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?» Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?»
Игра «Угадай, о чем спросили».
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
Образцы вопросов:
Какой окрас обычно имеют лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называются «электричками»?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь нашей страны называют Красной?
Что такое цунами?
Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?
Почему весной разливаются реки?
Могут ли люди жить без компьютеров?
Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
Развитие умений давать определение понятиям
Понятие – это одна из форм логического мышления.
Существуют предметы, явления, события и есть наши понятия о них. Понятие иногда называют простейшей клеточкой мышления.
Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.
Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используя разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и просят дать определение этому предмету: «Что это?» Например: «Что такое трамвай?» Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит: «Это то, на чем ездят по рельсам». В первом случае мы видим ситуацию фиксации родового и видимого отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.
В целях уточнения результатов опыта можно повторить задание. У части детей в этом случае появляются более адекватные ответы после некоторого обдумывания.
В науке, изучающей эти процессы – логике, существует много правил относительно того, как давать определения понятиям. Естественно, что младшим школьникам большинство из них недоступно и не нужно, но это вовсе не означает, что работа в данном направлении не должна вестись. Как раз напротив – она необходима. Ребенок, у которого сформированы азы этих умений в раннем возрасте, легче и естественней будет выполнять эти сложные логические операции в дальнейшем, что обязательно скажется не только на его обучаемости, но и на культуре его мышления в целом.
Исследовательская практика ребенка хороша в это плане тем, что ее внутренняя логика требует актуализации умения давать определения понятиям.
Определить понятие – значит, указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия – это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определением понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия либо проясняет значение термина.
С помощью определения понятий мы можем в явной форме указать на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других. Определение является одним из самых надежных способов, предохраняющих нас от недоразумений, в общении, исследовании, споре. Цель определения – уточнение содержания используемых понятий.
Приемы, сходные определением понятий.
Чтобы дети поняли значимость определений, воспользуюсь следующим заданием: на Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:
Лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий.
Вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг, бросать, легкий.
Например: яблоко – это фрукт, растущий на деревьях, он вкусный и сладкий, небольшого размера, похож на шар.
Описание.
Это прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрого отличения его от сходных с ним предметов. Для того, чтобы сделать описание, надо быть очень внимательным наблюдателем.
Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Приведу пример составления характеристики. Воспользуюсь материалом из художественной книги Е.Чарушина «Про Томку». Охотник выбирает себе щенка – будущего помощника на охоте. Вот как он характеризует щенков:
«Щенки небольшие – только что научились ходить.
Который-то из них, думаю, мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?
Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми будет драться. И его не возьму – не люблю злых.
А вот еще хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У того и дичь-то могут отнять».
Перед нами краткие, но очень информативные характеристики щенков, полученные охотником в результате наблюдений. Дальше автор описывает, как охотник проводит простой и очень интересный эксперимент, чтобы лучше узнать понравившегося ему щенка:
«В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет – уговаривает не сердится.
И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.
Я обрадовался. Ну, думаю, вот это охотник. От такого и дичь не спрячется».
Этот отрывок замечателен не только тем, что автор показывает нам прекрасный пример краткое описание характеристик нескольких щенков, а еще и рассказывает о том, как можно провести эксперимент. Ведь выбиравший щенка охотник провел настоящее исследование, выбирая щенка.
Коллективная беседа по поводу данного отрывка и использование в этих целях аналогичных текстов позволят на доступных детям примерах рассказать о том, как люди проводят исследования.
Приведу еще одно задание, рассчитанное на развитие умений давать характеристики. Попробуй дать характеристики героям любимых сказок или мультфильмов.
Например: Заяц из мультфильма «Ну, погоди!» - смешной, маленький, серый, с широко открытыми, удивленными глазами и большими ушами. Он слабее волка, но всегда его побеждает. Потому что заяц – веселый, умный, изобретательный и смелый. Он много знает и умеет: поет, занимается спортом, рисует и др.
Сравнение.
Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена вселенная, прибегали к приему сравнения. Особенно активно используются сравнения в художественных текстах.
Пример сравнения я использую в работе с детьми для тренировки умения работать с понятиями. Например, предлагаю подобрать сравнение для таких объектов:
лампа; автомобиль;
гиппопотам; книга;
слон; телескоп;
жаворонок; попугай;
лось; велосипед;
жилой дом; дерево.
Например, гиппопотам – похож на корову или лошадь. Или, например, слон, словно большая живая гора; он как огромный паровоз; или как большой мячик на толстых ногах с тоненьким хвостиком; он серый, как осеннее небо…
Это задание можно немного видоизменить, например, с кем или с чем можно сравнить:
Непослушного ребенка;
Маленького котенка;
Осеннее дерево;
След, оставленным автомобилем.
Загадки как определения понятий
Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки – это ее определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения. Его определяющая часть.
Вот несколько примеров загадок-определений.
Щеки красные, нос белый Раскололся тесный домик
В темноте сижу день целый На две половинки
А рубашка зелена, И посыпались в ладони
Вся на солнышке она Бусинки - дробилки
(редиска) (горох)
Кафтан на мне зеленый, Цветет он майскою порой,
А сердце, как кумач. Его найдешь в тени лесной.
На вкус, как сахар, сладок, На стебельке. Как бусы в ряд,
А сам похож на мяч. Цветы душистые висят
(арбуз) (ландыш)
Отцвел желтенький цветок Стоят в поле сестрички;
Остался беленький пушок Желтый глазок, белые реснички.
(одуванчик) (ромашки)
Заворчал живой замок, Сердитый недотрога
Лег у двери поперек, Живет в глуши лесной.
Две медали на груди, Иголок очень много,
Лучше в дом не заходи! А нитки ни одной.
(собака) (еж)
Непоседа пестрая, Домовитая хозяйка
Птица длиннохвостая, Полетает над лужайкой,
Птица говорливая, Похлопочет над цветком –
Самая болтливая. Он поделится медком.
(сорока) (пчела)
Хорошим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, оригинальность, гибкость мышления может стать задание сочинения загадок, в том числе и юмористических.
Какими понятиями должны овладевать дети
Какими понятиями должны овладевать дети в процессе собственной исследовательской практики. С точки зрения развития культуры мышления и исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
Без умения владеть этими понятиями нет и не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что видишь своими глазами. Для этого надо учить ребенка переходить от конкретных предметов и отдельных фактов к абсолютному обобщению.
Задание «Выявление причин и следствий»
Слова в прилагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием:
Смех, шутка.
Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
Желтые листья. Осень. Серое небо, холодные дожди,
Утро, солнце, пение птиц, радость.
Снег, мороз, зима, вьюга, лед.
Боль, падение, перелом ноги.
Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.
Рекорд, медаль, тренировки, победа.
Причина Следствие
Шутка смех
Определение – прекрасный способ борьбы с неясностью, однако следует понимать и постоянно помнить, что невозможно определить абсолютно все и не надо стремиться определять все. Всякое определение предполагает , что есть вещи известные, не нуждающиеся в определении и разъяснениях. Они ясны сами по себе без всякого определения и уточнения с помощью чего-то еще более очевидного.
Развитие умения классифицировать
Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений, чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков..
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления.
Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Рассматривается классификация обычно как частный случай деления. В свою очередь деление можно характеризовать как логическую операцию над понятиями. Деление – это распределение предметов на группы, которые мыслятся в исходном понятии. Полученные в итоге деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления. Каждая классификация предполагает, что в нее входят:
- делимое понятие;
- основание деления;
- члены деления.
Классификация может быть простой, а может быть и многоступенчатой, разветвленной. Например, расклассифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации другим людям, на группы: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь, буквы можно поделить на кириллические, латинские, арабские; цифры – на римские и арабские; иероглифы – на китайские, японские, корейские; символы – на математические, музыкальные и др.
Классифицируя предметы и явления внешнего мира и тем более обучая этому детей, следует понимать и постоянно помнить. Что с точки зрения диалектики иногда нельзя установить резкие разграничительные линии. Все течет, все изменяется. Поэтому каждая классификация относительна, приблизительна, она лишь в огрубленной форме раскрывает связи между классифицируемыми предметами.
Задание «Четвертый лишний».
Четыре карточки содержат изображения: яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан и отделить и отделить овощ – помидор. Это правильный, но не единственно верный вариант. Мы можем расклассифицировать эти предметы с детьми и по их цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (например, оба красные), а банан и груша в другую – они желтые. Можем классифицировать эти предметы по форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан – имеет другую форму. Оснований для деления можно найти множество, и, давая детям задания на классификацию, следует развивать у них и способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.
Задания на развитие умений классифицировать «продолжи ряды»
Например, полезные ископаемые – это уголь, нефть, руда, алмазы и др.
Игрушки - ____________________________________________
Люди - _______________________________________________
Деревья - _____________________________________________
Животные - ___________________________________________
Можно также придумать другие классификации. Например, предлагаю детям такую классификацию автомобилей:
Легковые, грузовые, большие, маленькие, черные, белые, умеющие плавать, пластмассовые, желтые, нарисованные на стене, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.
Спрашиваю у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация. Прошу аргументировать ответ.
Или еще, например, деревья делим:
На хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.
Кроме собственно умения классифицировать такие задания позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Развитие умений наблюдать
Наблюдение можно без преувеличения классифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире.
Наблюдением называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение простого созерцания. В научной практике наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.
Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Ее еще называют сестрой внимательности. Наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. В научном и художественном творчестве умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и др. лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.
Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу детей вспомнить и назвать все его детали.
Затем вновь предъявляю детям этот же предмет и коллективно беседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.
Следующий этап упражнения – нарисуем изученную вещь по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали.
Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.
Задание «Парные картинки, содержащие различия» для развития внимания и наблюдательности. Приведем несколько примеров.
Умение наблюдать, а также синтетическое мышление хорошо развивают задания, подобные тому, что представлены на рисунке. Задача детей разобраться в хитросплетениях линий и найти, какие предметы изображены на этих рисунках.
Задание «Найдите ошибки художника»
Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками. Приведу примеры таких картинок, в современной литературе по развитию познавательных способностей детей таких заданий содержится очень много. Их можно с успехом использовать для развития умения наблюдать.
Найдите ошибки художника
Следующие задачи несколько сложнее.
Задание заключается в том, чтобы дети, рассматривая различные реальные природные объекты, учились находить в их сложных формах аналогии с простыми геометрическими телами или какими – либо другими предметами.
Например:
На какую геометрическую фигуру похожа голова человека?
Какую фигуру напоминает ствол дерева?
На какую геометрическую фигуру похожи шипы роз?
Хорошим заданием для развития наблюдательности являются следующие задания:
Предлагаю детям рассмотреть изображение предмета, а затем предлагаю их вниманию схожие с ним силуэты. Лишь один из них соответствует показанному ранее предмету. Надо по памяти его определить.
Следующее задание – найдите несколько осенних листьев (клен, береза, дуб или др.). Подумайте и скажите, на что похож каждый из них. Обведите их по контуру в тетради. Опишите каждый из них словами как можно подробнее. Аналогично можно использовать камешки и др.
Рассмотрим предметы, находящиеся вокруг нас. Найдите среди них:
Все предметы красного цвета;
Все круглые предметы;
Все мягкие предметы
Нарисуйте их.
Понаблюдайте за поведением людей и дорисуйте на схемах, какие прически (а также брови, ресницы, усы, бакенбарды, бороды) имеют разные люди. Например:
Развитие умений создавать тексты.
Учиться писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Научный текст – ткань сознания. И как на ткани видны некачественные переплетения или обрывы нитей, дыры, непропечатанный или плохо вытканный рисунок, так и в научном тексте явно просматриваются все изъяны мышления автора. Написание текстов с изложением результатов собственных исследования – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.
Методика работы с текстом.
Рассмотрим практические задания, позволяющие подготовить учащегося к проведению теоретических исследований, вооружить его доступными умениями работы с источником информации. Основная задача здесь – умение находить главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи.
Разобьем процесс знакомства с текстом на несколько относительно автономных этапов.
Первый этап – беглый обзор текста, его общий просмотр. Здесь объясняю ребенку, что не следует читать книгу «вслепую».
При знакомстве с книгой сначала необходимо составить о ней общее представление. Это можно сделать несколькими способами:
- полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации;
- познакомиться с оглавлением;
- в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав;
- почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание.
Второй этап – «задать себе вопросы по поводу текста»
Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в них проблем. Например:
- Насколько мне это интересно?
- Что мне известно об этой проблеме?
- Какие идеи вынесены в заголовки?
- Что нового я смогу узнать?
Эти вопросы помогут сделать чтение более активным.
Третий этап – чтение. Глубокое знакомство с текстом.
Четвертый этап – «выделить главное и второстепенное». выделение главной идеи на основе прочитанного текста – не такое простое дело, как это кажется на первый взгляд.
Пятый этап – «резюме». Оценить уровень содержательности текста.
3. Эксперимент - важнейший метод исследования.
Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. Эксперимент - важнейший из методов исследования. Так именуется метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества.
В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме.
Мысленный эксперимент
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.
Решим в ходе мысленных экспериментов следующие задачи:
Что можно сделать из куска бумаги?
Что будет, если все станут выше ростом?
Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?
Нельзя не заметить, что эти задачи могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Просто уровень требуемых ответов может быть разным. Задачи это допускают.
Рассмотрим еще несколько аналогичных заданий:
Что можно сделать из песка?
Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?
Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?
А вот более сложная ситуация для мысленного эксперимента в области психологии. Читаю детям неоконченный рассказ:
«Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось…»
Представьте, что вы милиционер, идущий мимо, что вы скажете Диме? А что бы вы сказали, если бы были его другом? Его сестрой? Его бабушкой? Его родителями?
Эксперимент с магнитом и металлами.
Многие дети знают, магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте попробуем провести эксперимент, чтобы узнать это.
Для этого нам понадобится много самых разных металлических предметов: кнопки, скрепки, гвозди, монеты, металлическая линейка, металлическую консервную банку и др.
В ходе проведения опыта выяснилось, что магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монету и др.
Эксперимент по смешиванию красок.
Три цвета: красный, синий, желтый называют основными. Все остальные цвета получаются при их смешивании.
Так, путем эксперимента, смешиваем краски, выясняем, как можно получить:
Зеленый,
Фиолетовый,
Оранжевый.
Для того, чтобы это получилось, нам понадобится: акварель, вода, кисточка и бумага для рисования. Бумагу можно сначала немного смочить водой.
После получения трех новых цветов продолжим наши исследования. Смочим бумагу водой, а потом подсушим ее так, чтобы она была не мокрой, а равномерно влажной. Теперь берем акварель и наносим на этот листок пятна краски самых разных цветов. Они будут растекаться по влажной бумаге, сливаться друг с другом, образуя неожиданные очень красивые сочетания.
Эксперименты с домашними животными.
Проведем эксперименты, для того, чтобы определить, как наши домашние питомцы относятся к музыке, к громким звукам, резким жестам. Любят ли они петь и при каких условиях охотно поют самостоятельно.
Можно проверить экспериментально, насколько способен обучаться наш щенок, котенок или волнистый попугайчик. Предложим им для освоения какую-либо из известных команд: «сидеть», «лежать», «голос», «дай лапу» и т.п. Сколько повторений понадобится, чтобы наш воспитанник усвоил команду, - 2 – 3 или 10?
Я привела несколько примеров экспериментов, доступных детям.
4. Экскурсия как метод поисковой активности младших школьников
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии подчеркивают утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она рассматривается как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Экскурсия – одна из форм организации учебной деятельности, которая используется для проведения детьми собственных исследований.
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В ходе работы я часто использую эту форму организации. Экскурсия служит стартовой площадкой для детских исследований, дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.
5. Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения.
Исследовательская работа, выполненная вдвоем или втроем считается коллективной, но в нашем случае мы называем коллективными такой вариант организации детской исследовательской практики, когда в исследовании над одной проблемой трудится весь класс или большая группа детей.
С этой целью я использую игровые сюжеты, созданные разными авторами для развития различных личностных качеств.
Приведу примеры нескольких игровых сюжетов, которые я воспроизвожу на практике.
5. Методика «Продолжи исследование»
Еще одна методика, позволяющая включить детей в процесс собственного исследовательского поиска.
Выписываем из научно-популярных журналов и газет отрывки статей и предлагаем детям продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Отрывок выступает как площадка для старта детских исследований.
Требуется собрать материал по этой теме, где это только возможно: в энциклопедиях, словарях, научных и научно-популярных книгах; сделать собственное наблюдение, провести эксперименты. Затем надо все обобщить, обдумать дать определение основным понятиям, высказать суждения, сделать необходимые умозаключения.
Каждый ребенок выбирает себе отрывок и начинает работу. Затем, когда работа завершена, заслушиваем каждого ребенка и обсуждаем доклады. Тому, чей доклад признан лучшим, предлагается выступить в роли научного редактора сборника научных трудов нашего класса.
Возможен и интересен также другой вариант, когда всем детям в классе выдается один и тот же отрывок. Направления поиска могут быть очень разными. При подведении итогов в этом случае ярче заметны самые глубокие, самые оригинальные разработки.
6. Коллекционирование как исследовательская
практика ребенка
Коллекционированием увлекаются обычно одаренные дети. Это замечательное занятие действительно служит важным индикатором уровня развития интеллекта ребенка. Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную интеллектуальную способность к классифицированию и систематизации.
Коллекционирование – занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт, как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. Оно с полным правом относится к одному из вариантов учебно-исследовательской деятельности ребенка.
Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Систематизация собранных материалов – это научная задача.
Эту замечательную методическую находку я с успехом использую.
Например, мы договорились с детьми собирать коллекции. Каждый выбирает то, что он будет коллекционировать. Кто-то коллекционирует монеты, кто-то пуговицы, камушки, открытки и др. А чтобы коллекция собиралась быстрее, договариваемся собирать их вместе всем классом. Например, каждый, кто найдет что-то из коллекции другого ребенка, отдает их тому, кто это собирает.
В этих условиях коллекции собираются быстрее. Коллекционирование любит аккуратность, строгость и точность, поэтому сразу договариваемся, что коллекционеры принесут из дома металлические емкости или крепкие картонные коробки. И каждый ребенок аккуратно складывает туда добытые материалы.
Коробки коллекционеров быстро наполняются множеством удивительных ценных вещей.
Данная работа завершается публичным докладом, то есть небольшим рассказом о своей коллекции.
Детское коллекционирование лишь внешне кажется бесконечно далеким занятием от научно-исследовательской практики взрослого. Однако, механизм коллекционирования – есть механизм создания описательных теорий.
Достигнут ли занимающиеся коллекционированием младшие школьники столь высоких уровней в науке, мы не знаем, но первые шаги в освоении способов создания описательных теорий мы уже сделали.
II.Самостоятельная исследовательская практика младших школьников
Задания, рассмотренные выше, позволят детям приобрести некоторый опыт в методике поисковой активности младших школьников, но рассчитаны они в основном на игры в исследования. Временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. В связи с этим предлагаю остановиться на относительно долговременных учебных исследованиях более сложного уровня. Они также могут быть как индивидуальными, так и выполненными детьми совместно, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Они сложнее описанных выше и фактически могут рассматриваться как следующая ступень исследовательского обучения.
Итак, основными этапами последовательности исследовательской работы ребенка являются:
- Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
- Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
- Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
- Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
- Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
- определить последовательность проведения исследования.
- Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал).
- подготовка отчета (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
- доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Какими могут быть темы детских исследований.
Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно разделить на три основные группы:
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или макете, склеенном из бумага, смонтированном из картонных коробок и т.д.
Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственное наблюдение и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.
В настоящее время издаётся много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста.
Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные.
Правила выбора темы.
Приведу несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.
Исследовательская работа в начальной школе ведётся в двух направлениях. Первое – это групповая исследовательская деятельность, которая тесно связана с программным материалом по окружающему миру. Основой групповой исследовательской работы являются шесть организующих вопросов:
– Кто мы? (исследование собственного “я”, наших убеждений и ценностей; физического и духовного развития ребёнка и его семьи; наших прав и обязанностей; того, что значит быть человеком).
– Где мы находимся во времени и пространстве? (исследование нашего местонахождения во времени и пространстве; нашей истории и географии; величайших путешествий и открытий в истории человечества).
– Как мы самовыражаемся? (исследование способов, которыми мы выражаем свои мысли, чувства, убеждения и ценности).
– Как устроен (развивается) мир? (исследование физического и материального мира; природных и искусственных феноменов; мира науки и технологии).
– Как мы самоорганизуемся? (исследование человеческих систем и сообществ; мира работы и занятости).
– Как мы сосуществуем на нашей планете? (исследование взаимоотношений между отдельными лицами и сообществами; взаимодействия человека с окружающим миром, ответственности за свои действия).
К каждому вопросу подбирается определённая тема, на изучение которой отводится от 4 до 6 недель. В идеале одна и та же тема изучается на всех предметах. Например: во 2 классе изучается тема “Сказочные человечки” сразу на нескольких предметах, почти в одно и то же время. К каждому уроку приходится просматривать очень большой объём материала, продумывать активные формы работы, т. к. это урок – исследование. Исследование может занять весь урок или только 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких уроках очень большое внимание уделяется активным и групповым формам работы. Кроме того, именно на таких уроках учитель учит детей представлять полученную информацию разными способами, т.к. это необходимо для работы над личным исследовательским проектом. В классе обязательно вывешиваются результаты работы по каждой теме. Это могут быть плакаты, фотографии, рисунки, рассказы, книжки-малышки, могут разыгрываться даже небольшие сценки.
Второе направление в исследовательской работе – это личный исследовательский проект. Общая тенденция личного исследовательского проекта – поисковый проект, который акцентирует внимание именно на поиске, исследовании. Ученики выбирают и внимательно, тщательно разбирают ту тему, которая им интересна. Для работы над проектом отводится 1 урок в неделю. На этом уроке идёт поэтапное обучение работе над проектом и непосредственно сама работа. В чём же заключается обучение?
Первый урок. Обсуждение с детьми идеи проекта. Рассматривание и обсуждение готовых проектов. Распределение на группы. Написание интересующих тем проектов и выбор одной из них.
Второй урок. Обсуждение и запись того, что знают по данной теме и что хотят узнать. Составление 3 вопросов по выбранной теме, на которые будут искать ответы.
Третий урок. Обсуждение того, где и как находить информацию (энциклопедии, фотографии, карты, видеозаписи, Интернет, встречи с интересными людьми).
Четвёртый урок. Что такое плагиат и как можно использовать найденную информацию.
Пятый урок. Обсуждение того, как можно представить свой проект, используя полученные знания об интеллектах.
Шестой урок. Составление плана работы и написание сроков выполнения.
На остальных уроках ведётся непосредственная работа над проектом. Учитель старается вовлекать учеников в процесс, помогает детям находить больше путей для развития и представления их идей, контролирует еженедельные записи в дневнике проектов. После завершения работы проходит предварительная защита проектов, на которой отрабатывается выступление перед публикой. На презентацию проектов приглашаются родители и учителя. Завершается работа анализом своей работы и работы одноклассников.
Положительные стороны выполнения проекта:
– У детей есть возможность самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы.
– Они учатся задавать конкретные вопросы и моделируют проект по-своему.
– Учатся вести регулярные записи в дневниках проектов.
– Учатся работать с источниками информации.
– Используют в своей работе вновь приобретённые знания и навыки.
– Учатся навыкам общения посредством написания ключей к вопросам и представления проектов.
– Учатся планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность.
– Ученики могут использовать различные виды интеллекта в своих проектах.
– Работа над проектом индивидуальна.
В 1-2 классах работа ведётся небольшими группами по единой для всего класса теме. В 3-4 классах ребята выполняют личные проекты. В конце учебного года проводится презентация проектов с приглашением родителей. После презентации все работы вывешиваются в классе, чтобы дети могли внимательно их прочитать и рассмотреть.
Мы с детьми работаем по данному направлению 3 год и уже видим результаты. Дети научились работать с научной литературой, достаточно свободно выступают перед аудиторией и, что самое главное, они с нетерпением ждут этих уроков.
Заключение
Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. И поэтому стимулирования у ребенка этой деятельности, позволяет в дальнейшем не только добиться успеха детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и приспособиться к постоянно меняющимся вокруг него условиям новизны и неопределенности.
Перед начальной школой возникает необходимость учитывать, поддерживать и развивать данные качества.
Так же одну из немало важных ролей в формировании исследовательской деятельности ребенка играет семья. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.
Другими словами, проблема включения младшего школьника в исследовательскую деятельность оказывается весьма актуальной. В силу этого необходим активный поиск благоприятных условий организации учебной исследовательской деятельности школьников в системе начального образования.
Литература
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. 208 с.
- Подьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значении.// Журнал «Исследовательская работа школьников» № 1, 2002.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С. Пет., 2000.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М.: Высш. шк., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад" Развитие познавательной активности младших школьников в разных формах и методах обучения"
В условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированую развивающую модель массо...
Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»
«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием, - это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...
Развитие познавательной и творческо- поисковой активности младших школьников
Активизация познавательной деятельности - совершенство методов, обеспечивающих активную самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса...
: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Методы и приемы поисковой активности младших школьников при обучении по программе «Краеведение»
Формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взр...
Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В исследовательской деятельности школьника выделяется такое качество личности как исследовательский интерес. В младшем школьном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопрос...