Развитие познавательной и творческо- поисковой активности младших школьников
статья на тему
Активизация познавательной деятельности - совершенство методов, обеспечивающих активную самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Начальная школа-детский сад №1»
Доклад на тему:
Развитие познавательной и творческо- поисковой активности
младших школьников
Учителя высшей категории
Глущенко В.П.
Севастополь
2015
Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить обучающихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь обучающемуся стать этим субъектом. В общеобразовательной системе требуются изменения самой парадигмы обучения, так как «не успешность» ребенка в учебной деятельности по-прежнему остается проблемой для всех школ. В качестве причины можно назвать увеличение числа детей, имеющий низкий уровень готовности к учебной деятельности. Анкетирование и школьное тестирование показывают, что от 40% до 60% обучающихся имеют отклонения в созревании и функционировании мозга, увеличилось число детей с проблемами социальной адаптации. Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении не справившегося, что влечет за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Научные исследования подтверждают, что мотивация определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение, придает ему личностный смысл и значимость. Активизация познавательной деятельности – совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения «производительности» педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Активизация познавательной деятельности предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от обучающихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых обучающиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем – пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На «легком», не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположное мнения, дискуссии, обсуждения составленных самостоятельных задач, решений. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения обучающимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения.
Нестандартные формы организации урока
Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Однако, ни для кого не секрет, что нередко ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место, на котором отводится монологу учителя. Так называемый «устный опрос» отдельных обучающихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить обучающихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках – праздниках воплощаются в общем, деле творчество учителя и творчество обучающихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя, если побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, нежели тот, что разбирается либо обобщается на уроках нестандартных. Кроме того, последние уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п. Целесообразно помнить, что нестандартные формы организации урока лучше удаются учителям с нестандартной формой мышления. И в связи с тем, что уроки-праздники (в любой форме: деловой игре, эссе, парадокса, сказки, предметного боя, отчета, исследования, отрицания, заседания клуба, суда и т.д.), их имеет смысл проводить не чаще 1-2 раз в четверть.
Проблемные ситуации
В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения – включение обучающихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения. Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно вспомнить идеи сторонников проблемного обучения. Цель и назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков обучающихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.
Интеграция учебных занятий в начальной школе
Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей. Несмотря на это, учителя пытаются решать указанную проблему. Мы проверили степень эффективности практикуемых в школе приемов и вновь разработанных нами путей применения наиболее эффективных методов проведения интегрированных учебных занятий. Какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи:
- уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму);
- математика – природоведение;
- математика – труд;
- чтение – русский язык;
- чтение – природоведение;
- чтение – ИЗО;
- чтение – ИЗО – музыка.
Заслуживает внимание и то, что детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.
Дифференцированное обучение
Дифференцированное обучение – главное направление моей работы, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Дифференцированный подход является основным средством осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоения знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей детей – один из ведущих принципов дидактики. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений. Дифференцированный подход создает такой механизм развития образования, который сможет превратить систему образования в реальный фактор развития общества, создает условия для всестороннего и неограниченного развития и самообразования каждого члена общества, поднимает престиж учительской профессии. Осуществлять дифференцированный подход необходимо комплексно:
- на основе психологической диагностики учащихся;
- введение новых предметов, новых форм обучения на разных ступенях обучения;
- наличие права на творческое самовыражение, вариативность содержания обучения, выбор форм и методов преподавания;
- поклассная дифференциация в соответствии со степенью готовности первоклассников к школьному старту.
Использование занимательного материала на уроках
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.
Учебная игра
Одним из эффективных средств развития интереса ребенка к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд обуающихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включения в урок и игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи – шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Она отличается одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса – мышления, внимания, памяти и т.д. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто вернее и быстрее?, Не зевать!, Отвечай сразу!, Получи сдачу! И т.д. Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:
- Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными. Материал игры посилен для всех детей.
- Дидактический материал прост и по изготовлению, и по использованию.
- Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
- Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым. «Хорошая игра похожа на хорошую работу»,- писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется должное внимание в учебно-воспитательном процессе детей.
Использование наглядного и дидактического материала
Наглядность содействует выработке у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. В зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:
- естественная (растения, животные, полезные ископаемые и т.п.); функция-знакомство учащихся с реальными объектами природы;
- экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т.п.); функция-знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;
- картинная (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция –познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отражение;
- объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии;
- звуковая (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция – воспроизведение звуковых образов;
- символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция – развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;
- смешанная (учебный звуковой кинофильм); функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приёмы и методы поисковой активности младших школьников"
Данная работа полностью раскрывает приёмы и методы поисковой активности младших школьников. Здесь приводятся конкретные задания, игры, способствующие побуждению учащихся к поисково-исследовательской д...
Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"
В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...
Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.
В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших ...
Статья. "Развитие познавательной и творческо - поисковой активности у младших школьников"
Статья. "Развитие познавательной и творческо - поисковой активности у младших школьников"...
«Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»
В данной статье предлагается большое количество систематизированных упражнений направленных на формирование у младших школьников навыков учебной деятельности и правильного распределения времени, плани...
Методы и приемы поисковой активности младших школьников при обучении по программе «Краеведение»
Формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взр...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В исследовательской деятельности школьника выделяется такое качество личности как исследовательский интерес. В младшем школьном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопрос...