Статья Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихся"
статья
Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихся
Модель 1. «Обучение исследованию».
Модель 2. «Приглашение к исследованию».
Модель 3. «Систематическое исследование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Модели
организации учебно- исследовательской деятельности учащихся
Подготовила: учитель начальных классов
Бабенко Н.Н.
2022г.
Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихся
Модель 1. «Обучение исследованию».
Модель 2. «Приглашение к исследованию».
Модель 3. «Систематическое исследование».
- Модель 1. «Обучение исследованию»
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Шаг 1. Столкновение с проблемой.
Шаг 2. Сбор данных – верификация.
Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование.
Шаг 4. Построение объяснения.
Шаг 5. Анализ хода исследования.
- Модель 2. «Приглашение к исследованию»
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.
Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.
Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.
Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования.
Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.
- Модель 3. «Систематическое исследование»
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов. Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
Шаг 1. Определение проблемы.
Шаг 2. Выдвижение гипотезы.
Шаг 3. Выбор источников информации.
Шаг 4. Анализ и синтез данных.
Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.
Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.
Всякое исследование — от творческого замысла до окончательного оформления — осуществляется индивидуально.
Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к каждому этапу его проведения.
Выбор темы исследования ТЕМА-ракурс, в котором рассматривается проблема
Темы исследований
ЭМПИРИЧЕСКИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
проведение собственных наблюдений и экспериментов ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках
Тема – это визитная карточка исследования
- Тема интересна, не только ученику, но и учителю
- Тема понятна не только учителю, но и ученику
- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях (доступные оборудование и литература)
- Формулировки темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного (развитие научного познания)
- Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер, в конце работы тема может поменяться
- Тема интересна ученику не только в данный момент, но и имеет отношение к выбранной им будущей специальности
Изучение научной литературы
Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал
- Просмотровое чтение (общее содержание книги, глав, читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения)
- Ознакомительное ( выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам, и для сравнения информации, и для выработки своей точки зрения
- Изучающее чтение – активный вид подробного чтения, поиск ответов на поставленные вопросы
Определение гипотезы
Гипотеза (древнегреч.) - «основание, предположение»- научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы
Гипотеза должна
- быть проверяемой
- содержать предположение
- быть логически непротиворечивой
- соответствовать фактам
Формулировка
« если…, то…», « так…, как…», « при условии, что…»
Цель и задачи исследования
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов
изучить…,выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, объяснить…, доказать…, разработать…
Задачи исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Методы исследования
теоретические
эмпирические
математические
-Моделирование
-Абстрагирование
-Анализ и синтез
-От простого к сложному
-Наблюдение
-Сравнение
-Эксперимент
-Тестирование
-Интервьюирование
-Статистические
-Сетевое моделирование
-Программирование
-Визуализация
Виды учебно-исследовательских работ учащихся
- Информационно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы
- Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Виды учебно-исследовательских работ учащихся
- Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий .
- Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления . Могут иметь элемент научной новизны.
Виды учебно-исследовательских работ учащихся
- Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал , на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Этапы исследовательской деятельности
Этапы работы над проектом
Деятельность учителя
1 этап инициирующий
Деятельность учащихся
Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи
Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач
2 этап основополагающий
Предлагает:
формы индивидуальной работы или пробует организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.
Знакомит с различными формами презентации результатов.
Анализируют проблему,
Работают индивидуально или разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.
3 этап прагматический
Консультирует, ненавязчиво контролирует, просматривает материал для презентации результатов
Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 тап заключительный
Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.
5 этап итоговый
Защищают
результаты исследования, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её эффективности.
Опубликование результатов исследования. Рефлексия выполненной работы.
Различие проектной и исследовательской деятельности
ПРОЕКТ
- Наличие продукта деятельности
- Результат ожидаем
- Практикоориентированное знание
- Носит ситуативный характер
- Прогнозирование детерминированно
- Как правило, выполняется группой
- Движущая сила – решение проблемы
- ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
- Результат заранее не известен
- Научное (фундаментальное) знание
- Носит пролонгированный характер
- Прогнозирование вероятностное
- Как правило, выполняется индивидуально
- Движущая сила – поиск истины
- ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС
Проблемы, которые решает исследовательская деятельность
- Возможность самореализации
- Возможность получить качественно новое знание (инновацию)
- Профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя
- Повышение статуса ученика, учителя и учебного заведения
- Творческое и личностное развитие ученика
Азбука цветов
Аптечка на моем подоконнике.
В гостях у хитрой Сороки
Волнистые попугайчики - мои любимчики.
Вред или пользу приносят дождевые черви?
Все о кошках великих людей.
Всем на свете нужен дом
Вторая жизнь бытовых отходов.
Вымершие животные
Где живут белые медведи?
Где зародился хоккей?
Для чего котам хвосты?
Домашние животные и их польза людям.
Домики зверей
Друзья мои меньшие
Жар и дрожь земли (вулканы и землетрясения).
Забавные зверюшки
Загадки о птицах
Загадки о птицах.
Зачем нужен сон?
Звонкая трель певчего дрозда.
Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:
- А прочно ли куриное яйцо?
- Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
- Детские фантазии
- Загадка клавиатуры
- Искусство создания книги
- Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
- Краски в нашей жизни
- Маленькая история о моей большой семье
- Математика на кухне
- Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
- Мультфильмы: что это?
- Мир ребёнка: взгляд сквозь время
- Молодежный жаргон в речи современных школьников
- Образ дракона в детской литературе
- О некоторых способах выжить в природе
- О чем рассказывают следы на снегу
- Оригами и математика
- Откуда в хлебе столько дырочек
- Откуда хлеб на стол пришёл?
- Польза бумаги
- Почему вода в небольших водоемах зеленая?
- Почему высохла лужа
- Почему корабли не тонут
- Почему море солёное
- Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
- Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
- Почему скисает молоко?
- Почему стреляет попкорн?
- Почему сугроб полосатый?
- Почему хлеб бывает чёрный и белый?
- Почему чай заваривают в горячей воде?
- Путешествие водяной капельки
- Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
- Русский богатырь: воплощение моей мечты
- Сказка – ложь, да в ней намёк...
- Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
- Хлеб всему голова!
- Цвет и дети
- Что такое микроскоп?
- Что такое эксперимент?
- Что у нас в солонке и в сахарнице?
- Чудесные превращения, или Что такое сыр?
- Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
- Влияние компьютера на детей
- Волшебство красок
- Война и наша семья
- Генеалогическое дерево моей семьи
- Из истории детских обязанностей
- Имя в жизни человека
- Моя родословная
- Лента времени моей семьи
- Награда в нашем доме
- Праздники нашей семьи
- Письмо моей бабушки внуку
- Семейные традиции
- Семейные реликвии
- Спортивная жизнь моей семьи
- Наш дом. Наш двор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выступление из опыта работы....
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной. Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов
В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....
Организация учебно - исследовательской деятельности с учащимися начальной школы.
Данная презентация поможет учителю выбрать направление и тему учебно-исследовательской работы ученика начальной школы....