Статья Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихся"
статья

Бабенко Надежда Николаевна

Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихся

Модель 1. «Обучение исследованию».

Модель 2. «Приглашение к исследованию».

Модель 3. «Систематическое исследование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Модели

организации учебно- исследовательской деятельности учащихся

Подготовила: учитель начальных классов

Бабенко Н.Н.

2022г.

Модели организации учебно- исследовательской деятельности учащихся

Модель 1. «Обучение исследованию».

Модель 2. «Приглашение к исследованию».

Модель 3. «Систематическое исследование».

  • Модель 1. «Обучение исследованию» 

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

Шаг 1. Столкновение с проблемой.

Шаг 2. Сбор данных – верификация.

Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование.

Шаг 4. Построение объяснения.

 Шаг 5. Анализ хода исследования.

  • Модель 2. «Приглашение к исследованию» 

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования.

Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.

  • Модель 3. «Систематическое исследование» 

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов. Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

Шаг 1. Определение проблемы.

 Шаг 2. Выдвижение гипотезы.

Шаг 3. Выбор источников информации.

Шаг 4. Анализ и синтез данных.

Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.

Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.

       Всякое исследование — от творческого замысла до окончательного оформления — осуществляется индивидуально.

        Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к каждому этапу его проведения.

Выбор темы исследования ТЕМА-ракурс, в котором рассматривается проблема

Темы исследований

ЭМПИРИЧЕСКИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

проведение собственных наблюдений и экспериментов ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках

Тема – это визитная карточка исследования

  • Тема интересна, не только ученику, но и учителю
  • Тема понятна не только учителю, но и ученику
  • Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях (доступные оборудование и литература)
  • Формулировки темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного (развитие научного познания)
  • Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер, в конце работы тема может поменяться
  • Тема интересна ученику не только в данный момент, но и имеет отношение к выбранной им будущей специальности

Изучение научной литературы

Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал

  • Просмотровое чтение (общее содержание книги, глав, читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения)
  • Ознакомительное ( выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам, и для сравнения информации, и для выработки своей точки зрения
  • Изучающее чтение – активный вид подробного чтения, поиск ответов на поставленные вопросы

Определение гипотезы

Гипотеза (древнегреч.) - «основание, предположение»- научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы

Гипотеза должна

  • быть проверяемой
  • содержать предположение
  • быть логически непротиворечивой
  • соответствовать фактам

Формулировка

« если…, то…», « так…, как…», « при условии, что…» 

Цель и задачи исследования

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов

изучить…,выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, объяснить…, доказать…, разработать… 

Задачи исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Методы исследования 

теоретические 

эмпирические 

математические 

-Моделирование

-Абстрагирование

-Анализ и синтез

-От простого к сложному

-Наблюдение

-Сравнение

-Эксперимент

-Тестирование

-Интервьюирование

-Статистические

-Сетевое моделирование

-Программирование

-Визуализация

Виды учебно-исследовательских работ учащихся

  • Информационно-реферативные  — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы
  • Проблемно-реферативные  — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. 

Виды учебно-исследовательских работ учащихся

  • Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий . 
  • Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления . Могут иметь элемент научной новизны.

Виды учебно-исследовательских работ учащихся

  • Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал , на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Этапы исследовательской деятельности 

Этапы работы над проектом 

Деятельность учителя

1 этап инициирующий 

Деятельность учащихся

Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап основополагающий 

Предлагает:

формы индивидуальной работы или пробует организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомит с различными формами презентации результатов.

Анализируют проблему,

Работают индивидуально или разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

3 этап прагматический 

Консультирует, ненавязчиво контролирует, просматривает материал для презентации результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 тап заключительный 

Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.

5 этап итоговый 

Защищают

результаты исследования, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её эффективности.

Опубликование результатов исследования. Рефлексия выполненной работы.

Различие проектной и исследовательской деятельности

ПРОЕКТ 

  • Наличие продукта деятельности
  • Результат ожидаем
  • Практикоориентированное знание
  • Носит ситуативный характер
  • Прогнозирование детерминированно
  • Как правило, выполняется группой
  • Движущая сила – решение проблемы 
  • ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ

ИССЛЕДОВАНИЕ 

  • Результат заранее не известен
  • Научное (фундаментальное) знание
  • Носит пролонгированный характер
  • Прогнозирование вероятностное
  • Как правило, выполняется индивидуально
  • Движущая сила – поиск истины 
  • ЦЕЛЬ - ПРОЦЕСС

Проблемы, которые решает исследовательская деятельность

  • Возможность самореализации
  • Возможность получить качественно новое знание (инновацию)
  • Профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя
  • Повышение статуса ученика, учителя и учебного заведения
  • Творческое и личностное развитие ученика

Азбука цветов
Аптечка на моем подоконнике.
В гостях у хитрой Сороки
Волнистые попугайчики - мои любимчики.
Вред или пользу приносят дождевые черви?
Все о кошках великих людей.
Всем на свете нужен дом
Вторая жизнь бытовых отходов.
Вымершие животные
Где живут белые медведи?
Где зародился хоккей?
Для чего котам хвосты?
Домашние животные и их польза людям.
Домики зверей
Друзья мои меньшие
Жар и дрожь земли (вулканы и землетрясения).
Забавные зверюшки
Загадки о птицах
Загадки о птицах.
Зачем нужен сон?
Звонкая трель певчего дрозда.

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

  • А прочно ли куриное яйцо?
  • Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  • Детские фантазии
  • Загадка клавиатуры
  • Искусство создания книги
  • Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  • Краски в нашей жизни
  • Маленькая история о моей большой семье
  • Математика на кухне
  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
  • Мультфильмы: что это?
  • Мир ребёнка: взгляд сквозь время
  • Молодежный жаргон в речи современных школьников
  • Образ дракона в детской литературе
  • О некоторых способах выжить в природе
  • О чем рассказывают следы на снегу
  • Оригами и математика
  • Откуда в хлебе столько дырочек
  • Откуда хлеб на стол пришёл?
  • Польза бумаги
  • Почему вода в небольших водоемах зеленая?
  • Почему высохла лужа
  • Почему корабли не тонут
  • Почему море солёное
  • Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
  • Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
  • Почему скисает молоко?
  • Почему стреляет попкорн?
  • Почему сугроб полосатый?
  • Почему хлеб бывает чёрный и белый?
  • Почему чай заваривают в горячей воде?
  • Путешествие водяной капельки
  • Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
  • Русский богатырь: воплощение моей мечты
  • Сказка – ложь, да в ней намёк...
  • Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
  • Хлеб всему голова!
  • Цвет и дети
  • Что такое микроскоп?
  • Что такое эксперимент?
  • Что у нас в солонке и в сахарнице?
  • Чудесные превращения, или Что такое сыр?
  • Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
  • Влияние компьютера на детей
  • Волшебство красок
  • Война и наша семья
  • Генеалогическое дерево моей семьи
  • Из истории детских обязанностей
  • Имя в жизни человека
  • Моя родословная
  • Лента времени моей семьи
  • Награда в нашем доме
  • Праздники нашей семьи
  • Письмо моей бабушки внуку
  • Семейные традиции
  • Семейные реликвии
  • Спортивная жизнь моей семьи
  • Наш дом. Наш двор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На  данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.

На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.  Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов

В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....

Организация учебно - исследовательской деятельности с учащимися начальной школы.

Данная презентация поможет учителю выбрать направление и тему учебно-исследовательской работы ученика начальной школы....