Использоваие ИКТ в начальной школе
статья на тему

Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, создание условий для индивидуальной работы, формирование навыков самоконтроля, самооценки у младших школьников. Предложенные тезисы будут интересны педагогам, идущим в ногу со временем, готовым использовать ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovaie_ikt_v_nachalnoy_shkole.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использоваие ИКТ в начальной школе

Опубликовал(а) Фисько Юлия Алексеевна [iulia.fisk] 26.10.2010 (457 прочтений)

Ю.А.Фисько, учитель начальных классов, МОУ «Кормиловский лицей», Омская область, р.п.Кормиловка

Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, создание условий для индивидуальной работы, формирование навыков самоконтроля, самооценки у младших школьников. Предложенные тезисы будут интересны педагогам, идущим в ногу со временем, готовым использовать ИКТ. 
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Привлекательность информационных технологий ещё и в том, что для их эффективного освоения не требуется много-летней дополнительной подготовки. Поэтому, для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Убеждена, что применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором младший школьник становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Происходящие изменения в современных условиях, предъявляют новые требования к школе. Она должна готовить к жизни человека, способного адаптироваться к развивающемуся социуму, свободного, ответственного. Отсюда вытекает одна из основных целей - создание условий для получения каждым учеником образования, соответствующего его способностям, интересам и возможностям. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Современный урок в начальной школе не возможен без использования ИКТ. ИКТ - одно из условий повышения мотивации к предмету. Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетным направлением уроков в начальной школе. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок интереснее, продуктивнее, насыщеннее, эмоционально богаче. Ученикам очень нравятся такие уроки. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий на различных уроках независимо от предмета.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов
осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам. 
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ. 

Возможности ИКТ:


• создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• создание текстовых работ;
• обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:


• технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
• методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
• технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. 
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: 
• усиление интенсивности урока;
• повышение мотивации учащихся;
• мониторинг их достижений. 
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся. 
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". 
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» 
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. 
Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны. 
В своей работе я часто применяю ИКТ. Провожу уроки по различным предметам.
При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках .
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. 
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Библиографический список
1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник. Поиски жанра // Компьютер-Пресс. – 1998. - №9.
2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.
3. Молокова А.В. Оценка эффективности информатизации образовательного процесса в начальной школе.– Новосибирск: НГУ, 2006. 
4. Бент Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс.– М.: Дрофа, 2007. 
5. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.// Начальная школа. - 2008. - №1. 
6. Никитина Н.Н. Роль ИКТ в образовательном процессе. Мурманск, 2007. 
7. Сухаревская Е.Ю. Проблемы и перспективы использования ИТК.- Ростов н/Д.: ИТО-Ростов, 2006. 

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.
Тема урока «Строение тела человека»



Цели и задачи урока:
1. Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
2. Развивать познавательную активность учащихся. 
3. Усвоить разницу понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека. 
4. Развивать наблюдательность, внимание, память.
5. Учить детей работе с научным текстом и умению выделять в нём главное.
6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
7. Формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку.

Оборудование и материалы: презентация; тест для обучающихся; для опытов: поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, веревка, песочные часы.

Ход урока.
1. Мотивация учащихся.
- Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока. А сейчас наш урок можно назвать так: «Про себя самого» (1 слайд)
- Именно так называется книга писателя Алексея Дорохова (демонстрация книги). Читал ли кто-нибудь её? Я советую вам обязательно прочи-тать эту книгу.

2. Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения.
- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». (2 слайд)
Я буду показывать силуэты различных животных, а вы называть кто это? (3 слайд)

3. Проблемно – диалогическая беседа.
- Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам узнали человека? (по внешнему строению тела)
- Сейчас я вам предлагаю рассмотреть ещё одну картинку. (4 слайд)
- Что вы видите? (дом)
- Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна и т.д.)
- То, что мы видим снаружи это внешнее строение дома.
- Как выдумаете, что находится внутри дома? (мебель, техника, посуда и т. д.)
- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.
Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее.(на доске таблица)
строение
внешнее внутреннее

4. Сообщение целей урока.
- Вот сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека.

5. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания.
Работа в паре по учебнику с. 6-7
- Что изображено на с.6? (внешнее строение)
- Что изображено на с.7?(внутреннее строение)

6. Внешнее строение человека.
- Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи. (высказывания детей)
- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: (5 слайд)
- Как назвать по-другому руки и ноги? (верхние конечности)
- Как одним словом назвать грудь, живот и спину?

7. Внутреннее строение тела.
- Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете. (высказывания детей) (6 слайд)
- Тело человека внутри состоит из органов. Более подробно о них нам мо-жет рассказать наш учебник с.8-9.

1.Мозг.
(дети читают вслух материал учебника) (7 слайд)
(рассказ учителя)
- Действительно мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представите себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг.
- В какой части тела располагается этот орган? ( в голове) (8 слайд)
2. Лёгкие.
- головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, мы дышим.
- Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.
- Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.
- Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. (9 слайд)

(дети читают вслух материал учебника)
(учитель проводит опыты)
- У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются.
- Полтонны – это 500кг или 500 таких банок. (показ. литровую банку с водой)
- В какой части тела расположены лёгкие? (в груди) (возврат к слайду 8)

3.Сердце.
- Скажите, как узнают, жив человек или умер?
- Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. (10 слайд) Где оно находится?(в груди в левой части) (возврат к слайду 8)
- Приложите ладонь к сердцу.
(дети читают материал учебника)

4.Желудок.
- Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед?
- Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пи-ща. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».
- Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок. (11 слайд)
(опыт) Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.
-Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами) (возврат к слайду 8)
- Почему надо хорошо прожёвывать пищу, а не проглатывать большими кусками?
(дети читают материал учебника)

5.Кишечник.
- Но куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше?
(дети читают материал учебника) (12 слайд)
(опыт) Кишечник тянется почти на 8 метров.(показ. верёвка длиной 8 метров)
- Где расположен кишечник? (возврат к слайду 8)

6. Печень.
- на этом можно было бы закончить разговор о «Внутренней кухни» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка – печени. (13 слайд)
(дети читают материал учебника)
- Печень живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота. (возврат к слайду 8)
Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.

8.Физминутка. (14 слайд)

9. Обобщение и систематизация полученных знаний.
1) 6-7 учащихся работают с тестом.
2) 2 ученика работают у доски.( на макете человека расположить внутренние органы и соединить стрелками с названием)
3) остальные дети выполняют задание в рабочей тетради стр.3 №1.

10. Проверка и оценивание.
1) проверяет компьютер.
2) коллективная проверка под руководством учителя.
3) взаимопроверка с помощью презентации. (15 слайд)
- Оцените свои знания сами. Отметьте оценку цветом. (16 слайд)

11. Итог урока.
- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? ( Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как ра-ботают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!)
- о том, как правильно следить за своим здоровьем мы поговорим на следующем уроке.

12.Домашнее задание.
- Разгадать кроссворд в рабочей тетради с.3 №2.
- Составить свой режим дня.

13. Завершение урока. (17 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...