Тема «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований
учебно-методический материал по теме
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОО и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой и педагоги, и психологи образовательной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, он включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку к школе, должна существовать преемственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 474.72 КБ |
![]() | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях
Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований»
МОАУ «Лицей №7» Аширова М.Р.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОО и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой и педагоги, и психологи образовательной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, он включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку к школе, должна существовать преемственность.
Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.
(Слайд) Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
(Слайд) Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Но несмотря на проводимую работу, на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГТ:
- разный уровень психического и физического здоровья детей;
- разный уровень знаний у детей; предпосылок формирования УУД;
- разная степень развития мотивов учения;
- разный уровень родительской и педагогической компетенции.
Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:
( Слайд)1.Преемственность в содержании обучения и воспитания.
2.Преемственность в формах и методах работы.
3.Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.
Существуют проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы
(Слайд) 1.Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных учреждений, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), но определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества учителя и многое другое.
В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определили его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении со взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении.
( Слайд) Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
( Слайд) 2.Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно лицеев и гимназий). Ведь не секрет, что часто на пороге начальной школы ребёнку предлагаются задания, нацеленные на выявление сформированности у него навыков счета, знания букв, геометрических фигур, на развитие логики, кругозора дошкольника. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Приходится содержание дошкольного образования выстраивать в « школьной» логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются такими занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
(Слайд) Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
Нельзя не сказать и о следующей проблеме
(Слайд) 3.Проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и дезадаптации детей. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
( Слайд) Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:
(Слайд) 1.Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.
- Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
- Проведение профилактических мероприятий (« День открытых дверей», « День Знаний», совместные праздники и т.д.)
- Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей).
5.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе.
6. Координация деятельности ДОО и начальной школы:
- Результаты итоговой диагностики воспитанников ДОУ необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.
- На наш взгляд, целесообразно проведение единого мониторинга уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода, который отразит особенности развития детей в период перехода к новому виду деятельности – учению, и позволит осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ и зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения обучащимися планируемых результатов освоения ООП НОО.
Создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы ведется по трём основным направлениям:
Хочется сказать, что вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа "не навреди” и быть направлена на сохранение физического здоровья, эмоционального благополучия и индивидуального развития каждого ребенка, чему способствует организация всей работы учителя начальных классов, ориентирующегося на осуществление преемственности с ДОУ. |
- Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию выпускников детского сада, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данные наблюдений, проведённых за ним ещё в детском саду.
- Работа с детьми
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников с лицеем является предшкольная подготовка. Предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.
На базе лицея ежегодно работает «Школа дошколят». Школа дошколят является ориентиром дальнейшего обучения в школе. Мы вносим свои коррективы в соответствии со спецификой обучения в лицее. Ежегодно мы набираем 4 группы по 20 человек. Занятия в группах ведут учителя будущих первоклассников. Каждый учитель ведет определённый предмет, это даёт возможность будущим первоклассникам узнать своего учителя.
Занятия по подготовке детей в лицее осуществляются по программе «Ступеньки детства» и рассчитаны на 32 недели, проводятся по пятницам, организуются 4 занятия по 30 минут с физкультурными минутками для снятия усталости.
Предусмотрены также перемены по 10 минут с подвижными играми под руководством учителей.
Задачи занятий :
- создать благоприятные условия для адаптации дошкольников к обучению в школе;
- активизировать внимание, мышление, речь, память, развить мелкую моторику детей;
- способствовать формированию познавательной активности, психологической готовности и мотивации детей к обучению.
Важной частью программы «Ступеньки детства» является изучение динамики развития детей, исследование уровня их функциональной готовности к обучению.
(Слайд с занятия)
Занятия строятся в занимательной игровой форме .Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении, что побуждает детей рассуждать, анализировать и делать собственные выводы, а также учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга адаптации показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский
Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы
1. Выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
2.Проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ. Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
3. Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Механизм решения проблемы преемственности детского сада и начальной школы
1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности. 2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности. 3. Проведение профилактических мероприятий (« День открытых дверей», « День Знаний», совместные праздники и т.д.) 4. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе (неделя «Содружество»). 5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Механизм решения проблемы преемственности
Параметры по осуществлению преемственности 1.Преемственность в содержании обучения и воспитания. 2.Преемственность в формах и методах работы. 3.Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Основные направления методическая работа с педагогами работа с детьми работа с родителями
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?» «Насколько вы готовы быть родителем школьника?» 44% родителей утверждают, что их дети готовы к обучению в школе 44 % сомневаются в полной готовности 12 % родителей сделали вывод, что их дети еще не готовы к обучению.
Школа дошколят
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы . Задачи занятий создать благоприятные условия для адаптации дошкольников к обучению в школе; активизировать внимание, мышление, речь, память, развить мелкую моторику детей; способствовать формированию познавательной активности, психологической готовности и мотивации детей к обучению.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-29401-1667442524.jpg)
Доклад на тему: «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»
Доклад на тему:«Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-147599-1444198970.jpg)
Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами УМК «Школа России»
УМК "Школа России" как средство реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-191522-1359478111.jpg)
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
"Дошкольное воспитание по Федеральным Государственным Требованиям"
Дошкольное воспитание по Федеральным Государственным Требованиям – одна из самых главных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в детском возрасте происходит формирование х...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/29/picture-28189.jpg)
Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Достижение планируемых результатов
Сложившаяся сегодня система оценки учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориента...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-46662-1477840991.jpg)
Сборник статей участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы
Статья в сборнике участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-1055135-1536334176.jpg)
Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья по теме "Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации ФГОС"....