Преемственность в работе с родителями между ДОУ и начальной школой с целью сохранения физического и психического здоровья.
презентация урока для интерактивной доски (1 класс) на тему
Данный материал будет полезен для организации совместной работы учителей, воспитателей и родителей для успешной адаптации будущих первоклассников к школе. Есть описание возрастных особенностей будущих первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе. Здесь вы найдёте практический материал для обучения навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей и оказания им психологической поддержки. А так же информацию для родителей о развитии психофизиологических предпосылок для успешной адаптации ребёнка к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе с родителями между ДОУ и начальной школой с целью сохранения физического и психического здоровья
Дегтярёва Елена Владимировна
МБОУ гимназия №7
учитель начальных классов
г. Новороссийск
Цель: организация совместной работы учителей, воспитателей и родителей для успешной адаптации будущих первоклассников к школе.
Задачи:
1.Информирование воспитателей, учителей и родителей о возрастных особенностях будущих первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе.
2.Обучение навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей и оказания им психологической поддержки.
3. Информировать родителей о развитии психофизиологических предпосылок для успешной адаптации ребёнка к школе.
Участники: все воспитатели подготовительных групп, учителя, работающие в параллели 1-х классов, родители будущих первоклассников.
Срок проведения: сентябрь (за год до поступления в школу).
Необходимые материалы: «Карта возрастных особенностей первоклассника», анкеты «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» и «Анкету для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе».
Формы работы: родительское собрание, консультации, совместные практические мероприятия.
1. Вступительное слово
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.
В этот же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.
Причем решать эти вопросы надо начинать заранее до поступления ребёнка в школу, когда он ещё посещает ДОУ.
2. Адаптация
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:
- физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
- биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
- психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
- социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).
Виды адаптации
В физиологической адаптации (М.М.Безруких и др.) выделено три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления. Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.
Биологическая адаптация во многом определяется состоянием здоровья ребенка, и по степени приспособленности к школе различают группы детей, проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую (С.М.Громбах, А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова и др.). При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация в школе происходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.
Состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.
Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению (И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, Н.И.Гуткина).
Еще один аспект психологической адаптации: тип педагогического взаимодействия учителя с детьми, рассматривался в работе М.Е.Зеленовой, выполненной под руководством В.А.Петровского. В процессе воспитания и обучения авторы выделяют учебно-дисциплинарную и личностно–ориентированную модели педагогического общения. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
Социально-психологическая адаптация (Р.В.Овчарова, Г.Ф.Кумарина и др.) рассматривается с позиции воздействия на ребенка не только среды, но и обратного: он сам меняет социально – психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно.
Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
В исследованиях психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.
3. Признаки возникшей дезадаптации школьника:
- Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
- Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
- Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
- Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.
4. Причины школьной дезадаптации:
- низкая готовность к школе;
- несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
- отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
- неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
- чрезмерная требовательность родителей;
- гиперопека со стороны родителей;
- незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
- высокая тревожность самих родителей;
- несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
- наличие серьезных хронических заболеваний;
- чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
- и др.
5. Карта возрастных особенностей первоклассников
На одном из первых практических занятий учителя и воспитателя с родителями происходит знакомство с возрастными особенностями будущих первоклассников. Родители должны понимать, что происходит с их ребёнком в новой среде и в новом коллективе.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ |
Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиватьсяабстрактное мышление |
Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности |
Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию |
Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляетсяи развивается рефлексия |
В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка |
Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру |
Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу |
Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого |
Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого |
Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потери детской непосредственности.Появление внутренней жизни ребенка |
Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника |
Возрастные особенности младших школьников
Традиционно границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-10 лет, ознаменованным поступлением ребенка в школу. Это событие влечет за собой открытие новой позиции школьника, учебной деятельности, вследствие чего, он сталкивается с нормативным психологическими «кризисом 7 лет».
В этот период ребенок сталкивается со вторым физиологическим кризисом, который тоже приходится на 7 лет: в его организме происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, внутренних органов и вегетативной перестройкой. Таким образом, социально-психологические изменения в жизни детей совпадают с физиологическими, что требует от них большого напряжения и мобилизации. Необходимо время, чтобы произошла адаптация ребенка к подобным условиям, чтобы он научился соответствовать новым требованиям.
Кризис 7 лет характеризуется 3 основными взаимосвязанными изменениями:
- Потеря ребенком непосредственности, наивности. Ребенок начинает манерничать, паясничать, поведение становится искусственным, демонстративным, натянутым. Ребенок начинает осознавать свои поступки с точки зрения их результатов и последствий.
- Появление нового качества – рефлексии своих действий. Происходит важное изменение – возникает обобщение чувств: если с ребенком много раз случается какая-то ситуация, у него возникает обобщенное переживание, основанное на многократном повторении ситуации. Это дает толчок к развитию осознанной самооценки, самолюбия ребенка.
- Дифференциация внутренней и внешней сторон личности. У первоклассника появляется внутренняя жизнь, в которую он часто не готов впускать взрослых.
В процессе протекания кризиса 7 лет формируется новая личность, которая обладает своей внутренней жизнью и рефлексией. Кризис часто протекает непросто, дети могут стать замкнутыми, неуправляемыми, трудновоспитуемыми и взрослым важно в этот период поддержать их, не давить и в то же время не допускать вседозволенности. Необходимо, чтобы ребенок знал, что его любят и поддерживают.
Познавательная сфера младшего школьника
В 6-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. Происходит осознанность и произвольность всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
Восприятие. Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. При рассмотрении предметов дети выделяют яркие, бросающиеся в глаза свойства. На протяжении всего обучения в начальной школе восприятие становится произвольным.
Внимание. Детей привлекает все новое, яркое, неожиданное само собой привлекает детей, без усилий. Но произвольное внимание пока развито слабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности. Произвольное внимание удерживается и развивается при помощи использования учителем словесных инструкций на уроке, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности.
Память. Память непроизвольна. Но с помощью использования различных приемов запоминания, разделения материала на части, а также понимание ребенком того, что он должен запомнить, возможно совершенствовать произвольную память. «Память становится мыслящей» (Д.Б.Эльконин).
Мышление. Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое, основу которого составляет оперирование понятиями.
Воображение. Развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучению оно становится произвольным, управляемым.
Эмоциональная сфера младшего школьника
Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью, гибкостью, отзывчивостью на все яркое, новое, необычное. Однако ребенок уже умеет сдерживать бурные, резкие выражения чувств: он может удерживать слезы, скрыть страх. Ребенок научается управлять собственными эмоциями.
Эмоции младшего школьника очень разнообразны, в этой сложной гамме постепенно созревают и социальные чувств – ответственности, сопереживания.
Благополучное эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от его отношений со значимыми взрослыми – учителем и родителем. Важную роль играют также взаимоотношения с одноклассниками, статус в коллективе.
Эмоциональная сфера пока неустойчива.
Условно эмоциональные отклонения в рамках нормального психического развития в младшем школьном возрасте можно разделить на 3 группы, которые могут привести к дезадаптации, снижению успеваемости и нарушениям в общении: тревожность, агрессивность, эмоциональная расторможенность.
Личностная сфера младшего школьника
Притязание на признание. В результате стойкого длительного неуспеха в учебе может возникнуть снижение самооценки, могут проявиться неадекватные защитные реакции – агрессия, тревожность, застенчивость, лень, апатия, уход в фантазию и болезнь.
Сфера общения младшего школьника
Особое значение для развития личности ребенка в этот период имеют его отношения с учителем. Поначалу учитель наделяется всеми качествами родителями: он любим, уважаем, внушает страх. Взрослым необходимо помочь ребенку преодолеть свои страхи перед учителем. Принятие и восприятие учителя учениками зависит и от стиля его общения. Вообще психологическое благополучие младшего школьника во многом связано со стилем воспитания и общения, который используют при взаимодействии с ним взрослые – родители и учителя.
В случае завышенных ожиданий родителей относительно учебной успешности своего ребенка возникает область риска в развитии семейных взаимоотношений. Кроме того, такая ситуация может привести и к неблагоприятному психологическому состоянию ребенка, к срывам, эмоциональным проблемам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Родительское собрание в детском саду.
Советы педагога родителям будущих первоклассников
Как подготовить ребёнка к школе
1. Уровень физического развития.
Следите за общим физическим развитием своего ребёнка. Регулярно посещайте специалистов и показывайте ребёнка детскому педиатру, чтобы убедиться, что ваш ребёнок не отстаёт от нормы физического развития по своему возрасту.
Сравнивайте его физические возможности со сверстниками в детском саду или на прогулке во дворе. Любые отклонения от нормы должны насторожить родителей для более раннего выявления проблем и скорейшего их решения перед школой. - --- Закаливайте ребёнка водными и воздушными процедурами. Не кутайте в тёплые вещи чрезмерно. Парниковый эффект вызывает ослабление защитных функций организма.
Приучите себя и вашего ребёнка регулярно делать физические упражнения, пешие прогулки с подвижными играми и участвовать в массовых спортивных мероприятиях.
Ведите активный здоровый образ жизни. Воспитывайте ребёнка положительным примером, оптимистическим настроением, трудолюбием и здоровыми привычками.
2. Состояние здоровья.
О состоянии здоровья вашего ребёнка никто не скажет вам лучше педиатра. Поэтому надо следить за своевременной вакцинацией и ежегодным обследованием малыша в поликлинике по месту жительства.
3. Готовность детей к школе (психолого-педагогические критерии).
Степень психологической и социальной зрелости.
Перед школой дети проходят медицинскую комиссию, в том числе таких специалистов как психолог, логопед. Эти специалисты делают заключение о психологической и социальной зрелости ребёнка. Ребёнок должен адекватно реагировать на вопросы взрослого, выполнять действия, о которых просит учитель, легко идти на контакт со сверстниками, поддерживать диалог, высказывать свои мысли, задавать вопросы.
Уровень школьной зрелости.
Немало важен уровень школьной зрелости будущего первоклассника. Это, прежде всего желание ребёнка быть учеником, получать знания, изучать что-то новое для себя, делать открытия. Ребёнок должен хотеть учиться в школе, тогда обучение будет желанным и увлекательным.
Чистота фонематического восприятия.
Логопед поможет устранить дефекты в произношении звуков, устранит причины плохого фонематического восприятия, научит ребёнка владеть своим речевым аппаратом, даст вам советы по исправлению дефектов в произношении, научит упражнениям для развития речевого аппарата ребёнка.
Определение моторной ассиметрии.
В пятилетнем возрасте ребёнок начинает определяться с ведущей рукой: правой или левой. Родители часто являются свидетелями определения ребёнком моторной асимметрии. И к семи годам мы уже видим правшу или левшу. Если этого не случилось и ребёнок владеет обеими руками равноценно, то надо помощь ему определиться с ведущей рукой. Все предметы на столе кладите только справа или только слева, пока не закрепится привычка брать предметы одной рукой. Это ложка, вилка, карандаши, кисточка и т. д.
Определение умственной работоспособности.
С первых дней в школе на ребёнка возлагается решение всевозможных жизненных и дидактических задач, которые ему придётся решать самому без подсказки мамы или папы. В учебном процессе будут задействованы все виды мыслительной деятельности, что возлагает на процессы мышления большую нагрузку. Надо развивать память, логическое мышление, речь, наблюдательность, умение сравнивать, рассуждать, задавать вопросы. Учите стихи, отгадывайте загадки, пересказывайте сказки, решайте ребусы и головоломки в детских журналах, сравнивайте картинки, беседуйте об изменениях в погоде, о явлениях в природе, чаще задавайте детям вопросы, возбуждайте интерес к познанию нового, для ответа пользуйтесь разными источниками (книга, интернет, личный опыт, наблюдение и т.д.). Уважайте мнение ребёнка. Чаще меняйте виды умственной и физической нагрузки, т. к. дети быстро утомляются от монотонных видов деятельности.
Исследование продуктивности преднамеренного запоминания.
Всем известно, что в школе в течение дня ребёнок посещает 4 – 5 разных уроков, на которых должен запомнить специальные знания по предмету, чтобы применить их дома при выполнении домашнего задания, на следующий день в школе уметь ответить при повторении материала, применить свои знания при выполнении контрольных работ по изученной теме. Если у ребёнка не будет развита память, то процессы запоминания, анализа и синтеза учебного материала будут нарушены и ученик начнет отставать и копить пробелы в знаниях, что приведёт к неуспеваемости в целом. Есть масса упражнений и дидактических игр для развития памяти. Некоторые из них: «Что пропало», «Что появилось», «Снежный ком», «Повтори фигуру», «Повтори четверостишие», «Перескажи сказку» и другие. Пользуйтесь специальной литературой для родителей и их детей.
Изучение краткосрочной механической памяти.
Ребёнок механически запоминает всё то, что делает сам своими руками. Только личный предметный опыт оставляет знания и впечатления на всю жизнь. Механическая память включает в себя все предметные действия с разными орудиями труда, с окружающими нас предметами. Чем больше действий с ними совершит ребёнок до школы, тем больше он будет развит и способен применить свой опыт на уроках в школе. Надо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы он чередовал трудовую деятельность с отдыхом. А трудовая деятельность была игровой и увлекательной. Как можно больше действий должен уметь выполнять ребёнок. Учите детей рисовать, раскрашивать, лепить, собирать мозаику, играть с мячом, с обручем, со скакалкой, мыть за собой посуду, стирать носочки, завязывать шнурки, самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи.
Исследование продуктивности преднамеренного запоминания.
На уроках в школе часто ставится задача познакомиться и запомнить новый теоретический материал с целью научиться применять его практически в разных заданиях и ситуациях, приближённых к жизни. Если продуктивность преднамеренного запоминания будет низкая, то и правильных практических действий от ребёнка не последует. Играйте с детьми в такие игры, где надо запомнить считалку, четверостишие, пословицу, скороговорку, группу слов, группу предметов, группу действий в их правильной последовательности. Либо повторить действия, или слова в точности, как вы показали или сказали.
Диагностика степени наглядно-образного мышления.
Интеллект человека напрямую зависит от уровня наглядно-образного мышления, от личных представлений картины мира и понимания связей между элементами этой картины. Ребёнок воспринимает мир таким, каким его видит. Если он не может описать предмет, или нарисовать, то он его не представляет, не может запечатлеть, т. к. не видит образа в своём отображении мира. Детям свойственно удивляться всему, что видят впервые. Они радуются новым образам, хотят знать о них больше и больше. Поэтому надо больше путешествовать с детьми, водить в театры, музеи, зоопарки, на природу, в деревню к бабушке, в другие города и страны. Обсуждать с детьми пережитые впечатления, проговаривать эмоции, рисовать новые образы на память, создавать фотоальбомы воспоминаний о путешествиях, собирать сувениры, напоминающие об интересных местах. В школе ребёнок будет пользоваться своей копилкой образов и впечатлений, что поможет ему в процессе обучения.
Определение степени развития действия логического мышления.
Первым признаком логического мышления в раннем возрасте является наличие чувства юмора, умения понимать текст в иносказательной форме, сочинять шутки, загадки, ребусы, опираясь на знание связей между предметами. Сочинить шутку, значит провести анализ сходства и различия предметов и сделать вывод в иносказательной форме. Для таких операций необходимо аналитическое, логическое мышление, которое формируется уже к пяти годам и требует для своего развития постоянного подкрепления различными упражнениями (игра слов, загадки, ребусы, шарады, весёлые семейные беседы в тесном кругу, общение в игре (интеллектуальной, подвижной), чтение сказок, стихотворений, басен, решение задач на смекалку).
Изучение произвольности психических процессов.
Если ребёнок делает только то, чего хочет сам и не слушает просьбы родителей, воспитателей, то наверняка в школе возникнут проблемы с поведением. Это связано с тем, что процесс обучения в школе требует от учащихся определённого поведения, принятия на себя роли ученика и желания учиться. Ученик делает в классе то, что требует от всех учащихся учитель и делать это надо одновременно со всеми, не отвлекаясь и не отставая от общего темпа работы. В противном случае ребёнок начнёт отставать, переживать, расстраиваться, может потерять желание учиться. Для развития произвольности поведения детей родители должны научить их выполнять поручения по дому по первой просьбе. Если родители обращаются к ребёнку два, три и более раз, а малыш даже не сдвинулся с места, это первый признак отсутствия произвольности и участия ребёнка к взрослым. В школе такой ребёнок не будет делать то, о чём просит учитель. Отсюда выльются и другие проблемы. Ребёнок должен быть послушным и сговорчивым. Главным двигателем обучения является личный мотив ученика, его сопереживание и участие в коллективной работе. Дети, посещающие детский сад, легче адаптируются к учебному процессу в школе, чем те, которые сидят дома и мало общаются со сверстниками и другими взрослыми. Ребёнок должен понять, что другие взрослые и дети несут для него новую информацию, а это интересно для него. Поэтому надо слушать и участвовать в процессе обучения вместе со всеми.
Исследование познавательных интересов дошкольника.
Любопытство дошкольника заложено самой природой. В раннем возрасте дети исследуют окружающий мир с помощью всех органов чувств. Но истинно познавательный интерес пробуждается в школьном возрасте. Хотя вопросы дети начинают задавать уже в трёхлетнем возрасте. В раннем возрасте дети узнают природу вещей в мире. В школьном возрасте ищут связи явлений, анализируют, развивают и формируют своё мнение, учатся слушать мнение других, принимать его или спорить с ним. Важно к моменту поступления ребёнка в школу пробудить в нем любознательность, научить задавать вопросы, внимательно слушать ответы, рассуждать по поводу затронутой темы, делать предположения, выводы. Все перечисленные качества могут сформироваться в доверительной беседе родителей со своими детьми. Чем больше разнообразных тем мама и папа проговорят с малышом, тем больше умозаключений научится делать ребёнок. Надо радоваться каждому вопросу ребёнка, т. к. это показатель развития умственной деятельности малыша, формирования его психических процессов и готовности к процессу обучения.
Диагностика самооценки детей.
Существует три уровня самооценки. Это низкий уровень, средний (адекватный) и высокий (завышенный). Уровень школьных притязаний учащихся напрямую зависит от уровня их самооценки. Каждый ученик хочет быть успешным, но не каждый может оценить свои силы, знания и навыки. В семье надо давать справедливую оценку за заслуги и успехи детей. Если ребёнка с детства незаслуженно перехваливать, он это рано и хорошо начинает понимать. Лукавство и лесть родителей развивают завышенную самооценку ребёнка, и он болезненно воспринимает любую критику или неудачу. Противоположная ситуация, когда малыш за свои труды никогда не слышит положительной оценки, не получает поощрения, наказывается за инициативу. В такой ситуации у ребёнка формируется комплекс неполноценности, неуверенность в своих силах и знаниях, нежелание и боязнь в проявлении инициативы и самостоятельности. Выберите золотую середину. Хвалите детей за истинные достоинства, успехи и результаты. Поддерживайте детей в трудных ситуациях. Учите преодолевать трудности трудом и старанием.
Изучение общения и характера межличностных отношений.
Главным приёмом передачи знаний в школе есть и остаётся общение. Общение с человеком, с компьютером, с книгой. Общение с человеком является социальным аспектом, без которого не может происходить передачи опыта. В школе ученик общается с товарищами по классу, с учителями, с родителями учеников. Во время общения складываются межличностные отношения между учащимися, и эти отношения сильно влияют на психику учащихся. В школе дети учатся дружить, прощать, помогать друг другу. Но важно знать, что каждый ребёнок приносит в класс такой стиль общения, который заложен в семье. Значит надо учить доброму и вежливому общению дома в семье. Мальчик копирует в общении своего папу, а девочки – маму. Надо исключить в семье грубость, брань, рукоприкладство. В противном случае ребёнок будет сеять агрессию на других детей в классе, т.к. не знает как надо себя вести иначе, если в семье перед его глазами будет стоять отрицательный пример. Над этим стоит задуматься как можно раньше.
4. Развитие мелких мышц кисти и их координация.
- Школа мяча
- Конструирование
- Вязание, вышивание, плетение
- Жонглирование мешочками с крупой, горохом, гречкой
- Обведение по контуру, штриховка, раскрашивание
- Лепка
- Мозаика
- Росчерки, трафареты, лекала, штриховка в раскрасках и в любых изображениях. Школа мяча. Вязание. Плетение бисером. Мозаика. «Танграммы» .
5. Развитие свойств центральной нервной системы.
«Тренировка» памяти. Способы запоминания: механический и осмысленный. Осмысленное повторение, заучивание наизусть стихов. Функциональная асимметрия больших полушарий. Спортивные игры. Тестовые задания. Настольные игры. Занятия на тонкую двигательную координацию: штриховка, лепка. Игры на развитие речи. Сочинение историй и сказок о буквах и числах.
6. Развитие наглядно-образного мышления.
Служит для оптимизации познавательной деятельности детей, развивается на творческих занятиях с декоративными работами. При рисовании с натуры, необходимо разнообразие видов работы, их небольшая длительность, игровые приемы и образность речи педагога, словесное рисование и описание картин.
7. Развитие речи.
Правильно произносить все звуки, отчетливо произносить слова, иметь необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользоваться грамматическими формами и категориями.
Дети с дефектами произношения звуков имеют нарушения фонематического восприятия, которые затрудняют усвоение звукового анализа слов, необходимого для овладения грамотой.
Дети с дефектами речи должны как можно раньше направляться в специальные группы для оказания длительной помощи логопедами.
Упражнения «Доскажи словечко», «Определи первый звук в слове», «Выдели слово», «Цепочка слов», «Испорченный телефон», «Пирамида».
8. Развитие логического мышления.
Конструирование различных моделей с использованием технических конструкторов из разных материалов (пластмасса, металл, дерево). Развитие отвлеченного мышления способствуют математические задачи-шутки и загадки. Дети должны научиться делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных.
9. Развитие психологической и социальной зрелости.
Немалую роль в успешной адаптации к школьной жизни играют уровень произвольности психических и познавательных процессов дошкольника, его самооценка и характер межличностных отношений.
Организовать игру в школу, экскурсию в школу, творческие домашние задания, поощрение успехов детей, экскурсии на природу, чтение книг, длительные игры, развивающие силу воли, самостоятельность и самоконтроль. Важны игры-путешествия с распределением ролей и сложными условиями игры. Особое значение играют положительный настрой и поощрение доброжелательного отношения детей друг с другом. Сюжетно ролевые игры учат инициативности и творческому подходу к любой новой учебной деятельности. Умение подчиняться установленным правилам успешно развивается в коротких с быстрым результатом играх.
10. Формирование произвольности в общении ребенка с взрослыми.
Основа произвольности общения ребенка с взрослыми заключается в понимании позиции взрослого и условности смысла его вопросов.
Общее речевое поле. Умение договориться в сюжетно ролевой игре. Работа в группах, приход к единому мнению. Вариантность мышления по общему вопросу.
11. Формирование взаимодействия в общении со сверстниками.
Помочь ребенку увидеть и оценить ситуацию с разных позиций могут режиссерские игры, которые ориентируют ребенка на создание и воплощение сюжета, на одновременное исполнение множества ролей. Это способствует разносторонней оценке себя и других. Игра-драматизация по сказкам - действенный способ обучения режиссерской игре.
Таким образом, формируя психологическую готовность к школьному обучению, следует учить детей сюжетно ролевым играм с правилами и режиссерским играм.
Тогда ребёнок без труда примет на себя новую роль ученика, подчинит своё «я» общим правилам поведения в большом коллективе, легче перенесёт адаптационный период в первый год обучения в школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Советы учителя родителям первоклассников.
Список школьных принадлежностей для учащихся 1 класса.
- Школьная форма принята Уставом каждой школы (деловой чёрный костюм в серую полоску, белый верх, темный низ и т. д.).
- Спортивная лёгкая обувь и форма для зала (футболка, шорты, кеды), более тёплая для улицы (кроссовки, трико, футболка, олимпийка).
- Конструкторы: металлический, пластмассовый с большим количеством деталей.
- Пластилин разноцветный (12 ярких цветов) нежирный.
- Альбомы для рисования акварельными красками (2 шт. по 20 листов).
- Цветная бумага (тонкая, бархатная, гафрированная, металлизированная), простой и цветной картон разной текстуры и толщины.
- Акварельные медовые краски, кисти с разными номерами №2 - №4 (белка, колонок).
- Клей ПВА, клей-карандаш.
- Ножницы с закругленными концами в чехле. Ножницы маленькие в чехле.
- Линейка 20-25 см, треугольник.
- Счетный материал (палочки 20шт., пуговицы 10 больших и 10 маленьких, фасоль 20 шт., косточки сливы 10 шт.).
- Два простых карандаша HB, мягкая стиральная резинка.
- Цветные карандаши 12 цветов (производство Чехословакия).
- Точилка с футляром для стружки.
- Калька (полупрозрачная тонкая бумага).
- Шахматы. Лото. Познавательные и развивающие настольные игры.
- Мягкая медная проволока для моделирования букв, цифр.
- Пяльцы, ткань и нитки мулине для вышивания.
- Тетради в клетку и узкую линию по 12 листов зеленого цвета.
- Соберите летом природные материалы: осенние листья, веточки, шишки, семена клёна, косточки, ракушки, камушки, скорлупа орехов, коряги.
- Соберите и высушите летом гербарий трав нашего края. Храните в папке. Названия растений подпишите.
- Повторите народные сказки. Читайте, пересказывайте, смотрите фильмы, посещайте театры.
- Обращайте внимание на речь детей. Исправляйте неправильные звуки, слова, фразы и предложения в доверительной беседе. Учите произносить правильно. Чаще беседуйте с детьми.
- Играйте в игры с правилами. Учите детей слушать взрослых, не встревать в разговор старших, не перебивать, когда говорит взрослый. Уважайте мнение детей. Выслушивайте их до конца. Цените и поощряйте любознательность ваших детей.
Успехов вам и вашим детям в путешествии по стране знаний!
Классный руководитель Дегтярёва Е.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Неделя детского творчества»
АНКЕТА
по выявлению творческих способностей учащихся
№ | Вопрос | Баллы |
1 | Занимаешься ли ты в кружках по дополнительному образованию? | Да – 2 Нет – 0 |
2 | Любишь ли ты рисовать? | Да – 1 Нет – 0 |
3 | Красиво ли ты рисуешь? | Да – 1 Нет – 0 |
4 | Любишь ли ты рассматривать картины, любоваться пейзажами? | Да –1 Нет – 0 |
5 | Любишь ли ты танцевать? | Да –1 Нет – 0 |
6 | Красиво ли и пластично ты танцуешь? | Да –1 Нет – 0 |
7 | Любишь ли ты смотреть балет и народные танцы? | Да –1 Нет – 0 |
8 | Любишь ли ты петь? | Да –1 Нет – 0 |
9 | Красиво ли и мелодично ты поёшь? | Да –1 Нет – 0 |
10 | Любишь ли ты слушать, как поют другие? | Да –1 Нет – 0 |
11 | Любишь ли ты читать? | Да –1 Нет – 0 |
12 | Умеешь ли ты сочинять стихи, рассказы , сказки? | Да –1 Нет – 0 |
13 | Любишь ли ты слушать литературные произведения в исполнении артистов? | Да –1 Нет – 0 |
14 | Любишь ли ты музыку? | Да –1 Нет – 0 |
15 | Играешь ли ты на музыкальном инструменте? | Да –1 Нет – 0 |
16 | Любишь ли ты слушать музыку на концертах в исполнении музыкантов? | Да –1 Нет – 0 |
17 | Есть ли у тебя своё хобби? | Да –1 Нет – 0 |
18 | Собираешь ли ты коллекции? | Да –1 Нет – 0 |
19 | Хочешь ли ты развить в себе новые творческие способности? | Да –1 Нет – 0 |
20 | Считаешь ли ты себя талантливым человеком? | Да –2 Нет – 0 |
0 –10 низкие творческие способности
11-16 средние творческие способности
17-22 высокие творческие способности
Список литературы.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. М.: издательство «Генезис», 2003г.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.:Просвещение, 1991.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1997.
- Глассер У. Школа без неудачников. - М.: Прогресс, 1991.
- Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журн. практ. психолога. 1997, N 2.
- Из опыта работы школ: №303, 807 города Москвы, №3 города Нефтеюганска, №13 г.Сургута, №1 г.Оханска? № 33 г.Петропавловск-Камчатский, № 2 г. Оренбурга,
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Просвещение, 1993.
- Маркова А.К.Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1993.
- Материалы фестиваля знаний. Раздел. Социальная педагогика. news.1september.ru. 2009.
- Мир детства. Подросток./ Под ред. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993.
- Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991.
- Трудности адаптации пятиклассников. Из практического опыта работы МОУ СОШ №7 г. Кропоткина. 2009.
- Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: организация совместной работы учителей, воспитателей и родителей для успешной адаптации будущих первоклассников к школе . Задачи: 1.Информирование воспитателей, учителей и родителей о возрастных особенностях будущих первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе. 2.Обучение навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей и оказания им психологической поддержки . 3. Информировать родителей о развитии психофизиологических предпосылок для успешной адаптации ребёнка к школе.
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности . адаптация физическая психологическая биологическая с оциально- психологическая
Четыре вида адаптации физиологическая (взаимодействие различных систем организма); биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий); психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний); социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).
В исследованиях психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития . Признаки дезадаптации Усталый, утомленный внешний вид ребенка. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Причины школьной дезадаптации : низкая готовность к школе; несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения; отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»; неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми); чрезмерная требовательность родителей; гиперопека со стороны родителей; незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей; высокая тревожность самих родителей; несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха); наличие серьезных хронических заболеваний; чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор); и др.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляется и развивается рефлексия В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности , натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потери детской непосредственности . Появление внутренней жизни ребенка. Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника
Возрастные особенности младших школьников Познавательная сфера младшего школьника Восприятие. Внимание. Память. Мышление . Воображение . Эмоциональная сфера младшего школьника Личностная сфера младшего школьника Сфера общения младшего школьника
Уровень физического развития, состояние здоровья Степень психической и социальной зрелости Определение умственной работоспособнос ти Чистота фонематического восприятия Определение моторной асимметрии Продуктивность преднамеренного запоминания Изучение краткосрочной механической памяти Продуктивность преднамеренного запоминания Диагностика степени нагладно -образного мышления Определение развития логического мышления Изучение произвольности психических процессов Исследование познавательных интересов дошкольника Диагностика самооценки детей Общение и характер межличностных отношений Развитие мелких мышц кисти, координация моторики Развитие свойств центральной нервной системы
Успехов вам и вашим детям в путешествии по стране знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.Технология В.Ф.Базарного
Ведущая идея методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»...
«СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Для детей в дошкольном возрасте в основном средст...
Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей
В последнее время всё чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частнос...
Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного»
Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного", содержащий доклад и презентацию к нему....
Рабочая программа по работе с родителями "Содружество семьи и начальной школы"
Рабочая программа по работе с родителями "Содружество семьи и начальной школы" разработана для работы с родителями учащихся начальной школы С(К)ОУ 8 вида...
Памятка для родителей о контроле за детьми с целью сохранения их жизни и здоровья
Памятка для родителей о контроле за детьми с целью сохранения их жизни и здоровья...
Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности
Заседание методического объединения классных руководителей по теме: "Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровь...