Экспериментальная работа по технологии В.Зайцева. Развитие техники чтения
материал по чтению по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnoy_raboty_po_tehnologii_v.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная работа по технологии В.Зайцева в 3 классе Максимовской средней школы
Учитель начальных классов Васильева С.А.
2012-2013 уч.г. 1 полугодие.
Обучения чтению по В.Н. Зайцеву
Большую популярность в педагогических кругах приобрела методическая система В. Н. Зайцева, направленная на выявление резервов обучения школьников оптимальному чтению, Технологические приемы, разработанные в лаборатории экспериментальной дидактики ДонГУ и многократно апробированные творческой группой педагогов в г. Донецке и Донецкой области, позволяют добиться высоких результатов в формировании полноценного навыка чтения уже в начальных классах. Важной отличительной чертой этой технологии является ее непосредственный выход на семью, на укрепление связи между школой и родителями, между родителями и детьми.
Методическая система Н.В. Зайцева выделяет восемь резервов обучения чтению. Первый резерв — частота тренировочных упражнений. «Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, — указывает педагог. — Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает; то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные во времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой».
Жужжащее чтение - второй резерв - был одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. При жужжащем чтении все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Тренаж идет в течение пяти минут.
Из опыта работы школы Монголии заимствованы ежеурочные пятиминутки чтения, с которых рекомендуется начинать любой урок в школе. На этих минутах дети работают в режиме жужжащего чтения. После пяти минут чтения идет обычный урок.
Еще один резерв — чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Пока человек спит, он находится под их впечатлением. При заучивании наизусть мы обычно советуем ребенку: положи книжку под подушку. «Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня», — указывает автор.
Для тех детей, кто не любит читать, В. Н. Зайцев рекомендует режим щадящего чтения. Автоматически этот режим создается при просмотре диафильмов: прочитал субтитры, посмотрел картину — отдохнул.
Для развития оперативной памяти, очень важной в процессе чтения, существенную роль играют предложенные в свое время зрительные диктанты. Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко заимствованы также такие эффективные упражнения, как многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Учителя начальных классов знают много приемов стимулирования навыков чтения. Учителя третьих классов школ Донецка в конце урока обычно оставляют три-четыре минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Дети в течение минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса). Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Как показывает практика, даже за неделю бывает видна прибавка в скорости чтения. Это стимулирует отношение учащихся к чтению и к тренировочным упражнениям по технике чтения.
Экспериментальное исследование по преодолению трудностей в чтении
В нашей школе проводится экспериментальное исследование по повышению качества чтения. В процессе эксперимента мы формировали навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление прочитанного, техника чтения, особенно выразительность и др.) и учитывающих психолого-педагогическую природу чтения. Опытная работа базируется на достижениях современной психолингвистики в области чтения как коммуникативной деятельности и теории текста.
Мы стремились создать условия для контроля за процессом обучения чтению на всех его этапах: от совершенствования осознанного чтения вслух до обучения чтению «про себя» и выразительному чтению. Для осуществления опытного обучения были созданы дидактические материалы, апробирована система упражнений, активно влияющих на становление соответствующих параметров чтения.
Представляет интерес тот факт, что в работе по обучению технике чтения нами учитывалась взаимосвязь чтения вслух и чтения молча, чтения с говорением и слушанием, чтения и понимания.
В эксперименте проводились индивидуальные, групповые и коллективные упражнения по технике чтения продолжительностью 5-6 минут на уроке. Упражнения индивидуальные выбирались в зависимости от того, какой параметр чтения у ученика слабо отработан: произношение, правильность, скорость восприятия или понимание.
«Таким образом, для обучения технике чтения были выделены следующие группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста, развитие догадки ; развитие чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста»
Наибольшую популярность завоевали такие конкретные упражнения:
«Чтение блоков» -читают хором слоги, короткие слова.
«Чтение скороговорок»
«Финиш» — дети должны как можно быстрее молча прочитать текст до определенного слова или словосочетания. Сознательность чтения проверяется с помощью контрольных вопросов по содержанию прочитанного. Упражнение используется для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию.
«Фотоглаз» — учащиеся должны найти заданное слово среди тех, которые демонстрируются на кодограмме. При считывании с кодограммы время фиксации каждого последующего слова сокращается. Упражнение развивает фиксационное поле.
«Буксир» — учитель громко читает текст вслух, изменяя скорость от 80 до 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Упражнение развивает скорость и гибкость чтения.
«Молния» — чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной для учащегося скорости.
«Чтение-спринт», «Фотографирование», «Чтение-разведка», «Чтение с подсчетом слов».
Упражнение № 1. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ
Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование». Фотографирование — это восприятие за ограниченное время (I секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем!»
Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:
- Найди лишнюю букву.
а, о, в, у, и
- Найдя лишний слог.
бо, но, ро, мы, со, ко
- Найди лишнее слово.
а) река речка ручей ручка ручеек | б)слон лев мак тигр ягуар |
- Раздели слова на две группы.
а) корова соловей коза ворона овца сорока | б) заяц горох ежик медведь капуста огурец | в) ленивый смелый честный жадный добрый трусливый |
- Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например из какой это сказки:
«Я, мышка-норушка...»?
«Бежит молочко по вымечку...»?
Упражнение №2. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ
Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в I классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе можно использовать два комплекта— с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.
8 | 7 | 3 |
9 | 1 | 8 |
10 | 6 | 4 |
2 |
1 | 16 | 3 | 6 |
20 | 8 | 19 | 11 |
15 | 13 | 4 | 9 |
16 | 18 | 2 | 14 |
5 | 12 | 7 | 17 |
Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.
По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом.
Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.
ПАМЯТКА
- Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
- Старайся запомнить расположение сразу двух - трех следующих друг за другом чисел.
- Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Упражнение № 3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦАМ ШВАЙКО
Цель данного упражнения — обучение вертикальному движению глаз при чтении, считывании информации. В начальной школе педагогами используются чаще всего карточки из комплекта № 1 с числами от 1 до 35. (В комплект Б входят числа от 35 до 70. Комплект В — числа от 100 до 135).
13 | 33 | 9 | 4 | 26 |
3 | 22 | 19 | 2 | 30 |
28 | 31 | 12 | 24 | 6 |
7 | 10 | 21 | 27 | 14 |
35 | 18 | 1 | 16 | 8 |
23 | 5 | 29 | 32 | 11 |
15 | 34 | 17 | 35 | 20 |
26 | 31 | 23 | 5 | 21 |
17 | 3 | 35 | 11 | 29 |
14 | 22 | 8 | 24 | 6 |
20 | 33 | 27 | 16 | 13 |
12 | 30 | 18 | 2 | 34 |
1 | 7 | 25 | 28 | 9 |
32 | 10 | 15 | 4 | 19 |
10 | 32 | 27 | 3 | 23 |
6 | 35 | 17 | 13 | 33 |
30 | 12 | 24 | 5 | 8 |
22 | 9 | 15 | 26 | 29 |
20 | 28 | 34 | 18 | 1 |
25 | 4 | 7 | 31 | 13 |
16 | 11 | 19 | 2 | 21 |
Упражнение № 4. «ЧТЕНИЕ — СПРИНТ»
«Чтение-спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.
Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать г-манды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению-спринт» используется памятка:
П А М Я Т К А
- Плотно сожми губы и зубы
- Читай только глазами
- Читай как можно быстрей
- Ответь на вопросы к тексту
Упражнение № 5. ЧТЕНИЕ СО СЧЕТОВ СЛОВ
Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Школьники лишены возможности произносить текст про себя. Дети приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана памятка:
II А М Я Т К А
- Плотно сожми губы и зубы
- Читай только глазами
- Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста
- Ответить па вопросы к тексту
Первым вопросом к учащимся должен быть вопрос о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом слов не превышает 2 %, хорошим, удовлетворительным — 5-10 %, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста.
Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, строки, пары строк. А на уроках русского языка можно предлагать детям прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.
К 3 классу техника чтения учащихся возрастет до 120—150 слов в минуту, и счет отдельных слов, троек слов замедлит скорость чтения. Тогда учителя вводят упражнение с механическим подсчетом слов. Счет ведется до 10 (можно до 30). Досчитав до десяти, дети начинают считать заново. Подсчитываются не все слова, а только те, которым успевают присвоить порядковый номер. Считать нужно про себя четко, ясно, без пауз, непрерывно: «одиндватричетырепять...» Главное в упражнении — максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя) чисел.
Упражнение № 6. «ЧТЕНИЕ — РАЗВЕДКА»
В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной Скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:
П А М Я Т К А
- Плотно сожми губы и зубы.
- Поставь пальцы на начало и конец строки.
- Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.
Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное, чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т.п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5—7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Наряду с указанными основными упражнениями в технологии динамического чтения используются такие упражнения, как:
- Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения.
- Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом напевается знакомая песенка или декламируется наизусть стихотворение.
- Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.
Анализ экспериментальной работы по внедрению технологии совершенствования общеучебных умений и навыков Зацева В.Н. за 1 полугодие 2012-2013 уч.г. в з классе Максимовской ср.ш. Сандыктауского района.
№ | Ф.И. сроки | 14.09 | 16.10 | Ф.И. сроки | 14.09 | 16.10 | ||||||
Экспериментальный | Контрольный | |||||||||||
1 | Бакланов Виталий | Бурунов | ||||||||||
2 | Болатова Наргиз | Величко | ||||||||||
3 | Бачаров Адам | Журавлев | ||||||||||
4 | Гордеева Виктория | Иванов | ||||||||||
5 | Горнышева татьяна | Кудрявцев | ||||||||||
6 | Дайнес Каролина | Наумов | ||||||||||
7 | Лосева Алина | Орлов | ||||||||||
8 | Малофеева Елена | Сафронов | ||||||||||
9 | Островидов Виталий | Тукушева | ||||||||||
10 | Павловская Диана | |||||||||||
11 | Попов Данил | |||||||||||
12 | Проходова Виктория | |||||||||||
13 | Скалдина Николь | |||||||||||
14 | Мельник Надежда |
Мониторинг техники чтения в 3 классе
№ | Сроки Ф.И. | 14.09 | 16.10 | 17.11 | 15.12 | 15.01 | 16.02 | 15.03 | 17.04 | 15.05 | |||||
1 | Бакланов Виталий | ||||||||||||||
2 | Болатова Наргиз | ||||||||||||||
3 | Бачаров Адам | ||||||||||||||
4 | Гордеева Виктория | ||||||||||||||
5 | Горнышева Татьяна | ||||||||||||||
6 | Дайнес Каролина | ||||||||||||||
7 | Лосева Алина | ||||||||||||||
8 | Малофеева Елена | ||||||||||||||
9 | Островидов Витали | ||||||||||||||
10 | Павловская Диана | ||||||||||||||
11 | Попов Данил | ||||||||||||||
12 | Проходова Вика | ||||||||||||||
13 | Скалдина Николь | ||||||||||||||
14 | Мельник Надежда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Отчет о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...
Упражнения для развития техники чтения
Упражнения , помогающие развивать технику чтения у детей....
Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению
Материал для уроков чтения в начальных классах...
Виды работ по развитию техники чтения
Виды работ по развитию техники чтения на уроках в начальной школе...
Из опыта работы по развитию техники чтения.
Из публикации можно узнать какие формы и методы я использую для развития техники чтения у учащихся....
Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения
Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....
Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.
Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...