План самообразования: "Развитие техники чтения у младших школьников"
материал

План самообразования учителя начальных классов по теме" Развитие техники чтения у младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samobrazovaniya.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию учителя начальных классов

Тихоновой Галины Леонтьевны

на тему:

«Развитие техники чтения и пути совершенствования»

Этапы работы над самообразованием:

1.Сбор и изучение методической литературы по данной теме.                           

2.Изучение опыта учителей по данной теме.                          

3.Использование приёмов и методов совершенствования техники чтения на уроках. 

4.Анализ и подведение итогов. 



Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения,
 самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Отслеживая динамику беглого чтения я убедилась, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в старшие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается .

Возник вопрос как же помочь детям? Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Под техникой чтения понимается узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов предложений. Также чтение включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенствование скорости чтения приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб скорости. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения, и создаёт условия для появления ошибок.

В настоящее время появилось достаточно литературы на данную тему. В книгах, статьях, адресованных преподавателям, родителям, освещаются не только вопросы, связанные с обучением чтению, но и предлагаются конспекты занятий, практические советы, различные упражненияНо как бы много не писали на эту тему, по мнению Л. Н. Толстого лучшей методикой для учителя будет та методика, которой он хорошо владеет. Проработав в начальной школе 25 лет, я использовала в своей работе многие приёмы и упражнения по совершенствованию техники чтения, описанные в литературе. Одни дали хорошие результаты, другие видоизменялись и продолжают изменяться, третьи совершенно не пригодились в работе.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т.д.

Поэтому работа над беглым, осознанным, выразительным чтением ведётся мною на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение. Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80 -90 слов в минуту - приблизительно, конечно. Такова закономерность.

В реальных условиях каждая школа хотела, чтобы большая часть учеников занималась на 4 и 5. И поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.

Я хочу рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, методы обучения чтению. В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста

Все названные умения формируются поэтапно во времени, они «зреют», как зреет плод. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями и навыками текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.

Но каждый ребёнок в своём развитии индивидуален, поэтому у кого – то из детей умения текущего этапа не успевают «созреть», т.е. достаточно автоматизироваться за, то время, которое отведено школьным планированием. Значит, для следующего этапа не подготовлен фундамент. Когда материал для чтения усложняется, учащийся начинает отставать от других, попадает в группу слабоуспевающих, и не, потому что не может понять и научиться, а потому что не успел научиться.

Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов.

На первом этапе обучения нужно начинать с дыхательной гимнастики. С первых уроков обучения чтению активно применяю её в своей практике. Дыхательную гимнастику провожу в начале каждого урока.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.

Правила дыхания при выполнении упражнений

- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.

- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.

- Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.

- Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.

- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.

— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.

- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дышим глубже

Носом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)

А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом — Марш на месте, Не спеша,

Коль погода хороша!

Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей И поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

1. Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони. «Ф-ф-ф...»

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Паровоз

Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!» А колеса стучат, А колеса говорят: «Так-так, так-так. Чуф-чуф, чуф-чуф. Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!»

Вариант 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух. Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».

(Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох - паровоза свист.

На четыре — вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

В этот период нельзя забывать и о речевом аппарате, который нуждается в постоянной тренировке. Обычно я применяю артикуляционную гимнастику. Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.

Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.



Артикуляционная гимнастика

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплекс 1. Гласные звуки

Комплекс рекомендуется проводить в период прохождения гласных звуков. Игра-сказка сопровождается артикуляционными упражнениями, которые дети выполняют вначале по показу педагога, а затем самостоятельно.

1Жил-был язычок, длинный-предлинный, вот такой. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

2. Он жил в своем домике-ротике, который открывался и закрывался, вот так. Губы нейтральные, как при произношении “а”. Широко открыть и закрыть рот 8–10 раз.

3. В домике были двери-губы и заборчик-зубы. Когда двери и заборчик были закрыты, язычок спокойно спал в своем домике-ротике. Сегодня язычок спит за закрытым заборчиком, а двери открываются и закрываются, вот так. Углы рта слегка оттянуты – так, чтобы были видны передние зубы. Объем движений, как при артикуляции звука “и”. Повторить 8–10 раз.

4. В гости к язычку пришел ослик и стал его звать: “и-а, и-а, и-а”. Плавный переход от “и” к “а”. Повторить 8–10 раз.

5. Удивился ослик, что язычок спит, и сказал: “О-о-о”. Губы округлены, произносится утрированный звук “о”. Повторить 8–10 раз.

6. Мимо проезжал паровозик с длинной трубой. Решил он разбудить язычок и загудел: “У-у-у”. Губы вытянуты в трубочку. Повторить 8–10 раз.

7. Стали ослик и паровозик язычок будить: “и-а, о-у, а-у, у-у-у”. Плавный переход от “и” к “а” (8–10 раз), от “о” к “у” (8–10 раз), от “а” к “у” (8–10 раз). Так и не удалось им в этот раз язычок разбудить.

Комплекс 2. Свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ц’]

1. Жил был язычок, длинный-предлинный, вот такой. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно на счет “раз-два”. Повторить 8–10 раз.

2. Жил он за заборчиком-зубами. Покажите, какой ровный заборчик-зубы. Вот так. Углы рта слегка оттянуты, передние зубы сомкнуты и видны. Объем движений – как при артикуляции звука “и”. Под счет “раз-два” губы раздвигаются и снова смыкаются.  Повторить 8–10 раз.

3. Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу. Держать в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

4. Умылся язычок, сел завтракать, стал жевать бутерброд. Рот немного приоткрыт, язык находится между зубами. Выполняются легкие жевательные движения передними зубами в течение 10–15 с.

Комплекс 3. Шипящие звуки [ш], [ж], [щ], [ч]

1. Проснулся язычок рано утром, высунулся изо рта-окошка. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот на счет “раз-два”. Повторить 8–10 раз.

2. Посмотрел вниз язычок и увидел красивые цветы. Долго-долго смотрел он изо рта-окошка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу. Держать в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает вслух до десяти).

3. Посмотрел язычок вниз, нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки. Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. Повторить 8–10 раз.

4. Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. Повторить 8–10 раз.

5. Умылся язычок, сел завтракать, стал жевать бутерброд. Рот немного приоткрыт, язык находится между зубами. Выполняются легкие жевательные движения передними зубами в течение 10–15 с.

Комплекс 4. Звуки [л], [л’]

1. Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10–15 с (учитель медленно считает до десяти).

2. Язычок может быть узким-преузким, как иголочка. Вот таким. Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 10–15 с (учитель медленно считает до десяти).

3. Язычок может быть широким, как лопаточка, и узким, как иголочка. Широкий – узкий, широкий – узкий. Попеременно расслаблять (делать язык широким, как в упражнении 1) и напрягать его (делать узким, как в упражнении 2).

4. У языка дома были часики. У часиков был маятник. Он качался вправо-влево. Тик-так, тик-так. Высунуть узкий язык, медленно двигать им из правого угла рта в левый и обратно. Повторить15–20 раз.

5. У часиков были стрелки, они ходили по кругу. Вот так. Тик-так, тик-так. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизывать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление (по часовой стрелке и наоборот).


Комплекс 5. Звуки [р], [р’]

1. Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. Повторить 8–10 раз.

2. Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. Повторить 8–10 раз.

3. Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. Повторить 10–15 раз.

4. Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болботали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. Повторить 8–10 раз.

5. Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. Повторить 10–15 раз.

Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

Работа над техникой чтения

  1. В детях надо пробуждать любовь к чтению.
  2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
  3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передает текст грамотно, эмоционально.
  4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
  5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.
  6. Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.
  7. Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок  с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.
  8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.
  9. На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.
  10. Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.
  11. Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.
  12. Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.
  13. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
  14. Чаще надо проводить выборочное чтение.
  15. Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.
  16. Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
  17. Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.
  18. Делать плакаты или альбомы по темам : »Осень», «Зима» ,»Весна», «Лето» куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.

Упражнения для развития техники чтения

Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому – либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ разделила на 3 группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

Упражнения для развития техники чтения.

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение жужжащее.
  4. Чтение хором.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
  7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
  8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
  10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель.

  1. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
  2. «Прыжки». Чтение через слово.
  3. . «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
  4. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
  5. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
  6. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
  7. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
  8. «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

  1. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

  1. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
  2. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
  3. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.

  1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
  2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
  3. Чтение скороговорок.
  4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
  5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
  6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
  7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
  8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
  9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
  10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
  11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
  12. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
  13. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
  14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
  15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
  16. Чтение по ролям.
  17. Чтение по ролям без слов автора.
  18. Инсценирование.
  19. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
  20. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста.

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Определение темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.
  8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
  9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.
  10. Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
  11. Чтение для подготовки к пересказу.
  12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
  13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
  14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
  15. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
  16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

  1. Составление кроссвордов по тексту.
  2. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  3. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
  4. Подбор загадок к словам из текста.
  5. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  6. Составление ребусов к словам из текста.

Начиная со 2-го класса все учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.

Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, стихи о своих семьях.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:

  • Урок-игра;
  • Урок-викторина;
  • Урок-путешествие;
  • Урок-зачёт;
  • Урок-тестирование;
  • Читательские конференции


Большое место отвожу работе с родителями. Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения1.

Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.

В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Но если внимательно их исследовать, то фактором номер один, по воздействию на успеваемость ученика, является всё – таки умение бегло читать!

Список литературы.


1.Борисенко И. В.  Методические уроки К. Д. Ушинского.//  Начальная школа. – 1994. - №3 2. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма
в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm 3. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. //  Начальная школа. – 1989 г. - №1 4. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. –№5

5. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3.

6. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.

7.Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. –1989 - №7

8. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Развитие техники чтения у младших школьников

Почти в каждом классе начальной школы есть дети, которые  испытывают трудности при чтении: пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги,поэтому медленно читают,с трудом  понимают прочита...

Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.

Приёмы работы по совершенствованию навыков техники чтения....

Совершенствование техники чтения у младших школьников

Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения  в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми....

Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.

Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использует нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения....

Развитие техники чтения у младших школьников

Развитие техники чтения у младших школьников...

Развитие техники чтения у младших школьников

Почти в каждом классе начальной школы есть дети, которые  испытывают трудности при чтении: пропускают, заменяют, переставляют буквы и слоги,поэтому медленно читают,с трудом  понимают прочита...