Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся
статья по теме
статья об инновационной деятельности учителя-словесника
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Коркатовский лицей» Николаева Любовь Зосимовна
Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся.
Перед современной школой сегодня поставлены задачи по обновлению содержания образования, которое должно отвечать новым социально-экономическим условиям России. В моем выступлении речь пойдёт об опыте создания творческой среды в системе дополнительного образования для педагогического сопровождения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Коркатовский лицей».
В связи с тем, что в лицее на предпрофильных и профильных классах русский язык и литература преподаются на углубленном уровне, возникает необходимость в создании условий, которые позволяют обучающимся применить полученные на уроках, факультативных занятиях и во внеклассных мероприятиях знания, навыки и умения по русскому языку и литературе на практике, совершенствовать их, расширять общий кругозор и использовать русский язык и литературу как средство для получения новой информации, творческого самовыражения личности, духовно-нравственного воспитания и гармоничного развития. К таким условиям, на мой взгляд, относится создание различных моделей творческого развития одаренных детей. В нашем лицее накоплен определенный опыт обучения обучающихся в системе дополнительного образования: научно-практические конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, проведение предметных недель, создание проектов.
С 2010-2011 учебного года на базе нашего лицея была открыта республиканская экспериментальная площадка «Сопровождение одаренных детей в условиях сельского лицея».
Открытие этой площадки стало новой моделью в системе дополнительного образования одаренных детей. Актуальность создания данного проекта была обусловлена интересом и желанием школьников и их родителей продолжить обучение в формате новой образовательной творческой среды.
Проект модели “Работа с одаренными детьми в условиях сельского лицея” представлен программой работы профильной группы «Логос» и методическими рекомендациями по организации занятий.
1.Программа модели “Работа с одаренными детьми в условиях сельского лицея”.
- Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена в формате положений национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. В целях сопровождения талантливых детей и учащихся, демонстрирующих особые достижения в области изучения русского языка и литературы, предполагается создать определенную творческую среду, где школьники будут иметь возможность совершенствовать свои знания, умения и навыки, осваивать программы предпрофильной и профильной подготовки.
- Цели и задачи профильной группы «Логос».
Основной целью создания профильной группы является педагогическая поддержка одаренных обучающихся через реализацию практических задач:
- развитие практических умений и навыков устного и письменного общения на русском языке;
- углубление филологических и литературоведческих знаний школьников, касающихся особенностей русского языка и литературы;
- обучение основам научного поиска, классификации и анализа полученного материала;
- развитие потребности в дальнейшем самообразовании и совершенствовании в области русского языка и литературы.
- Развитие творческих способностей обучающихся
- Принципы организации работы.
Решение поставленных задач основывается на личностно-ориентированном подходе и предполагает следующие принципы организации работы:
- воспитательная и развивающая направленность лингвистической и литературоведческой деятельности, как основные составляющие процесса обучения;
- использование дифференцированного и индивидуального подходов для создания собственной траектории лингвистического и литературоведческого развития каждого учащегося;
- деятельностный и творческий характер работы, который предусматривает участие каждого в практической деятельности, его инициативу.
1.4 Организация работы профильной группы «Логос»
Сроки: сопровождение одаренных детей с переходом на среднюю ступень обучения, т.е. с 5 по 11 классы.
Место: МОУ «Коркатовский лицей»
Ученический ресурс: учащиеся 5-11 классов
Руководитель: Николаева Любовь Зосимовна, учитель русского языка и литературы
- Модель профильной группы
2.1 Формы работы с учащимися.
Формы проведения занятий в профильной группе могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии.
Модель работы группы может быть представлена в виде следующих взаимосвязанных блоков: познавательно - интеллектуальное развитие школьников, проектно - исследовательская деятельность, творческое самовыражение обучающихся.
2.2 Содержание работы с детьми.
Блок I: познавательно - интеллектуальное развитие школьников.
- Приобретение учащимися навыков научного поиска. Решение проблем, используя различные технические средства обучения, включая глобальную всемирную сеть Интернет.
- Подготовка и участие на этапах Всероссийской олимпиады школьников
- Подготовка и участие в международном игре-конкурсе «Русский медвежонок»
- Участие на дистанционных предметных олимпиадах
Блок II: Проектно-исследовательская деятельность
- Создание учебных проектов
- Составление презентации по биографии писателей
- Участие в научно-практической конференции
Блок III: Творческое самовыражение обучающихся
- Составление сценарий литературно-музыкальных композиции и их сценическое исполнение
- Участие в творческих конкурсах
- Выпуск литературных газет к юбилею писателей
3.Тематическое планирование работы профильной группы
сроки | занятие | название | цель | продукт |
Начало учебного года | Установочное занятие | Учись учиться | Определить основные направления работы | Выбор темы и форм защиты итоговой работы, составление индивидуальных планов |
Раз в месяц | Творческое проектирование | Мини-проект | Развитие критического мышления, совершенствование навыков монологической и диалогической речи | |
Раз в месяц | Практическое занятие | Ресурсы Всемирной сети Интернет | Развитие навыков обработки материалов из Сети Интернет | |
Раз в месяц | Работа по индивидуальным планам | |||
Самостоятельная работа обучающихся, индивидуальное консультирование с учителем | Подготовка к олимпиадам, конкурсам | Участие в олимпиадах, конкурсах | ||
К знаменательным датам и событиям | Итоговая работа | Защита творческих проектов обучающихся, обсуждение | Презентация, инсценирование конечного продукта |
Практическая значимость работы профильной группы состоит в том, что создание определенной творческой среды, с одной стороны, помогает школьнику выстроить свою образовательную траекторию с учетом своих способностей и возможностей, с другой стороны, расширяет и обогащает представления о возможности эффективного обучения одаренных детей в условиях дополнительного образования.
4.Результативность организации профильной группы:
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников: | |||
Учебный год | предмет | Ф.О обучающихся | место |
2009-2010 | Русская литература | Гимадеева Лилия | призер |
2010-2011 | Русская литература | Гимадеева Лилия | призер |
Русский язык | Уртминцева Александра | победитель | |
Русский язык | Илиязова Зарина | призер |
Приложение № 1.
Темы творческих проектов, представленных обучающимися
№ п/п | форма | вид | название |
1. | индивидуальный | мультимедийная презентация |
|
2. | групповой | Литературно-музыкальная композиция | «Это гордое возвышенное слово «Мать» «Учитель! Перед именем твоим…», ко Дню Учителя «Мы желаем счастья Вам…», к юбилею учителя Смирновой Л.Н. «К штыку приравняли перо…», к 65 годовщине окончания ВОВ «Афган – это спрятанная война» |
3. | парный | Литературная газета | К 240-летию со дня рождения И.А.Крылова К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя К 150-летию со дня рождения А.П.Чехова К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание творческой среды для становления детской одаренности впроцессе обучения анлийскому языку
Творческая активность – одна из существенных характеристик личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные особенности. Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регул...
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС
В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...
Создание творческой среды для развития способностей учащихся
Маленький человек пришёл в этот мир. В нём скрыт потенциал способностей, заложенный природой. Не каждый ребёнок сразу может проявить свои таланты, а может и не проявить их вообще. А ведь главней...
Создание творческой среды для одаренности на уроках английского языка
Статья посвящена описанию системы работы с одаренными детьми в современной школе. Представлены некоторые методы работы с детьми. В статье приведены общие рекомендации для успешной работы....
Презентация на тему"Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
дополнение к документу с аналогичным названием...
"Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"
«На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде»....
Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие с...
Комментарии
Создание творческой среды для педагогического сопровождения одар