Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся
статья по теме

Николаева Любовь Зосимовна

статья об инновационной деятельности учителя-словесника

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              МОУ «Коркатовский лицей»  Николаева Любовь Зосимовна

Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся.

Перед современной школой сегодня поставлены задачи по обновлению содержания образования, которое должно отвечать новым социально-экономическим условиям России. В моем выступлении  речь пойдёт об опыте создания творческой среды  в системе дополнительного образования для педагогического сопровождения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Коркатовский лицей».

В связи с тем, что в лицее на предпрофильных и профильных классах русский язык и литература преподаются на углубленном уровне, возникает необходимость в создании условий, которые позволяют обучающимся применить полученные на уроках, факультативных занятиях и во внеклассных мероприятиях знания, навыки и умения по русскому языку и литературе на практике, совершенствовать их, расширять общий кругозор и использовать русский язык и литературу как средство для получения новой информации, творческого самовыражения личности, духовно-нравственного воспитания и гармоничного развития. К таким условиям, на мой взгляд, относится создание различных моделей творческого развития одаренных детей. В нашем лицее накоплен определенный опыт обучения обучающихся в системе дополнительного образования: научно-практические конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, проведение предметных недель, создание  проектов.

 С 2010-2011 учебного года на базе нашего лицея была открыта республиканская экспериментальная площадка «Сопровождение одаренных детей в условиях сельского лицея».

Открытие этой площадки стало новой моделью в системе дополнительного образования одаренных детей. Актуальность создания данного проекта была обусловлена интересом и желанием школьников и их родителей продолжить обучение в формате новой образовательной творческой среды.

Проект  модели “Работа с одаренными детьми в условиях сельского лицея” представлен программой работы профильной группы «Логос» и методическими рекомендациями по организации занятий.

1.Программа  модели “Работа с одаренными детьми в условиях сельского лицея”.

  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена в формате положений национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. В целях  сопровождения талантливых детей и учащихся, демонстрирующих особые достижения в области изучения русского языка и литературы, предполагается создать определенную творческую среду, где школьники будут иметь возможность совершенствовать свои знания, умения и навыки, осваивать программы предпрофильной и профильной подготовки.

  1. Цели и задачи  профильной группы «Логос».

Основной целью создания профильной группы является педагогическая поддержка одаренных обучающихся через реализацию практических задач:

  • развитие практических умений и навыков устного и письменного общения на русском языке;
  • углубление филологических и литературоведческих знаний школьников, касающихся особенностей русского языка и литературы;
  • обучение основам научного поиска, классификации и анализа полученного материала;
  • развитие потребности в дальнейшем самообразовании и совершенствовании в области русского языка и литературы.
  • Развитие творческих способностей обучающихся
  1. Принципы организации работы.

Решение поставленных задач основывается на личностно-ориентированном подходе и предполагает следующие принципы организации работы:

  • воспитательная и развивающая направленность лингвистической и литературоведческой деятельности, как основные составляющие процесса обучения;
  • использование дифференцированного и индивидуального подходов для создания собственной траектории лингвистического и литературоведческого развития каждого учащегося;
  • деятельностный и творческий характер работы, который  предусматривает участие каждого в практической деятельности, его инициативу.

1.4 Организация  работы профильной группы «Логос»

Сроки: сопровождение одаренных детей с переходом на среднюю ступень обучения, т.е. с 5 по 11 классы.

Место:  МОУ «Коркатовский лицей»

Ученический ресурс: учащиеся 5-11 классов

Руководитель: Николаева Любовь Зосимовна, учитель русского языка и литературы

  1. Модель профильной группы

2.1   Формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий в профильной группе могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии.

Модель работы группы может быть представлена в виде следующих взаимосвязанных блоков: познавательно - интеллектуальное развитие школьников, проектно - исследовательская деятельность, творческое самовыражение обучающихся.

2.2 Содержание работы с детьми.

Блок I:  познавательно - интеллектуальное развитие школьников.

  1. Приобретение учащимися навыков научного поиска. Решение проблем, используя различные технические средства обучения, включая глобальную всемирную сеть Интернет.
  2. Подготовка и участие на этапах Всероссийской олимпиады школьников
  3. Подготовка и участие в международном игре-конкурсе «Русский медвежонок»
  4. Участие на дистанционных предметных олимпиадах

Блок II: Проектно-исследовательская деятельность

  1. Создание учебных проектов
  2. Составление презентации по биографии писателей
  3. Участие в научно-практической конференции

Блок III:  Творческое самовыражение обучающихся

  1. Составление сценарий литературно-музыкальных композиции и их сценическое исполнение
  2. Участие в творческих конкурсах
  3. Выпуск литературных газет к юбилею писателей

3.Тематическое планирование работы профильной группы

сроки

занятие

название

цель

продукт

Начало учебного года

Установочное занятие

Учись учиться

Определить основные направления работы

Выбор темы и форм защиты итоговой работы, составление индивидуальных планов

Раз в месяц

Творческое проектирование

Мини-проект

Развитие критического мышления, совершенствование навыков монологической и диалогической речи

Раз в месяц

Практическое занятие

Ресурсы Всемирной сети Интернет

Развитие навыков обработки материалов из Сети Интернет

Раз в месяц

Работа по индивидуальным планам

Самостоятельная работа обучающихся, индивидуальное консультирование с учителем

Подготовка к олимпиадам, конкурсам

Участие в олимпиадах, конкурсах

К знаменательным датам и событиям

Итоговая работа

Защита творческих проектов обучающихся, обсуждение

Презентация, инсценирование конечного продукта

Практическая значимость работы профильной группы состоит в том, что создание определенной творческой среды, с одной стороны, помогает школьнику выстроить свою образовательную траекторию с учетом своих способностей и возможностей, с другой стороны, расширяет и обогащает представления о возможности эффективного обучения одаренных детей в условиях дополнительного образования.

4.Результативность организации профильной группы:

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников:

Учебный год

предмет

Ф.О обучающихся

место

2009-2010

Русская литература

Гимадеева Лилия

призер

2010-2011

Русская литература

Гимадеева Лилия

призер

Русский язык

Уртминцева Александра

победитель

Русский язык

Илиязова Зарина

призер

Приложение № 1.

Темы творческих проектов, представленных обучающимися

№ п/п

форма

вид

название

1.

индивидуальный

мультимедийная

презентация

  1. Биография Л.Н.Толстого
  2. Биография М.Ю.Лермонтова
  3. Биография А.И.Куприна
  4. Биография И.А.Крылова
  5. Биография И.С.Тургенева
  6. Биография Н.А.Некрасова
  7. Лицейские друзья А.С.Пушкина

2.

групповой

Литературно-музыкальная композиция

«Это гордое возвышенное слово «Мать»

«Учитель! Перед именем твоим…», ко Дню Учителя

«Мы желаем счастья Вам…», к юбилею учителя Смирновой Л.Н.

«К штыку приравняли перо…», к 65 годовщине окончания ВОВ

«Афган – это спрятанная война»

3.

парный

Литературная газета

К 240-летию со дня рождения И.А.Крылова

К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

К 150-летию со дня рождения А.П.Чехова

К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды для становления детской одаренности впроцессе обучения анлийскому языку

Творческая активность – одна из существенных характеристик личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные особенности. Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регул...

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

В данной статье отмечены основные виды одаренности и направление работы педагога при раскрытии и развитии таланта обучающихся младшего школьного возраста, рассказывается об особенностях психолого-педа...

Создание творческой среды для развития способностей учащихся

Маленький человек пришёл в этот мир. В нём скрыт потенциал способностей, заложенный природой. Не каждый ребёнок сразу может проявить свои таланты, а может и не проявить их вообще. А ведь главней...

Создание творческой среды для одаренности на уроках английского языка

Статья посвящена описанию системы работы с одаренными детьми в современной школе. Представлены некоторые методы работы с детьми. В статье приведены общие рекомендации для успешной работы....

"Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"

«На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде»....

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.  Наличие с...


 

Комментарии

Николаева Любовь Зосимовна

С 2010-2011 учебного года на базе нашего лицея была открыта республиканская экспериментальная площадка «Сопровождение одаренных детей в условиях сельского лицея». В статье рассказывается об опыте создания творческой среды в системе дополнительного образования для педагогического сопровождения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Коркатовский лицей».