Создание творческой среды для одаренности на уроках английского языка
статья по иностранному языку на тему
Статья посвящена описанию системы работы с одаренными детьми в современной школе. Представлены некоторые методы работы с детьми. В статье приведены общие рекомендации для успешной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание творческой среды для одаренности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.
Куракова А.А.
МОУ Школа с.Аксарка
с.Аксарка, Приуральский р-н, ЯНАО
Аннотация
Статья посвящена описанию системы работы с одаренными детьми в современной школе. Представлены некоторые методы работы с одарёнными детьми. В статье приведены общие рекомендации для успешной работы.
Современному обществу все больше нужна личность творческая, нестандартно мыслящая, активная, способная решать трудные задачи и готовая формулировать новые цели. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Проблема одаренности постоянно привлекает внимание педагогов и психологов. Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. Корень слова «одаренность» - дар. По определению К. К. Платонова, одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в творческой деятельности.
Практически в каждом классе есть дети, которые обладают особыми способностями, в том числе, в изучении иностранных языков. Как правило, у таких детей важной особенностью является их познавательная потребность в познавательной информации. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, у них хорошо развитая речь, большой словарный запас, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело.
Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности этих детей определяют требования к психологической атмосфере на занятиях и к методам обучения. По силам ли задачи изменения содержания, процесса, атмосферы обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет. В то же время именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в своем учителе.
Как известно, существует четыре основных подхода обучения детей с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Это ускорение, углубление, обогащение и проблематизация. Умелое сочетание этих подходов способствует личностному развитию одарённого ребёнка.
Основное внимание в методике преподавания иностранного языка уделяется развитию умений общаться, формированию коммуникативной компетенции как основе познания мира. Определив одаренных ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.
Начинать обучение иностранным языкам нужно с небольших стихов, рифмовок, скороговорок и песен. Это один из эффективных приемов обучения иностранным языкам. Во-первых, стихи, песни – это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ученика и в значительной степени содействует усвоению материала. Аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур. А также являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения. При работе со стихами и песнями мы решаем проблему многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное. Стихи и песни приносят удовольствие при изучении иностранного языка и прививают любовь к поэзии детям с раннего возраста, а так же повышают эффективность образовательного процесса.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого ученика, формирование у него таких умений и навыков, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания, являются основными общеобразовательными и воспитательными задачами процесса обучения. В связи с этим в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение.
«Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт).
Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения. Перед учителем стоит задача научить учащихся думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках рекомендуется применять элементы проблемного обучения, которые можно использовать как при введении нового учебного материала, так и при его отработке и контроле знаний, умений и навыков.
Задания учебника редко являются проблемными. Но можно внести элемент проблемности практически в любое задание и в любой вид деятельности.
Примеры работы с лексикой.
При введении лексики используется беспереводной метод (с помощью жестов, мимики, при помощи картинки, антонимов, синонимов, с каждым отдельным словом можно образовать предмет, чтобы его значение стало ясным в контексте, назвать лексические поля данного слова, назвать грамматические формы слова). Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов - исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.
При закреплении и контроле лексического материала могут использоваться такие проблемные задания:
- анаграммы:
Расшифруй анаграмму и найди прилагательное: hcseee, egren, ttaoom, abbrit.
- задания на исправление ошибок в словах и предложениях:
Don’t speak on Russian, speak on English!
- упражнение на сопоставление;
- задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях помогают активизировать знания учащихся, протекают в условиях активной мыслительной деятельности и вызывают эмоциональное удовлетворение, что способствует формированию познавательного интереса и повышает интерес к самому предмету. Работа с кроссвордами способствует углублению страноведческих и филологических знаний учащихся;
- задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками,
- закрытые тесты – вместо пропусков вставить пропущенные слова;
- задания на творческое применение изученного (например, составление рассказа с употреблением изученных слов, рекламного проспекта, заданий для одноклассников).
Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Кроссворды, ребусы, головоломки, занимательные задания и упражнения, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы.
Комплексное развитие и реализация интеллектуальных и творческих возможностей талантливых детей происходят в наиболее сложных видах деятельности, требующих нестандартных подходов и решений. Примерами таких видов деятельности могут послужить олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские проекты, проводимые на разных уровнях.
Дети с большим удовольствием принимают участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, организованные центрами «Интеллект будущего», «Snail», «British Bulldog», «Фактор роста» и др.
Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей.
Метод проектов предполагает решение следующих целей и задач:
- активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников;
- возможность учиться на собственном опыте;
- стимулирование познавательных интересов учеников;
- возможность получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха;
- развитие проектных умений и навыков (выявление и постановка проблемы, формулирование цели и задач, определение путей решения проблемы, сбор данных и их анализ, практическое воплощение идеи, анализ результатов, рецензирование работы, защита проекта).
Преимущество метода проектов среди множества разнообразных технологий обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и информационные технологии, мультимедийные дискуссии. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком.
Элементы проектной деятельности необходимо вводить в образовательный процесс с самых ранних этапов обучения английскому языку, поскольку работа над проектом создаёт благоприятные условия для практического применения коммуникативных навыков в ситуациях, приближенных к реальной жизни и отражающих интересы и наклонности детей. Работая с учащимися начальной ступени, предлагаю им такие индивидуальные мини-проекты, как «Моя семья», «Моя визитная карточка», «Английский алфавит», «Мой рабочий день», «Мой лучший друг», «Выходной день», а также групповые проекты: «Книга рецептов», «Помоги животным», «Самый лучший класс», «Места отдыха в России», «Традиции празднования Рождества и Нового года в Великобритании и России» и т.д.
Учителя иностранного языка широко применяют на уроках и во внеурочной деятельности дидактические и ролевые игры, которые способствуют развитию интеллектуальных и языковых способностей, пополняют словарный запас.
Ролевые игры позволяют детям развивать коммуникативную и социальную компетенцию, поскольку предполагают создание ситуаций, приближенных к реальному общению, в которых они могут разыгрывать различные социальные роли, учиться адекватно реагировать на реплики собеседника, совершенствовать навыки речевого поведения в ситуациях этикетного характера, развивать творческие способности, воображение и фантазию, участвуя в драматизации сказок на изучаемом языке.
Организация мероприятий на изучаемом языке, нестандартные уроки, ролевые игры, конкурсы, театральные представления, заочные путешествия, инсценировки, драматизации сказок – это те формы проведения уроков и внеурочной деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной, социокультурной компетенции обучающихся, развития их креативных способностей.
По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому все чаще учителя иностранного языка стараются брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы.
В рамках реализации личностно-ориентированной технологии наиболее эффективным представляется разноуровневый подход в выборе дифференцированных заданий на уроках английского языка. Причиной этому является то, что личностно-ориентированное обучение предполагает учет различий основной массы учащихся по уровню усвоения учебного материала. Можно выделить две ступени — стандарт обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого желательно достичь каждому) и уровень, который школьное образование должно обеспечить более любознательному, способному или одаренному ученику. Задания отличаются по уровню сложности, глубине и объёму, тем самым предоставляют обучающимся возможность выбора собственной траектории изучения иностранного языка: на базовом или продвинутом уровне.
Примеры заданий по чтению
Дан текст.
Задание 1 уровня. Прочитайте текст и найдите соответствие с заголовками.
Выпишите слова, которые характеризуют главного героя.
Какие подчеркнутые слова относятся к теме.
Задание 2 уровня. Прочитайте текст. Выберите правильный вариант ответа.
Подберите к русским словам соответствующие английские из текста.
Выберите предложения, которые соответствуют содержанию текста.
Задание 3 уровня. Составьте свой собственный рассказ о своем друге, профессиях твоих родителей, о своей школе и т.д., используя текст.
Составьте диалог, который мог состояться между героями рассказа.
Примеры лексико-грамматических заданий
Задание 1 уровня: Вставь в слова пропущенные буквы.
К каждому слову из левого столбика подбери перевод из правого столбика. Запиши получившиеся пары.
Задание 2 уровня: Спиши. Зачеркни лишнее слово.
Задание 3уровня: Переставь буквы так, чтобы получилось слово.
Настоящее простое время
Задание 1 уровня: Поставь глаголы в скобках в нужную форму.
Задание 2 уровня: Задай вопросы к выделенным словам.
Задание 3 уровня: Напиши вопросы по-английски.
Глагол-связка to be
Задание 1 уровня: Дайте определение (что это такое, как используется в предложении).
Спишите предложения в следующем порядке: утвердительные, отрицательные, вопросительные. Подчеркните в них глаголы-связки.
Задание 2 уровня: Как изменяются по временам и лицам.
Найди вопрос в ошибкой и исправь в нем глагол.
Задание 3 уровня: Приведите собственные примеры предложений с глаголом-связкой.
Составь из слов вопросы. Подбери к каждому вопросу верный ответ и запиши получившиеся пары.
Спиши предложения. Задай к ним вопросы и запиши краткие ответы.
Сделай каждое предложение отрицательным. Запиши получившиеся пары.
Разноуровневые задания по аудированию
Задание 1 уровня: Подчеркни слова, словосочетания, которые вы услышали в тексте.
Задание 2 уровня: Выбери правильный вариант. Вставь в предложения пропущенные слова.
Задание 3 уровня: Ответь на вопросы. Напишите, что вы знаете о…
Разноуровневые задания дают возможность обеспечить как дифференциацию, так и индивидуализацию обучения. Систематическое использование заданий такого типа имеет множество преимуществ. Они дают учащимся:
- возможность выбора и осознание собственного прогресса;
- возможность для самостоятельной работы;
- возможность развития личности каждого ребенка и его индивидуального прогресса в рамках своих собственных способностей;
- возможность увеличить работоспособность большинства учеников класса;
- возможность поднять уровень заинтересованности и мотивации детей.
Развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности способствует технология создания «языкового портфеля», который представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. Его цель – научить учащихся размышлять о том, насколько успешно у них идет изучение английского языка, и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке. Развиваются интеллектуальные и общеучебные умения школьников, а также мотивация дальнейшего овладения иностранным языком. Кроме того, анализ полученных данных «языкового портфеля» позволяет учителю вносить необходимые коррективы и уточнения в содержание обучения иностранному языку в соответствии с интересами и предпочтениями данной категории обучающихся.
Таким образом, использование разнообразных форм, активных методов и современных технологий позволяет создать необходимые условия для развития творческого потенциала и познавательных мотивов школьников. Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одаренные – педагоги.
Список использованной литературы
- Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э.А. Аксенова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. - http://www.eidos.ru/journal/2007/ 0115-9.htm.
- Габдуллина М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке// Иностранные языки в школе. – 2005 - №4.
- Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инстумент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков/Н.Д. Гальскова//Иностранные языки в школе. – 2000. - №5. – С. 6–11.
- Ейгер Г.В., Рапопорт И.А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 1992 - №5-6.
- Петрийчук И.И. Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка/И.И. Петрийчук//Иностранные языки в школе. – 2011. - №10. – С.25 -29.
- Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроках иностранного языка/И.Е. Шишова//Иностранные языки в школе. – 2007. - №3. – С.27 -33.татья на конкурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся
статья об инновационной деятельности учителя-словесника...
Развитие творческой компетентности у учащихся на уроках английского языка.
На начальном этапе обучения детей необходимо заинтересовать тем или иным видом работы, только после этого можно приступать к достижению поставленной цели и реализации выдвинутых задач. «Draw and Writ...
Создание творческой среды для становления детской одаренности впроцессе обучения анлийскому языку
Творческая активность – одна из существенных характеристик личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные особенности. Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регул...
Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.
Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены педагогам, выполняющим главную роль в формировани...
«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»
Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....
Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
Научная статья о влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....
Статья: "ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Проблема формирования творческой активности школьников в учебном процессе является предметом глубокого психолого-педагогического и социального исследования....