Выступление на педагогическом совете "Применение системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Методы и приемы применения системно-деятельностного подхода в обучениимладших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Системно-деятельностный
подход – основа реализации
стандарта третьего
поколения»
Традиционно начну своё сообщение со слов классика:
“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Основной формой организации познавательной деятельности учащихся, в рамках системно-деятельностного подхода как и раньше остается урок, но по сравнению с традиционным подходом, изменяются требования к уроку.
Теперь учитель при освоении нового материала не просто наглядно и доступно объясняет, показывает и рассказывает новый материал, а организовывает исследовательскую работу учащихся так, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. И самое главное, где могут применяться в жизненных условиях получаемые и добытые самостоятельно знания..
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Технология СДП предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Поделюсь некоторыми методами и приёмами, которые я использую на разных этапах урока.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке.
Он длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы:
в начале урока высказываю добрые пожелания детям, сама стараюсь выглядеть бодро и позитивно; предлагаю пожелать друг другу удачи, сказать что-то весёлое (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте и т.д.);
предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;
В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.
Прием “Нестандартный вход в урок”
направлен на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
1.В начале урока предлагаю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта при работе над новым материалом.
2.Читаю четверостишье:
Мы рады видеть каждого из вас
И пусть в окно еще прохлада дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит слушает и слышит.
3.Часто у нас в гостях игрушки, которые помогают создать хорошее настроение и ждут от учащихся успешной работы на уроке.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Приём «Актуальность» я называла ранее просто возникновением проблемной ситуации. Применение этого приёма связано с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать эти знания в жизни
Урок математики по теме «Числа от 1 до 20» (1 кл.)
- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. Взгляните на циферблат часов. Все ли числа, написанные на нём, вам знакомы? Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам? Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (знакомиться с новыми числами).
На уроке обучения грамоте по теме «Заглавная буква Е» (1 класс) учащиеся затрудняются написать слово «Елена».
- Почему вы не можете написать это слово? Чем мы сегодня будем заниматься? (учиться писать заглавную букву Е)
Этот приём позволяет формировать познавательные УУД.
На уроках окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле? Сформулируйте тему».
Примером побуждающего диалога может служить следующий фрагмент урока. Тема: «Откуда берутся снег и лёд?». Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ.
Как вы думаете, это действительно правдивый рассказ?
Если дети затрудняются, говорю:
- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.
Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.
Например: - Перечислите отличие растения от животного?
Работа должна быть организована по-другому:
Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»
Или:
Можно сказать: Определите площадь?
А можно задать этот вопрос по-другому: «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?»
При выполнении таких заданий развивается функциональная грамотность учащихся. Что сейчас особенно актуально.
3. При постановке учебной задачи обсуждаем «Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»; проговариваем цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.
Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к теме диалога.
4.Изучение нового материала.
способы: диалог, групповая или парная работа:
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Многолетний опыт показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести обучащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
Приём “Лови ошибку”
Предлагаю обучающимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально.
Пример.
Русский язык. Предлагаю детям в предложении, где имя собственное написано с маленькой буквы, или в словах сочетаниями жи – ши, чу –щу, ча - ща найти ошибку. Далее работаем над правилом.
У девочки Лилии есть братишка василёк и подруга роза.
Чясы, щюка, чудо, жыр, шило,
Литературное чтение. Работа над пословицами. Чтение текста. Убрать пословицу, которая не соответствует содержанию и смыслу текста.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее.
Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме, так и с использованием следующих приемов:
1.Прием «Согласование»
Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах. Оценивают работу соседа или свою собственную. Ставят оценку на полях.
2.Прием «Лечение слабого места» в слове:
Используется на уроках во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Ученики «лечат» слабые места в словах, находят «рецепты лечения» (правильное написание слова или правильный результат сложения или вычитания).
песочьница, ночной, мучьной, дачный, ручьной,
дочька, печка, речка, колючька
6. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты? Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо поработать?
В практике организации рефлексии насчитывается большое количество приемов. При организации рефлексии важно помнить, что приемы следует разнообразить, каждому приему свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, для ученика.
«Дерево чувств» – обучающимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
Прием «Светофор»
Ученик оценивает выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
Изучая инновационные технологии , методы и приемы , я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше , даже не зная, как они называются.
Например, «Кластер». Раньше этот приём я называла просто составлением схемы. Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока, чаще всего использую на этапе рефлексии. Считаю кластер доступным и эффективным приёмом в начальных классах.
Часто и с большой результативностью использую приём «Мозговой штурм». Этот приём использую при каком-то затруднении, когда дети высказывают любые свои мнения, что помогает найти выход. Почти ни один урок без этого приёма не обходится.
Приём «Яркое пятно»
Например, тема урока математики в 1 классе «Число и цифра 5». Записаны числа на доске одним цветом, а новое число 5 другим цветом. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.
Подготовка к каждому уроку по ФГОС занимает довольно много времени . Ведь мне как учителю нужно запланировать не только учебное содержание, но главное организовать деятельность учащихся.
Это самый трудный момент при планировании урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать инновационные приёмы.
Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но, думаю, это дело привычки.
На своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. Стараюсь использовать активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Причем проектный метод является самым интегративным из всех названных. Он включает в себя все виды деятельности. Возможные формы представления результатов проектной деятельности: макеты, модели, схемы, план-карты, презентации, альбомы, буклеты, реконструкции событий, рассказы, стихи, рисунки.
Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога . Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа.
Но какие бы требования не выдвигались новыми стандартами, по моему мнению, самое главное, чтобы получить качественный результат, необходимо совпадение трёх составляющих – грамотный педагог, любознательный ученик и адекватный родитель, участвующий в образовательном процессе в пределах разумного.
Список литературы
1. Волкова И.А. Современный урок в условиях введения ФГОС общего образования. - Екатеринбург: ГАОДПОСО "ИРО", 2014. - 196с.
2. Катаева О.Ю. Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке.
3. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения //Педагогика. - 2002. -№6. 49с.
4. Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37–41.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова
7. Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение системно-деятельностного метода обучкения на уроках в начальных классах
Необходимость испльзования на уроках в начальной школе системно-деятельностного иетода обучения....
Выступление на тему "Реализация системно-деятельстного подхода на уроках в начальной школе"
Выступление на тему "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе"...
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"
Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"...
Системно - деятельностный подход на уроках в начальных классах
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может...
ДОКЛАД на тему: «Системно-деятельностный подход на уроках в начальных классах»
вопрос о качестве образования был и остаѐтся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением ...
Системно - деятельностный подход на уроках в начальных классах
Статья "Системно - деятельностный подход на уроках в начальных классах" предназначена для учителей начальных классов....