Программа "Школа деда Всеведа"
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
PROGRAMMA_Shkola_deda_Vseveda.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе -- выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления. Это дает педагогу возможность установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью. i.e. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью
Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребёнка в окружающем, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребёнка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение устанавливать контакт со сверстниками и' взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие.
Будущий ученик должен понять и принять учебную задачу, превратить её в самостоятельную цель деятельности, оценивать свои действия. Сформированность личностной и социально - психологической готовности ребёнка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях.
Целью программы подготовки детей к школе является профилактика школьной дезадаптации
Программа позволяет решить следующие задачи:
- сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
- устранить разноуровневую подготовку к обучению;
- исключить дублирование школьной программы при подготовке к школе;
формировать навыки учебной деятельности, интерес и желание учиться в школе
Основные принципы работы.
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
Режим занятий
Программой предусмотрен такой вариант подготовки к обучению: апрель-май по 3 занятия в неделю. Продолжительность занятий с ребенком 6 лет не должна превышать 25 минут с 10-ти минутным перерывом.
Формы проведения занятий
Ведущей деятельностью при подготовке к школе является игра и продуктивная деятельность.
Прогнозируемый результат:
• Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
• Формирование комфортной образовательной среды.
Критерии оценки эффективности:
• Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
• Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
• Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
• Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся;
• Включение родителей в образовательный процесс.
Формы контроля
Проводить педагогическую диагностику готовности ребенка к школе в апреле и августе.
Работа с детьми с низким уровнем готовности к обучению в школе.
С детьми, обнаружившими в ходе педагогической диагностики низкий уровень готовности к школе, проводить занятия малыми группами, направленные на развитие мелких движений пальцев и кисти руки, на совершенствование зрительно - моторных координации, на уточнение свойств предметов, сравнение предметов по их свойствам.
На всех занятиях вести работу по расширению словарного запаса детей. Большое количество картинок, дидактического материала способствует устранению пробелов в развитии словаря. Проведение занятий, направленных на устранение недостатков в умственном и речевом развитии, которые были обнаружены у ряда детей в ходе педагогической диагностики, даёт возможность учителю до начала учебного года подготовить этих детей к обучению в 1 классе. Эту работу необходимо продолжить при обучении в 1 классе. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения со взрослыми и осуществить психологическую адаптацию к школе детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Работа с родителями.
Одной из основных задач родителей является оказание помощи детскому саду и школе во всестороннем развитии и воспитании ребёнка. Огромное значение приобретает вторая задача родителей - психологическая подготовка ребёнка к школе, включающая воспитание трудолюбия, усидчивости, умения выполнять указания взрослых, навыков коллективизма. Не менее важно воспитать с раннего детства чувство ответственности, чему во многом способствует установление правильного и четкого режима жизни ребёнка, привитие ему трудовых и санитарно-гигиенических навыков.
Поэтому главной задачей учителя является разъяснение родителям в виде конкретных рекомендаций, что успешное обучение детей в школе во многом зависит от физической, психологической, нравственной и умственной подготовки последних, привития им санитарно-гигиенических навыков, умения вести себя в коллективе и соблюдать установленный режим.
Круг обязанностей родителей по подготовке ребёнка к школе велик, и им должна быть оказана помощь со стороны школы и детского сада Работа педагога в этом направлении предполагает.
- посещение на дому.
- индивидуальные консультации,
- групповые лекции по необходимой теме.
На последнем родительском собрании дать рекомендации родителям на лето по работе с детьми.
ПЕРВЫЙ БЛОК: Развитие речи с элементами обучения грамоте призван обеспечить:
• развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения:
• развивать интерес учебным занятиям:
- расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций;
- развитие фонематического слуха.
Учебно-тематический план
разделы | № п/п | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | |||
Наша речь. | 1 | Для чего мы говорим? Слово, предложение. | 0,5 | 0,5 |
2 | Описание картинки. Текст. | 0,5 | 0,5 | |
В мире звуков и букв. | 3 | Для чего нужны звуки? Что такое буквы? Диалог. | 0,5 | 0,5 |
4 | Гласные звуки и буквы. Графическая речь. Печатание букв. | 0,5 | 0,5 | |
5 | Согласные звуки и буквы. Особые обязанности звуков. Печатание букв. | 0,5 | 0,5 | |
6 | Слогислияния. Звуковой анализ слов. Штриховка. | 0,5 | 0,5 | |
7 | Деление слов на слоги. Ударение. Звуковой анализ слов. | 0,5 | 0,5 | |
8 | Алфавит. | 0,5 | 0,5 | |
Чудеса в стране Слов. | 9 | Слова противоположные по смыслу. Слова близкие по смыслу. | 0,5 | 0,5 |
10 | Родственные слова. | 0,5 | 0,5 | |
11 | Ребусы, анаграммы, шарады, скороговорки. Составление рифмы к словам. | 0,5 | 0,5 | |
12 | Конкурс знатоков. Речевой этикет. | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 6 | 6 | ||
Итого: | 12 |
ВТОРОЙ БЛОК: Развитие логического мышления с использованием математического материала призван:
• дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;
• развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию:
- развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;
- развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;
- изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности; - раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,
- научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.
Учебно-тематический план
разделы | № п/п | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | |||
Общие понятия | 1 | Выявление математических представлений у детей. Геометрические фигуры. | 0,5 | 0,5 |
Признаки предметов. Отношения. | 2 | Классификация предметов по цвету, форме, размеру. | 0,5 | 0,5 |
3 | Сравнение предметов по расположению, материалу, назначению. | 0,5 | 0,5 | |
4 | Пространственные и временные представления детей. | 0,5 | 0,5 | |
Числа от 1 до 10. | 5 | Счёт предметов. Порядковые числительные. | 0,5 | 0,5 |
6 | Сравнение количества предметов. «Один», и «много». | 0,5 | 0,5 | |
7 | Соотнесение цифры и числа. Нумерация первого десятка (прямой и обратный счёт) | 0,5 | 0,5 | |
8 | Состав чисел. Развитие логического мышления. | 0,5 | 0,5 | |
Действия с числами. | 9 | Развитие умения решать простые задачи. | 0,5 | 0,5 |
10 | Прием сложения по представлению числового ряда. | 0,5 | 0,5 | |
11 | Формирование навыков сложения и вычитания. | 0,5 | 0,5 | |
12 | Обобщение и систематизация знаний детей. | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 6 | 6 | ||
Итого: | 12 |
ТРЕТИЙ БЛОК: Окружающий мир и художественно-конструкторская деятельность
- распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- называть основные признаки времён года.
- используя накопленный опыт создавать предметы, окружающие нас,
- развивать художественный вкус, умение видеть прекрасное вокруг себя
Блок основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения. Действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.
Учебно-тематический план
разделы | №п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | ||||
Где мы живём | 1 | Россия – Родина моя. | 1 | ||
2 | Семья. Ждём гостей. | Сервировка стола. | 0,5 | 0,5 | |
3 | Наша станица. Каким бывает транспорт. ПДД. | Рисование дорожных знаков | 0,5 | 0,5 | |
Ты и твое здоровье | 4 | Время и режим дня. | Составление мозаики «Режим дня» | 0,5 | 0,5 |
5 | Чистота – залог здоровья. | Аппликация салфетки. | 0,5 | 0,5 | |
6 | О правильном питании. | Лепка посуды. | 0,5 | 0,5 | |
Человек среди людей | 7 | Правила поведения | Рисование на тему: «Поход в музей» | 0,5 | 0,5 |
8 | Зачем человек трудится. Профессии. | Рисование человека определённой профессии. | 0,5 | 0,5 | |
Природа вокруг нас | 9 | Времена года и их признаки. Месяцы. | Аппликация «Осенний этюд» (зимний, весенний, летний) | 0,5 | 0,5 |
10 | Во саду, ли в огороде. | Лепка овощей и фруктов. | 0,5 | 0,5 | |
11 | В поле, на лугу. | Рисование бабочек. | 0,5 | 0,5 | |
12 | В лесу, на водоёме. | Рисование животного леса или водоёма по выбору детей. | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 6,5 | 5,5 | |||
Итого: | 12 |
Перечень оборудования и кадровое обеспечение
1. Дидактический материал по обучению грамоте
2. Дидактический материал по математике
3. Дидактический материал по окружающему миру
4. Литература по предметам
5. Компьютер, проектор.
Занятия может проводить учитель начальных классов независимо от стажа и категории.
Литература для учителя
1. Варапников И.В. Русский язык в картинках М., 1987 г.
2. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987 г.
3. Нечаепа Н.В. Обучение грамоте. М,1994 г.
4. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994 г.
5. Г. Г. Гранин. С.М. Бондаренко. А.А.Концевая. Секреты орфографии. М., 1994
6. Л.Ф. Климанова, Л.Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996
7. В.Н. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М., 1980
8. И.Б. Голуб, Н.И. Ушаков. Путешествие по стране слов. М., 1992
9. Н.В.Ёлкина, Т.И. Тарабарина. 1000 загадок. Ярославль. 1996
10. В.Волина. Учимся играя. М., 1994
11. Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев. М.2000
12. Т.Г. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике. М., 1989
13. В.В. Волина. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления на уроках математики в начальных классах.// Начальная школа 1991
14. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Школа для дошколят. «РОСМЭН» 2007
Литература для детей.
Серия книг «Школа для дошколят»
1. С.Е. Гаврина, Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем мышление» «РОСМЭН» 2006
2. «Учимся решать задачи» «РОСМЭН» 2006
3. «Учимся считать» «РОСМЭН» 2006
4. «Готовим руку к письму» «РОСМЭН» 2006
5. «Развиваем внимание» «РОСМЭН» 2006
6. «Развиваем память» «РОСМЭН» 2006
7. «Учимся читать» «РОСМЭН» 2006
8. «Учимся писать» «РОСМЭН» 2006
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
С углубленным изучением ряда предметов
Курского муниципального района
___________________________ УТВЕРЖДАЮ
___________________________ Директор МОУ СОШ № 11
___________________________ Л.В. Луценко___________
___________________________ протокол педсовета № __
___________________________ от ____________________
Программа
«Школа деда Всеведа»
(программа предшкольной подготовки, 36 часов)
Председатель районного
методического объединения
учителей начальных классов
_________________________
Протокол заседания МО
№ ___ от ______________
Председатель
методического объединения
учителей начальных классов
МОУ СОШ № 11
О.М. Носова_____________
Протокол заседания МО
№ ___ от ______________
Автор программы
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 11
О.М. Носова
2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"
Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....
Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"
Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....
"Мастерская Деда Мороза"
В презентации расказывается, кто был первым Дедом Морозом? Как зовут Деда Мороза в разных странах? Какие бывают снежинки? Ребята получили письмо от Деда Мороза, в котором он просит приготовить праздни...
Мастерская Деда Мороза
Работа "Снегирь" выполнена в технике торцевание. Материал может быть использован на уроке технология или во внеурочной деятельности....
Урок технологии «В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза»
Урок технологии (2 класс, ОС «Школа 2100»). Урок открытия нового (урок – практикум) Цель: изготовить изделия для оформления класса....
Школьная общественная детская организация для начальных классов «Всеведы»
Разработан устав детской организации, подготовлен план мероприятий по месяцам и классам (1-4), разработаны все мероприятия плана....
Конспект урока по технологии. В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза
Тип урока:Урок открытия новых знанийЦели:-моделирование и конструирование терема Деда Мороза.Задачи:Дать общее представление о свойствах и технологии обработки гофрированного картона.Развивать наблюда...
Комментарии
Комментарий
Отзыв
Ольга Михайловна!Ваша
Спасибо.
Я рада, что мои материалы принесут пользу. Творческих Вам успехов!