РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА
консультация

Сторожева Елена Ивановна

Советы по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_po_razvitiyu_rechi.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Скоро ваш ребенок пойдет в школу. У ребенка должны быть развиты все компоненты речи. Предлагаю вашему вниманию рекомендации для развития речи  ребенка.

1) СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

- ребенок должен самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картинке.

- самостоятельно разложить серии сюжетных картинок и составить рассказ.

- самостоятельно передать содержание литературных текстов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЯМИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СВОИХ ДЕТЕЙ:

- совместно с ребенком составляйте рассказы по сюжетным картинкам;

- больше читайте стихи, сказки, рассказы;

- придумывайте окончания прочитанного не до конца рассказа;

- пересказывайте прочитанное (по наводящим вопросам);

- обсуждайте с ребенком увиденное, услышанное, прочитанное, пусть он поделиться с вами своим мнением;

- заучивайте стихотворения.

2) ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

- правильно понимать и употреблять в речи предлоги (в, на, у, за, перед, под, над, из под, из за, со, к, между);

- образовывать множественные числа от существительных (дерево – деревья, яйцо – яйца утенок – утята и т.д.);

- согласовывать прилагательные с существительными (синий шар, синяя ваза, синее перо, синие брюки);

- согласовывать существительные и числительные в роде, числе и падеже (1 цыпленок, 2 цыпленка, 5 цыплят);

- образовывать однокоренные слова (цветок – цветы, цветастый, соцветия, цветник);

- образовывать глаголы с помощью приставок (рос – вырос, зарос, подрос, перерос, отрос);

- образовывать притяжательные прилагательные (лисий, куриное, муравьиный);

- образовывать сложные слова  (короткий хвост – короткохвостая, длинная грива – длинногривая).

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЯМИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СВОИХ ДЕТЕЙ:

 - если вы слышите ошибки в речи вашего ребенка надо сразу заострить на этом внимание и объяснить как надо говорить правильно (будьте терпеливы и исправляйте каждую допущенную ошибку ребенком);

- придумывайте игры, чтобы ваш ребенок хотел, например посчитать камушки (1 камень, 2 камня … 5 камней) или образовывать глаголы с помощью приставок (переплыть, заплыть, выплыть, отплыть подплыть) и т.д.

- играйте с ребенком, разговаривайте с ним (он даже и не догадается, что тем самым вы развиваете ему грамматический строй).    

3) СЛОВАРЬ РЕБЕНКА

 предметный словарь (на примере птиц):

- классификация птиц (зимующие, перелетные);

- части тела;

- детеныши;

словарь признаков

- внешний вид (серая, маленькая, длинноногая, короткохвостая);

- характер (гордая, драчливая, шустрая);

- антонимы (маленькая - большая, грустная – веселая, суетливая – спокойная);

глагольный словарь

- кто как кричит? (каркает, чирикает, поет, свистит);

- кто как передвигается? (порхает, планирует, кружит, пикирует, ходит, прыгает);

- словарь наречий (медленно, ловко, быстро, пронзительно)

 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЯМИ СЛОВАРЯ У СВОИХ ДЕТЕЙ:

Чем больше вы разговариваете со своим ребенком, чем больше вы читаете ему стихов, рассказов, сказок, пересказываете их, обсуждаете увиденное, услышанное, прочитанное, тем лучше и больше вы развиваете словарь своего ребенка.

4) ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Ребенок должен правильно произносить все звуки речи и различать их на слух.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У СВОИХ ДЕТЕЙ:

- повтори слова парами

сутки – шутки                                    жар – шар

миска – мышка                                  Саша - сажа

        топот – шепот                                    накал – шакал

        стык – штык                                      мыло – шило и др.

5) ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

- правильно выделять заданный звук из слове;

- определять первый звук в слове;

- определять последний звук в слове;

- определять последовательность звуков в слове;

- определять количества слогов в слове;

- определять сколько слов в предложении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СВОИХ ДЕТЕЙ:

- выдели 1-ый и последний звуки в словах (утка, окно, Ира, машина, велосипед и др.)

- посчитай сколько звуков в слове и назови их по порядку (слова любые);

- говорите ребенку слово (Маша и др. слова) и просите определить где стоит например звук Ш;

- поделить хлопками слова на слоги (машина, дом, зерно, мотоцикл, и др.)

- произнесите любое предложение, а ребенок пусть посчитает слова в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как должна развиваться речь ребенка в норме?

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение пр...

Как развивать речь ребенка

Как учить скороговорки....

Развитие речи малыша от 0 до 1 года. Как развивать речь ребенка

Развитие речи малыша от 0 до 1 года. Как развивать речь ребенка...

Советы неравнодушным родителям :"Как развивать речь ребенка"

Выступление на родительском собрании подготовительной группы детского сада на тему "Развитие связной речи дошкольников"...

Памятка для родителей: «Развиваем речь ребенка»

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятия...

Памятка для родителей: «Развиваем речь ребенка»

Азбучные истиныДля того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не пер...

Памятка для родителей: «Развиваем речь ребенка: дома, на прогулке, на даче…»

laquo;Звенит-«жужжит»»Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж», затем следует просьба произнести задуманные слова по оч...