Система оценивания работ по русскому языку.
методическая разработка

Система оценивания работ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_sistema_otsenvianiya.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Сообщение

на тему: «Система оценивания по русскому языку»

Выполнила:

Николаева С. С.

учитель начальных классов

Перелюб 2022

Введение 

   Сегодня  вопрос о системе оценивания  обучающихся  по русскому языку в учебной деятельности стоит особенно актуально. Количество слабоуспевающих и неуспевающих школьников не уменьшается и это относится к разным уровням обученияно особенно к начальному звену обучения детей. Вопросы активизации оценивания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является система оценивания. Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать  с первого класса  Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, чаще получают отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Если не учитывать уровень знаний обучающихся, то эффективность процесса обучения будет существенно ниже.

Отсюда возникает проблема: в работе над оцениванием учебной деятельности необходимо учитывать уровень знаний обучающегося. стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. На данный момент проблема оценивания по русскому языку у детей младшего школьного возраста в отечественной науке изучена недостаточно. 

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов

образовательного процесса учебных предметов, представленных в инвариантной части

базисного учебного плана. Объектом оценки являются действия, выполняемые

обучающимися с предметным содержанием.

• При оценке предметных результатов в 1-м классе исключается система балльного

(отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой

символики, заменяющей цифровую отметку.

• В 1-м классе контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее

• В МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб», принята 5-бальная шкала отметок

«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. «1» - в

начальной школе не ставится.

«5» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения

обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при

выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 65%

заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.

"4" - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями,

необходимыми для продолжения образования и при выполнении промежуточных,

итоговых работ обучающийся выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50%

заданий повышенного уровня.

«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой дли продолжения

образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и

учебно-практических задач, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ

обучающийся выполняет не менее 50% заданий базового уровня.

«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными

действиями, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся,

выполняет менее 50% заданий базового уровня.

«1» обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е.

при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет менее 10% заданий базового уровня.

 Критерии и нормы оценочной деятельности.

5.1. Письменные и устные ответы обучающихся в ходе текущей аттестации оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с действующими нормами оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход.

 Оценка “5” ставится в случае: 1) Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

 2) Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3) Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка “4”:

  1. Знание всего изученного программного материала. 2) Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3) Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
  2. Оценка “3”: 1) Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2) Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3) Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
  3.  Оценка “2”: 1) Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2) Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3) Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

5.2. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Оценка “5” ставится, если обучающийся: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

 Оценка “3” ставится, если обучающийся: правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если обучающийся: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”; или если правильно выполнил менее половины работы.

Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающийся оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме устной оценки и письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Тестовые задания– динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Учёт ошибок и оценка письменных контрольных работ

 ДИКТАНТ

Объем диктанта:

1-й класс- 15 - 17 слов.

2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.

3-й класс - 1 - 2 четверть - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.

Оценки:

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
За ошибку не считаются: 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Примечание

        При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 Оценки:

 «5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант:
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания:
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)

АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.

4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать    (орфографическое чтение).

5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.

7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.

8. Подчеркни орфограммы в словах.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

2-й класс - 8-10 слов.

3-й класс - 10-12 слов.

4-й класс - 12-15 слов.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление; либо 2 ошибки без исправлений.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление; либо 3 ошибки без исправлений.

«2» - 4-5 ошибок.

 ТЕСТ

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ и СОЧИНЕНИЕ

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая — за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

«5»- правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

Сочинение

Отметка за содержание и речевое оформление:

"5" – логически последовательно раскрыта тема.

"4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

"3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

"2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

"5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

"4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

"3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

"2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

Заключение

Надежным инструментом повышения эффективности учебной деятельности является оценивание качества образования. Анализируя оценочный компонент обучения на разных этапах развития школы, мы отмечаем, что вопрос о необходимости изменения подходов к оценке ставился постоянно в течение последних двух столетий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.

Методические приёмы для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибк...

О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку

О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....

Система оценивания к проверочной работе по русскому языку 2 класса

Система оценивания к проверочной работе по русскому языку 2 класса...

Критерии оценивания письменных работ по русскому языку

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...

критерии оценивания работ по русскому языку

Данный документ поможет молодым специалистам оценить работы своих учеников....

«Система контроля и оценивания на уроке русского языка, как самостоятельная учебная задача».

Презентация на тему «Система контроля и оценивания на уроке русского языка, как самостоятельная учебная задача»....