Успешный ребёнок в школе. В чём секрет его подготовки?
статья (1 класс)

Статья, в которой рассматриваются основные бызовые моменты, на которые нужно обратить внимание родителям для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребёнка, чтобы его общее развитие соответствовало возрасту. Это поможет лучше адаптироваться к школе, лучше усваивать учебные предметы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешный ребёнок в школе.

В чём секрет его подготовки?

Наверное, все родители мечтают о том, чтобы с обучением в школе у их детей не было проблем. Кто-то в дошкольном возрасте даёт ребёнку вдоволь наиграться, затем записывает на курсы подготовки (с целью познакомить ребёнка с урочной системой) или готовит ребёнка к усвоению предметов самостоятельно, и во время обучения в школе у ребёнка не возникает серьёзных проблем. Кто-то готовит ребёнка к школе с рождения: развешивает над кроваткой изображения цифр, букв, разговаривает с ребёнком на серьёзные темы, читает поэзию из учебников старшей школы; обучает иностранным языкам и т. д., но не всегда получает ожидаемый результат. Порой родители жалуются, что ребёнок в первом классе не может усвоить элементарный материал по предметам, как будто «притормаживает» в развитии. Не может выполнить простые вычисления, не может научиться правильно держать ручку, пишет очень плохо, слабо развита память (с трудом учит стихи, правила, быстро всё забывает), не может хорошо сформулировать свою мысль, речь бедная. Помимо прочего, стал невнимательным, раздражительным, стал плохо засыпать, переутомляется. И в результате быстро теряет интерес к учёбе, появляется нежелание идти в школу.

        Как правильно действовать родителям, чтобы не навредить своему ребёнку?

        Прежде всего, необходимо понимать, что все дети рождаются с разными стартовыми возможностями. Учитывая это, нужно ориентироваться на нормы развития детей в каждом возрастном периоде (в течение года по месяцам, далее – по полгода, по году). Соответствие или несоответствие этим нормам развития показывает, насколько созрел тот или иной отдел головного мозга ребенка, насколько он готов к восприятию нового. Конечно, будущим родителям необходимо иметь базовые знания по возрастной психологии, познакомиться с особенностями развития детей в определенном возрасте, узнать о возрастных кризисах. Эти знания необходимы для того, чтобы лучше понимать своих детей (почему они так поступают, что им необходимо для развития, что можно ожидать), а главное – понимать, как заниматься развитием и воспитанием ребёнка в каждом возрастном периоде.

        

        Важно понимать, что сами по себе необходимые навыки у ребенка не разовьются и не закрепятся. Если ребёнком не заниматься, а ждать, когда он подрастёт и все само по себе появится, придётся пожинать неутешительные плоды своего «труда».

        Сейчас у многих детей наблюдается проблема в развитии речи. Это касается и развития речевого аппарата, и развития связной, осмысленной речи. Специалисты утверждают, что правильная, развитая речь является залогом хорошего, гармоничного развития детей: ребёнок лучше контролирует себя, развивается мышление, память, внимание. А эти психические функции как раз необходимы для успешного усвоения знаний в школе.

Какие могут быть причины плохого развития речи? Давайте разберёмся. Но начинать нужно с рождения ребёнка, как бы это не было удивительно.

В младенческом возрасте ребёнок нуждается в общении так же остро, как и в более старшем возрасте. Это для него жизненно необходимо. Именно общение «глаза в глаза». Так как мозг требует развития, прежде всего психоэмоционального; а также возникает потребность управления своим организмом; умственного – опять же для управления своим организмом и социализации. Это в общих чертах. Рассмотрим на самом элементарном примере, на одной из базовых потребностей ребёнка.

С рождения каждый ребёнок имеет базовые потребности: потребность в еде, воде, безопасности и чистоте.

С принятием пищи всё понятно – ребёнок ощущает голод – мозг подаёт сигнал – ребёнок зовёт маму. Цепь последовательных действий построена.

Но ребёнок нуждается и в чистоте. Спросите: «А какие проблемы по поводу чистоты могут быть в современном мире, когда у нас имеется всё необходимое по уходу за ребёнком? Тем более ребёнок сегодня практически всегда чувствует комфорт благодаря современным технологиям – он носит одноразовые подгузники!» Вот в этом и кроется одна из причин. Казалось бы – где речь и где подгузники! Но всё по порядку. Точно так же, как и с потребностью принятия пищи, у детей в коре головного мозга должна выстроиться определённая цепь последовательных действий, направленная на то, чтобы быть сухим и не испытывать дискомфорта. Когда одноразовых чудесных подгузников не было, дети, ощущая дискомфорт каждый раз звали на помощь родителей. Те, в свою очередь, каждый раз брали ребёнка на руки (что очень важно для общения в этом нежном возрасте – удовлетворялась психоэмоциональная потребность), переодевали, разговаривая с ребёнком, успокаивая его. При этом в коре головного мозга детей возникала сначала первая прочная связь нейронов «неудобство – позови родителей». Но родители не всегда могли подойти сразу – неудобство очень раздражало детей. Тогда начинала возникать, а затем и укрепляться другая связь в коре головного мозга «чтобы не возникло неудобства – позови родителей заранее». Ребёнок начинал осознавать, что нужно делать, чтобы оставаться сухим. При этом попутно мозг давал команду определённой группе мышц для удержания, чтобы отсрочить ощущение дискомфорта. Заметьте, какую работу проводит мозг в этом случае – возникает дополнительная потребность в общении, чтобы заранее сообщить о надвигающемся неудобстве, а также удовлетворяется потребность в общении, когда родители при определенном сигнале со стороны ребёнка приучают к горшку, а также, когда переодевают его и хвалят, что вовремя сообщил. Кругом положительные моменты для развития. Педиатры на осмотре недаром спрашивают, просится ли на горшок ребёнок. Если да, то отмечают этот момент как положительный в общем развитии.

Что происходит в наше время? Ребёнок просит кушать, пить – удовлетворяет потребность. А с чистотой что? А ему комфортно. Нет потребности позвать взрослых, чтобы поменяли одежду – значит в коре головного мозга не возникает цепь последовательных команд «некомфортно – позови взрослого» и «чтобы не допустить дискомфорта – позови взрослого заранее». Родители (из-за того, что ребёнок не зовёт) реже берут его на руки, реже общаются, не возмущаются по поводу мокрой одежды и не хвалят за то, что позвал. А также не приучают к горшку до года, что также должно сопровождаться дополнительным общением. Мало того, специалисты отмечают, что при постоянном использовании одноразовых подгузников (многие дети даже дома носят их) у детей могут возникнуть проблемы со здоровьем.

В случае, когда взрослые не злоупотребляют использованием одноразовых подгузников, у ребёнка по возрасту развивается эмоциональная сфера, по возрасту развивается диалогическая речь, развивается мышление. И в отношении здоровья, как правило, нет проблем. Поэтому одно из правил – умеренное использование одноразовых подгузников.

То же самое можно сказать и об использовании непромокаемых нагрудников для кормления. Должна выстроиться цепь команд «Чтобы было комфортно – кушай аккуратно (шире открывай ротик, ложку веди точно в рот)». Заметьте: здесь к развитию зон головного мозга, отвечающих за речь (чтобы позвать взрослого в случае неудобства) присоединяется развитие зон, отвечающих за координацию движений.

Для развития монологической речи, а также для знакомства с окружающим миром (предметами, их свойствами, явлениями природы) ребёнок должен постоянно слышать речь взрослого, который всё комментирует и объясняет. Пока ребёнок не говорит или говорит отдельные слова, фразы, у него речь очень активно развивается, просто взрослые этого не замечают. А это развитие заключается в накоплении словарного запаса, понимании того, что происходит вокруг, какие предметы окружают, какие они, что можно делать с этими предметами или что они сами умеют делать и многое другое. До трёх лет мозг очень активно развивается и требует тренировки для лучшего развития. Именно для этого родителям даётся трёхлетний отпуск по уходу за ребёнком.

В идеале, пока родители проводят много времени с ребенком до года, необходимо как можно чаще, пока ребёнок бодрствует, общаться с ним – во время переодевания, кормления, укладывания спать, прогулки комментировать все действия, показывать предметы, рассказывать о них (какие, для чего), играть с игрушками, комментируя, кто изображён, что умеет делать. Петь песенки, потешки, позже загадывать загадки, учить скороговорки, читать или рассказывать сказки. При этом слова произносятся неторопливо, напевно. Это нужно для того, чтобы ребёнок смог расслышать все слова чётко, понять смысл сказанного. Все непонятные слова и выражения надо пояснять. И в то же время вызывать его на диалог, терпеливо выслушивая всё, что пытается сказать ребёнок. В это время идёт развитие и фонематического слуха, что очень важно для успешного обучения по таким предметам, как литературное чтение, русский язык, иностранный язык.

Например, если младенцу каждый день в определённое время говорить, что пойдем гулять и при одевании рассказывать, что на голову надеваем шапочку, что руку надо продеть в рукав комбинезона, застёгиваем комбинезон на «молнию» или на пуговицы, надеваем обувь, то ребёнок в скором времени при слове «гулять» будет понимать, что нужно одеваться. Все дети при этом ведут себя по-разному. Но что такое прогулка и одевание, понимают. К 4-5 месяцам можно увидеть, как ребёнок не только спокойно лежит, давая себя одеть, но даже «помогает», стараясь сам продеть ручку в рукав или не крутит головой, пока не застегнёшь шапочку. Происходит процесс осознания происходящего, при этом, слыша мамину речь, усваиваются определённые слова, то есть накапливается словарный запас, пока пассивный, который затем перейдёт в активный.

Во время прогулки с младенцами и с детьми более старшего возраста нужно постоянно общаться. Маленьким показывать, что вокруг находится (расширяется кругозор) и рассказывать о свойствах предметов, играть в «ладушки», сопровождая прибаутками и т. п. С более старшими нужно вести диалог, задавая вопросы, требующие развёрнутого ответа (Почему? Как ты думаешь? Зачем? …) При этом родители должны быть достаточно эрудированы, чтобы самим рассказать ребёнку много интересного. Можно предложить пересчитать автомобили на стоянке, попробовать узнать, сколько их останется после того, как определённое количество уедет (развивается навык счёта, а также активизируется мыслительная деятельность во время решения даже такой простой задачи. Задачи очень хорошо составлять в магазинах, куда родители берут детей, и тут же решать их, имея перед глазами наглядность. При таком подходе ненавязчиво родители увлекают ребёнка математикой, которая вызывает много трудностей у школьников.

Необходимо регулярно учить с детьми маленькие стихи, считалки, использовать в речи пословицы, поговорки (давая необходимые пояснения, так как там много устаревших слов и выражений). Это очень хорошо развивает память, которая является основой восприятия учебного материала в школе. А также развивает монологическую речь – умение формулировать свою мысль, говорить складно, рассказывать последовательно, понятно, что очень помогает в школьные годы понимать задания в учебнике, а также воспроизводить полученные знания, понимая, о чем спрашивают. И, конечно, всё это развивает мышление. Для формирования умения составлять предложения хорошо помогает игра, когда ребёнок должен продолжить фразу или предложение. Можно продолжить сюжет сказки, рассказа (пофантазировать), что очень увлекает детей. А затем нарисовать сюжет к этому произведению. Надо отметить, что рисование очень хорошо развивает речь детей. Во время самого процесса дети невольно (чаще вслух) проговаривают всё, что изображают на бумаге. При этом рассказывают, что происходило до этого момента, а что может произойти потом. Такие занятия надо проводить регулярно. Они позволяют формировать у детей умение последовательно излагать сюжет не перескакивать с начала на конец, а потом на середину истории.

В своих лекциях советский и российский филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ (2010) Татьяна Владимировна Черниговская не раз доносила до слушателей мысль о том, что, если у человека хорошо развита речь, он умеет складно говорить, значит у него хорошо развито мышление. С этим трудно поспорить. Ведь для того, чтобы донести до слушателей мысль, нужно понимать суть проблемы, о чем ребенок говорит. Чтобы ребенка поняли, нужно выстроить свою речь последовательно, используя нужные термины, точные выражения.

В связи с этим хочу привести некоторые примеры – наблюдения из жизни.

Лет пять назад я заметила, что около нашего дома гуляет мама со своими близнецами, которые были еще в младенческом возрасте. Она привлекла моё внимание тем, что, пока малыши не спали, она с ними активно разговаривала: рассказывала маленькие стишки, потешки и т. д., при этом не коверкая слова на манер маленьких. Дети, которым было на тот момент месяцев 6-7, внимательно её слушали, улыбались. Согласитесь – редко сейчас такое увидишь. Затем я её встретила, спустя примерно 3 года. Я шла утром на работу, увидела, что эта молодая мама ведёт своих малышей в садик. По дороге они о чем-то увлечённо говорили. Детям было около 3-х лет. Я была приятно удивлена, когда заметила, что мама спокойно, терпеливо выслушивает каждого. При этом, дети не перебивали друг друга. А речь их была правильной: каждое предложение заключало в себе законченную мысль, можно было сразу понять тему их разговора даже на ходу; произношение звуков тоже правильное, слова не исковерканы, и я не заметила на слух логопедических проблем у этих детей. Очень жаль, что мам, предпочитающих живое общение с детьми вместо общения с телефоном, сегодня немного.

К сожалению, чаще по дороге на работу или с работы вижу другую картину. Идет ребенок с папой или с мамой в полном молчании. Причем, весь путь – от дома до школы.  Если родители о чем-то спрашивают, то чаще всего задают следующие вопросы: «Ты как сегодня?», «Поел?», «Не дрался?». Но кто-то спрашивает утром стишок, который надо сегодня рассказать, тренируются по дороге в знаниях таблицы умножения. Молодцы. Порой, слышу команду, адресованную ребенку: «Ко мне, я сказала!», «Ты оглох?!», «Иди! Быстро!». При этом, если ведут собачку по дороге в школу, к ней обращаются: «Ты моя лапочка! Иди, солнышко, к мамочке!». Поэтому не приходится удивляться тому, что дети, приходя в школу, не умеют общаться со сверстниками, из-за чего возникает множество конфликтов. А также совершенно не умеют общаться со взрослыми. Но это отдельная тема.

Еще один пример. Ученик пришел в школу, в первый класс. Не имея каких-либо отклонений в развитии, на протяжении всего обучения в начальной школе имел очень большие проблемы в обучении. Он проходил диагностику у разных специалистов. Развитие по возрасту. Но имеется стойкое отставание от сверстников в нормах поведения, в усвоении основных предметов. Стали разбираться с родителями, искать причину. Выяснилось, что ребёнок с очень раннего возраста был отдан в дошкольное учреждение. У мамы не было возможности сидеть в декретном отпуске три года. Мама отдала в ясли в надежде на то, что там «все сделают»: накормят, выведут на прогулку, всему научат, в том числе и самостоятельности. Но там был только присмотр и уход. Стихи, песенки ребенок не учил, названия деревьев не знал и не умел различать растения, не было занятий, направленных на развитие памяти, концентрации внимания, мышления. Ребенок не умел классифицировать предметы, выделять лишнее, находить общие признаки. Также, он не умел пользоваться ножницами, раскрашивать по правилам, рисовать, ориентироваться на плоскости (на листе бумаги не мог найти верх, низ, не знал, что есть правая и левая сторона). А дома старенькая бабушка не могла заниматься, а мама, приходя с работы, думая, что днём ребенок позанимался, занималась только тем, что кормила и укладывала спать. Почему не вела с ребенком разговор о прошедшем дне – не знаю. Он привык к тому, что его никто не заставлял что-либо делать, дома ему и в школьном возрасте помогали одеваться, кормили, развлекали. Речь ребёнка была очень скудной, точнее – вообще не была развита. Весь первый год обучения он чаще всего молчал. На перемене можно было услышать отдельные слова-крики во время игры с детьми. Если что-то пытался рассказать, приходилось задавать наводящие вопросы по каждому предложению, мало того – половину фразы нужно было проговаривать вместе с ним, заранее составляя её. А ведь это— работа взрослых в период, как только ребёнок учится говорить. При решении простых задач возникал правильный ход решения (в половине случаев), но объяснить его он не мог. Также не мог решить более сложную задачу: начнет решать правильно, затем не может объяснить, что нужно делать дальше и теряет правильную мысль по решению задачи. Это очень яркий пример того, как развитие речи тесно связано с развитием мышления.

В результате чего в школе постоянно по основным предметам имел академическую задолженность, приходилось заниматься дополнительно, из-за чего у ребенка наступало переутомление и достаточно быстро пропало желание идти в школу, так как для него выполнение заданий было непосильной задачей.

Несколько слов о том, как можно помочь ребёнку, чтобы он достаточно чисто произносил звуки. На консультациях логопеды часто советуют родителям не увлекаться протёртой пищей для ребёнка, имеющего зубы. Ему необходимо укреплять артикуляционный аппарат. Нужно заставлять работать мышцы языка, щёк, заставлять работать нижнюю челюсть. Поэтому с раннего возраста необходимо приучать ребёнка кушать мясо кусочками, твёрдые фрукты, овощи. Также можно выполнять различные упражнения для щёк и языка. Но логопеды об этом расскажут лучше.

А чтобы ребёнок не ленился говорить, особенно в период, когда он только-только начинает использовать речь, не стоит всегда понимать, что хочет ребёнок. Порой полезно сделать вид, что не понимаете его, чтобы у ребёнка возникла острая потребность объяснить всё словами. И после такого объяснения или его попытки обязательно похвалите его.

Теперь – о развитии мелкой моторики. Все родители знают, что хорошее развитие мелкой моторики гарантирует хороший почерк ребёнка. Трудно не согласиться. Но развитие мелкой моторики опять же даёт стимул в развитии мышления, внимания (особенно – концентрации внимания), памяти и работоспособности. С чего нужно начинать?

А начинаем, конечно, с младенческого возраста – даём ребенку разные игрушки по возрасту из разных материалов: пластмассовые (гладкие и шершавые), деревянные, с разной фактурой. Позже – текстильные, мягкие, твёрдые. Учим пользоваться простыми механизмами. Учим правильно держать ложку, вилку, затем учим пользоваться ножом, ножницами (на прошлой неделе заметила, что не все четвероклассники в столовой правильно держат ложку или вилку – в кулаке).

На улицу, как только ребёнок научился ходить, бегать, нужно брать с собой мячи (разные: лёгкие – для того, чтобы бросать руками и футбольный). Кто-то спросит: Какое отношение имеет футбол или игра в «Картошку» к письму? Самое прямое. Не будем забывать, что мозг человека созревает медленно – примерно к 25-27 годам. Неравномерно, в каждом возрасте созревают определённые зоны. Пока ребёнок маленький, у него должны быть до автоматизма отработаны такие движения как бросок мяча и ловля мяча, умение ногой отфутболить мяч, позже – вести мяч в игре руками и ногами.

Также, очень хорошо вовлекать детей в такие игры, как «Классики» (разных видов), «Резиночка», коллективные игры: «Третий лишний», «Салочки», «Колдунчики», «Гигантские шаги» и многие другие, в которых дети бегают (разными видами шагов), прыгают, дотягиваются до чего-либо, приседают при каких-то условиях игры и т. д. Когда в дошкольном возрасте у ребёнка сформировались двигательные навыки рук и ног (крупные), он готов к тому, чтобы формировать двигательные навыки для пальцев (мелкая моторика), оттачивая точность движений, силу нажима на предмет, чтобы впоследствии не было проблем при письме.

Хочу заметить, что подвижные игры очень полезны ещё в том отношении, что во время этих игр ребёнок действует по правилам игры, понимая, что правила нарушать нельзя — выйдешь из игры досрочно. В школе таким детям легче принять правила поведения. А также в процессе усвоения предметов они спокойно учат разные правила, так как там тоже надо их соблюдать (например, правила написания безударных гласных в корне слова), иначе придётся исправлять ошибки.

Какие занятия необходимы ребёнку, направленные на развитие мелкой моторики:

  • Перебирание крупы (отработка точности движения пальцев, разная фактура способствует дополнительному развитию разных отделов мозга, ребёнок учится выделять лишнее – развивается концентрация внимания, что очень важно при обучении в классе)
  • Лепка из разных материалов: теста, пластилина, глины способствует не только развитию точности движений и тренировке определённых мышц, но и учит усиливать или ослаблять хватку пальцев в зависимости от материала.
  • Умение управляться ножом, ножницами, иглой. Это позволяет ребёнку не только пальчики развивать, но и всю кисть, особенно запястье. Также ребенок учится поворачивать лист бумаги при вырезывании фигур – хорошо контролирует свои движения, понимает, где правая и левая сторона листа. А ещё это учит ребёнка быть осторожным при использовании острых предметов, а значит и более ответственным. Замечено: когда детям на уроке технологии выдаёшь опасные предметы (ножницы, иглы) они становятся более усидчивыми, не поворачиваются друг к другу, осторожно пользуются этими предметами.
  • Работа с конструктором очень хорошо развивает не только мелкую моторику – происходит развитие мышления, так как перед тем, как выполнить работу, нужно представить, что должно получиться, определить, из каких деталей выполнить работу, что нужно сделать сначала, что потом. Очень важно использовать разные виды конструктора (в том числе и железный с болтиками, гаечками, гаечным ключом), а также разные виды мозаики.
  • Собирание картин из пазлов, мозаика очень хорошо развивают и мышление, и воображение. А также тренирует внимание и память.

Эти виды занятий тренируют усидчивость и работоспособность, если умело организовать занятия, дозировано давать задания, и обязательно подбадривать, если возникают трудности, а также хвалить, когда эти трудности ребёнок преодолел.

        Особое внимание хочу уделить такому виду деятельности, как рисование и лепка. Это не просто творчество. Это умение создать объект с нуля. Это касается тех рисунков, которые ребёнок не копирует, а создаёт сам, на чистом листе бумаги.

        Именно на чистом листе бумаги с помощью взрослых ребёнок учится правильно располагать свой объект для рисования, при этом тренируется в ориентации на плоскости (верх, низ, левая сторона, правая сторона, центр). В школе этот навык понадобится ему для ориентации на тетрадном листе.

 Ребёнку нужно показать, как рисовать разные предметы с помощью разных линий, как закрашивать карандашом и красками. Дети видят, что из обычных линий создаётся изображение задуманного. Они начинают понимать, в какую сторону надо вести руку с карандашом, чтобы получилось изображение предмета. Очень полезно раскрашивать карандашами. Дети должны почувствовать, с какой силой нажимать на карандаш, чтобы изменить интенсивность цвета. В этот момент пальчики по-разному напрягаются, мышцы работают с разной силой. Фломастером при нажиме интенсивность цвета нельзя изменить, мышцы руки не получают должную нагрузку, поэтому специалисты рекомендуют чаще давать детям карандаши. Важно учить правильно раскрашивать предметы карандашом, в разных направлениях, иногда круговыми движениями против часовой стрелки (овальные элементы букв пишутся против часовой стрелки), мелкими и крупными штрихами, вырабатывающими точность движений кисти и пальцев. Сначала руки не слушаются, так как для мозга это новый вид деятельности (нейронные связи только-только образовались, но ещё не окрепли, они неустойчивы, требуют закрепления полученного умения), но при многократном повторении одних и тех же движений вырабатывается определённый графический навык. Впоследствии дети доводят его до автоматизма. Но при условии, что занятия рисованием проходят регулярно, почти каждый день. Если каким-либо видом деятельности на заниматься с ребёнком, навык быстро утрачивается, так как в коре головного мозга не получили закрепление сформировавшиеся нейронные связи, мало того, эти связи могут исчезнуть. И когда о забытом виде (например, о рисовании) деятельности вспоминают, пытаются продолжить занятия, приходится начинать с начала, ребенок все забыл. Именно поэтому говорят, что повторенье – мать ученья. Чтобы не отбить охоту у детей к рисованию, очень важно на первых этапах помочь детям вести руку в нужном направлении (затем в школе будет легче вести ручку в нужном направлении при написании букв), порой «рука в руке», чтобы понял, как. Особенно это важно для детей, путающих направления: налево, направо, вверх, вниз. Подбодрить, если сразу не получается.

Научившись изображать отдельные предметы, ребёнок вскоре сможет изображать целый сюжет на бумаге. Это очень важный этап в развитии. При создании сюжетной картинки у ребенка развивается не только мелкая моторика, у него активно работает память (если это кадр из мультфильма, еще лучше – сюжет из прочитанной мамой книги). Он вспоминает этот момент, а также то, что предшествовало этому моменту и то, что следовало за ним. Устанавливается причинно-следственная связь. Развивается речь, мышление, воображение, (ребёнок проговаривает про себя, кто из героев где находится, что делает; думает, как лучше расположить все предметы, чтобы хватило размера листа, чтобы было понятно, кто ближе, кто дальше, чтобы был понятен сюжет, представляет, воображает, как могли бы развиваться события, что-то добавляет или убирает из картины. Представляет героев сюжета, а также место действия. Кроме того, учитывает эпоху (временные представления). В связи с этим учитывает, какая должна быть одежда, обстановка. Но в этом вопросе не обойтись без помощи взрослых. Мышление работает на каждом этапе и во всем комплексе действий. Работу мышления можно активизировать, давая ребёнку задание нарисовать на своей картине определённое количество предметов, определённой формы, цвета, определённое местоположение.

То же самое происходит и при занятиях лепкой. Часто во время таких занятий дети комментируют свои действия, ведут «разговор» с объектом своего творчества, комментируют свои действия, что хорошо влияет на развитие речи.

Вообще, если ребёнок занимается каким-то мастерством, это очень хорошо и всесторонне его развивает. Один из учеников как-то сказал мне, что стал лучше решать задачи после того, как стал посещать мой кружок «Мастерская Самоделкина», на котором дети плетут, рисуют, вяжу, шьют и выполняют самую разную работу. И это неудивительно. Ведь в процессе работы должен выстроиться алгоритм действий, ребёнок должен заранее подумать, что делать и как, чтобы получилось изделие.

Таким образом, мы видим, что готовиться к школьному периоду, а на самом деле – к более взрослым жизненным этапам, нужно с рождения, каждый день, ежеминутно. Необходимо помнить, что, если пропустить хоть один день такого насыщенного общения (хотя бы 30-40 минут в день), развитие ребёнка затормозится, а то и даст «откат назад», так как не были еще раз закреплены нейронные связи.

 Понятно, что все виды деятельности в рамках одного дня реализовать невозможно. Но и после работы можно найти время, чтобы поговорить с детьми, выполняя с ними какое-то занятие на кухне, приучая детей к помощи родителям, почитать книгу, а затем нарисовать иллюстрацию к ней. В выходной день на прогулке понаблюдать за чем-то интересным, а затем сделать поделку, сочиняя сказку про какое-нибудь чудо. Также, на прогулке можно познакомить детей с разными видами деревьев, кустарников (обращая внимание на названия, особенности), пересчитать дома, выделяющиеся чем-нибудь, машины на парковке, сочинить задачку и решить ее. А вечером можно всей семьёй посмотреть хороший мультфильм или фильм с красивой речью, сюжет которого заставляет думать. Но при просмотре ни в коем случае нельзя что-либо кушать. Потому что мозг выполняет только одну, более значимую для организма задачу. Если во время просмотра фильма, кушать (а это базовая потребность), мозг будет работать на переваривание пищи, упуская важные моменты сюжета, теряя причинно-следственные связи.

 Как-то родители моего класса организовали поход в кинотеатр. Перед тем, как идти в зал, всех детей родители снабдили едой и напитками. После просмотра мультфильма мы с родителями спросили, о чем была сказка? Никто не смог ответить, выдавали только обрывочные воспоминания сюжета. Что подтверждает вышесказанное.

Подведём промежуточный итог. Для успешного обучения необходимо в достаточной степени развить такие психические функции мозга, как: память, мышление, воображение, работоспособность. А также необходимо развитие крупных движений и развитие мелкой моторики. Процесс развития всего перечисленного довольно длительный. Поэтому заниматься с детьми нужно постоянно, не жалея для этого сил и времени. Но и самостоятельно заниматься каким-либо делом, без помощи взрослых полезно. Когда ребенок уже хорошо знаком, например, с конструктором, пусть самостоятельно что-то изобретет. Это только на пользу, да и родителям необходимо иметь хоть немного свободного времени.

Далее рассмотрим, как подготовить ребёнка к общению со сверстниками и с преподавателями.

К первому классу ребёнок должен понимать, что в школе к нему будут предъявляться определённые требования, поэтому нужно подготовить его к этому. Лучшая подготовка не в теории, а на практике.

Дети, посещающие детский сад, каждый день выполняют определённые требования воспитателей: заправить постель, самостоятельно одеться, раздеться, помыть руки, собрать игрушки, отнести за собой посуду. Также, воспитатели напоминают, что, когда входишь в помещение, необходимо поздороваться, при выходе – попрощаться. Нужно всех взрослых называть по имени и отчеству, ни в коем случае нельзя перебивать взрослых. Ко всем взрослым (воспитателям, учителям, поварам, нянечкам и т. д.) необходимо проявлять уважение. На улице, в магазине, в гостях нужно вести себя так, чтобы не было стыдно.

Дома родители также должны предъявлять требования к детям. Помимо вышеперечисленных к 6-7 годам можно дать детям посильную работу по дому и требовать её выполнение. Пусть это будет небольшая по объёму и сложности работа, но она обязательно должна быть доведена до конца. Впоследствии это поможет ребёнку до конца выполнять классную и домашнюю работу, причем, эта работа не будет вызывать ужас у ребёнка из-за объёма, так как он уже привык трудиться. Требовать уважительное отношение к себе как к родителям и ко всем взрослым. На детской площадке нужно требовать, чтобы дети сначала думали, что может произойти, если, например, сбежать с высокой горки, а потом делали.

В общении со сверстниками тоже должны выполняться определённые требования. Если вынес игрушки во двор, делись с другими. И нужно быть готовым морально к тому, что эти игрушки могут быть сломаны, потеряны (чаще всего нечаянно). Если на площадке между детьми назревает конфликт, взрослым нужно показать детям, как его погасить, а также – как его можно предупредить.

К сожалению, на детской площадке порой можно увидеть такую картину. В песочнице дети не поделили игрушку, кто-то случайно сломал её. Тут же мамы, оторвавшись от телефона или от своей беседы, начинают между собой выяснять отношения на повышенных тонах, указывая, сколько заплатили за игрушку и что чужой ребёнок не имел права её ломать. Дети, наблюдая за разборками мам, делают вывод, что именно так и нужно поступать. Поэтому в школе из-за мелочей у детей возникают серьёзные конфликты, которые могут перерасти в серьёзное противостояние, нередко с дракой.

Не раз в школе при разборе конфликтной ситуации, когда шло дело к примирению, выяснялось, что кто-то из детей не знал, что нужно извиниться, не слышал слова «прости, пожалуйста».

Да, нелегко признавать свою вину. Но и этому ребёнка нужно учить ещё в раннем детстве. Нужно учить его вежливым словам. И в конфликтной ситуации, когда надо попросить прощения у друга, необходимо добиваться того, чтобы ребёнок сделал это. Просить прощение не унизительно, это позволяет человеку переосмыслить своё поведение и корректировать его. Это элемент самовоспитания. Те родители, кто научил детей не конфликтовать или выходить из конфликта достойно, научил просить прощение и научил прощать, будут вознаграждены тем, что дети с ними будут более откровенны, не станут лгать, смогут вовремя попросить у родителей совет. А значит, родителям не придётся без причины волноваться за своих выросших и самостоятельных детей.

Для того, чтобы ребёнок понимал, что такое работа в классе, что такое урок, можно записать ребёнка на подготовительные курсы или в какой-либо детский клуб. Но главное – то, что успели вложить родители за все годы раннего детства.

В качестве примера могу рассказать об ученице, которая, как мне казалось, посещала разные курсы, поэтому так хорошо учится. Спустя 3-4 месяца после начала учебного года встретилась с её мамой, которая благодарила меня за то, что я смогла быстро научить девочку правильно, в хорошем темпе считать и хорошо писать. Она такого не ожидала. В свою очередь я была удивлена. Озвучила свои предположения о том, что девочка заранее, до первого класса, многое умела. На что мама говорит, что она ничего не умела, букв не знала, писать не умела и математикой они не занимались. Я стала спрашивать маму, чем они тогда занимались. И мама поведала, что они в семье обращали внимание на прогулке на что-нибудь, наблюдали за каким-то явлением, учили считалки для игр, стихи, песни. А также выполняли многое, о чем я пишу в этой статье. Этой маме я сказала, что благодаря такому неравнодушному отношению к развития своего ребёнка, она смогла в повседневных заботах, разговорах, играх развить так необходимые ребёнку для обучения память, внимание, мышление, работоспособность. А также хорошо воспитала свою дочь, у которой много подруг, друзей, нет проблем в общении, а также не было негативного отношения к школе и ко всем школьным трудностям – их она воспринимает как рабочий момент.

В заключении хочу сказать, что будущее наших детей зависит во многом от нас, их родителей. Не стоит надеяться на чудо, приговаривая «вырастет – поймёт», не стоит, что кто-то (няня, бабушка) или дошкольная организация выполнит работу родителей лучше, а мы получим готовый результат. Да и сам процесс общения с ребёнком бесценен, дорог каждый день! Наверное, каждому из нас надо почаще задавать себе вопрос «А зачем, для чего ребёнку даны родители?»

Желаю всем родителям терпения, мудрости, дальновидности в этом нелёгком, но таком важном деле как воспитание детей, подготовка их ко взрослой жизни!

Источники:

1.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-33.userapi.com%2Fimpf%2Fc636923%2Fv636923902%2Fe42d%2FaHhF2mnVqSg.jpg%3Fsize%3D685x462%26quality%3D96%26sign%3Dde41c9af4f0a8d846f20a7a319222d91%26c_uniq_tag%3D90Xd74H9lPfcXbfO4Ac8W9XkkzjsTSorwmLQUThQdO0%26type%3Dalbum&lr=10738&pos=0&rpt=simage&text=ребенок%20в%20песочнице%20с%20мамой%20фото%20для%20презентации

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=ребенок%20в%20школе%20фото%20для%20презентации

2.

https://soundstream.media/playlist/tat-yana-chernigovskaya-lektsii

3.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-43.userapi.com%2F6oOCdIExaxnooJfKjEl5psnYh01fA8qp4SpL_Q%2FTFswhVYWu08.jpg&lr=10738&p=1&pos=23&rpt=simage&text=ребенок%20идет%20в%20сад%20с%20папой%20молча%20фото%20для%20презентации

4.

https://yandex.ru/search/?text=ребенок+помогает+по+дому+фото+для+презентации&lr=10738&clid=2261453&win=429

5.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=ребенок%20в%20школе%20фото%20для%20презентации

6.

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=ребенок%20рисует%20фото%20для%20презентации

7.

https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebnik.pdf?ysclid=m2tgym0qx703948611


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."

Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Выступление: "Развитие интеллекта как фактор успешной подготовки ребёнка к школе"

Выступление поможет рассказать родителям о важности подготовки детей к школе....

Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление

Основные направления реализации программы:  –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...

Готовность ребёнка к школе как важный фактор успешности обучения.

Для успешного обучения ребёнка в школе с первых дней необходимо знать его физиологическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную. Все три компонента важны для достижения этой цели....

Готовность ребёнка к школе как важный фактор успешности обучения.

Для успешного обучения ребёнка в школе с первых дней необходимо знать его физиологическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную. Все три компонента важны для достижения этой цели....

планирование внеурочной деятельности в начальной школе "Здоровый ребёнок - успешный ребёнок"

Данная разработка представлена для учащихся 1 класса в рамках оказания психологической помощи в адаптации.Цель: формирование основ культуры психологического и физического здоровья у первоклассников.За...