Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, подвижные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивной площадки населённого пункта (футбольная) в рамках работы программы;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация правильного питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_rebenok.doc | 912.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Черный Ключ
Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы
«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Спортивно-оздоровительное направление
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
а .
Педагог дополнительного образования: учитель физической культуры
Поларшинов Геннадий Трифонович.
Количество часов:99
с.Черный Ключ
2014 г.
Содержание:
№ стр | |
Пояснительная записка Цели и задачи программы Направления реализации программы Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности Учебно-тематический план Календарно- тематическое планирование Содержание программы Планируемый результат Формы и виды контроля Методические рекомендации Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Литература | 3-5 6 7-8 9 10 12-14 15-16 17 18 19-22 23-24 25-26… |
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовании.
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе
(Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)
2. Участники программы:
учащиеся 1 класса.
3. Состав группы:
постоянный.
4. Особенности набора детей:
свободный.
5. Форма занятий:
групповые.
6. Время существования программы:
программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.
7. Количество занятий и учебных часов в неделю, за год:
программа рассчитана на 33 учебных недели- 99 учебных часа.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Данная программа актуальна для нашей школы, так как:
- Наша школа является опорной школой по здоровьесбережению в Клявлинском районе;
- Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.
Программа разработана с учетом возраста учащихся, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей и помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса .
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного
процесса в школе.
ЦЕЛЬ: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни и сохранению собственного физического здоровья.
ЗАДАЧИ:
- Образовательные:
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
- Обучить детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений.
- Оздоровительные:
- Укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры.
- Организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.
- Развивающие:
- Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей.
- Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побудить их к формированию здоровья собственными силами.
- Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.
- Развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Воспитательные:
- Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения.
- Воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, подвижные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивной площадки населённого пункта (футбольная) в рамках работы программы;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация правильного питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности
Воспитательные результаты | Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) | Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) |
Спортивно-оздоровительная деятельность | - беседы о ЗОЖ; -беседы о правильном питании; - оздоровительные процедуры; - физкультурные и спортивные занятия; | ||
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. | |||
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
Учебный план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Контроль | |
Лекции | Практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Беседа | |
2 | Гигиенические и этические нормы | 4 | 2 | 2 | Беседа |
3 | Общеразвивающие упражнения | 5 | 5 | Наблюдение.Мониторинг. | |
4 | Подвижные игры и упражнения | 25 | 1 | 26 | Наблюдение |
5 | Спортивные игры | 18 | 18 | Тестирование | |
6 | «Физкультурные праздники», «Праздники здоровья» | 13 | 13 | Анкетирование | |
7 | Азбука здорового питания | 7 | 3 | 4 | Беседа |
8 | Азбука безопасности | 13 | 9 | 4 | Викторина |
9 | Элементарные туристские навыки. Техника пешеходного туризма | 13 | 3 | 10 | Инструктаж. |
Итого: | 99 | 18 | 81 |
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Форма организации занятий | Кол-во часов | УУД | Контроль | |||||
лек | прак | |||||||||
1 | Вводное занятие | беседа | 1 |
| ||||||
2 | Гигиенические и этнические нормы. | Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. | 2 | 2 | Личностные:ГИГИЕНА ТЕЛА И ДУШИ. | |||||
3-4 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 2 | ||||||||
5 | «Твой новый режим дня» | Беседа | 1 | |||||||
6 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | ||||||||
7 | Общешкольный субботник. | 1 | ||||||||
8 | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений | Беседа | 1 | |||||||
9 | «Азбука безопасности на дороге». | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма | 1 | |||||||
10 | Правила гигиены туриста. Этические правила туристов. | Беседа | 1 | |||||||
11 | «Красота осенней природы». | Экскурсия в осенний лес. | ||||||||
12 | «Путешествие к гномам за секретами здоровья» | Физкультурный праздник | 1 | |||||||
13 | «Безопасность и быт юного туриста» | Беседа | 1 | |||||||
14 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | ||||||||
15 | «В гости к берёзкам». | Динамическая прогулка. | 1 | |||||||
16 | «Веселые туристские старты» | Внеклассное мероприятие | 1 | |||||||
17 | «Учимся играть в футбол» | Занятие на футбольном поле | 1 | |||||||
18 | «Сменная обувь. Зачем она?» | Беседа | 1 | |||||||
19 | Комплекс общеразвивающих упражнений | 1 | ||||||||
20 | «Волшебница Гигиена» | Внеклассное мероприятие | 1 | |||||||
21 | Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания при беге. | Беседа | 1 | |||||||
22 | «Учимся играть в футбол» | Занятие на футбольном поле | 1 | |||||||
23 | «Жизнь осеннего водоёма » | Экскурсия на водоём | 1 | |||||||
24 | Осенний кросс. | 1 | ||||||||
25 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | ||||||||
26 | «Наши верные друзья на улицах и дорогах» | Беседа | 1 | |||||||
27 | Упражнения для формирования правильной осанки | 1 | ||||||||
28 | «Учимся играть в футбол» | Занятие на футбольном поле | 1 | |||||||
29 | «Уроки осторожности».. | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма | 1 | |||||||
30 | Шашки. | Знакомство с настольными играми | 1 | |||||||
31 | Еcли хочешь быть здоров. | Беседа | 1 | |||||||
32 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | 1 | ||||||||
33 | Со спортом дружить – здоровым быть! | Час здоровья | 1 | |||||||
34 | «Мой веселый, звонкий мяч!» | Подвижные игры и упражнения с мячами | 1 | |||||||
35 | Комплекс общеразвивающих упражнений | 1 | ||||||||
36 | Мы - пассажиры | Беседа | 1 | |||||||
37 | Шашки | Настольные игры. | 1 | |||||||
38 | «Первые снежки» | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | |||||||
39 | «Уроки безопасности пешехода». | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | 1 | |||||||
40 | «Советы Айболита» | Внеклассное мероприятие | 1 | |||||||
41 | Первая помощь при легких травмах | Беседа | 1 | |||||||
42 | Весёлые старты | Спортивные соревнования | 1 | |||||||
43 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | 1 | ||||||||
44 | «Осторожно – Мороз!» | Беседа | 1 | |||||||
45-46 | Строим снежную крепость | Подвижные игры на свежем воздухе. | 2 ч | |||||||
47 | Катание на санках. Игра в снежки. | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | |||||||
48 | Правила приема пищи | Практическое занятие в столовой | 1 | |||||||
49-50 | Лепка снежных фигур. | Украшение школьного двора к празднику. | 2 ч | |||||||
51 | Эстафета на санках. | Спортивные соревнования | 1 | |||||||
52 | Комплекс общеразвивающих упражнений | 1 | ||||||||
53 | «Красота зимнего леса» | Зимняя экскурсия | 1 | |||||||
54 | «Чтоб расти нам сильными…» | Сказка-игра | 1 | |||||||
55 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | 1 | |||||||
56 | «Вперед, шашисты!» | Шашечный турнир | 1 | |||||||
57 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | 1 | ||||||||
58 | Веселый урок здоровья | Конкурсно- игровая программа | 1 | |||||||
59 | Лыжная прогулка. | 1 | ||||||||
60 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | 1 | ||||||||
61 | «Богатырские потешки» | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества | 1 | |||||||
62 | Подвижные игры и упражнения с мячами. | 1 | ||||||||
63 | Комплекс общеразвивающих упражнений | 1 | ||||||||
64 | «Азбука здоровья» | Внеклассное мероприятие | 1 | |||||||
65 | Лыжная прогулка. | 1 | ||||||||
66 | Вредные привычки | Беседа | 1 | |||||||
67 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | Беседа | 1 | |||||||
68 | Если хочешь быть здоров – постарайся! (День Здоровья) | Соревнования саночников, лыжников в своей возрастной группе. | 1 | |||||||
69 | «Мама, папа, я спортивная семья» | Семейный спортивный праздник | 1 | |||||||
70 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | 1 | ||||||||
71 | Кухня моей семьи | Конкурс рисунков | 1 | |||||||
72 | Игра в теннис | Первые приёмы игры | 1 | |||||||
73 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | 1 | ||||||||
74 | Игра в теннис | Первые приёмы игры | 1 | |||||||
75 | «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты.» | Беседа. | 1 | |||||||
76 | Игра в теннис | Первые приёмы игры | 1 | |||||||
77 | Вредные продукты | Путешествие в магазин | 1 | |||||||
78 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | 1 | ||||||||
79 | Оформление стенгазеты ко Дню здоровья | 1 | ||||||||
80 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | ||||||||
81 | «Здоровье Планеты – наше здоровье» | Внеклассное мероприятие | 1 | |||||||
82 | Работа в школьном дворе. | Благоустройство клумб. | 1 | |||||||
83 | «Где прячутся витамины?» | Игровая программа | 1 | |||||||
84 | « Компьютерные игры - вредные и полезные». | Беседа | 1 | |||||||
85 | Наблюдения за весенними изменениями в природе. | Экскурсия в весенний лес | 1 | |||||||
86 | « Королевство волшебных мячей» | Семейный спортивный праздник | 1 | |||||||
87 | Если хочется пить… Полезные напитки | Беседа | 1 | |||||||
88 | Русские народные подвижные игры | 1 | ||||||||
89 | «Учимся играть в бадминтон» | Первые приёмы игры | 1 | |||||||
90 | «Я здоровье берегу- сам себе я помогу» | Внеклассное мероприятие | 1 | |||||||
91 | Русские народные подвижные игры | 1 | ||||||||
92 | «Учимся играть в бадминтон» | Первые приёмы игры | 1 | |||||||
93 | Русские народные подвижные игры | 1 | ||||||||
94 | Весенний кросс | 1 | ||||||||
95 | «Эти правила важны - знать мы их всегда должны» | Викторина | 1 | |||||||
96 | «Учимся играть в бадминтон» | Первые приёмы игры | 1 | |||||||
97 | Правила и меры безопасного поведения на воде | |||||||||
98 | Подвижные игры на берегу реки. | Динамическая прогулка на водоём | 1 | |||||||
99 | Малые олимпийские игры | Семейный спортивный праздник | 1 |
Содержание программы:
Введение (1 ч.) Изучение правил техники безопасности и этических норм при проведении спортивных мероприятий. Основные требования к занимающимся: регулярность, заинтересованность, наличие спортивной формы. Техника безопасности: правила поведения во время спортивных занятий, техника безопасности при занятиях со спортивными снарядами, предметами. Правила поведения в коллективных спортивных мероприятиях: честность, взаимоподдержка, взаимопомощь.
Спортивные игры (18 ч.): Занятия по общей физической подготовке. Коллективные спортивные игры: футбол, настольный теннис, бадминтон, лапта, городки, народные детские игры и др., лыжные пробеги, катание на санках, катание на лыжах, шашечный турнир. Соревнования.
Общеразвивающие упражнения (5 ч.): на месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений, у опоры, в движении, с предметами, с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Подвижные игры и упражнения (26 ч.): подвижные игры на свежем воздухе, в спортивном зале; игры и упражнения с бегом, с прыжками, с лазаньем, с метанием и ловлей, с построением и перестроением, с мячом, со скакалкой, с обручем.
«Физкультурные праздники», «Праздники здоровья» (13 ч.): подбор спортивно-развлекательных аттракционов, разработка программ проведения. Формирование команд участников. Организация болельщиков. Подготовка художественного и музыкального оформления праздников и призового фонда. Подведение итогов и анализ проведения праздников. «Веселые старты», спортивный праздник «Папа, мама и я- спортивная семья», «Малые олимпийские игры», «Путешествие к гномам за секретами здоровья», час здоровья « Со спортом дружить – здоровым быть!», «Богатырские потешки» , «Если хочешь быть здоров – постарайся! (День Здоровья) ,«Здоровье Планеты – наше здоровье» «Я здоровье берегу- сам себе я помогу», викторина «Эти правила важны - знать мы их всегда должны» Урок-сказка «Чтоб расти нам сильными…», семейный спортивный праздник на свежем воздухе « Королевство волшебных мячей», конкурсно- игровая программа «Веселый урок здоровья.»
Элементарные туристские навыки. Техника пешеходного
туризма (12 ч.): тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе, в лесу, у водоёмов, правила передвижения по дорогам; правила гигиены туриста. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым отстающим в походе, отношение к природе. Тренировочные походы: подготовка, проведение, анализ. Сезонные экологические экскурсии в лес для изучения местной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки и очистка побережья от бытового мусора. Динамические прогулки.
Азбука здорового питания (7 ч.): Еcли хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты. Если хочется пить… Полезные напитки . Практическое занятие в столовой «Правила приема пищи. Путешествие в магазин. Урок- игра «Где прячутся витамины?» Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
«Азбука безопасности (13 ч.):
Безопасность в повседневной жизни: Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Правила дыхания при беге. Первая помощь при легких травмах. Правила и меры безопасного поведения на воде. Безопасность на льду. « Компьютерные игры - вредные и полезные». Осторожно – Мороз!»
Безопасное поведение на дорогах. «Наши верные друзья на улицах и дорогах». Мы- пассажиры. «Уроки осторожности». Игра «Дорожное лото».Значение правильного дыхания для здоровья..
Гигиенические и этические нормы (3 ч.) «Сменная обувь. Зачем она?» «Поведение в школе». Режим дня. «Волшебница Гигиена». «Советы Айболита».
Предполагаемые результаты реализации программы:
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям, об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье, о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (животным, растениям, деревьям, воде и т.д.).
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Формы и виды организации занятий:
Словесные:
- Объяснение;
- Рассказ;
- Эвристическая беседа;
- Дискуссии;
- Проблемные беседы
Практические:
- конкурсы детских работ,
- праздники, викторины,
- сюжетно – ролевые игры,
- настольные игры,
- спортивные праздники.
Наглядные:
- экскурсии,
- походы,
- выставки,
- демонстрация,
- иллюстрации.
Формы контроля:
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование;
- мониторинг состояния физического здоровья.
Методические рекомендации.
Элементарные туристские навыки. Техника пешеходного туризма. Какую информацию должны получить школьники перед первым своим туристским путешествием? Конечно, в первую очередь, это должна быть информация о технике безопасности, смысл которой заключается в следующем: за безопасность детей в походе отвечают взрослые, а потому все их указания относительно техники безопасности должны исполняться строго и безоговорочно. Кроме этого есть необходимость провести и специальный инструктаж, касающийся неписанных туристских правил, традиций, форм поведения. Например:
- В походе все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики». Зато поощряются неучтенные завхозом по продовольствию «заначки», припрятанные в собственном рюкзаке для всех.
- Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и, по возможности, уничтожать чужой мусор – расчищать туристские стоянки, парки, родники, берега рек.
- В походе приветствуется красивая и правильная русская речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон – крайне нежелательны.
- На маршруте группа передвигается компактно, отрыв вперед или отставание от группы не разрешается. Тот, кто чувствует, что не в силах поддерживать заданный темп движения, должен незамедлительно сообщить об этом дежурному командиру группы или кому-то из взрослых.
«Гигиенические и этические нормы». Помимо традиционных сведений о правилах чистоты школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов, как основе благородных поступков (гигиена тела и души)
Важно: - демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная поступь, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);
- проводить тренинги на закрепление норм;
- моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения;
Общеразвивающие упражнения.
Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания.
При самостоятельном составлении комплексов занимающийся должен следовать определенной логике:
- элементы должны плавно переходить одно в другое,
- сложные элементы должны чередоваться с простыми,
- набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями),
- музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы,
- во всем должно быть чувство меры.
Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у занимающегося формируется хороший эстетический вкус.
«Физкультурные праздники» и «Праздники здоровья». Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого – по способностям» и поощрять любые проявления ребенка, связанные с его занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже самых минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания к самому себе, что может быть выражено в виде рисунков, рассказов, фотографий.
Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью обмена опытом и в форме соревнований. Каждый участник должен быть отмечен за свои достижения (в том числе и будущие), каждый участвующий поощряется благодарностью, грамотой, вывешиванием фото на доске почета. Такой подход призван повышать мотивацию школьников к занятиям, к следованию ЗОЖ, к поддержанию и сохранению здоровья. На всех мероприятиях желательно присутствие родителей в качестве зрителей. Возможны также отдельные семейные выступления или семейные соревнования.
Оформление стенгазеты ко Дню Здоровья (7 апреля)
Газета состоит из 8 листов формата А4, формат готового изделия - А1.
1. Распечатываем 8 фрагментов газеты на черно-белом принтере.
Лист 1 Лист 2 Лист 3 Лист 4
Лист 5 Лист 6 Лист 7 Лист 8
2.Состыковываем фрагменты. Cклеиваем листы друг с другом или наклеиваем их на ватман.
3. Раскрашиваем фон, заголовок, рамочки и картинки.
4. Оформляем.
Рекомендации по заполнению полей:
Левое верхнее поле - информация о дне здоровья и девиз
(например: "Работа на благо здоровья - наше общее дело").
Правое верхнее поле - разместите информацию о тех, кто готовил газету, подбирал материал, участвовал в оформлении и т.п.
О личной гигиене - что такое гигиена, для чего её надо соблюдать, какие процедуры входят в понятие "личная гигиена".
О режиме дня - примерный режим дня для ребенка соответствующего возраста и информация о том, к чему приводит его несоблюдение.
О гимнастике и закаливании - примерный комплекс упражнений и рекомендации о закаливающих процедурах.
О продуктах питания - расскажите и о полезных и о вредных продуктах.
О профилактике заболеваний - о том, как уберечься от болезней и об эффективных "народных" методах профилактики.
О физкультуре и спорте - о месте физкультуры и спорта в жизни ребенка.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | В.И.Лях.«Физическая культура».1-4 классы. Учебник для образовательных учреждений. Москва, «Просвещение»,2010 г. | 1 |
2 | ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2011. | 1 |
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2011. | 1 | |
3 | М.М.Безруких, Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании». Рабочая тетрадь для школьников. «Нестле», «Олма-Пресс Инвест». Москва,2003 г. | 15 |
4 | М.М.Безруких, Т.А.Филиппова,А.Г.Макеева. «Разговор о правильном питании».Методическое пособие для учителя. «Нестле», «Олма-Пресс Инвест».Москва,2003 г. | 1 |
2. Печатные пособия | ||
5 | 365 уроков безопасности» Л.Логинова- айрис Пресс. Москва. 2000 | 1 |
6 | «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003. | 1 |
7 | «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000 | 1 |
8 | В.И.Ковалько «Школа физкультминуток». «Вако»,Москва,2005 г. | 1 |
9 | Учебно-методическое пособие «Подвижные игры» 1-4 классы. Автор-составитель Патрикеев А.Ю.- М. ВАКО. 2007г.; Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. | 1 |
10 | «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Метод. Пособие –М. Издательство НЦ ЭНАС. 2002г. | 1 |
11 | Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры». Под редакцией Л.В.Руссковой. М. Просвещение. 1986г. | 1 |
12 | Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет» -М. Владос 2001г. | 1 |
13 | Смирнова Л.А. «Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников». –М.-Владос. 2003г. | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
14 | Компьютер, мультимедийный проектор, DVD, CD-проигрыватель | |
4. Экранно-звуковые пособия |
Литература:
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. с. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Я - исследователь»
данная программа соответствует ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Математика и конструирование»
Данная программа соответствует ФГОС НОО...
рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"
Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...
Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы состоит из целей и задач внеурочной деятельности, основных подходов и принципов, описания процесса организации внеуро...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Занимательная математика».
Программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной,...
планирование внеурочной деятельности в начальной школе "Здоровый ребёнок - успешный ребёнок"
Данная разработка представлена для учащихся 1 класса в рамках оказания психологической помощи в адаптации.Цель: формирование основ культуры психологического и физического здоровья у первоклассников.За...
Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Организация внеурочной деятельности в 1 е классе МОУ лицея Серпухов. Спортивно-оздоровительное направление. Клуб «Физкультошка».
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять вос...