Выступление: "Развитие интеллекта как фактор успешной подготовки ребёнка к школе"
статья на тему
Выступление поможет рассказать родителям о важности подготовки детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 26.5 КБ |
zanyatie_shestiletok.docx | 60.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Выступление на педагогическом совете:
«Развитие интеллекта, как фактор успешной подготовки ребёнка к школе»
Учитель 1 квалификационной категории
Гусева Наталья Александровна
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно – воспитательной работе школы и дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимую подготовку детей к школе, должна существовать преемственность.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учётом дошкольного понятийного и операционного развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Подготовка детей к школе предполагает:
- Организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников.
- Специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов начальной школы.
В современной психолого - педагогической литературе понятие готовности к школе рассматривается как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких как математика, русский язык.
А. В. Запорожец отмечал: общая готовность имеет большее значение, чем специальная. Любые психические свойства и способности складываются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребёнка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.
Однако, объём знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение подготовительных классов при школах, различных «групп подготовки к школе» и т. п., а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступает в школу, так сказать «интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс, а вот уже в школе начинаются проблемы.
Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе – это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.
Подготовленность к школьному обучению на самом деле исчерпывается умением читать и писать, оперировать числами в пределах десятка, т. е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребёнок хорошо читает, считает до 100, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально - личностной сферы, а также достижения определённого уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально – личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, подобного упомянутому выше интеллектуальному «натаскиванию», успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое общение и дружеское. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте. Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, 90 % первоклассников). Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребёнок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику ли партнёру.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным «мямликам», застенчивым «нелюдимам» и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом и во втором классе.
Дети с органическими или функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, страхи, энурез, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдениями медиков и психологов, как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности. Если же малыша, не готового психологически к обучению в школе, родители всё – таки отдают в лицей или гимназию, то необходимо сделать всё возможное для обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых).
В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребёнка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.
Структура готовности детей
к школе.
Готовность детей к школе | ||
Общая готовность | Специальная готовность | |
ФИЗИЧЕСКАЯ | ||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ | ||
Интеллектуальная | Развитие речи, подготовка к грамоте | |
Социальная | Формирование начал математики | |
Нравственно- волевая | Подготовка к письму | |
Мотивационная | Формирование представлений об окружающем. |
Проверка психологической готовности
Выясните, умеет ли будущий школьник
- заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания – например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);
- действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);
- действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «кружок-квадрат, кружок- квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);
Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать понятия верх-низ, над-под, направо-налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх, три направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, одна направо, три вниз и т.д.);
- ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше-позже, сначала-потом, одинаковое-разное;
- запоминать короткое стихотворение;
- за 3 минуты собрать картинку, предварительно разрезанную на 8 частей;
- при сравнении двух предметов выделить признаки сходства и различия;
- в течении одной- двух минут составить из 5-6 цифр (например, 2,8,5,9,4 последовательный ряд в убывающем и возрастающем порядке);
- в течение 10 минут по картинке составить рассказ, состоящий как минимум из 6-7 предложений;
- в течение 3 минут назвать не менее 4 –х диких и домашних животных, фруктов, овощей, птиц, цветов.
Как заниматься с ребёнком – дошкольником
- Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по – настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое – то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятие каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
- Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребёнка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Предварительный просмотр:
Занятие для детей шестилетнего возраста
Тема: «Повторяем то, что знаем»
Цель: Выявить знания детей по пройденным темам.
Ход занятия:
- Психологический настрой.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
РАБОТА С КЛАССОМ:
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране МАТЕМАТИКА.
Мы вспомним всё, о чём говорили на занятиях в школе раннего развития. Итак, в путь!!!
(за каждый правильный ответ, на доску вывешивается рисунок игрушки)
- Счёт прямой и обратный.
- Назовите следующее число:
5,8,3,14,17,7,6
-Назовите предыдущее число:
3,9,10,16,13,11
- Назовите число, сколько раз я стукну. (Учитель по столу отстукивает определённое число. Сначала отстукивает медленно, затем быстрее. С каждым разом темп увеличивать).
- - Назовите в порядке уменьшения, увеличения.
- 10 6 8 2
2 5 7
9 3 1 4 7
Дети показывают цифры, называя в определённом порядке
- Назовите число, которое повторяется;
- назовите число, которое больше 7.
- Работа с веером цифр.
Покажите карточку:
- Сколько ног у слона?
- Сколько у слона хоботов?
- Сколько крыльев у девочки Лены?
- Сколько хвостов у двух попугаев?
- Сколько ног у трёх мальчиков?
Сколько клювов у четырёх медведей?
- Задание на сообразительность:
- Объясните, почему?
- Саша выше Маши. Кто высокий? Кто низкий?
- Ване 7 лет, а Тане 5 лет. Кто старше?
- Коля прибежал домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее? Кто бегает медленнее?
- Игра «Найди лишнее»
На доску вывешиваются таблички, дети объясняют свой выбор. Почему?
А М 7 В у |
9
|
- А теперь немного отдохнём . Проводится физминутка по усмотрению учителя.
- Повторение геометрического материала.
- Продолжаем путешествие на грузовике. Назовите, из каких геометрических фигур состоит этот грузовик.
- А отправимся мы вот по такому пути. Сначала поедем по горам, затем по полям, потом будем переправляться через озеро.
- На доске:
- Что изменяется при переходе от одной местности к другой?
- Из каких геометрических фигур состоит местность?
- Что вы можете рассказать об этих фигурах? Их признаки?
- Измените цвет вашего пути.
- Измените форму нашего пути.
- Работа в тетради:
- А теперь продолжите вот такой путь.
В тетради дети продолжают цепочку:
- Наше путешествие подходит к концу. Но нужно выполнить последнее задание.
- Графический диктант.
- 1 клетку вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо. Продолжите узор.
- 1 клетку вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо. Продолжите узор.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. НАГРАЖДЕНИЕ ЛУЧШИХ УЧЕНИКОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в подготовке ребёнка к школе
Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...
Доклад "Подготовка ребёнка к школе".
Материалы для родителей....
Подготовка ребёнка к школе
Подготовка ребёнка к школе...
Презентация к первому занятию: "Подготовка ребёнка к школе"
На первом занятии дети-шестилетки знакомятся с правилами поведения на уроке, считают предметы, повторяют геометрический материал, рассказывают сказку "Курочка Ряба"....
«Дошкольник как форма подготовки ребёнка к школе, за и против».
Сейчас никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, п...
Читаем умные книги на тему: "Подготовка ребёнка к школе."
В статье дан отзыв о книге Киркос Р.Ю. "Православное воспитание детей дошкольного возраста", в которой даны параметры готовности ребёнка к школе....
Статья «Развитие мелкой моторики рук как важнейшее условие успешной подготовки детей к школе»
Подготовка к обучению ребёнка в школе является одной из актуальных проблем в современном образовании. Школа- новый этап в жизни ребёнка. Поэтому, готовить ребёнка к школе необходимо заранее, т. к. изб...