Консультация "Звуки гласные поются прекрасно"
консультация (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале консультации отражен начальный этап работы с ребенком с ТНР   над  простым  звуковым  анализом, когда ребенок недостаточно хорошо слышит гласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_zvuki_glasnye_poyutsya_prekrasno.docx188.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  логопеда   для родителей  

Звуки   гласные   поются прекрасно

     Уважаемые родители, обратим внимание ребенка  на гласные звуки.  Ребенок  с нарушением речи,  оказавшись в школьном периоде,  очень часто бывает не готов к обучению грамоте. И гласные, часто выпадают  при  разборе  звукового состава слова. Ученик их  совсем  не слышит и не разделяет с согласными. Если вспомним, то именно  гласные  являются основой слога, за счет этих  звуков  наша речь звучная, напевная, протяжная. Гласные  звуки помогают выражать различные эмоции: радость, удивление, грусть, страх, сомнение, восхищение.

    Предложим нашему ученику поиграть, пусть попробует повторять за вами и различать гласные звуки. Например, расскажите и покажите,  как появляется звук  {А} – широко откройте рот и пропойте:   «А-а-а!». Совсем как на приеме у доктора, когда просят широко открыть рот  и показать его состояние. Ребенок с удовольствием послушает и произнесет звук вслед за вами. Чтобы произносить звук {И}, нужно растянуть губы в улыбке и пропеть: «И-и-и!». Или имитировать лошадку, которая ржет: «Иииии!». Звук {У} следует произносить так - сложите губы трубочкой и пропойте: «У-у-у!». Или сделайте  имитацию пароходного гудка: «Ууууу!». Обращайте обязательно внимание ребенка на вашу артикуляцию и положение губ. Пусть ваш ученик посмотрит на себя в зеркало и произнесет звук {О}, а потом  -звук   { У }. Сначала губы складываются в большой овал (вытягиваются вверх и вниз), затем - в маленький кружок и вытягиваются чуть вперед трубочкой. Это положение подчеркивает разницу между двумя звуками {О} и {У}. А вот мальчик плачет:  «ыыыыыы!», или удивляется чему-то : «Ооооо!». Девочка хочет призывно  привлечь внимание к себе: «Ээээээ!»

    Гласные легко услышать и сказать. А еще можно и «увидеть» в этом нам помогут образы губ и таких же похожих символов звуков.

   Гласные звуки произносятся легко и протяжно, свободно (не мешают зубы и язык!!!). Никаких преград нет во рту при их произношении. Поэтому они поются и тянутся, а наша речь звучная, мелодичная и эмоциональная.

Вот они – прекрасные!

Четкие гласные!

Эту бригаду

Запомнить надо! 

Picture background

Picture background

   Можно представить гласные звуки вот в таком графическом исполнении, что очень напоминает положение наших губ при их произнесении. Этот способ можно использовать  и тогда, когда ребенок пока  не познакомился с буквой, или не совсем знает буквы для того, чтобы складывать слова. Когда выделяются гласные звуки из слов, ученик поднимает нужную карточку с символом  гласного звука. Следовательно, взрослый может понять, слышит ли ребенок необходимый звук или нет.

Можно на первых порах поиграть в звуковые  подражательные игры, чтобы ребенок сосредоточил свое внимание именно на гласных звуках. Ученик одновременно выкладывает схему последовательности гласных в каждом звукоподражании. Следовательно,  учится их слышать по -порядку и считать.

1)Ослик кричит:  «И-а!» - Сколько звуков прокричал ослик? Посчитай!

Какой первый звук, второй? Покажи!  (на схеме)

Picture background           Последовательность звуков выглядит так: Picture backgroundPicture background

Одновременно можно выкладывать и буквы, это поможет быстрее связать образ звука и буквы в сознании ребенка.

2) Дети кричат в лесу: «Ау!» - Сколько звуков прокричали дети ? Посчитай!

Какой первый звук, второй? Покажи!  (на схеме)

Picture backgroundСхема последовательности звуков:  Picture backgroundPicture background

3) Малыш плачет: «Уа!»- Сколько звуков ты услышал ? Посчитай!

Какой первый звук, второй? Покажи!  (на схеме)

Picture background   Схема последовательности звуков: Picture backgroundPicture background

В таком порядке можно выкладывать   и другие простые звукоподражания. После того,  как ребенок усвоил внимательное слушание гласных, мы сможем перейти к разбору слогов, где гласный встречается с согласным  звуком. Следовательно, ребенок готовится как к звуковому анализу, так и синтезу звуков на уровне слога и слова.

В данном материале мы рассмотрели самый первый этап анализа звуков в простых звукосочетаниях.  В следующем материале рассмотрим  последовательность звуков в простых слогах.  

                                                   УДАЧИ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!

 Учитель-логопед высшей категории   Ойцева Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная гостиная "Все струны сердца о тебе поют, Россия..."

Разработку музыкально-литературной гостиной "Все струны сердца о тебе поют, Россия..." можно использовать при проведении мероприятий, посвящённых Дню конституции России  или Дню независимости Рос...

О чем поют колокола

Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни. Какие бывают колокола, откуда они пришли, о чем поют? Ответы на эти вопросы можно найти в данной разработке....

Творческие работы учеников по проекту "Почему мамы поют нам колыбельные песни?"

Сборник творческих работ (колыбельные, загадки, считалки) по проекту "Почему мамы поют нам колыбельные песни?". Материал имеет практическую ценность на уроках литературного чтения, во внеклассной рабо...

Презентация к классному часу "О труде хлебороба все колосья поют"

Презентация к классному часу для учащихся 4 класса на тему "Профессии"...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...

Конспект урока по литературному чтению во втором классе: "Зачем поют колыбельные песни"

Тема урока: "Зачем поют колыбельные песни".Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование).Деятельностная цель: Учиться формированию умения различать колыбельные песни среди других жанров лит...

Урок литературного чтения "Зачем поют колыбельные"

Материал можно также использовать для урока музыки или внеклассного занятия....