Профориентационная работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ
материал (4 класс)

Подкопаева Елена Александровна

мотивация родителей к решению проблемы профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа с родителями, имеющих детей с ОВЗ

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.

Факторы, которые необходимо учитывать при профоориентации подростков, имеющих особенности здоровья:

1. учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

2. знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

3. информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;

4. поддержка со стороны педагогов.

Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности правильность выбора сферы профессии принципиально важна в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние. Лучше бы позитивное.

Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий.

В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности.

Особенный подросток с этим сам не справится, тут точно нужна помощь. Профессиональная ориентация детей с ОВЗ – это обоснованный выбор трудового пути ребёнка, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма. Профориентация инвалидов требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля. В компетенцию специалистов медиков входит установление абсолютных противопоказаний к определенному кругу профессий, обусловленных характером и объемом патологического процесса. Можно выявить следующие проблемы, возникающие у молодых инвалидов:

• Не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают;

• Не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;

• Не имеют информации о возможностях профессиональной подготовки в данном регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях в данном регионе;

• Не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры;

•Социально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки;

• Инвалиды не активны, не сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу.

Итак, профориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда (Е.М. Старобина). Исходя из определения, профориентация – это длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте, и до момента сознательного выбора профессии в юности.

Рассмотрим этапы профориентации. На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи: 1. Формирование установок на труд и позитивного отношения к труду. 2. Развитие обще-трудовых качеств и навыков. 3. Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения. 4. Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки. Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть когда у ребенка завешается процесс развития рефлексии.

Второй этап – диагностический – включает в себя задачи по выявлению индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех или иных видов трудовой или профессиональной деятельности. Результатом данного этапа должен быть оптимальный профотбор, исходя из объективных диагностических данных.

Третьим этапом является формирующий этап, на котором происходит: 1. Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой деятельности. 2. Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показных видах трудовой деятельности. 3. Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к показанным видам трудовой деятельности. 4. Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Кроме того, профориентация подростков и молодых инвалидов, на каждом этапе проводится по следующим направлениям: клиническому, психофизиологическому, психологическому, педагогическому и социальному. Работу по этим направлениям важно проводить особенно тщательно, если речь идет о профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья. На третьем этапе важно формировать у детей профессиональный выбор адекватный их возможностям, и поднимать их уровень мотивации к показанным видам деятельности. Здесь возможны трудности следующего характера:

- из-за слабого познания окружающего мира дети плохо представляют тот или иной вид профессиональной деятельности;

- зачастую дети и родители убеждены в том, что их ребенок должен получить престижную профессию, например, бухгалтера, экономиста или юриста, что, напротив, в будущем может значительно затруднить трудоустройство из-за перенасыщения рынка труда этими специалистами;

- дети и родители затрудняются в составлении профессиональных планов, так как в городе и области отсутствует сеть специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию;

- детьми и родителями болезненно воспринимается предложение коррекции их профессиональных планов, что связано с незнанием особенностей заболевания. Коррекционная работа должна включать в себе :

- профессиональное просвещение детей и родителей;

- проведение деловых игр социально-средовой и профориентационной направленности;

- коррекцию мотивов выбора профессии;

- знакомство с судьбами инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, успешно работающих по избранной специальности;

- составление и коррекции профессиональных планов;

- составление профессиограмм;

- активное включение в профориентационную деятельность родителей детей;

- организацию экскурсий на некоторые предприятия города, использующие труд инвалидов;

- ориентацию некоторых детей на заочное обучение в обычном вузе, что позволит не уезжать далеко от дома и избавит от необходимости ежедневного посещения занятий;

- мероприятия по повышению самостоятельности, самодисциплине и самоорганизации в учебной деятельности у старшеклассников, так как эти качества необходимы для заочного обучения в профессиональном учебном заведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.

Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов

Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе....

Родительский кейс с рекомендациями и советами для родителей, имеющими детей с СДВГ

Представлен родительский кейс с рекомендациями и  советами для родителей, имеющими детей с СДВГ. В нем описано понятие СДВГ, проявление гиперактивности, признаки  нарушений внимания у детей....

«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

Консультация для родителей, имеющих детей с ОВЗ

Консультация учителя-логопеда  для родителей, имеющих детей с ОВЗ. Советы роддителям неговорящих детей...

Консультативная помощь учителя-логопеда родителям, имеющим детей с ОВЗ

Консультативная помощь ролителям, имеющим детей с ОВЗ. Успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством специалистов школы, педагогов и родителей. Что не может сделать один, можно ...

ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные пр...