Консультативная помощь учителя-логопеда родителям, имеющим детей с ОВЗ
консультация
Консультативная помощь ролителям, имеющим детей с ОВЗ. Успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством специалистов школы, педагогов и родителей. Что не может сделать один, можно сделать вместе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultativnaya_pomoshch_roditelyam_vospityvayushchih_detey_s_ovz.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Ялаудинова Ю.А.
Консультативная помощь учителя-логопеда родителям, имеющим детей с ОВЗ
Выступление на родительском собрании
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.
Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности школы. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и учителей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у ребенка отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Для того чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна проводиться не только в школе, но и в семье.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо получить определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи:
-Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка,
- обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР,
-единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации,
-организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения,
-организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
В нашей школе сложилась определенная система работы логопеда с родителями, которая включает в себя:
1. выступления учителя-логопеда на общешкольных родительских собраниях;
2. проведение практикумов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей в рамках «Родительского лектория»;
3. индивидуальные консультации;
4. информационные стенды, речевые уголки в младших классах;
5. выпуск памяток и методичек для родителей по развитию:
• фонематического слуха;
• артикуляционной гимнастики в домашних условиях;
• обучение детей с СНР рассказыванию;
• по формирование навыков звукобуквенного анализа;
•по коррекции письма и чтения.
Родители получают также советы по необходимости пройти консультацию и лечение у врача психиатра, психоневролога или невролога.
На стенде перед кабинетом размещаем полезную информацию. В качестве справочного материала вывешиваются конкретные советы и рекомендации по развитию речи. В младших классах есть речевые уголки, куда вывешивается речевой профиль класса. Здесь наглядно каждому родителю видно на каком этапе проходит автоматизация поставленного звука, над чем надо работать дома.
Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях мы с ребенком демонстрируем успехи в преодолении дефекта, я объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе.
Родители имеют право посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.
Я приглашаю родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы те могли видеть, как он занимается, какие трудности испытывает, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
Особенности консультирования родителей детей с УО
Чем обусловлена необходимость консультирования родителей? Прежде всего, несформированностью контроля, слабостью волевых процессов у детей с умственной отсталостью. Часто я сталкиваюсь с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может.
Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения речи, когда после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи в начале каждого нового учебного года начинается практически с самого начала.
Привлечь внимание родителей к работе детей над речью, помогает изготовление детьми открыток к праздникам с надписью: «Начал работать над звуком. Учусь говорить. Уже говорю. Произношу правильно. Я стараюсь произносить четко» и т.д. На открытках красочные букеты цветов, смешные сюжеты, сказочные герои и т.д. в которых прячутся буквы тех звуков над которыми работает ребенок. Таким образом, мы решаем две задачи: с одной стороны ребенок самостоятельно оценивает и планирует дальнейшую работу, а для родителей это является рекомендацией к действию автоматизировать полученные речевые навыки.
Особенности консультирования родителей детей с ТМНР
Мы работаем с детьми с особой аномалией психического развития, при которой имеют место стойкие своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребёнка с окружающим миром - атипичный аутизм.
Консультативная работа с родителями таких детей носит индивидуальный характер, приходится учитывать особенности осведомленности родителей о специфике работы с такими детьми, определить необходимость обучения родителей правильному взаимодействию с ребёнком.
Мы понимаем что, эффективность работы намного повысится, когда её активным участником становится мать ребёнка с отклонениями в развитии, которая будет хорошо ориентирована не только в проблемах своего малыша, но и в основных коррекционных направлениях лечебной педагогики.
Консультативную работу с родителями этой категории детей проводится по мере появления положительных результатов. Обязательна тесная взаимосвязь специалистов с учителем, который общается ежедневно с родителями и сообщает успехи детей, полученных на занятиях и рекомендует к какому специалисту сегодня надо обратиться за консультацией.
Основные направления консультативной работы логопеда родителям с «неговорящими» детьми отражена в программе «Альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями»: это --установление зрительного контакта, эмоционального контакта, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развитие речи в обучающей ситуации и т. д.
При установлении контакта с аутичным ребёнком рекомендуем соблюдать правила: обращаться к ребёнку на доступном ему эмоциональном уровне, не допускать, чтобы он почувствовал свою несостоятельность в контакте, в ответах на вопросы, исключить ситуации, требующих каких- либо запретов, обращаться к ребёнку лучше опосредованно, используя комментирующую речь и т.д. Также родителям рекомендуется вести дневник цветного поведения, визуализировать расписание, предъявлять единые требования.
Формирование спонтанной речи у детей с ТМНР ни в игре, ни в быту ,ни в других ситуациях- не реализуется, поэтому консультируем, как взрослому нужно комментировать свои действия и действия ребёнка, что позволит преодолеть разрыв между практикой и речью. Как включиться в игру на речевом уровне, как осторожно взять инициативу в игре на себя; как ненавязчиво и строго дозированно усложнять речевое оформление игры, какие стихи и песни в ходе игры могут стимулировать речевую активность.
Очень помогают фотографии, видео занятий, используемых на консультациях, собраниях.
Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.
При проведении консультациий необходимо разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.
Мы уверены, что родителям необходимо находиться в тесном контакте со специалистами ,знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях- это главный принцип консультативной работы логопеда и всех специалистов, что позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечить успешное овладение ими учебной деятельностью , а родители, обладая определенными знаниями, смогут очень много сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих логопедическое заключение «дизартрия», для достижения наилучших результатов коррекции.
Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. ...
Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.
Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....
Консультативная работа учителя-логопеда в специальных (коррекционных) классах V вида
Статья была опубликована в сборнике "Ребёнок с ОВЗ- в школе и дома"(материалы научно- практического семинара), г.Волгоград, 27 марта 2014г....
Специфика консультативнойдеятельности учителя-логопеда ресурсного центра «Шаг навстречу»
Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями....
«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...
Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».
Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, ко...
Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.
Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи....