ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
рабочая программа (4 класс)
В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rabota_s_roditelyami.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ
2022-2023учебный год
Пояснительная записка
В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)»
Задачи:
1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
Ожидаемый результат:
- - повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
- - создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- - создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления работы с родителями:
- Психологическая работа (групповая и индивидуальная).
Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу их эффективной адаптации.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.
Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению.
2.Правовое просвещение родителей.
В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро.
Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.
Реабилитация, социализация, будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистам образовательных организаций и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей компетентности в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.
Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:
- представления о специфике работы с детьми;
- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения;
- Для оптимизации сотрудничества образовательной организации и родителей в области коррекционно-педагогических занятий с детьми используются следующие формы работ:
- родительские собрания (где родители получают теоретические знания)
- индивидуальное консультирование родителей,
- открытые уроки,
- викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).
4.Воспитание в семье и досуговая деятельность.
Часто рождение особенного ребенка ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.
Образовательная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения - сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
- Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы.
- Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Чем интереснее будет досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей
Задачи:
- формирование культуры свободного времени;
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;
- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;
- раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.
Направления досуговых мероприятий:
- познавательные;
- общеразвивающие;
- патриотические;
- оздоровительные;
- праздничные;
- развлекательные.
В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы:
- взаимного доверия и уважения;
- поддержки и помощи;
- терпения и терпимости по отношению друг к другу.
4. Перспективный план работы с родителями ребенка на учебный год включает:
Направления работ | Организационные формы | Дата проведения |
Обследование ребенка в процессе школьного сопровождения | Углубленное обследование | Сентябрь, май |
Оценку ресурсов семьи в организации коррекционно-развивающего пространства для ребенка с ОВЗ | Опрос | Сентябрь |
Составление индивидуального образовательного и развивающего маршрута (ИОМ) ребенка с ОВЗ | Совместное составление программы всеми участниками образовательного пространства | В начале года |
Консультацию родителей по вопросам реализации ИОМ | Консультация | 1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть |
Профилактика трудностей в социально-психологической адаптации | Беседа | 1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть |
Участие детей и подростков с ОВЗ, членов их семей в мероприятиях (праздничных, досуговых, спортивных и пр.) | Мероприятия в школе, конкурсы, олимпиады | Каждая неделя месяца |
Мониторинг достижений ребенка с ОВЗ в ходе реализации ИОМ, корректировка ИОМ | Консультация, опрос | 1четверть, 2 четверть, 3 чатверть, 4 четверть |
Дистанционное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ; | Консультация | Каждый месяц |
Тематическое планирование работы с родителями
Перспективное планирование работы с родителями
Сентябрь
1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») |
6 | Наглядность | «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – оформление ширмы «Азбука здоровья»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика» |
Октябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» |
«Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) | |
4 | «Родительский университет» | Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы |
6 | Наглядность | – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»; – оформление папки «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Ноябрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания» |
4 | «Родительский университет» | Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей» |
6 | Наглядность | – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»; – дополнение в папку «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Декабрь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Беседа: «Немного о режиме» |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр; |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Азбука общения с малышом» обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем» |
4 | «Родительский университет» | Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году) |
6 | Наглядность | – Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка» – оформление стенда «Зимушка – зима» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Январь
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба» |
2 | «Игра – это серьезно» | Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей |
4 | «Родительский университет» | Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин) |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой) |
6 | Наглядность | – оформление ширмы «Игры для здоровья»; – дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Февраль
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким» |
2 | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение) |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки») |
6 | Наглядность | – изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»; – дополнение в папку «Игры для здоровья»; – оформление фотовыставки «Мой папа – солдат» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» |
3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Март
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья» |
2 | «Игра – это серьезно» | Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом |
4 | «Родительский университет» | Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей» |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы) |
6 | Наглядность | – оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные» – оформление стенда «Весна» – обновление папки «Составляющие здоровья»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» |
Апрель
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье» |
2 | «Игра – это серьезно» | Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи» |
3 | «Научите меня говорить правильно» | Консультация: «Взрослые и дети» |
4 | «Родительский университет» | Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги |
6 | Наглядность | – выставка детских книг, дидактических пособий, игр; – дополнение в папку «Все о здоровье»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Май
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья | «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей) |
2 | «Игра – это серьезно» | Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры) |
3 | «Научите меня говорить правильно» | «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей) |
4 | «Родительский университет» | «Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ |
5 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | Семейный кукольный театр: «Три медведя» |
6 | Наглядность | – оформление стенда «Здравствуй, лето!»; – дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»; – обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры); – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето – выставка детских работ |
4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
Используемая литература:
1. Баенская Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод. пособие / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Экзамен, 2004. 128 с.
2. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно- методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2007. 181 с.
3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
4. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. М.: Владос, 2003. 408 с.
5. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Мишина. М., 1998. 18 с.
6.Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО Модэк, 1995.
7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 319 с.
8.Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. М.: УМК «Психология»,2004.192 с.
9. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. Инст-т спец. педагогики и психологии: международн. университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2002.
10. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред., – М.: ВЛАДОС, 2008. 133 с.
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.
Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....
Особенности работы с семьями, имеющими детей с ограниченным возможностями здоровья.
Рекомендации учителю....
Доклад о положении детей,и семей имеющих детей
Доклад о положении детей,и семей имеющих детей...
Организация работы с семьями, имеющими детей с особыми образовательными потребностями
Формы и методы работы с родителями детей-инвалидов....
Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов
Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе....
Родительский кейс с рекомендациями и советами для родителей, имеющими детей с СДВГ
Представлен родительский кейс с рекомендациями и советами для родителей, имеющими детей с СДВГ. В нем описано понятие СДВГ, проявление гиперактивности, признаки нарушений внимания у детей....
«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»
Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...