Включающее или инклюзивное образование
статья
В статье кратко описывается и раскрывается понятие "инклюзивное "обучение и интеграция. Дается сравнительная характеристика двух понятий. Раскрываются принципы включающего образования, показаны плюсы и существующие барьеры инклюзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklyuchayushchie_ili_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Включающие или инклюзивное образование.
Построение нового общества, отвечающего современным социальным моделям, гуманистическим принципам начала XXI века, хорошо отражает следующая цитата:
… Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации Отсюда возникает потребность не просто очередного реформирования образовательной системы, а значительной корректировки, уточнения, в некоторых случаях даже и изменения самой категориальной «матрицы» моделирования ее развития. Здесь речь идет о применении синергетической методологии, что находит подтверждение в работах современных исследователей и философов образования.
Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление. Но само общество и его социальные институты (образование, культура, рынок труда и т.д.) вырабатывает нормы, которые регулируют социальное взаимодействие. Одной из таких норм, или социальных стереотипов, было отторжение людей с инвалидностью, их социальная изоляция. Когда к нам приезжают эксперты из-за рубежа, они всегда высказывают удивление: «О какой инклюзии вы говорите, мы не видели на улицах города ни одного инвалида. Где вы их прячете?». Сегодня инвалидность получает новую трактовку и рассматривается не как особенность человека, а как «барьеры» самого общества.
В системе функций, выполняемых школой, наиболее важная роль принадлежит коррекционной, которая предполагает уделить особое внимание работе по преодолению отставания учащихся, неуспеваемости, а также отклонения в поведении и устранению дефектов, аномалий.
Целью такой работы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ученика.
Результатом такой работы должна явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений.
Цели воспитательно-коррекционной работы:
- Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.
- Развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций.
- Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум.
Задачи воспитательно-коррекционной работы:
В работе с детьми:
- Диагностика и коррекция познавательной сферы.
- Диагностика и коррекция личностных особенностей ребёнка.
- Коррекция недостатков эмоционально-волевой, нравственной сферы.
- Включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.
- Организация успеха ребёнка.
- Формирование навыков общения.
В работе с родителями:
- Повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.
- Активное включение родителей в воспитательный процесс.
- Помощь родителям в воспитании ребёнка.
- Контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение его безнадзорности.
- Оптимизация процесса общения в семье.
- Восстановление потенциала семьи.
Идея инклюзивного образования дает возможность всем детям в полном объеме учувствовать в жизни коллектива, детского сада, школы, института. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни. Включающее обучение направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
У инклюзивного образования имеются принципы включающего обучения.
Первый принцип говорит о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Второй-каждый человек способен чувствовать и думать. Третий-каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Четвертый-все люди нуждаются друг в друге. Пятый-подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Шестой- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Седьмой- для всех обучающихся достижения прогресс скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Включение — это не интеграция. Включение-это больше, чем интеграция. Дети учатся вместе в обычной школе. Специалисты приходят помогать детям. Обычные школы изменяются. Внимание направлено на возможности и сильные стороны ребенка. Все молодые люди, работающие с особенными детьми, изучают историю общественного движения инвалида. Все участники образовательного процесса воспринимают человеческие различия как особенность, присуще данному человеку. Дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья получают возможность жить вместе с родителями. Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью. Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.
Включение — это не наличие специализированных классов в обычной средней школе. Не обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки. Не интеграция 1 или 2 детей вне школы и без участия равных возможностей. Не тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной. Поиск пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью)
Понятие «инклюзия» — это принадлежность к обществу. Это стремление раскрыть каждого ученика с помощью образовательных программ, которая достаточна сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия указывает потребности, так же как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика с ограниченными возможностями здоровья поддерживаю сверстники и другие члены школьного сообщества для обеспечения его специальных потребностей. Таким образом, инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.).
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.
Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.
Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальная программа обучения.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения должны соответствовать следующему;
Программа нужна для всех учеников, не только для учеников с инвалидностью. Это средство приспособления к широкому кругу возможностей любого ученика. Это способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей каждого ученика. Это применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе. Это наиболее вероятное повышение успешности ученика. Эффективность обучения и аттестация ученика осуществляется в рамках индивидуальной программы обучения.
У инклюзивной школы существуют свои правила:
Все ученики равны в школьном сообществе. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течении дня. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Работники, вовлеченные в процесс обучения, подготовлены к стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, то есть социальную интеграцию среди сверстников. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в образовательном процессе и жизни школы. Вовлечённые работники настроен позитивно и понимают свои обязанности.
Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях образовательного процесса. Социальная адаптация ученика не должна быть навязчивой и не содействует появлению стереотипов восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков. существуют процедуры оценки эффективности.
Существующие барьеры:
Внедрение инклюзивного образования в России также сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями. Архитектурная недоступность школ. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и здравоохранения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование - образование для всех
Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...
Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования
В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь, в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...
Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования
В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...
– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»
dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...