Включающее или инклюзивное образование
статья

Герасимчик Лариса Викторовна

В статье кратко описывается и раскрывается понятие "инклюзивное "обучение и интеграция. Дается сравнительная характеристика двух понятий. Раскрываются принципы включающего образования, показаны плюсы и существующие барьеры инклюзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklyuchayushchie_ili_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Включающие или  инклюзивное образование.

   Построение нового общества, отвечающего современным социальным моделям, гуманистическим принципам начала XXI века, хорошо отражает следующая цитата:

… Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации Отсюда возникает потребность не просто очередного реформирования образовательной системы, а значительной корректировки, уточнения, в некоторых случаях даже и изменения самой категориальной «матрицы» моделирования ее развития. Здесь речь идет о применении синергетической методологии, что находит подтверждение в работах современных исследователей и философов образования.

    Наше общество состоит из разных людей. Не каждый другой может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость другому имеет границы, одной из которых является сохранение собственной идентичности. При отсутствии этой возможности вторжение другого будет восприниматься как враждебное, как разрушительное, и оно будет встречать сопротивление. Но само общество и его социальные институты (образование, культура, рынок труда и т.д.) вырабатывает нормы, которые регулируют социальное взаимодействие. Одной из таких норм, или социальных стереотипов, было отторжение людей с инвалидностью, их социальная изоляция. Когда к нам приезжают эксперты из-за рубежа, они всегда высказывают удивление: «О какой инклюзии вы говорите, мы не видели на улицах города ни одного инвалида. Где вы их прячете?». Сегодня инвалидность получает новую трактовку и рассматривается не как особенность человека, а как «барьеры» самого общества.

  В системе функций, выполняемых школой, наиболее важная роль принадлежит коррекционной, которая предполагает уделить особое внимание работе по преодолению отставания учащихся, неуспеваемости, а также отклонения в поведении и устранению дефектов, аномалий.

   Целью такой работы является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ученика.    

    Результатом такой работы должна явиться полная ликвидация обнаруженных затруднений.

    Цели воспитательно-коррекционной работы:

    - Оптимизация эмоционально-личностной сферы ребёнка.

    - Развитие познавательной сферы, формирование высших психических функций.

    - Адаптация ребёнка к окружающему миру и интеграция его в школьный социум.

Задачи воспитательно-коррекционной работы:

    В работе с детьми:

    - Диагностика и коррекция познавательной сферы.

    - Диагностика и коррекция личностных особенностей ребёнка.

    - Коррекция недостатков эмоционально-волевой, нравственной сферы.

    - Включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

    - Организация успеха ребёнка.

    - Формирование навыков общения.

    В работе с родителями:

    - Повышение педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.

    - Активное включение родителей в воспитательный процесс.

    - Помощь родителям в воспитании ребёнка.

    - Контроль за организацией нормального режима дня ребёнка, устранение его безнадзорности.

    - Оптимизация процесса общения в семье.

    - Восстановление потенциала семьи.

   Идея инклюзивного образования дает возможность всем детям в полном объеме учувствовать в жизни коллектива, детского сада, школы, института. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни. Включающее обучение направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

   У инклюзивного образования имеются принципы включающего обучения.

Первый принцип говорит о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Второй-каждый человек способен чувствовать и думать. Третий-каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Четвертый-все люди нуждаются друг в друге. Пятый-подлинное образование может осуществляться только   в контексте реальных взаимоотношений. Шестой- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Седьмой- для всех обучающихся достижения прогресс скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Включение — это не интеграция. Включение-это больше, чем интеграция. Дети учатся вместе в обычной школе. Специалисты приходят помогать детям. Обычные школы изменяются. Внимание направлено на возможности и сильные стороны ребенка. Все молодые люди, работающие с особенными детьми,  изучают историю общественного движения инвалида. Все участники образовательного процесса воспринимают человеческие различия как особенность, присуще данному человеку. Дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья получают возможность жить вместе с родителями. Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью. Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.

   Включение — это не наличие специализированных классов в обычной средней школе. Не обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки. Не интеграция 1 или 2 детей вне школы и без участия равных возможностей. Не тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной. Поиск пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью)

   Понятие «инклюзия» — это принадлежность к обществу. Это стремление раскрыть каждого ученика с помощью образовательных программ, которая достаточна сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия указывает потребности, так же как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика с ограниченными возможностями здоровья поддерживаю сверстники и другие члены школьного сообщества для обеспечения его специальных потребностей. Таким образом, инклюзия – это динамически развивающийся процесс, позитивно влияющий на систему социальных отношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.).

   Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.

Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальная программа обучения.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения должны соответствовать следующему;

   Программа нужна для всех учеников, не только для учеников с инвалидностью. Это средство приспособления к широкому кругу возможностей любого ученика. Это способ   выразить     принятие и уважение индивидуальных особенностей каждого ученика. Это применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе. Это наиболее вероятное повышение успешности ученика. Эффективность обучения и аттестация ученика осуществляется в рамках индивидуальной программы обучения.

   У инклюзивной школы существуют свои правила:

Все ученики равны в школьном сообществе. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течении дня. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Работники, вовлеченные в процесс обучения, подготовлены к стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, то есть социальную интеграцию среди сверстников. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в образовательном процессе и жизни школы. Вовлечённые работники настроен позитивно   и понимают свои обязанности.

   Результаты инклюзии:

У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях образовательного процесса. Социальная адаптация ученика не должна быть навязчивой и не содействует появлению стереотипов восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности    в планировании, проведении и оценке уроков. существуют процедуры оценки эффективности.

   Существующие барьеры:

Внедрение инклюзивного образования в России также сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями. Архитектурная недоступность школ. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования   и здравоохранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...