Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ
статья (4 класс)
Статья для родителей, имеющих детей с ОВЗ поможет методически грамотно организовать занятия с детьми дома. Учителя-дефектологи могут выбрать удобные формы для организации работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotrudnichestvo_defektologa_s_roditelyami.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей,
имеющих детей с ОВЗ
Вместе против проблем, а не против друг друга.
Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение обучения и воспитания детей, которые требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи. Так как образовательный процесс перешел на новые Стандарты, то профессиональная деятельность учителя-дефектолога претерпевает изменения. Стандартом предполагается создание специальных условий для обучения и развития, обеспечивает коррекцию и преодоление нарушений в развитии ребенка, то есть учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Начальная школа - это тот период детства, когда происходит интенсивный рост интеллектуального развития и становления личности. Уровень развития ребенка зависит от атмосферы, которую создают родители в семье-это первое. Общий уклад семьи (взаимоотношение, тон общения, воспитательные требования к ребенку) - это второе.
В настоящее время увеличилось число детей с особыми образовательными и социальными потребностями. Проблема в развитии может быть решена с помощью учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог предполагает комплекс, направленный на оказание специализированной помощи в сфере воспитательном-образовательном процессе, а родителям в форме консультаций.
Взаимодействие с родителями учащихся является одной из сложных сторон деятельности учителя-дефектолога. Возможность родителей влиять на психофизическое становление личности ребенка, создать благоприятные условия предупреждение и коррекция отклонений зависит от просвещенности в вопросах дефектологии.
Основная цель: построить работу учителя-дефектолога и родителей в виде партнерства.
Задачи: -помочь родителям понять особенности развития своего ребенка;
- сообщить необходимые знания о развитии и воспитании ребенка;
- помочь создать для ребенка комфортную семейную среду;
- соблюдать принципы сотрудничества во взаимоотношениях с родителями и
детьми;
- соблюдать принципы интереса в сотрудничестве.
Работа учителя-дефектолога строится на доверии и партнерстве. Информацию о проблемах связанную с ребенком не должна скрываться от родителей. Важно найти подход к родителю, так чтобы информация, которая должна быть донесена, не была воспринята отрицательно.
Существуют различные современные формы работы учителя-дефектолога с родителями, к ним относят:
- родительские собрания, проводимые в виде «Круглого стола», «Дефектологической
гостиной»;
- тематические консультации в которых дается квалифицированный совет;
- «Круглый стол» - обсуждение с родителями актуальных проблем;
- конференция с родителями - моделирование жизненной ситуации, проигрывая её;
- организация родительского сообщества в социальной сети;
- клуб для родителей;
- тестирование и анкетирование - помогает определять наиболее актуальную проблему,
а учитель-дефектолог организовать работу наиболее эффективно;
- домашняя игротека - знакомство родителей с разнообразными играми для детей;
- педагогическая библиотека - доведение до сведения родителей о популярной
педагогической и психологической литературе по развитию детей;
- дни открытых дверей - посещение родителями индивидуальных и групповых занятий;
- родительские пятиминутки - получение кратковременных личных консультаций;
- семинары-практикумы - родители слышат новую для них информацию, которая
помогает лучше понять специфику работы учителя-дефектолога;
- мастер-класс - происходит обучение родителей новому, становятся ближе в воспитании
к своему ребенку;
- праздники, развлечения, КВНы, викторины - совместная работа дефектолог-ребенок-
родитель.
- совместные проекты - принимают участия все члены семьи где происходит образователь-
ный процесс с интересными развивающими дидактическими играми;
- почтовый ящик - «Задай вопрос специалисту» и получение ответа без личной встречи.
Вспомогательные средства работы с родителями:
- специальные уголки «Уголок дефектолога»;
- информационные стенды;
- пособия, памятки, проспекты.
Они содержат полезную информацию для родителей, создают возможность положительного эмоционального настроя, ориентируют на совместную работу и решение педагогических проблем.
Данные формы работы привлекают к активному участию родителей в коррекционный процесс, устанавливает между педагогами и родителями доверительные партнерские отношения. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение социальной деятельности во все сферы воспитательного-образовательного процесса. Учитель-дефектолог помогает ребенку адаптироваться и социализироваться к окружающему миру. Это процесс длительный и трудоемкий. Поэтому необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это помогает семье настроиться на позитивное восприятие, взаимоотношение между ребенком-педагогом-родителями. Немаловажный компонент успешности в коррекционной работе-это обратная связь. Родители всегда могут обратиться за помощью к специалисту. Занятия должны проходить регулярно, это обеспечивает ускорение процесса коррекции, а сотрудничество учителя-дефектолога и родителей, помогает формированию азов учебной деятельности. Практика показывает, что многие дети с ЗПР часто не умеют играть. Поэтому занятия проходят в игровой форме, в игре дети развиваются и познают новое. Можно заняться с детьми проектной деятельностью, которая стимулирует развитие познавательного процесса, активности, индивидуальности. Этот метод позволяет привлекать к работе родителей, которые становятся источником информации и помощником. В свою очередь родители получают педагогический опыт. Для учащихся этот метод деятельности активизирует компенсаноторные ресурсы.
Занятия по коррекции детско-родительских отношений могут проводиться в индивидуальной или групповой форме:
- беседы;
- дискуссии;
- библиотерапия;
- тренинг;
- игротерапия;
- арттерапия;
- сказкотерапия;
-арткоррекция;
-телесная психокоррекция;
- час звезды;
- игровое моделирование родительского поведения;
- танцевальная терапия;
- изотерапия (аппликация, лепка, рисование);
- семейная фотография (изучение структуры семьи);
- соломенная башня (упражнение Пекмана 1984г);
- ролевые игры (выявление распределений обязанностей в семье);
Все эти формы позволяют исправить ошибки воспитания и избежать проблем во взрослой жизни.
Советы дефектолога родителям
- Постоянно разговаривать с ребенком. Постоянная речевая практика способствует развитию навыкам речи, расширению словарного запаса, запоминанию информации о окружающем мире.
- Соблюдение спокойного тона, средней скорости, выделение важной информации интонацией.
- Правильное проговаривание не коверкание слов. Правильное построение предложений, постепенное усложнение.
- Задавание вопроса, требующее развернутого ответа.
- Выдерживание паузы после заданного вопроса, давая время подумать над ответом.
- Внимательное вслушивание в звуки окружающей среды, определение их происхождения. Превращение это в игру.
- Рассказывание занятных историй, а затем просить ребенка пересказать. Это можно превратить в семейную игру.
- Работайте вместе с профессионалами. Результатов можно добиться, совмещая занятия с закреплением.
- Проявляйте терпение, не раздражайтесь, не называйте ребенка глупым, не ругайте за медлительность реакции.
- Найдите единомышленников, вместе легче справиться с психической нагрузкой, решать сложные ситуации.
- Не опекайте чрезмерно. Ребенку необходима самостоятельность, новый опыт, контакт с нестандартными задачами. Контролируйте, как справляется ребенок с ними, но не делайте это за него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников
Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему- "Мелкая моторика это интересно"
Консультация учителя-дефектолога для родителей в начальной школе....
«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»
Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...
Рекомендации учителя-дефектолога родителям.
Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с ОВЗ....
Консультации учителя-дефектолога для педагогов и родителей
Консультация учителя-дефектолога для педагогов и родителей...
Методическая разработка: «Закрепляй-ка» - преемственность в работе учителя-дефектолога с родителями, программа сотрудничества с семьей
laquo;Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-дефектолога». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с нарушениям...