Памятка для родителей "Речевое дыхание"
консультация
- Первоначально проводится работа над развитием длительного плавного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи, излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное диафрагмальное дыхание.
- С целью контроля рука взрослого кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения взрослого.
- Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3—5-секунд-ного перерыва рекомендуется переходить к следующим упражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5— 6 мин.
- В начале цикла обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется по одному упражнению. Весь комплекс дыхательной гимнастики составляют одиннадцать упражнений.
- В системе русского языка есть звуки, которые произносятся без участия голоса, другие – с голосоподачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
ПАМЯТКА
по работе над правильным речевым дыханием.
- Первоначально проводится работа над развитием длительного плавного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи, излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное диафрагмальное дыхание.
- С целью контроля рука взрослого кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения взрослого.
- Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3—5-секунд-ного перерыва рекомендуется переходить к следующим упражнениям. Продолжительность дыхательной гимнастики 5— 6 мин.
- В начале цикла обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется по одному упражнению. Весь комплекс дыхательной гимнастики составляют одиннадцать упражнений.
- В системе русского языка есть звуки, которые произносятся без участия голоса, другие – с голосоподачей.
Без участия голоса. | С голосоподачей. |
П – Пь, С – Сь, Ц, К – Кь, Х – Хь, Ш, Щ, Ч, Ф – Фь, Т - Ть | М – Мь, Б – Бь, Й, З – Зь, Г – Гь, Ж, В – ВЬ, Д – Дь, Р – Рь, Л – Ль, Н – НЬ А, Ы, Э, О, У Я, И, Е, Ё, Ю |
Первый этап – формирование неречевого дыхания.
Формирование длительного выдоха у детей.
1. Игра “Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу). Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
2. Игра “Шарик”. Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
3. Игра “Перышко”. Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
4. Игра “Занавесочка”.
Оборудование: домик с окошком, на окошке занавесочка (полоски из тонкой бумаги); набор мелких игрушек (игрушки из «Киндер – сюрприза», фотографии, сюрприз) расположенных за “Занавесочкой”. Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”, провоцируя на продолжительный ротовой выдох.
6. Игра “Ветерок”. Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.
7. Игра “Бабочка лети”. Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится –
Бабочка садится.
Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
8. Игра “Кораблик”. Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
10. Упражнение “Загони мяч в ворота”. Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
11. Игра “Погреем руки”. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.
13. Игра “Пузырьки”. Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).
14. Игра “Капелька”. Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.
Дифференциация носового и ротового выдоха.
Комплекс 1.
- Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
- Закрыть одну ноздрю пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю.
- Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м…).
- Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
- Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…).
- Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…).
- Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
- Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдуть челку).
Комплекс 2.
- Поглаживая нос от кончика носа вверх средними пальцами, делать вдох, похлопывая этими же пальцами по ноздрям, - выдох.
- Широко открыть рот и подышите носом.
- То же самое – с круговыми движениями головы.
- То же самое – с наклоном туловища вниз.
- То же самое – во время ходьбы.
- То же самое – во время бега.
- То же самое – скрестив руки на затылке.
- То же самое – скрестив руки на пояснице.
- Закрыть пальцем одну ноздрю, выдохнуть и вдохнуть другой. Затем подышать через другую ноздрю.
- Закройте ноздри пальцами и посчитайте до 5, открыть ноздри и посчитать вслух.
Комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики
(по А.Н. Стрельниковой)
1. Упражнение “Ладошки”.
И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2. Упражнение “Поясок”.
И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.
4.Упражнение “ Кошка”.
И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз.
7. Упражнение “Повороты головы”.
И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.
8. Упражнение “Ушки”.
И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.
10. Упражнение “Перекаты”.
И. п.: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге — вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге — вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Выполнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. Упражнение “Танцевальные шаги”.
И. п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.
Второй этап – формирование диафрагмального дыхания
1. Игра “Покачай игрушку”.
Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом, живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается. Затем отрабатываются варианты, сидя, потом стоя.
Комплекс 1.
Упражнения в исходном положении “стоя”.
- Руки на бедрах, полунаклон вперед – короткий вдох, возвращение в исходное положение-выдох. Спина прямая. Выдох фиксированный (через небольшое отверстие в сомкнутых губах), на счете (мысленном) до 10.
- Руки на бедрах, откинуть корпус назад – короткий вдох. Возвращение в исходное положение – выдох, фиксированный на счете (мысленном или вслух) до 10.
- Руки на бедрах, наклон вправо – короткий вдох. Возвращение в исходное положение – выдох. И наклон влево – вдох, возвращаясь в исходное положение, – выдох. Повторить 5 раз. На выдохе медленно тянуть вслух сочетание звуков ГМММММ…ГМММММММ…
- Руки сплести на пояснице, полунаклон вперед – короткий вдох, возвращаясь в исходное положение, – выдох. Повторить 5 раз. На выдохе протянуть сочетание звуков ДММММ…ДМММ…
- Руки сплести на пояснице, откинуть корпус назад – вдох, возвращаясь в исходное положение,– выдох. Повторить 5 раз. На выдохе протянуть сочетание звуков ЗМММ…ЗМММ…
Комплекс 2.
Упражнения в исходном положении «сидя».
(Вдох всегда короткий-1-2 сек., фиксированный выдох – всегда медленный.)
- Руки скрестить на затылке. Полунаклон вперед – вдох, возвращаясь в исходное положение, – выдох (выдох фиксированный, с медленным счетом до 10). Спина прямая.
- Руки на бедрах. Поставить правую ногу на носок – вдох, возвращаясь в исходное положение, – выдох. То же самое проделать с левой ногой. Повторить 5 раз.
Третий этап – формирование речевого дыхания.
Упражнение “Каша кипит”.
Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь – выдох. Втянуть живот, опустить грудь – выдох.
Упражнение “Трубач”.
И.п.: сидя на скамейке или на стульчике, кисти рук сложить в трубочку и поднести ко рту. Вдохнуть и медленно, удлиненно выдохнуть воздух с громким подражанием звука трубы «п –ф – ф –ф…» до конца выдоха. Повторить 4 - 5 раз.
Упражнение “Катание мяча”.
И.п.: Стоя, ноги широко расставлены. Взять в обе руки большой резиновый мяч, поднять его вверх, затем отпустить на пол и толчком покатить вперед по полу – выдох. На выдохе громко произнести звук «б – а – х…».
Упражнение “Насос”.
И.п.: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдохнуть, затем наклонить туловище в сторону, рука скользит вниз по ноге, другая поднимается вверх до подмышечной впадины. При этом надо громко произносить звук «с – с – с…». Выпрямиться - вдох, то же в другую сторону.
Упражнение “Рубка дров”.
И.п.: стоя, ноги расставлены в сторону. Поднять руки вверх, нагнуться вниз – «удар топором» - выдох и произносить протяжно «у – у –х – х …» до конца выдоха.
Упражнение “Ворона”.
И.п.: сидя на скамейке, поднять руки через вверх в стороны – вдох. Медленно опустить руки вниз – выдох. При этом громко произносить звук «р – р – р…».
Упражнение “Жук”.
И.п.: сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад – выдох, на выдохе произносим звук летящего жука «ж – ж – ж…». Вернуться в исходное положение. То же движение повторить в левую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Дыхание.Значение дыхания.Органы дыхания".
Предлагаемый урок содержателен, насыщен разнообразными формами работы. Опираясь на обыденные знания детей, на простые опыты в классе, учитель подводит учеников к необходимости более глубокого из...
"Органы дыхания. Гигиена органов дыхания" разработка урока по окружающему миру в 4 классе
«Органы дыхания. Гигиена органов дыхания»1. Познакомить с дыхательной системой человеческого организма, с ролью органов дыхания, входящих в неё.2....
Органы дыхания. Гигиена дыхания.
На уроке обучающиеся будут оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья и сохранение здоровья окружающих, формировать основы экологического сознания, освоение элементарных ...
Проект «Дыхание. Основные правила гигиены дыхания. Пыль: вечная, загадочная и... опасная!»
quot;Окружающий мир" и внеурочная деятельность "Загадки планеты"...
КОНСПЕКТ Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания (образовательная область Здоровье)
Задачи: дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает воздух. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута» и воздух свежий.Выделять роль комна...
Памятка по БОС "Правильное дыхание - основа здоровья"
Правила диафрагмально - релаксационного типа дыхания....
Памятка для родителей «Работаем над дыханием»
Без правильного дыхания невозможна постановка дефектных звуков....