Игры – головоломки как средство развития логического мышления
консультация

Хроменкова Марина Павловна

Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx289.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Игры - головоломки как средство развития логического мышления.

Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Дети старшего дошкольного возраста могут использовать игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры:

  • квадрата – в игре «Танграм», головоломке «Пифагор», прямоугольника – в игре «Пентамино», овала – в игре «Колумбово яйцо», круга – в играх «Вьетнамская игра», «Волшебный круг».

Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. У некоторых ребят возникают затруднения при составлении силуэта по нерасчленённому образцу, при реализации своего замысла, что вызывает угасание интереса к играм. Поэтому, в начале полезно организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами. Цель упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей).

Предлагаем подготовительные игровые упражнения:

  • Составление простых изображений (домиков, снеговиков, лодок, корабликов и т. д.) из разнообразных мозаик, комплектов геометрических фигур.
  • Игра «Составь фигуру» (геометрическую): квадрат, треугольник, прямоугольник с разными соотношениями сторон.

В игре используются равносторонние, прямоугольные, равнобедренные треугольники нескольких размеров.

Варианты игровых заданий:

- составь прямоугольник из квадратов, из прямоугольников;

- составь квадрат из прямоугольников и из квадратов;

- составь четырёхугольник из треугольников;

- составь силуэт по собственному замыслу (дом, человек, заяц, мишка и т. п.).

Дети называют вновь полученную фигуру, сосчитывают углы, стороны, показывают составляющие её геометрические фигуры. Что развивает сенсорные способности, воображение, творчество.

Знакомить детей с играми надо постепенно, важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтов используется весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу. Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями.

  • Первый путь предполагает составление фигур-силуэтов

из частей по расчленённому образцу. Упражнения по составлению фигур-

силуэтов начинаются с рассматривания образца. Анализ расположения частей начинается с основной части (стены домика, туловища человека), после этого отмечается строение остальных. За анализом следует составление фигуры детьми и проверка выполнения – сравнение с образцом. Составление силуэтов по расчленённому образцу не вызывает у детей активной умственной деятельности, а сводится в основном к копированию. Но этот этап работы с детьми необходим для упражнений в способах соединения частей, выработки умения представлять пространственные изменения. Долго задерживаться на этом этапе не следует, достаточно составить 2-3 силуэта по образцам данного вида.

  • В следующем этапе работы, основным является обучение детей составлению фигур по образцам контурного или силуэтного характера – не расчленённым. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть образец и представить, как он составлен (по расположению частей), организует детей на предположительный анализ. За зрительным и мыслительным анализом следует составление, расположение частей, что и является проверкой предположения. В случае неправильных пробных действий следует вновь вернуться к анализу образца. Для развития мыслительной деятельности детям предлагают планировать ход поисковых действий: «Расскажи, как будешь составлять фигуру». Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать. В дальнейшем они составляют изображения по собственному замыслу.

Дошкольники придумывают и составляют интересные фигуры – силуэты, которые могут служить образцами в игре (животные, птицы, игрушки). В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно творчески решать интересные несложные задачи.

Эти головоломки можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Более практичный и долговечный вариант можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из-под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав головоломку из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Решение головоломок способствует активизации не только мыслительной деятельности ребенка, но и развитию у него качеств, необходимых для профессионального мастерства, в какой бы сфере он не трудился в будущем.

https://sun9-9.userapi.com/impf/c831408/v831408112/1d9edc/G_QAY1_Tttk.jpg?size=960x720&quality=96&sign=287c36442874630a619de416b512cb50&type=album   https://sun9-57.userapi.com/impf/c849320/v849320112/d0f07/2YNc8yawnwY.jpg?size=960x720&quality=96&sign=b5c3db9fcc2acc8023f07425ea9ba564&type=album

https://sun9-35.userapi.com/impf/c848636/v848636752/cd008/rrTrkmWwSHI.jpg?size=960x720&quality=96&sign=05188b128d7e51e38da98508e1be25c1&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация на тему: "Задачи с пропорциональными величинами как средство развития логического мышления на уроках математики в 4 классе.

В данной работе проведен анализ заданий  с  пропорциональными величинами в учебнике математики 4 класса ( авторы : Т.Е. Демидова ,С.А.Козлова, А.П.Тонких  ; УМК  "Школа 2100")...

Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.

Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

Научная публикация на тему: "Задачи с пропорциональными величинами как средство развития логического мышления на уроках математики в 4 классе".

В данной работе проведен анализ заданий  с  пропорциональными величинами в учебнике математики 4 класса ( авторы : Т.Е. Демидова ,С.А.Козлова, А.П.Тонких  ; УМК  "Школа 2100")...

Исследование "Моделирование как средство развития логического мышления младших школьников "

Мы предполагаем, что использование моделирования будет результативным средством развития логического мышления младших школьников при следующих условиях:Ø Будут учтены возрастные особенности развития л...

«Программа дополнительного образования «Умники и умницы» как средство развития логического мышления младших школьников».

Данная программа  имеет социально-педагогическую направленность.Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает однов...