Родительское собрание "Проблемы адаптации школьника"
классный час (1 класс)

Родительское собрание "Проблемы адаптации школьника" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc97 КБ
Файл buklet_dlya_roditeley.docx90.74 КБ
Файл dp._raspechatki.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Экзаменационный билет № 4

Аннова Екатерина 48б группа

Конспект родительского собрания в 1 классе

 «Проблема адаптации первоклассника в школе»

Вводная часть (3 мин)

Здравствуйте! Сегодня наша встреча посвящена актуальной проблеме.  

Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.

– Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?

– Можем ли мы, взрослые, им помочь?

– Не кажется ли вам порой, что мы сами иногда оказываемся в тупике: что делать?

Убеждена, что каждый из вас абсолютно все готов сделать для своего ребёнка, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, чтобы осталось как можно меньше вопросов и «белых пятен» на пути адаптации детей к школе. Ведь именно родители должны оградить своих детей от интеллектуальных и психологических нагрузок. Как же подготовить своего первоклассника к школе?

Сегодня мы поговорим о проблеме адаптации первоклассников в школе и о путях их преодоления. Наше собрание пройдет в форме круглого стола

Тема нашего собрания: Проблема адаптации первоклассника в школе.

Какой результат вы хотели бы сегодня получить по окончанию нашего собрания?

На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы?

Обобщая ваши запросы, я предлагаю сформулировать цель родительского собрания так: познакомиться с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения и определить эффективные пути преодоления проблем адаптации первоклассника в школе.

Основная часть (10 мин)

Предлагаю для начала разобраться, что же такое адаптация? Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. И ко всему этому нужно приспосабливаться, привыкать.

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. 

Дубровина И.В. определяет адаптацию как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.

Игра «Корзина чувств»

После того, как ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства (позитивные и негативные), которые может испытывать любой человек. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство (Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают; это задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания).

Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

Физиологические условия адаптации ребенка к школе:

Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов. Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.

Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и недомогания.

Упражнение «Слепой, и поводырь»

Инструкция: упражнение выполняется в родительских парах, где один из участников исполняет роль «поводыря», а другой – «слепого» (пары образуются по симпатиям). «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему на плечо вытянутую руку. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача «слепого» – быть внимательным к действиям «поводыря». Затем «поводырь» должен посадить «слепого» на стул и выбрать себе другого «слепого» (незнакомого для него родителя), которого он тоже должен провести по классу.

Обсуждение

Учитель обсуждает с родителями – «слепыми» их самочувствие во время проведения первого и второго этапа этой игры. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно «слепому», если «нет», то почему?

Вывод: первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И задача родителя: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя.

Психологические условия адаптации ребёнка к школе.

Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Для первоклассников особенно важно:

- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе;

- простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;

- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу;

- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего, покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Предлагаю ознакомиться с тем, какие действия должны предпринимать родители для преодоления проблем адаптации первоклассника в школе, посмотрев следующее видео: https://dzen.ru/video/watch/62fbd3a0b3e6ac5b4606cd9e?f=video 

Как же преодолеть проблемы адаптации первоклассника в школе?

 В попытке ответить на этот вопрос предлагаю вам сегодня заполнить буклет. Это поможет нам зафиксировать и систематизировать результаты нашей встречи.

В буклете мы обозначим основные положения по проблеме адаптации первоклассника в школе. (заполняют 1 и 3 колонки) (Приложение 1)

Важно! Родителям не надо самим забывать о выполнении правил. Главная мотивация к действию – наглядный пример взрослых и их поддержка.

Заключительная часть (2 мин)

Наша встреча подходит к концу. Предлагаю повести итоги. Сегодня мы ставили перед собой цель: познакомиться с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения и определить эффективные пути преодоления проблем адаптации первоклассника в школе. Прошу вас высказать свое мнение, насколько полезным было для вас родительское собрание? Будете ли вы использовать в воспитании своих детей полученные советы? Что для вас оказалось ценным и полезным?

Я предлагаю дополнительную информацию, изучение которой поможет продвинуться дальше в изучении данной проблемы:

Когда отдавать ребенка в школу – zen.yandex.ru/...65c0ae62?&

Что нужно знать к 1 классу – zen.yandex.ru/...8da2b9f4?&

Готовность ребенка к школе – zen.yandex.ru/...251f20ec?&

Собираем первоклассника в школу - zen.yandex.ru/...01a5708a?& 

Спасибо вам за внимание! Я была рада встрече с вами!

Резерв

Как объяснить ребенку последствия безответственности

Чтобы ребенок понял, к чему ведут безответственные поступки, перестаньте контролировать дела, с которыми он может справиться самостоятельно.

1. Дайте ребенку получить негативный опыт, если:

  • Не завел будильник и проспал – опоздал в школу.
  • Не поставил просушить сапоги с вечера, они остались мокрые – прогулка отменяется.
  • Забыл сделать домашнее задание – получил плохую оценку.
  • Не купил хлеб, как мама просила – ужин будет без хлеба.

Когда ребенок познает – он сталкивается с ошибками. Опыт - это тоже результат, и ничего страшного в негативных последствиях ошибок нет. Наоборот, так он лучше всего прочувствует, к чему приводит безответственность, и в следующий раз заведет будильник.

2. Покажите, что вы тоже не идеальны и можете ошибаться

Принятие своих ошибок – бесценное качество, которое не дает человеку опускать руки, бросая начатое из-за временных трудностей.

Например: в детском саду Лиза так увлеклась игрушечным домом и куклами, что не сделала красивую аппликацию, как остальные ребята. Когда настало время собираться домой, она расстроилась, что у всех есть яркие аппликации, а она не сможет подарить такую же маме и папе. Воспитательница могла бы предложить девочке сделать работу на скорую руку, но вместо этого сказала: «Лиза, ты выбрала игру с куклами, поэтому у тебя не осталось времени на аппликацию. Мы уже убрали ножницы, клей и бумагу. Ты сможешь сделать подарок маме завтра, если вовремя вспомнишь об этом».

3. Объясняйте последствия плохого поведения

Важно не просто делать замечания, а пояснять, почему нарушение правил влечет негативные последствия. Например: мальчик, усевшись на сидение в автобусе, сильно размахивает ногами. Реакция мамы:

  • Не болтай ногами, так нельзя!
  • Ты болтаешь ногами. Так можно ударить или испачкать других людей. Разве им будет приятно?

Часто мы, неосознанно, выбираем первый вариант. Но эта фраза имеет сиюминутный эффект, и ситуация может повторяться бесконечно. Во втором случае мама пытается скорректировать поведение сына, побуждая подумать над последствиями своих действий. Так, помогая осознать мотивы поступков и результаты содеянного, родители решают важную задачу, как приучить ребенка к ответственности и воспитать чувство долга.

Право выбора

Предоставляя детям возможность выбирать, родители воспитывают здоровую самооценку, уверенность, настойчивость, мотивацию двигаться вперед, целеустремленность. Если за ребенка все время принимают решения, он не сможет реализовать творческий потенциал.
Предлагайте детям доступный выбор:

  • «Ты пойдешь в гости в фиолетовом или желтом платье?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поручение посильных дел

Определитесь, что дети могут сделать сами, без помощи взрослых. Например: застелить кровать; выучить стихотворение.

Установление границ

Хорошим ответом на вопрос: как воспитать в ребенке чувство ответственности, будет введение семейной системы правил. Например:

  • мыть свою чашку и тарелку;
  • содержать в чистоте личную комнату;
  • делать все уроки до прогулки;
  • самостоятельно кормить и выгуливать домашнего питомца.

Поощряйте малыша за старания, только не платите за домашние дела. Предлагайте небольшие привилегии: дольше почитать книгу вечером для любителей чтения;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________За несоблюдение правил, наоборот, лишайте любимых занятий, но осторожно. Например: сократите количество вечерних мультфильмов;

Контроль

Детям свойственно легко забывать о поручениях, особенно если есть более интересные занятия. Маме и папе сначала придется часто напоминать о выполнении обязанностей. Этот период нужно пережить, не отступая от задуманного. Через какое-то время напоминания уже не понадобятся.

  • Для малышей сигналами-напоминалками послужат яркие карточки с картинками, символизирующими определенное занятие.
  • Детям постарше подойдет список дел, написанный крупными яркими буквами. Прикрепите напоминания на холодильник. Если ребенок забыл о важном деле, просто покажите список и поинтересуйтесь, все ли он сделал?

Родительское собрание в 1 классе «Проблема адаптации первоклассника в школе»

Форма: круглый стол

Цель: познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения и определить эффективные пути преодоления проблем адаптации первоклассника в школе.

Задачи:

Дидактические: познакомить условиями адаптации первоклассников; определить способы преодоления проблем адаптации первоклассников;

Развивающие: развивать интерес в ходе собрания; в выражении вербальным или невербальным способами своих чувств, переживаний, эмоций; развивать навыки сотрудничества, партнёрства, сплочённости между взрослыми и детьми; создать комфортную обстановку для всех участников собрания.

Воспитательные: пробудить чувство ответственности, долга; создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления.

Методические источники:

  1.  Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс 2007 год.
  2.  Чибисова М. Психологические занятия для будущих первоклассников // Школьный психолог. 2002. № 11.
  3. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000год
  4. Рекомендации родителям:

https://dzen.ru/video/watch/62fbd3a0b3e6ac5b4606cd9e?f=video

Когда отдавать ребенка в школу – zen.yandex.ru/...65c0ae62?&

Что нужно знать к 1 классу – zen.yandex.ru/...8da2b9f4?&

Готовность ребенка к школе – zen.yandex.ru/...251f20ec?&

Собираем первоклассника в школу - zen.yandex.ru/...01a5708a?&



Предварительный просмотр:

Признаки успешной адаптации

  • Удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
  • Ребенок легко справляется с программой.
  • Степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому.
  •  Удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

i?id=130712099-50-72&n=21

Рекомендации родителям

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  •  Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не унижайте ребенка наказывая его.
  • Постарайтесь ребенку делать меньше замечаний.
  •   С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

28haxixm4n

Признаки дезадаптации

  • Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  • Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о школе.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы не те или иные события связанные со школой.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

i?id=285461460-09-72&n=21



Предварительный просмотр:

План:

  1. Вспомнить о разнообразии пластичных материалов;

2) Узнать об особенностях скульптуры;

3) Выполнить фигурку кошки в движении пластическим способом

Цель:научиться находить значение неизвестного вычитаемого

План:

1.Узнать правило нахождения неизвестного вычитаемого

2.Научиться решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и дл...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал разработан к родительскому собранию в 1 классе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Наступил долгожданный день. когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка... Но уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первокла...

Родительское собрание "Адаптация школьника в 5 классе"

Конспект родительского собрания, которое знакомит родителей с особенностями перехода учащихся из начального звена в среднее, рекомендации для родителей....

Родительское собрание "Адаптация младшего школьника к обучению"

Родительское собрание "Адаптация младшего школьника к обучению"...