Родительское собрание "Адаптация первоклассников"
методическая разработка (1 класс) по теме

Наступил долгожданный день. когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка... Но уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первоклассниками? Как говорить о проблемах с родителями? Может быть конспект этого собрания даст вам реальный материал для организации совместной деятельности в организации адаптации первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_adaptaciya_pervoklassnikov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Текст приглашения.

Текс приглашения вывешивается на стенде.

Наступил долгожданный осенний  день, когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка… Но как быстро  порой это все проходит… Уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первоклассником? Усталость, грусть, недомогание… Как помочь детям?

Уважаемые родители!

Если вас беспокоят самочувствие ребенка, вы хотите, чтобы он был успешным и радостным в школе…Вам хочется найти ответы на возникшие вопросы, понять поведение  ребенка… Для этого мы приглашаем вас на заседание «круглого стола» «Проблемы адаптации первоклассников в школе», который состоится…..

Подробный сценарий встречи.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Цель. Помочь родителям разобраться в трудностях, которые испытывает их ребёнок в первые дни обучения в школе, проанализировать своё отношение к этой проблеме и найти пути её разрешения.

Ход собрания.

  1. Эмоциональный настрой на собрание. Игра «Корзина чувств»

Уважаемые мамы и папы, бабушки! У меня в руках корзина, на дне которой находятся листочки с написанными на них  разнообразными чувствами. Здесь есть позитивные и негативные, т.е все которые может испытывать человек.

После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование.

Опустите руку в корзину, возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребёнок находится в школе, и назовите это чувство.

Положительные чувства:  радость, удовольствие, веселье, желание, учится, удивление, гордость, воодушевление, интерес, любознательность, восторг.                                                              Отрицательные чувства: неуверенность, страх,  равнодушие, отвращение,  беспечность, беспокойство, тревожность,  отчаяние, растерянность, неопределенность. Почему возникло такое чувство? Объясните.

  1. Обсуждение вопроса о проблемах адаптации.

        «Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет весь его образ жизни. Почему? В чем разница между дошкольником и первоклассником.

Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружение в игру сменяется жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудится, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено программой, добиваться результатов.

В этот момент жизни, меняется весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, эмоции, круг общения.

Ребенок все это должен пережить, то есть адаптироваться.

Адаптация- это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, требований, новому режиму жизнедеятельности. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении.

 Адаптация -  процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям.

3.Упражнение «Адаптация глазами…»Сейчас вам предлагается перевоплотиться в роль, указанную на карточке (дети, родители, учителя), которая стоит на вашем столе, и постараться увидеть все трудности, с позиции вашей роли, обозначить их, предложить пути выхода из них. Время для обсуждения –10 минут.

 Далее – выступления спикеров от каждой группы, дебаты, обобщение психологом сказанного по каждой группе.

4.Игра «Хорошо-плохо» Хорошо быть первоклассником… Плохо быть первоклассником…

5.Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

  1. достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;
  2. возраст начала систематического обучения;
  1. рациональная организация учебных занятий, рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).

6.Задание «Когда уместна тревога?»

 Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем вредят ребёнку. Психологи помогают нам разобрать в этом вопросе. (таблица на доске)

Обычно

Опасно

Снижается первоначально непосредствен-ный интерес к школе, занятиям

 Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков

Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным

Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения

Радуется, когда не надо делать домашнее задание

Делает уроки только «из-под палки»

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки

Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается  постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые  кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов

Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу

Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

7. Демонстрация фотоматериалов о работе психолога с первоклассниками в период первичной адаптации в школе (показ слайдов)

8.Мини-анкета «Общение с детьми»Внимательно посмотрите на мимические выражения и ответьте на вопросы:

   

1.С каким выражением лица, вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? (нарисуйте)

2.С каким выражением лица чаще всего общается с вами ваш ребенок?

3.Каким должно быть выражение лица  вашего ребенка во время общения с вами?

А теперь загляните на обратную сторону листочка. Так ваше общение оценили ваши дети. Сравните.

8. Эстафета. Родители должны продолжить начатое психологом предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать мяч.

9.Работа по подгруппам. « Как помочь детям в период  адаптации»

Представьте программу своих действий. Обсуждение.

 Выработанные рекомендации:

1.Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Научите соблюдать режим дня.

2.Не пугайте ребенка трудностями в учебе.

3.Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.

 4.Цените в своем ребенке индивидуальность.

5.Вселяйте в ребенка  уверенность в  своих силах.

6.Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним.

7.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.

8.Позволяйте проявлять самостоятельность.

9.Дайте ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха.

10. Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 11.Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.

10.Рефлексия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первоклассник и компьютер"

Как-то совсем незаметно и очень быстро компьютеры проникли в наши гостиные, спальни, а иногда даже на кухне можно встретить компьютер в соседстве с телевизором. Если же пока в комнате вашего ребенка к...

родительское собрание "Первоклассник: "ХОЧУ" и "НАДО"

В беседе с родителями первоклассников разграничиваются эти понятия. даются советы родителям во воспитанию качеств ученика. прилагается памятка для родителей...

материал для родительского собрания первоклассников.

Собрание для родителей первого класса о внедрении ФГОС в начальном образовании....

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

Родительское собрание первоклассников.Знакомство

Родительское собрание первоклассников.Знакомство...

Материал для родительского собрания "Первоклассники"

Шести-семи летние дети  – самые маленькие школьники. Первого сентября в их жизни совершается важное событие: они поступают в школу, как говорил Гегель «переходят в гражданское состояние». Готовы ...